О Зайце и Ежике

 
           Каждый год, вот уже на протяжении двадцати лет, я посвящаю студентов немецкого отделения, начинающих изучать курс по теории перевода, в переводчики. Процедура эта занимает всего полтора часа.  Студенты должны перевести известную сказку братьев Гримм "Заяц и ёж", не пользуясь словарями. Главное -  точность и скорость. После окончания все участники посвящения получают "ежовые" сертификаты переводчика, а победителю вручается подарок - оригинальные сказки братьев Гримм в переводе на русский язык. Чтобы будущие переводчики не зацикливались  на подборе эквивалентов для незнакомых слов, им рекомендуется делать пропуски в виде многоточия, или переводить по догадке насколько это возможно.
Известно, что перевод  - это творческий процесс. Но текст перевода иногда отличается от оригинала как обратная сторона ковра от его лицевой стороны. Это вовсе не означает, что эта обратная сторона не такая яркая и непривлекательная. Часто, наоборот. Она лишь не повторяет в точности рисунок лицевой стороны.
Проверяя студенческие перлы перевода и сопоставляя их с профессиональными переводами, я понял одно - творческое мышление не связано с рациональностью общечеловеческого сознания и с нормами языка перевода. Результаты переводческого творчества не зависят и от личности студента. Мысль не привязана ни к сознанию каждого отдельного студента, ни к его языку. Студент сам по себе, мысль сама по себе. И, вообще, мысль находится вне человека, если этим человеком является начинающий студент.
         Предлагаю читателю "сборную солянку" - оригинальный результат многолетних творческих усилий студентов-переводчиков. Все наиболее красочные места выделены курсивом или жирным шрифтом (Кстати, в предлагаемом формате на proza.ru это сделать невозможно, поэтому много теряется!).
        Единственным моим вкладом в предлагаемый текст перевода, является небольшая компоновка, исправленные орфографические ошибки и эпиграф.

 
                ЗАЯЦ И ЁЖ
                Эпиграф:  "Ежик хвостом не виляет……"

             Мой дед говорил: «Эта история выдумана... Если бы в ней была правда, то рассказывать было бы нечего». История с ложными моментами звучит так:
Это было весенним утром в осеннее время, как раз, когда цвели гладиолусы. Гречиха была в цвету, что было прелестно для пчел. Пчелы звенели. Птицы пели на воздух. Солнце взошло на небе золотым кругом. Тепленький ветерок ласкал щетину. Шуршала роща. А люди шли в кирху на службу, преклонив, как положено, головы. Короче, все животные были представлены и еж тоже. Все твари были навеселе. И всем было хорошо как ежу.
  Еж стоял перед дверью и, перекрестив руку, прохлаждался. Он смотрел на репную плантацию, где одна птичка распевала перед собой, также красиво, как и ужасно.
Еж замурлыкал песенку собственного сочинения, засвистел себе под нос, вполголоса, полушепотом…. Он сделал дверь дома наружу и почувствовал свободу, пока его жена и дети стирали.
Потом ежик сделал дверь внутрь и направил свой путь в поле посмотреть на пшеницу, которую он ел со своей семьей.
Еж был еще не очень далеко от дома и захотел…. Он завернул за кусты… и встретился глазами с зайцем, который уже справился со своим делом.
  Заяц шел в лавку за капустой, которая лежала около поля. Еж поприветствовал зайца. Заяц был высокомерным, ушастым господином и к тому же серой окраски. Он не ответил на ежиное приветствие, и, скривив мину, спросил:
«Как так получается, что ты в такое ранее утро рисуешься в поле?».
«Хожу, гуляю».
«Гуляешь? А мне показалось, твои лапки больше подходят для другого».
  Ежик мог вынести, что угодно, но только не это. Он не позволял затрагивать своих ног никому, и был в полной уверенности, что ноги достались ему от природы. Да, его ножки косолапые, но он на них не жалуется.
Ежик спросил зайца:
«Ты думаешь, что твои ноги более прямые?»
«Да… это можно проверить», ответил заяц.
Ты думаешь, что ты на своих двоих бегаешь быстрее?» - допытывался
еж.
         «Я так полагаю» - ответил заяц.
«Все зависит от восприятия» - подумал еж и заявил: «Надо пройти пробу. Давай проведем эксперимент. Я буду от тебя убегать и ты меня не догонишь. Хочешь ли ты этого?»
«Ну, придумал. Курам на смех. Ты,…ты можешь управлять своими ногами?» - засмеялся заяц.
Ежик настаивал на своем. Заяц согласился:
«На что спорим?»
«На стакан водки!»
«По рукам! Мы можем начать свой путь?»
