Дэвид Аарон. Тайная жизнь Бога

(авторское переложение идей книги)

В еврейской традиции основное имя Бога передается буквами YHVH и никогда не произносится. Сокровенная жизнь Бога остается тайной для нас, несмотря на то, что мы все живем этой жизнью. Мы сотворены мыслью Бога, и чем больше в нас сознания, тем  реальнее и сильнее мы связаны с источником мысли. Мы действующее лицо драмы, которое существует в воображении автора. Может ли мысль постичь мыслителя? Нам не нужно пытаться постичь Бога в терминах времени, пространства и существования, и не следует – в качестве объекта нашего разума, ибо он его  источник. Религиозный опыт – это опыт познания нас Богом. Пытаясь четко и ясно выразить истину о Боге с помощью логических рассуждений, мы приходим к парадоксам и противоречиям. Иудейская традиция не утверждает, что Бог думает так же, как и мы, жизнь не обязана подчиняться тем строгим требованиям логики, которые сформулировали греки.

Каббала (др.еврейское- «соответствовать») – это мистическое истолкование Торы, которая представляет собой учение пророка Моисея. Она говорит о сокровенной жизни Бога и об основной цели нашей земной жизни. Один из основных принципов каббалы  - микромир отражает макромир. Человек есть отражение Вселенной. Когда Беспредельный пожелал сотворить мир, он изъял свой Беспредельный Свет из средоточия, создав сферу пустоты. В этой пустоте Он сотворил сосуды и направил в них тонкий Луч Беспредельного Света. Однако сосуды не смогли удержать  свет и раскололись, и Вселенная погрузилась в хаос. Наша жизнь должна быть процессом приведения в порядок или воссоздания и преобразования сосудов так, чтобы впредь они могли удерживать в себе свет.

Определение абсолютного совершенства Бога включает в себя возможность двигаться от несовершенства к большему совершенству, пребывая в то же время совершенным. Иначе говоря, Бог умышленно вызвал несовершенство – хаос, и запустил динамический процесс роста совершенствования. Мы – расколовшиеся сосуды, и именно через нас Бог исполняет свое пожелание и участвует в процессе совершенствования. Мы – действующие лица в божественной драме. Бог пребывает в этом мире и принимает участие в нашей работе через нас, мы являемся одним из аспектов Бога. Он проявляет Себя в нас и все же остается запредельным. Наше предназначение – принять испытания мира и превратить их в служение Богу.

Мы видим изнанку ковра жизни, и она представляется нам путаницей, Бог же видит узор целиком и смеется – там все обретает смысл. Каббала учит, что Бог путешествует по жизни вместе с нами, разделяет с нами наши боли и беды, успехи и удачи. «Тешува» или «раскаяние» (буквально – возвращение) – ведущая тема Вселенной. Бог умышленно создал мир, который допускает вероятность ошибки. Наделав ошибок, мы испытываем раскаяние и смиряем себя, решая продолжить свое развитие. Все, что делает человек, оказывает влияние на Вселенную, ибо все направлено на создание порядка из хаоса. Бог не только наш тренер, побуждающий к новым достижениям, но и создатель спортсмена (души) внутри нас. И он кровно заинтересован в результате.

Талмуд говорит, что Бог создал энергию тешувы еще до сотворения мира. Жизнь – это бесконечные возможности выбора. Делайте, что в ваших силах, а ошибетесь – совершите покаяние. Бог сотворил этот мир для того, чтобы облегчить нам возможность  достижения добра, которое мы выбрали свободно. Абсолютное добро, достигнутое посредством выбора, нуждается в том, чтобы было возможно зло. Каббала учит, что наличие зла – основное качество и преимущество этого мира. Одна из уловок зла – попытаться убедить вас, что Бог – «на другой стороне», против вас. Это ложь. Бог всегда на нашей стороне, как бы низко мы не пали. И чтобы это ощутить, нужно всего лишь призвать Его.

Согласно каббале, Бог есть абсолютная реальность, тогда как существование мира не необходимо. Бог сотворил мир по абсолютно свободному выбору. Нет причины сотворения мира и человека, но есть цель, для которой мир был сотворен. Перед тем, как расколоться, сосуды вкусили Беспредельного света Господа. Мы – те самые разбитые сосуды – рождены в этом мире, чтобы оправдать перед Богом необходимость своего существования. Все, что мы делаем, необязательно, ибо если бы оно было необходимо, то зачем нам дана свобода выбора? Мы не должны что-либо делать, потому что свободны. Свобода приносит нам и удовольствие, и боль. Мы – проявление свободной воли Бога и в то же время – всего лишь возможность. В течение веков человечество хотело защитить себя от страданий, которые приносит нам свобода выбора, разными способами:

