Бесконечное лето

ПРОЛОГ
Знойный полдень. Пыльная бесконечная дорога, по которой идут измученная молодая женщина и девочка - подросток. Они несут сумку, в которой сидит маленькая, сомлевшая от жары девочка лет четырёх. Глаза девочки припухли от слёз. Её донимают мухи и оводы. В горле пересохло. Но нет и глотка воды. Она ничего не просит и лишь молча смотрит на пыльную дорогу.
– Потерпите, потерпите, – говорит женщина, – скоро дойдём до шоссе, там поймаем попутку и помчимся в город. Будет вам и водичка, и молочко. Потерпите мои родные, потерпите.
– До города-то триста километров, – говорит девочка-подросток, – но ты не бойся за нас, тётя Лида, мы сильные. Потерпим. – Девочка смотрит на тётю, по красивому  лицу которой, припудренному пылью, ползут полоски от слёз, – Какая-то бесконечная дорога. Когда она закончится?
– Бесконечные мытарства всё равно когда-то заканчиваются. Закончится и эта дорога. Всё у нас и у вашей мамы будет хорошо. Она вернётся, мы встретимся, и  будем жить все вместе.
– Тогда начнётся только счастливое бесконечное лето, да?
– Да, да. Наша жизнь превратится в  бесконечное лето.
                ________
Нина решительно нажала на кнопку звонка. Потом ещё и ещё. Приложив ухо к двери, прислушалась. За дверью всё было тихо, затем какие-то шорохи, тишина. Наконец, послышался сердитый старческий голос.
– Кто там? Не жду никого. Кто там?
– Баба Таня, открой! Баба Таня, это я, твоя внучка.
– Внучка? – за дверью задумались, засомневались, – Какая, такая внучка? Вот ещё новости, – заскрежетал замок, дверь приоткрылась. Баба Таня всматривалась в лицо высокой молоденькой девушки. – Правда что ли, внучка? Ну, заходи, если внучка.
Нина прошла за старухой в двухкомнатную «хрущёвку». Вместо прихожей вешалка со старым поношенным тряпьём. В углу комнаты телевизор, перед ним диван на который обе уселись рядом. Баба Таня внимательно оглядывала внучку. Её карие глаза были один в один отражением глаз сына бабы Тани. Тёмные густые волосы. Она провела по волосам кривыми старческими пальцами.
– Наша порода. Ларкина что ли дочка? Ларка-то светлая и у той глаза голубые. А ты, значит, в нашу породу. Ну, Ну.
– Да, да. Лариса, мама моя. А сын ваш мой отец.
– Что ж ты столько лет не приходила? Я одна живу без помощи. Сын-то забыл про меня. Проживает там с какой-то.
– Я только сейчас и узнала про тебя, баба Таня. Мама-то не простила отца, что он нас тогда бросил. А теперь я узнала, что ты-то есть у меня. Я рада, что у меня есть баба Таня. Я всегда буду с тобой. Всегда помогу. Убрать, помыть, в магазин сбегать. К врачу повезу, если надо. Я работы никакой не боюсь. Не белоручка. – Нина крепко обняла бабку за плечи и поцеловала в потную щёку.
– Мне, конечно, соседи помогают, – глаза бабы Тани оживились, она немного заважничала, – иные соседи лучше родных. Но, если ты моя внучка и помогать будешь, это лучше, чем соседи. Это значит, мне повезло. Сын редко здесь появляется.
– Он нас бросил в самое трудное время. Без него я выросла. Но я, баба Таня, тебя не брошу. Буду тебе помогать всем, чем смогу. Что долго говорить? Где у тебя ведро с тряпкой? – Нина вскочила, открыла дверь в туалет, в ванную. Баба Таня ходила за нею, разводя руками. Нина в охапку сгребала, разбросанные по всей квартире газеты, журналы, обрывки каких-то замусоленных тряпок. Баба Таня всполошилась.
– Ты, внучка Нина, что-нибудь нужное у меня не выброси. У меня всё для чего-то лежит, не просто так. – Она смотрела, как  Нина ловко справляется с уборкой захламлённой квартиры, как она быстро перебрала, перемыла посуду на полках, и больше радовалась, чем опасалась этому неожиданному вторжению в её одинокую жизнь.
Дня через два Нина опять появилась, сняла замусоленные шторы, помыв окна, развесила новенькие, и квартира ожила, засияла по-новому. Ожила и баба Таня.
– И какой прок от этого сына, – говорила она соседям, – да никакого. А дочь-то у него какая выросла?! Загляденье. Хотя, помнится мне, у Ларисы-то две дочери были. Ещё и старшая где-то есть. Может и она объявится? Тогда заживу я в своё удовольствие на старости лет.
Нина, правду сказать и к соседям не ленилась, запархивала. Подарки всем делала, гостинца заносила, так невзначай.
– Внучка у тебя золото, а не внучка. Глазастая, проворная. Всё успевает. – Незаметно, как-то и все соседи попривыкли к Нине, полюбили её.
– Ой, баба Таня, мне легко и хорошо с тобой, – восклицала внучка, обнимая бабу Таню.
– Так и оставайся со мной, Нина. Вместе лучше, – она уже и боялась, как бы внучка не исчезла, вдруг, из её жизни так же внезапно, как появилась. Как бы эта новая жизнь  не превратилась в приятный сон, и не вернулось к ней  прежнее безысходное одиночество. И, чтобы этого не случилось, баба Таня незаметно, без лишней суеты, прописала у себя внучку. После само собой, состоялся и суд, на котором соседи бабы Тани подтвердили, что сын её никогда не помогал и не навещает старую мать. Суд принял справедливое решение и отец Нины без его ведома оказался выписанным из квартиры в которой родился. Лариса, как узнала об этом, охнула.  Не слишком ли жестоко дочь поступила с отцом? Собрались обсуждать с сестрой Лидой, да потонули в воспоминаниях.
В прошлом, мать Нины, Лариса, была осуждена на семь лет. Семь лет за халатность. Что ж, она была виновата и признавала свою вину. Молоденькая заведующая пушным складом. Подмахивала своей подписью документы не глядя. В результате хищение государственной собственности в особо крупных размерах. Скрыть свою вину хотелось перед всем миром, хотя это оказалось невозможным. Надежда была на мужа, на сестру Лиду, что помогут, подхватят и поднимут детей, старшенькую Риту и малышку Нину. Муж Игорь работал таксистом. Среди его многочисленных постоянных пассажирок оказалась женщина, закрутившая его своей опекой и участием сразу после осуждения жены. Втайне она надеялась, что Лариса вовсе пропадёт и не вернётся к мужу. О чужих дочерях мысли её не дотягивались. Игорь и сам закрутился с новой зазнобой с головой. Хоть по страсти и любви  женился в своё время, и свадьба была, и Лариска в фате и всё пело и плясало. Но это было в прошлом. Жизнь крутила его новыми страстями. Как там Лариса обходится без его мужского участия и что с ней, его это больше не волновало и не трогало. Теперь и нужды не было прятаться от жены и родни. Свободен, как ветер! Хоть зазноба была и старше Игоря на десяток лет, но слыла отменной поварихой  в столовой. В любой момент Игорь мог заскочить  похарчеваться и не только, а вскоре и вовсе переехал к ней. О дочерях Игорь не заморачивался.  Одна уж взросленькая, а Нинке сопли вытирать, не его мужское дело. Для этого бабки и тётки есть – справятся. И, когда Лида, сестра жены, чуть не на коленях, совестила  и умоляла его
– Опомнись, Игорь. Поехали к Ларисе. Одна я и без тебя каждый месяц у неё бываю. Но она тебя, мужа своего ждёт. На дочерей очень хочет посмотреть. Скучает до невозможности. Нину уж не узнает. Растут девочки без неё. Там от шоссе километров десять. Я не справлюсь одна с детьми. Хоть раз свози меня с девочками. Да сам на свидание с женой не хочешь? Лариса – жена твоя. Игорь!
– Ты мне облаву не устраивай и на жалость не бей, – усмехнулся Игорь, – сама виновата. Я сам её что ли в тюрьму загнал?
– От тюрьмы и от сумы не отказывайся. Так в народе говорят? Сам не знаешь, что  тебя ждёт. Дорожка впереди ещё длинная, – спокойно, но с горечью ответила Лида. Девочки, сжавшись смотрели на отца, изумляясь детским сердцем, неожиданной и бесповоротной холодности отцовского взгляда.
– Ладно, ладно. Не отказываюсь. Всех троих вас везти туда?
– Всех троих! – решительно сказала Лида, глядя на Игоря огромными потемневшими от горя синими глазами. Она пыталась поймать его взгляд, но он скользил мимо, не осыпая её, как бывало раньше искорками нежности. Нина заплакала.
– Триста километров по шоссе, дальше по бездорожью. Надо ли эту-то тащить с собой? – он мотнул головой в сторону плачущей дочери.
– Пойми ты, что это надо Ларисе. Она должна обнять дочерей, посмотреть на них. Может, и ты обнимешь жену, да приласкаешь.
- Ладно, ладно. Я всегда на коне. Как скажешь, так и поедем. Звони.

