Мой высший авторитет - совесть

Родионов – автор трех опер, десятков произведений вокальной и камерной музыки. Однако в Беларуси он известен, прежде всего, как опытный педагог. Свыше четверти века преподает сочинение музыки в Гродненском и Лидском музколледжах, в детских музыкальных школах Волковыска, Лиды, Лунно, Индуры, Вертелишек.

Список имен бывших и нынешних воспитанников Виталия Родионова впечатляет. Это лауреат Государственной премии Республики Беларусь Андрей Бондаренко, лауреаты Международных конкурсов композиторов: Евгений Поплавский, Ольга Подгайская, Константин Яськов, Вероника Швец, Динара Мазитова, лауреат VII Всесоюзного конкурса артистов эстрады профессор Белорусской академии музыки гитарист и композитор Валерий Живалевский, преподаватели академии Максим Круглый, Евгений Ларионов. Рядом с ними нельзя не упомянуть лауреатов международных конкурсов гитаристов Владимира Захарова и Дениса Асимовича, чьи сочинения изданы в Италии и Польше. Вспоминается, что в детстве Динара Мазитова написала  две оперы и три балета, сотни произведений малой формы. Несмотря на свой возраст, Динара лауреат международных конкурсов юных и молодых композиторов в Гродно, Санкт-Петербурге, Москве.

Виталий Константинович широко образованный человек. Он легко ориентируется в гуманитарных дисциплинах: литературе, философии, религии. В его творческом багаже три сотни публикаций о музыке. Он собиратель жемчужин мысли от древнейших времен до современности, это краса и гордость его большой коллекции. Поэтому я не мог удержаться от соблазна поговорить с ним о его методике преподавания композиции в свете высказываний великих людей. К тому же Родионов – автор нескольких своих книг: «В цветущих садах любви», «Под сенью мудрости», «Великая-нежная», «Музыкальная гродненщина», «Гитара в классической и современной литературе». Мне показалось, что такое интервью будет иметь двойную, нравственную и педагогическую ценность.

- Виталий Константинович, как Вы преподаете столь сложный предмет – сочинение музыки? В чем суть Вашего метода?

- Спасибо за ваше лестное предложение.

Содержание моего многолетнего опыта работы с учениками я действительно попытаюсь раскрыть через призму высказываний великих людей, которых более всего почитаю.

«Искусство смягчает нравы», – говорил римский поэт Овидий. Немецкий композитор Иоганн Себастьян Бах конкретизировал данную мысль: «Цель музыки – трогать сердца». Это важнейшие первоначальные принципы моей системы преподавания. Затем необходимо внушить ученику веру в себя, в его творческие возможности. Поэтому я не скуплюсь на похвалу, на доброе слово, выказываю сочувствие и понимание, если тот  столкнулся с какими-то проблемами. Способности ученика надо взращивать терпеливо, ведь он – хрупкое растеньице, и нельзя бесчувственно обрывать зеленые листочки. Именно так поступают иные педагоги: сочинил юный автор коротенькую пьеску и его «наставник» бестактно начинает править ноты и высказывать критические замечания, да еще в такой форме, что уже не захочется творить. Это не педагогика, скорее насилие над личностью.

Далее. Нельзя пороть горячку. Без серьезной кропотливой работы серьезных результатов не добиться. Как сказал Петр Ильич Чайковский: «Вдохновение рождается только от труда». Об этом я постоянно напоминаю своим питомцам. Дарование быстро исчезнет, если не сидеть за инструментом каждый день. Замечательную музыку создавать тяжело. Красота дается потом и мозолями, через неимоверные усилия.

Центральное место в моей практике занимает требование писать красивую, возвышенную музыку – ту, что нравится простым людям. Я не могу не признать точной мысль весьма почитаемого мною человека, писателя Гюстава Флобера: «Все, что прекрасно, – нравственно». От красоты неотделимо понятие добра, которое следует рассматривать в двух аспектах: доброе отношение педагога к ученику и доброта в душе воспитанника. Быть добрым, а точнее – добреньким, очень легко. Куда труднее проявлять к ученику строгость, чтобы он осознал справедливость твоих суждений и оценок. Здесь я, признаюсь, еще не достиг совершенства, мне еще нужно поработать над собой. Грешен я и в тех случаях, когда преподаю сочинение музыки первому встречному, не заботясь, добр этот человек, порядочен, будет ли признателен тебе. Что греха таить, часто встречаются люди своекорыстные, с потребительской жилкой. Всякий раз, производя набор на мой курс, я стою перед дилеммой: учить всех подряд или брать только достойных? Помня мудрое изречение французского мыслителя Ларошфуко: «Порою из дурных качеств складываются великие таланты», я заставляю себя заниматься с теми, к кому не питаю симпатий. Так надо с профессиональной точки зрения. Кто не знает, что ни Паганини, ни Россини, ни Вагнер не походили на ангелов! Художники рано или поздно умирают, а их гениальные произведения остаются.

- Любят ли Вас ученики, уважают ли?

