Музыка это тайна

(о творческом содружестве композитора Александра Рындина и поэта Наталии Глазковой)

«Я в музыку иду, как в океан, пленительный и страшный», - это ёмкое определение Шарля Бодлера как нельзя лучше подходит к Александру Рындину, для которого музыка есть и остаётся тайной. Возродилась добрая традиция выступлений астраханских композиторов перед творческой интеллигенцией.

Публике был представлен трёхчастный струнный квартет, где несколько нервная мелодика отразила оттенки личных переживаний, широкий спектр от противоречивого разлада внутреннего с внешним до умиротворённого созерцания.

1999 год подарил нашему городу творческое содружество композитора с поэтессой Натальей Глазковой, до обидного малоизвестной, хотя творящей крылато и вдохновенно.

Показателен выбор Рындина – для цикла «Грустные песни лета» были взяты стихи не одной из молодых представительниц раздутого в сентябре 1996 года юными поэтессами штата регионального отделения Союза писателей России, а те, что и опубликованы-то нигде не были, в которых вдруг в середине лета – листопад и в дождливую погоду ждёшь затишья от тревог.

В искренних строках Глазковой «кого-то просили спеть, а кому-то был голос дан» - полное неприятие апофеозного официоза. Перед нами – тот особо редкий и счастливый случай, когда избран действительно призванный, призванный творить свыше.

Одним из наиболее напряжённых моментов того, теперь уже давнего концерта, стала пьеса-эксперимент для флейты и гобоя, посвящённая композитором своему педагогу-наставнику Ю.П.Гонцову, где партию флейты виртуозно исполнил лауреат международных конкурсов Вардан Бабаханян, а партию гобоя не менее мастерски исполнил Сергей Курганов. В качестве шумовых эффектов были использованы клапаны музыкальных инструментов и даже губы, а в многократном повторении одной и той же мелодии флейтой ощущалась предначертанность судьбы.

Светлым трагизмом было наполнено адажио, посвящённое Александром Рындиным памяти Виталия Михайловича Зайчикова, прозвучавшее в исполнении его ученика Александра Покусаева.

С лета 1998 года Рындин поёт в составе теноров камерного хора «Лик». Три духовных песнопения на тексты православных молитв, как и многое другое, прозвучавшее в тот памятный вечер, было исполнено в январе 1999 года впервые. По словам профессора Астраханской государственной консерватории Любови Павловны Власенко, предвещавшим прослушивание, наиболее интересным в авторском видении А.Рындина оказался приём изложения голосов, когда мужские басы и тенора звучат в обрамлении сопрано.

В словах благодарности коллегам Александр подчеркнул, что композитор пишет ноты – один из способов фиксации музыки, подобно тому, как запись слов – ещё не поэзия. Дело в том, насколько талантливо в дальнейшем это будет воплощено исполнителями.

«Музыку делаете вы, исполнители», - обратился композитор к тем, кто помог его авторству воплотиться в жизнь.
«Александр Рындин принадлежит к той плеяде композиторов, чье творчество во многом формировалось в результате «соединения несоединимого». Круг образов, жанровые предпочтения, драматургия сочинений, компоненты музыкального языка А.Рындина очень часто позволяют говорить о своеобразной «сознательной эклектике», перекликающейся с исканиями в рамках полистилистики; во многих сочинениях отчетливо прослеживаются черты неоромантизма.

Вся творческая жизнь А.Рындина неразрывно связана с Астраханью. Здесь он родился 16 февраля 1962 года. Здесь началось его обучение музыке в ДМШ № 2 у Л.Д.Андреевой (фортепиано) и Н.А.Хохлова (сольфеджио, музыкальная литература). В 1981 году он закончил теоретическое отделение Астраханского музыкального училища им. М.П.Мусоргского; в 1989 – Астраханскую государственную консерваторию, где обучался у профессора М.А.Этингера как музыковед и у доцента А.И.Блинова как композитор. В Астрахани началась и его музыкальная карьера как преподавателя музыкально-теоретических дисциплин (с 1986 г.) и композиции (с 1995 г.). В родном городе началась и серьезная композиторская деятельность Рындина: в июне 1988 года публика впервые познакомилась с его сочинениями. Десять лет спустя – после стажировки у профессора Нижегородской консерватории Б.С.Гецелева (1997, ДТК «Иваново») – Александр Владимирович был принят в Астраханскую организацию Союза композиторов России, а в 2000 г. – в СК России. Сначала коллеги доверили ему функции ответственного секретаря астраханской композиторской организации, а в июне 2001 года избрали председателем. Два авторских концерта (1998, 2001) свидетельствуют об активном творческом поиске и развитии композитора», - из резюме композитора с сайта кафедры теории, истории и композиции музыки портала «Музыковеды Астраханской консерватории».

Что касается Наталии Глазковой, её знаю со студенческих пор. Всегда жалела, что не я была куратором её студенческой группы, хотя возрастная разница у нас с Н.Глазковой как раз в четыре курса, то есть в одно студенческой поколение. В 1984 году, в год 40-летия Победы, юная Наташа потрясла меня таким стихотворением:

У деда нет Звезды Героя.
Он амбразуру не закрыл.
Он не решал исходов боя.
Как все, он воевал и жил.
Как все… И в том его заслуга –
Не хоронился за бронёй.
Когда Отчизне было туго,
Он воевал за мой покой.
Как все, четыре долгих года
Он смерть крушил в крутом бою
За жизнь всего людского рода,
А может, больше – за мою.
Теперь как все у обелиска,
Надев на китель ордена,
Скорбит он, как о самых близких,
О тех, кого взяла война.
И пусть я внучка не героя,
Дел всё же подвиг совершил
Тем, что сражался за святое
И что как все в те годы жил.

Наталия Глазкова более двадцати лет работает в средствах массовой информации. Она - автор ряда региональных информационных проектов: «Нулевой километр» (радио «Абсолют — Хит-FM»), «Курсив» (ТВ «Астртелеком»), «Ностальгия» (ТВ «Канал 7+»). Глазкова работает в различных направлениях публицистики от информационно-аналитических статей до фельетонов, не ограничивает профессиональную деятельность узкой тематической направленностью. В должность главного редактора газеты «Пульс Аксарайска» вступила в августе 2012 года. За это время организовала работу с внештатными авторами, скорректировала формат газеты в сторону социально-значимой публицистики.

А нам лишь остаётся ждать, что творческий союз композитора Александра Рындина и поэта Наталии Глазковой возродится и продолжится.


Рецензии