«Нет», сказал еж, «такого удовольствия я тебе не доставлю. Я пока не в состоянии… Я еще по нормальному не проснулся и совсем трезвый. Надо сходить домой закусить. Через полтора часа я снова буду на этом месте».
Как только еж ушел, заяц начал радоваться. Он был доволен этим делом, очень доволен.
А еж по дороге домой думал: «Заяц хоть и господин, но туповатый парень. У него, конечно, лапы длиннее, но я все равно выиграю. Я уже хочу бороться».
  Придя домой, еж приказал своей жене: «Одевайся, идем со мной в поле!»
  «Это еще зачем?»- спросила жена.
«Ты должна быть со мной!»
«С чего бы это?» - удивилась жена. «И, что будет там?»
«Я буду с зайцем обгоняться. Ты должна на это посмотреть».
«Ты, что, ополоумел?  О, мой Бог, мужчина, ёж женщины! Как ты можешь хотеть перегоняться с зайцем!»- всплеснула лапками жена.
  «Молчи, баба! Следи за языком! Закрой пасть!»—прокричал еж.
«Это мужское состязание».
Что должна была делать жена? Она вынуждена была идти с ежом. Жена должна была заменить ежа, но она этого не хотела...
Когда они пришли в поле, еж раскрыл жене свой план:
«Смотри, здесь будет проходить наша эстафета. Заяц побежит в одном направлении, а я в другом…. Ты будешь стоять под пашней и, когда заяц прибежит на финиш, кричи ему навстречу – «А, я уже здесь!».
  Еж проводил жену за холм и вернулся на место. Заяц уже был тут.
  «Можешь ли ты бежать?», спросил заяц.
«Конечно», ответил еж.
«Тогда, в путь!»
Заяц помчался как ураган на полной скорости. Ежик пробежал почти три шага, затем присел в канаву и затаился.
Когда заяц прибежал к финишному концу, ежиха закричала… Заяц затормозил и немало удивился. Он уставился на нее и предложил продолжить соревнование. И снова понесся он как ветер, только уши развевались над головой.
Еж встретил зайца словами «А, я уже здесь!».
Заяц крикнул «Давай еще раз!»
«Да, пожалуйста», ответил еж «так часто, как ты захочешь».
74-й забег заяц не закончил. В средине поля он рухнул на землю и испустил дух.
Мораль сей сказки такова:
Во-первых, не надо смеяться над каждым человеком и над ежом тоже.
Во-вторых, жена должна выглядеть как еж.

(в продолжение о перлах студенческих переводов сказки братьев Гримм «Заяц и ёж»)
РАЗМЫШЛЕНИЯ О ЗАЙЦАХ И ЁЖИКАХ В ЕЖОВОЙ ПЕРСПЕКТИВЕ
Всё реально существующее не столь привлекательно. Почему в сказке братьев Гримм высокомерный человек назван зайцем? А месть, замешанная на хитрости, подводится под благие деяния ежа? Два хитрых ежика загоняли тупого зайца до смерти и радуются. Сказка поучительная и предназначена для детей. А мы не можем объяснить, почему у наших малых чад такая жестокость. 
Ответы на вопросы, почему заяц это не заяц, а ёж не ёж, лежат на поверхности - потому что прямолинейность слишком пресный прием изложения. Нам нужна иносказательность. Представьте себе, если бы вместо песенных слов "Я люблю тебя до слез.." или "А может, снова всё начать... ", озвученных с надрывом на всю страну, вдруг запели - "Помоги мне Матрёна! У меня избыток тестостерона! Он брызжет из глаз! Полюби меня хоть раз!" После такой песенки солнце вряд ли взойдет на небе "золотым кругом".
А сейчас представьте, что Вы - ёж. Гребёте лапками по полю. Упрели от жары и своей медлительности. Щетина, в виде колючек, цепляет сухую траву. Всё кругом шуршит. Вас обгоняют разные быстрые твари, слегка приТРАВленные.  Все они не просто "навеселе", а под кайфом.  У Вас же с утра маковой росинки во рту не было. Мак в прошлом году злые дяди выкосили. Росинки с других трав, это вам не маковые росинки - с них не колбасит. Если бы Вам было так хорошо как мне, ежу, животный мир давно бы очеловечился.
Поживите хоть немного в ежовой шкуре. Как ежу может быть хорошо? Это не реально. Дома семеро колючих детей по лавкам. Мыть их - это просто наказание. Лапы в кровь. Жена колючая. Ни поцеловать, ни прижаться. И вся эта колючая семейка постоянно просит жрать!