- Те из них, кто добросовестно осваивает азы композиции ради престижного диплома, вряд ли помянут меня добрым словом. Да и те, кто дерзок, одержим желанием создать нечто свое, оригинальное, частенько бросают вызов педагогу. В их стремлениях нет ничего противоестественного. Приведу фразу прославленного Леонардо да Винчи: «Жалок тот ученик, который не превосходит своего учителя». Повзрослев, молодые коллеги-соперники припомнят тебе каждый промах, каждый неверный шаг. И, безусловно, упрекнут в дилетантизме. Дай Бог им на склоне лет уразуметь, кому они обязаны своими первыми шагами в искусстве. Чтобы впредь не случались подобные казусы с неблагодарными учениками, в них с самого раннего возраста надо закладывать прочную духовную основу, позволяющую по-человечески относиться к людям и верить в Бога. Тысячу раз прав Виссарион Белинский, чье высказывание как нельзя лучше отражает мою мысль: «Орудием и посредником воспитания должна быть любовь, а целью – человечность». Для меня человечность превыше всего, ради нее я порой безрассудно бросался в пропасть. Потом вновь приходилось карабкаться вверх, чтобы восстановить прежний авторитет и репутацию.

- Вы говорили о духовности и, похоже, не все сказали.

- Вторую часть моей формулы духовности можно проиллюстрировать афоризмом того же Леонардо да Винчи: «Где дух не водит рукой художника, там нет искусства». Понятие «дух», как я полагаю, включает в себя одновременно Бога в душе и Творца Вселенной, который незримо, ненавязчиво руководит людскими поступками.

Из сказанного следует вывод: крупный талант – это человек с развитым воображением, добрым сердцем и высоким интеллектом, которому известно, что такое духовная любовь к ближнему и вера в Бога. Он облагораживает мир, делает жизнь более изящной и красивой. На этот счет я приведу очень емкие и точные слова английского мыслителя Томаса Карлейля: «Гениальность – это, прежде всего, выдающаяся способность быть за все в ответе». Вопрос поставлен ребром. Однако надо понимать, что творческая личность вырастет по мере того, насколько масштабные цели ставят перед ней. Кто выше смотрит, тот дальше видит.

- А что собой представляет сам педагог? Каков его внутренний мир, какие задачи он ставит?

- Надо различать педагогов по призванию и педагогов по должности. Кому на роду написано воспитывать юношество, тот будет этим заниматься, невзирая на отсутствие соответствующей вакансии. Не будет места в городе – поедет в поселок, деревню. В каких только уголках Гродненской области я не вел сочинение музыки! И сейчас, после 30 лет «мытарств», я готов сесть в автобус или поезд, чтобы дать урок где-то в глубинке. Вполне разделяю мысль Дмитрия Ушинского: «Воспитатель не чиновник, а если он чиновник, то он не воспитатель».

- Получаете ли Вы удовлетворение от «разъездной» педагогической работы?

- Конечно! Но не материальное. Когда учишь кого-то, и сам чему-то обучаешься. Даешь советы, тем и счастлив. Чего же еще? Добросовестное отношение к делу постепенно приносит свои плоды. «Живи по правде – вот самая лучшая проповедь», – уверяет Сервантес. Ему вторит Руссо: «Правдивое сердце – главное орудие истины». Одним словом, мое положение, моя репутация ни от кого не зависят. Главным арбитром была и остается совесть. Она и только она заставляет меня «идти в народ». Ведь человек создан для человека. Более того, от меры нашего бескорыстия зависит степень людской благодарности. Августин Блаженный эту мысль выразил несколько иначе: «Любовь к ближнему ограничена тем, насколько каждый человек любит самого себя». Существует диалектическая связь между моим «я» и общим «мы». Это я начал понимать лишь с приобретением жизненного опыта. Во мне происходило долгое и мучительное становление самосознания. «Наша личность, – говорит великий Шекспир, – это сад, а наша воля – его садовник». Пришлось заняться самовоспитанием, перестроить свое мироощущение на гуманистических началах.

Я составил свод правил, руководствуясь опять же изречениями знаменитых людей.

«Познай самого себя» (Цицерон).
«Нет ничего отважнее, чем победа над самим собой» (Эразм Роттердамский).
«Страдание – основа всей морали» (Шопенгауэр).
«Чем человек умнее и добрее, тем больше он замечает добра в людях» (Паскаль).
«Мудрость – родная мать счастья» (Софокл).

- В чем состоит Ваше, Виталий Константинович, счастье?

- Я обрел свободу духа, ибо во мне, в моем собственном сердце, находится, так сказать, «святая святых». Я перестал зависеть от капризов судьбы. Какой бы сложной ни была моя жизнь, я и теперь полон желания приносить людям пользу, заниматься педагогической и просветительской деятельностью. Сегодня я вправе поставить перед собой и перед обществом главный нравственный вопрос: когда мы перестанем говорить одно, а делать другое? Римский император и философ-стоик Марк Аврелий мужественно воззвал к согражданам: «Не все же разглагольствовать о том, каким должен быть человек, пора и стать им». Уверен, что нынешняя эпоха – время переосмысления основ бытия, период кардинальных перемен в моральном облике людей.


Рецензии