Минута до вечности Сергея Довлатова

                "Портрет Довлатова"

                Минута до вечности

   Сергей Довлатов, кочевник питерских асфальтов  для меня - это символ неприкаянной молодежи эпохи  красных стягов и бровастого застоя. В то время тоталитаризм уже ослабел и вместо  массовых репрессий  шло  подавление отдельных бунтующих личностей. Сергей Довлатов описывает эти странные противоречивые годы, прекрасно показывает настроения тех времен, кухонные разговоры, откровения под   пизурок.
    Для меня исключительно интересны  жизнеописания  самого автора в его питерский период жизни, наполненные тонким  юмором и острыми бытовыми наблюдениями.  Здесь как бы видна связь с 19 веком и эпохой Николая I, названного в народе  Тормозом.  Лишние люди наполняют страну: по северной столице прогуливаются Онегин, Печерин, Чацкий и, конечно же, молодой Сергей Довлатов. Новое время - новый герой, всегда под мухой, неприкаянный в вечном  поиске денег и смысла бытия. Вокруг него потрясающий антураж, удивительный театральный реквизит в виде Фонтанки, разводных мостов, закованной в гранит Невы. Вот нашему герою предлагают играть Петра I , ведь он так похож  на великого реформатора, что не нужно тратиться на грим. Однако все срывается из-за всеобщей безалаберности и перманентной выпивки. Жизнь бессмысленная в эпоху развивающегося социализма. Сразу вспоминаются мытарства Бродского. Кажется ничего не может измениться, но нет.  Бунтарь и лишний человек в одном стакане   беспощадно режет линию судьбы. Собрав самые важные вещи в чемодан, Довлатов с женой  отбывает  за бугор. Там чемодан с самыми нужными  сверхважными , жизненно необходимыми советскими вещами оказывается сначала под кроватью, потом в пыльном чулане.   Кожаного с ремнями так никто и не открыл. Вся прошлая  питерская  жизнь оказалась телом без органов, ростком без корней, воздухом без кислорода, домом без крыши. Как ни странно, именно она разбудила писательский талант Сергея Донатовича.
  Довлатов научил меня смотреть на мир с иронией, а на себя с самоиронией. Без юмора, пусть черного, как  анекдот на похоронах, жить  совершенно невозможно.  Творчество Довлатова  глубоко элитарно  и соответствует эпохи постмодерна. Большинство россиян  ушли в премодерн, и этот разрыв с каждым годом увеличивается. Довлатов и Проханов не совместимы.   


Рецензии
Довлатов более счастливчик, если таковым можно назвать звание Герой Советского Союза ПОСМЕРТНО. "После смерти Серёжа сильно вырос", - заметил писатель Валерий Попов. У Довлатова есть хорошие рассказы, но в целом он случайно прославившаяся величина, а его повесть (или роман) о службе на зоне невозможно читать, так же как не смог прочесть и "Заповедник" (1977-1983), в котором отчётливо чувствуется влияние Венедикта Ерофеева "Москва-Петушки" (дата первой публикации 1973). Как человек, Довлатов был достаточно неразборчив, хотя трудно требовать моральности от художника. Можете в гугле найти и почитать "переписка довлатова с ефимовым". Считается, что читать чужие письма нехорошо, ну, так тогда и Франца Кафку читать нехорошо, он же запретил себя публиковать после смерти Максу Броду. В двух словах, Довлатов интриговал и оклевётывал своих знакомых, а его творчество, это, по мысли Ефимова, та же клевета, только в литературной форме. Довлатов умер от приступа сердечной недостаточности в Нью-Йорке, потому что во время попойки с друзьями в кармане не оказалось медицинской страховки, из-за чего приехавшие на скорой помощи пуэрториканцы не смогли оказать ему весь нужный для оживления комплекс услуг, каковая смерть от алкоголя и послужила причиной его невероятной славы у русского читателя. Надо отдать должное, он при жизни публиковался в "Ньюйоркере", а это очень круто. Правда, туда его пристроил Иосиф Бродский, перед которым Довлатов лебезил, за что нельзя осуждать его, умного человека. Мне больше всего нравится из его творений "Филиал". Кстати, его любовница, которую он там описал, после смерти издала на него поклёп, что он чуть её не убил из ружья, но любовница привирает, к тому же дура, почему бы Довлатову было и не пострелять, должен же он был где-то находить материал для творчества, "кровь - единственные чернила", (с) Валерий Попов.

Александр Шабанов   06.07.2016 16:58     Заявить о нарушении
Человек имеет право писать про свою жизнь. Он это делал ярко и интересно.

Валерия Демидова   07.07.2016 06:40   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.