1. Отрицать и отвергать. Кто сказал, что мир сотворен по свободному выбору? Мир должен быть. Природа – абсолютная реальность, она просто иная форма вечности. Спиноза утверждал, что природа – это Бог. Она неизбежна и необходима. Наше существование необходимо, а свобода – это иллюзия. Все предопределено. Такое учение называется пантеизмом. В слиянии с природой человек достигает безопасности и уверенности в своем будущем. Современное язычество тоже делает природу своим кумиром. Его цель – слиться с природой, поступать в соответствии с естественными желаниями. Тора говорит, что человек должен подняться над природой, облагораживая все естественное, а не поддаваясь его искушениям.

2. Принять свое существование как ненужное, абсурдное, лишенное какого-то содержания. На этом построены философские системы Артура Шопенгауэра и некоторые восточные религии, стремящиеся к нирване – растворению личного Я в Абсолюте и подавлению желаний.

3. Путь Заповедей. Свободно выбрать нашу божественную миссию и быть орудием Господа. Мы можем покинуть свое тело и этот мир, но будем существовать вечно заодно с Богом.

Каббала говорит, что человек может обрести мир и покой только в Боге и нигде больше. Многие из тех, кто хочет быть ближе к Богу, занимаются различными школами медитации. Но только Заповеди как выраженная воля Господа, а не одна медитация, дают человеку возможность быть связанным с Божественным. Нуждается ли Бог в нас? И очень нуждается, и не нуждается вообще. Это зависит от выбора нас самих – выберем ли мы то, что должны делать согласно Его воле. Лишь тогда мы сможем почувствовать божественный характер нашего подлинного внутреннего я – искры Абсолюта.

По картине ползет муха. И пусть картина уже завершена, муха может ползать по ней, как ей захочется. В зависимости от выбранного пути, впечатления у нее будут разные. Ее выбор определяет последовательность и порядок событий, которые она переживала. Даже если мы решили делать добро, но наши усилия не приносят результатов, не надо отчаиваться: за результаты мы не отвечаем, они – в ведении Бога. Мы несем ответственность только за выбор, а остальное – в руках Божьих. Мы поставлены на земле не для того, чтобы строить этот мир, но созидать самих себя так, чтобы выразить в себе живой образ Господа. Мы всегда можем расти и развиваться, даже тогда – а иногда особенно тогда, когда мир вокруг нас рушится.

Мы имеем два лика одного Бога – лик запредельности (трансцендентности) и лик присущности (имманентности) или соответственно мужское и женское начало. В каббале мужское начало Бога – способность быть непредубежденным наблюдателем. Женское начало – сила сопереживания, способность посмотреть на положение дел с точки зрения участника. (Обратите внимание, как  иудаизм обходится без идеи Бога Сына – И.Х!).  Когда мы не придерживаемся заповедей, это подобно тому, что мы разъединяем проявление Божественного внутри нас и Божественного вне нас. При этом в онтологическом смысле Бог Един, две ипостаси Единого Бога – предмет нашего понимания, а не реальности.

По традиции еврейского образования человеку сначала следует прочно усвоить, что Бог запределен, а уже затем приобщить к истине, что Бог проявляет себя в самом человеке. Монотеистический образ Бога был необходим на ранних стадиях развития человечества. Монотеизм говорит, что существует Бог и существую я, и нас разделяет непреодолимая пропасть. На определенном этапе развития можно отказаться от упрощенного, монотеистического понимания Бога. Отделенность нас от Бога – это функция нашего способа мыслить и действовать, в действительности мы существуем внутри Бога. Мы разные, но не отдельные. Не существует ничего, кроме Бога, и ничего помимо Бога, поскольку все существует в Боге. Это не следует путать с пантеизмом, где Бог  есть Вселенная. Каббала говорит, что Бог без Вселенной остается Богом, ведь Бог сотворил ее по своей воле. Такие взгляды называют панентеизмом («все внутри Божественного»). Согласно монотеизму мы располагаем независимой личностью, согласно панентеизму ощущение себя личностью – иллюзия, основанная на ошибке восприятия. Согласно монотеизму, Бог повелевает нам исполнить Его волю - мы боимся наказания и страшимся потерять возможное вознаграждение. С точки зрения панентеизма, мы не против Бога, а с Ним и в Нем. Поэтому, чтобы оставаться верным себе,  нужно выполнять Его заповеди.


Рецензии
Благодарю за интересный материал для размышления!

С почтением к Вам,
Галина.

Галина Ефатерова   09.08.2019 23:30     Заявить о нарушении