Смотрите бесогон

Утром 7 июня мне позвонил по телефону Володя, мой старый школьный друг. Сразу начал с вопроса:
- Ты смотрел вчера «Бесогон»?
- Нет.
- Сегодня «Россия-24» повторят программу. Включи, не пожалеешь.
- Володь, о чем Никита будет говорить?
- О современном образовании, хотя тема, конечно же, шире. Повторяю, не пожалеешь, что потратил час.
Действительно, я не пожалел, что потратил час. По разным причинам я не смогу в пределах этих заметок откликнуться на услышанное и увиденное так подробно, как хотелось бы. Но и совсем отмолчаться не могу.
Коротко о моем состоянии, когда я слушал автора передачи. Порою становилось страшно за Россию нынешнюю и будущую. Порою было обидно за фактически перечеркнутый труд многих поколений российских людей. Порою становилось очень грустно. Порою срывался на тихий мат, несмотря на то, что ближе к старости я стал испытывать все большую брезгливость к этой части великого и могучего.
Где-то через час после «Бесогона», поостыв, я подумал, что я, несмотря на все свои эмоции, давно уже был готов к сегодняшнему рассказу Н. Михалкова. Да, я предвидел сегодняшний день российского образования, когда мне было несколько за тридцать, т. е. в начале семидесятых. В ту пору я работал в школе и хорошо помню, как нам запрещали ставить двойки, в особенности итоговые, за четверть и год, как нам спускали сверху цифры по успеваемости, очень высокие, близкие к ста процентам. Я хорошо помню, как одна чиновница от просвещения поучала нас, щеголяя своей железной логикой: «Помните, товарищи, что, ставя двойку ученику, вы прежде всего ставите двойку себе, своей работе».
В ту пору я был молодой, горячий, еще не остывший после вахт и подвахт на рыболовных траулерах, труд на которых не был сопряжен с ежедневной ложью. А потому на педсоветах я срывался иногда на выступления, в которых говорил о том, чем может обернуться в будущем для страны эта процентомания.
Понятно, что мне пришлось в конце – концов уйти из школы. Да, я немного проработал в образовании, мой стаж работы в охране значительно больше. Итак, я оказался в числе тех интеллигентов, которые в семидесятые, особенно в конце, в период вторжения советских войск в Афганистан, уходили в кочегары, дворники, сторожа.
Н. Михалков в своих передачах умело использует опыт киношника. Так было и 7 июня. Я не буду говорить о сценах издевательства школьников над учителями, снятых самими школьниками и выложенных в Интернет, потому что разговор об этом совершенно отдельный. Сильное впечатление произвели на меня и несколько сцен, снятых на московских улицах. Это когда журналисты опрашивают людей школьного и студенческого возраста, причем опрос этот часто носит провокационный характер. Эти сцены меня повергли в шок. То была демонстрация такого невежества, которое поразило даже меня, еще в семидесятые понимавшего, чем может закончиться для страны тогдашняя процентомания. Я еще как – то выдержал тот эпизод, в котором молодые люди, не замечая иронии провоцирующих журналистов, поддерживали их разговор о Немировиче и Данченко, о Наполеоне и Бонапарте. Но когда в другом эпизоде опрашиваемые заявили, что они не знают, кто такой Жуков, я сорвался на тираду из очень нечистых слов… Господа, ведь следующее поколение митрофанушек может не знать уже того, что была такая Великая Отечественная! Господа, ведь преподавание истории в школе еще не отменили, по истории даже ЕГЭ сдают!
И всю эту ахинею несли люди молодые, красивые, хорошо одетые, сытые. Несли весело, польщенные вниманием журналистов. Веселое, без комплексов, раскованное поколение современных митрофанушек.
И очень запомнился такой кусочек из рассказа Н. Михалкова. Чтобы дать слушателю некоторое представление об уровне среднего образования в России конца XIX века, автор «Бесогона» приводит несколько тем сочинений, которые предлагались в то время разным классам гимназии, от начальных до старших. Мне запомнилась только одна. Она не могла не запомниться, не заслонить собой другие темы, потому что она буквально ошарашила меня. Вот она: « Слово как источник счастья». Поначалу я просто вслушивался в эти четыре слова. А потом попытался представить себе реакцию на эту тему, но не ученика старшего класса гимназии, а взрослого, вполне состоявшегося гуманитария. Пытаясь представить себе его реакцию, я не без ехидства подумал: «Ну и что ты, братец, скажешь, наимпровизируешь, если возьмешься за эту тему?..»
Вот такие темы предлагали гимназистам в конце XIX века. Господи, какую страну погубили красные бесы и поддержавший их российский плебе, какое будущее могло быть у России, если бы ее развитие в XX веке было эволюционным, демократическим, без революций и переворотов!
И последнее. Я никогда не испытывал симпатии к отцу Никиты Михалкова, потому что настоящий русский дворянин не должен служить большевикам, удел настоящего русского дворянина или погибнуть в бою с красной нечистью, или сгинуть в известном архипелаге. И все – таки я приведу очень верные слова Сергея Михалкова: «Сегодня дети, завтра народ». Так вот, его сын говорил в июне 2015 года не только о сегодняшних детях, но и завтрашнем народе тоже.
Господа, смотрите «Бесогон».
19.06.2015 г.
 


Рецензии