А был ли Берса?

Странные метаморфозы происходят в мире в последнее время. Есть в Чечне такой тейп, Куршло называется. Это им обязаны своим наименованием села Курчалой, Нижние, Средние и Верхние Курчали и даже целый Курчалоевский район. В недалекой древности почти такое же наименование носили некие люди, проживавшие на территории Литвы – Курши. А потомков их, если верить историкам, называют Курсинеками. Если владеть языком этих Куршей, понятно, что Курсинеки – это Курши некъи, то есть потомки этих самых Куршей, на что и указывают историки.
А во французских Альпах есть город с названием Куршевель. Куршло там, понятное дело, сегодня не живут, но вот природа и название подозрительно аналогичны нашим.
Куршевель = Кур чоь Эли, Куьрчал = Кур чоь Эли – благородная, возвышенная территория Эли.
Куршевель = Куршло оьвла, Курчалой = Куршло оьвла – селение Куршей.
Симптоматичные аналогии, правда? Но говорить мы будем не о том, как Куршло превратились в Куршей и Курсинеков, а Курчали  в Куршевель. Это было давно, концов уже не найти. Мы поговорим о метаморфозе современной, происшедшей буквально на днях. Но немного об истории, чтобы читателю было понятно.
В периоде от середины 16-го до середины 17-го века жил в с. Нижние Курчали очень известный авлия Берс шайх. По сей день на его могиле стоит зиарат, куда приезжают паломники с Чечни, Ингушетии и Дагестана. Историческая литература и народные предания называют Берс шайха человеком, распространившим Ислам среди чеченцев. Марет Мускеева даже сняла на эту тему фильм, в котором уважаемый алим Хож-Ахмед Кадыров очень позитивно отозвался о роли Берсы в судьбе чеченского народа. Нет нужды приводить здесь ссылки на работы Вахита Акаева и других авторов по истории Берсы шейха, поскольку они общеизвестны и общедоступны. Вместе с именем Берсы предания называют имя его сподвижника Термаола, тоже великого авлия. Имен других первых проповедников Ислама среди чеченцев до последнего времени слышать не приходилось.
Однако 15 и 16-го июня 2015 года Президент Академии Наук ЧР Ш. Гапуров с небольшой группой лиц чеченской национальности огорошил телезрителей заявлением, что первым проповедником Ислама среди чеченцев был не Берс шейх из Курчали, а Берс шейх из Беноя. По его версии, Берс шайх сам принял Ислам от Берс шейха Беноевского.
Каждый уважающий себя исследователь непременно подкрепляет свои открытия необходимыми доказательствами. В данном случае, они должны быть очень и очень вескими, ибо никто никогда не слышал о существовании в истории персонажа под именем Берс шейх Беноевский. Известно, что Берс шайх был связан тейпом Бено родственными узами. Он был их зятем, но чтобы от них же он принял Ислам, вещь совершенно невообразимая. И не только потому, что по преданиям право проповедовать Ислам Берса получил от дагестанского шейха Абу-Муслима или Гады, но по более  веской причине, о которой будет сказано позже.   
Основой доказательной базы Ш. Гапурова стал принцип «одна бабушка сказала», в нашем случае трансформирующийся в вариант «один дедушка сказал». Свое заявление он сделал, основываясь на рассказе нескольких жителей с. Беной, утверждавших на камеру, что такая информация исходила от некоего покойного старца, даже указавшего на могильный холмик Берсы Беноевского.
Возникает вопрос, как так получилось, что на протяжении 400 лет ни один беноевец не только не оспаривал с курчалинцами первенство в проповедовании Ислама, но даже не заикался об этом? Не могли же они держать в секрете такую информацию. Конечно, не могли и не стали бы, ибо такова природа наша. Речь идет об откровенной попытке Ш. Гапурова переписать в истории этот момент. И тут возникает вопрос о причинах, толкающих Президента Академии Наук ЧР на такой шаг.
Первая мысль, которая приходит в голову обывателю, выражена в этой выдержке из письма полученного мною от одного из беноевцев, но мнение типично, его высказали многие:
«Гапуров один из тысячи лицемеров, что расплодились нынче как тараканы. Может, таким образом решил подлизнуться, не знаю. Таким людям даже плюнуть в лицо и то много чести будет… На Беной и так много чего наговаривают».
Должен с таким мнением не согласиться. Гапурову нет никакой необходимости подлизываться, он занимает одну из высоких должностей в Республике, выше ему все равно не прыгнуть. Более того, такой его шаг не возвеличивает, а дискредитирует род Кадыровых. У людей возникает впечатление, что они хотят сочинить себе новую историю за счет истории других тейпов.  Народ то у нас не глупый, понимает что происходит. Чтобы внедрить в мозги людей эту чушь, нужна смена нескольких поколений, да и не такой это важный для нас нынешних факт. Какая сегодня для нас разница, кем бы ни был первый распространитель Ислама?