Дорогой Лида опять принялась уговаривать Игоря подарить Ларисе свидание. Но Игорь восстал не на шутку.
– Так вот, что ты задумала? Что ты такое мне предлагаешь? Любил я раньше Ларку, не отрекаюсь. Было. Теперь у меня другая женщина. Я ей верный.
– Это ты верный? Не женщина у тебя, а ведьма. От детей тебя отбила. – Лида прикусила губу, чтобы не разругаться с Игорем окончательно и уставилась на бегущий за окном горизонт. Девочки не капризничали.
– Ты меня, Лида, с пути не своротишь. Не старайся. Где сядешь, там и слезешь, – усмехнулся Игорь. Дальше ехали молча. Как доехали до положенного места, Игорь, высадив всех троих, без колебаний развернулся и не простившись погнал обратно. Лида, было, метнулась по дороге.
– Игорь, Игорь, как же ты бросил меня с детьми?! Договаривались одним днём обернуться, Игорь!
Но Игоря уже и след простыл. Одна пыль клубами велась за убегающей машиной.
                __________
Красивая, в ярком жёлтом платье, Нина влетела в комнату, где сидели, задумавшись, сёстры Лариса и Лида.
–  Мама! Тётя Лида! Что вы загрустили?! Всё прекрасно! У нас давно всё хорошо!  Но за грехи надо платить! Я никогда не забуду, как плакала мама.  Я не забуду ту пыльную дорогу и как вы, тётя Лида, несли меня в сумке. Помните, вы сказали ему «от сумы и тюрьмы не отказывайся». Я помню. Была у мамы тюрьма, будет у него сума. А вы не грустите! Я вам клянусь – в вашей жизни всегда будет только бесконечное лето!

3.05.15г.


Рецензии
Прочла и загрустила. Есть безжалостные мужики, но как аукается, так и откликается ! Ни кому не желаю зла! Подойдёт время поймёт !

С уважением Людмила 25.04.2018

Людмила Евдокимова Потапова   25.04.2018 22:05     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.