Казаки - нагайбаки

 Знаете ли вы, что есть такие?
 Малая народность, по переписи 2002 года около 10 000 человек.
 Относятся к тюркским народам, сами себя относят к булгарам.
 Родственные им народы - керешины, или кряшины, такая же малая народность, проживающая в Татарстане.
 Нагайбаки проживают в Нагайбакском районе Челябинской области.

 Что самое поразительное для нас - у них названия сел и деревень на французском, польском, немецком языках (!)
  Например - есть село Париж, село Фершампенуаз, Кассель,Треббия, Арси, Остроленка.
  В Париже есть даже копия Эйфелевой башни, стоящая в центре села!
  Все эти названия казаки присвоили своим селениям в честь победы нагайбаков над армией Наполеона в 1812 году, так как воевали совместно с русской армией.

 В 1736 году по указу императрицы Анны Иоанновны в целях укрепления пограничья с Башкирией на территории Южного Зауралья было создано Нагайбакское казачье войско, а на реке Ик заложена Нагайбакская крепость. Туда из Уфимского уезда на службу были собраны «новокрещены», переехавшие из Татарии и Башкирии с женами и детьми.

 Новые казаки, как защитники Отечества, принимали участие во всех крупнейших сражениях XVIII века, в Отечественной войне 1812 года, заграничных походах. В честь побед русского оружия позднее на территории района появились поселки Кассель, Остроленка, Париж, Треббия, Арси, Куликовский. А районным центром стало село Фершампенуаз, получившее свое название в память о сражении под одноимённым французским селением на реке Марне. О славных победах напоминает серебряный меч в центре герба Нагайбакского района — геральдический символ власти, мужественности, силы.

 Исследователь позапрошлого века С. Рыбаков про них писал: “Нагайбаки проникнуты духом казачества, они ловки, ухватливы, смелы в речах и действиях, держат себя молодцевато и независимо; военный образ жизни, гимнастика, значительная жизнь на лоне природы образовали в них рослое, энергичное и работающее племя...”

 Историк нагайбаков, житель села Фершампенуаз Александр Григорьевич Тептеев утверждает, что тюркский язык был таким международным языком средневековой Азии. Какой была речь нагайбаков изначально - неизвестно. О происхождении нагайбаков доминирующей теории нет. Существует поверье о том, что нагайбаки произошли от ногайских воинов – охранников царицы Сююмбике,жены Сафа-Гирея, правительницы Казанского ханства (1549-1551гг.). Их нанимали  как искусных, преданных и честных воинов, благородных рыцарей средневековой Азии. Когда пала Казань, ногайцы, ведомые некоим Ногай-Беком, пошли искать другую службу и стали служить московскому царю.
 В Оренбургском крае испокон веков воевали друг с другом: башкиры,  киргиз-кайсаки, калмыки. Так продолжалось сотни лет. Для установления мира решили враждующие между собой народы разделить широкой полосой казачьих поселений. Для этого проложили новую сторожевую линию от Троицка до Орска протяженностью в пятьсот верст. Этот район вошел в состав Оренбургского казачьего войска.

Весной 1842 года казаки-нагайбаки с семьями из Бакалинской и Нагайбакской станиц, погрузив свои пожитки на подводы за установленные 24 часа, длинными обозами пустились в долгий путь, пересекли Уральский хребет и оказались на “новолинейных” землях. Каждая переселенная семья получила для постройки дома от 50 до 75 стволов строевого леса. На каждую мужскую душу нарезалось до 30 десятин земли. По ходатайству генерала-губернатора Оренбургского края П.Сухтелена казачьим постам, крепостям и станицам присвоены названия, связанные с победами русского оружия: Кассель, Остроленка, Фершампенуаз, Париж, Треббия, Балканы, Лейпциг и т.п. Всего - 31 название, по местам сражений в Европе. Так началась история уникальной страны нагайбаков.

ps:  Кстати сказать - Суворов Василий Иванович (отец будущего генералиссимуса России Александра Васильевича Суворова) -  выходец из"мензелинских служилых людей", один из первых включенный в дворянскую книгу Уфимской губернии. Он был первым атаманом нагайбакского казачьего войска.(М.С.Глухов,Tatarika - энциклопедия, стр.430, Казань, 1997г).

Используемые материалы из истории нагайбаков:

Википедия,

http://genamikheev.narod.ru/index/0-229

PS: А вот как нагайбакские казаки вели себя в Париже:

http://russian7.ru/post/kak-russkie-parizh-vzyali/
только почему-то авторы этой статьи ни разу не заикнулись о казаках - нагайбаках. В статье присутствуют донские казаки и калмыки на верблюдах.
Что и говорит о замалчивании истории нагайбакских воинов.

 


Рецензии
Век живи, век учись, как говорится: до сих пор даже не слышал о таком народе, хотя пять лет проучился в ЧГИКе. Спасибо, Светлана, просветили. Только не ясным для меня остался вопрос веры нагайбакцев... С уважением,

Габдель Махмут   23.01.2018 19:06     Заявить о нарушении
Они православные. Раньше были мусульмане, я думаю, во время взятия Сибири Ермаком, они перешли в православие. У них есть потомки Кучумхана - род Ишимовых, Ишмаметьевых и Бургучевых.

Светлана Феттер   23.01.2018 19:33   Заявить о нарушении
На это произведение написано 7 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.