Ситуация усугубляется тем, что на самом деле, Берс шайх не был первым проповедником Ислама. Историки ошибаются, предания лгут. Нам специально навязали ложь о Берс шайхе, чтобы скрыть его подлинную роль в истории Мира Позднего Средневековья. Из нас специально делают недавних язычников, принявших Ислам всего лет 300-400 назад. Но существуют неоспоримые доказательства того, что Нохчи находятся в Исламе  со времен Мохьаммада. Об этом написано даже в книге шейха Сафи Ар-Рахман Aль-Мубаракфури «Жизнь Пророка, да благословят его Аллах и да приветствует» в переводе А. Нирша, изд.1, 2002 г. В главе «Делегации» читаем буквально следующее:
«На протяжении девятого и десятого года хиджры делегации прибывали в Меди¬ну одна за другой. Так, например, авторы жизнеописаний и книг о военных походах упоминают о целом ряде делегаций, прибывших из Йемена, а также о делегациях та¬ких племён как аль-езд и бану Са'д хазим из группы племен куда'а, бану амир бин кайс, бану асад, бахра, хаулян, мухариб, бану-ль-харис бин ка'б, гамид, бену-ль¬мунтафик, саламан, бану 'абс, музайна, мурад, эабид, кинда, зу мурра, гассан, бану 'айш и, наконец, делегация племени нах, которая стала последней. Эта делегация состояла из двухсот членов и прибыла в Медину в середине месяца мухаррам один¬надцагого года хиджры. Большинство делегаций вышеупомянутых племён посетило Медину в девятом и десятом годах хиджры, и только часть из них побывала там в одиннадцатом году».
Со своей стороны, уже ссылаясь на иные доказательства, факт пребывания нохчи в Исламе со времен Пророка подтвердил муфтий ДУМ ЧР Салахь Межиев. Ролик с его речью на эту тему доступен в интернете.
Таким образом, действо с передачей роли первого проповедника Ислама от Берсы шайха из Нижнего Курчали изобретенному Ш. Гапуровым Берс шайху Беноевскому не имеет никакого смысла. Тогда в чем же дело?
А дело в недавно опубликованном исследовании автора этих строк под названием «Берке, Джучи или Берс шайх?», согласно которому всемирно известный монгол Чингиз-хан не был никаким монголом. Он был самым настоящим Нохчо и отцом Берс шайха. Настоящее его имя Тимерболат историки переделали в Тимерджин, указав при этом, что Чингиз-хан – это не имя, а принятый им титул. Доказательства мною приведены неопровержимые, поэтому Ш. Гапуров не ответил на мое письмо с просьбой рассмотреть работу и написать на нее рецензию.
Идентичность Берс шайха, подлинным именем которого было Дуча, и сына Чингиз-хана/Тимерболата Джучи раскрывает подлинную историю нашего народа. Вместо дикарей-язычников, лет 300 назад спустившихся с гор, мы превращаемся в народ правивший миром. Становится понятно, почему мы периодически слышали от разных сведущих людей фразы типа: «Если бы чеченцы знали свою историю, их гордости не было бы предела». Для сокрытия этого факта в советские времена ученым запрещали изучать нашу историю на глубину более 400 лет. Это временная граница соответствует периоду смерти Берс шайха. Более ранняя история в корне расходится с той, что преподают в школах и вузах. Задача по сокрытию истины, фальсификации нашей подлинной истории была  в советское время возложена на проф. В.Б. Виноградова. Попытка вписать в историю нового Берсу говорит о том, что преемником его назначен Ш. Гапуров, всячески препятствующий обнародованию версий неформальных историков, противоречащих общепринятой.
Очевидно, что последнюю акцию он предпринял не по своей собственной инициативе. Он, как человек находящийся на должности, зависимый от власти, просто вынужден был, выставляя себя на посмешище, выполнить установку из вышестоящих московских структур. Только оттуда могла исходить инициатива попытаться подобным образом обесценить выводы работы «Берке, Джучи или Берс шайх?» Одновременно надеялись решить две другие задачи:
 – дискредитировать в глазах населения Главу Республики, якобы пытающегося таким образом предстать потомком первого проповедника Ислама среди Нохчи;
- внести раздор между представителями тейпов Бено и Куршло на почве оспаривания ничего уже сегодня не значащего приоритета.
Остается только пожалеть Ш. Гапурова, вынужденного играть главную роль в этом спектакле. Ведь кроме его авторитета, как Президента Все Знающей Организации,  опираться фальсификаторам не на что.

Ризван Ибрагимов.


Рецензии