От такой жизни замяукаешь в натуре, как деревенский кот. Не хватает этому паршивцу своих мышей, ещё на поле ходит подкармливаться. Конкурент рыжий. Нарушает кормовую цепочку. Биоресурсы-то истощаются. Котяра создает экологическую проблему, заботясь о своем котогенезе. А, что, спрашивается, остается нам, ежам? Раньше мы ели брюкву, которую сажали два немца по фамилии Гримм, а сейчас приходится довольствоваться пшеницей. Не пища, а жвачка какая-то! До неё еще дотянуться надо. Она ведь колосится не где-нибудь, а вверху.
Кусты и те превратили в общественное место. Ну, вот, опять этот четырехгубый на моем месте облегчается. Как его приветствовать? Пофыркать, что ли? 
"Привет, косотон!"
"А, что мне рисоваться-то, свежим воздухом дышу".
"Хотя какая тут свежесть после тебя".
"У тебя другой темы нет, все про ноги скалишься?"
"Ну, и что? У тебя глаза косые, а у меня лапы".
"Да, как у медведя".
"У тебя сколько ног? Четыре?"
"Ошибаешься ты крепко. В переводах значится, что ты  буквально "на своих двоих бегаешь".
"Кто говорит? А то не знаешь".
"Твари?"
"Заметь, не простые твари, как зайцы, например, а - высокоразвитые!"
"От двуногого и слышу!"
"Поспорить решил?"
"Тогда придется подождать часа полтора, мне домой слетать надо" 
"Не чумей! Какой допинг?"
Приходишь домой, опять оправдываться надо, убеждать, жена всё-таки:
"С лопоухим перегоняться!"
"Что ж ты все время вяжешься в самый неподходящий момент?"
"Ляжешь туда, куда я покажу!"
"Не надо лыбиться, не о том думаешь. Этих как бы прокормить. Дура!"
"Что значит, вся в тебя?"
Приходишь в поле – опять всё сначала растолковывать надо:
"Становись здесь на четвереньки, и как ощутишь на себе косой взгляд, кричи!"
"Нет, на помощь звать не надо!"
"Кричи: А я уже здесь".
"На 74-й раз он должен свалиться в межу и испустить дух по законам жанра!"
……………………………………………………………………..
Конечно, все, что пишут в сказках про нас, ежей, неправда. Где Вы видели ежа, который пьёт водку и бегает наперегонки. Ежи не моют своих детей и не ходят в церковь. Какой недоумок написал, что ежи употребляют в пищу пшеницу? Братья Гримм тоже хороши - заставили нас есть брюкву. Абсурдопедия!
Заглянем в настоящую энциклопедию. Что мы там видим? Вот, например: "На ежей слабо действуют такие яды, как мышьяк, сулема, опиум и даже синильная кислота". Ба...  Простите, а как узнали об этом? Выходит, что на нас ставили эксперименты, изучая наши экскременты? Да на людей за эти злодеяния против ежовечества нужно подать в Европейский суд по правам ежей!
А сейчас на минуту представьте ежа в человеческой шкуре. Трудно, но можно. Самое тяжелое привыкнуть к физиологическим метаморфозам. Было четыре лапки. И вдруг Вы лишаетесь сразу двух лап! Когда бывшие лапы становятся руками, в них еще какое-то время сохраняется прежняя инстинктивная функция. Ими хочется опереться на землю. А Вам говорят, что их надо скрещивать на груди. Или подпирать ими подбородок, чесать затылок, ковыряться в носу и многое-многое другое. Хотя… удобно. Руками можно зачерпнуть воду и помыть любые части тела - не надо вылизывать. С нашей, ежовой точки зрения, руки полезны для ловли клещей и блох.
Функция оставшихся двух ног также претерпевает изменения. Идешь, видишь -яблоко на земле лежит. Нет необходимости катать его носом. Пнул ногой и оно укатится. Ну, на крайний случай можно поднять яблоко одной рукой и прицельно закинуть куда-нибудь. Потом зайти в магазин и купить много-много яблок и есть их целый день с хрустом, до отвала. Люди не едят яблоки, валяющиеся на земле. Они их называют падальцами, или паданцами. А, вот, к «яблокам на снегу» у них почему-то совершенно иное отношение. Особенно на следующий день после встречи Нового Года. Мужики при виде яблок, лежащих на снегу, теряют  рассудок, начинают плакать как дети и, отогревать их слезами. Когда мужику своих слез не хватает, он подзывает какую-нибудь проходящую мимо женщину и просит: "Ты их согрей слезами, Я уже не могу!" Ритуал какой-то не понятный. Яблоки отогревают слезами, но все равно их не едят.
Ежу, ставшему гомо сапиенсом, труднее всего освоить некоторые человеческие привычки.
Первое - у людей нет зимней спячки. И вся их долгая жизнь  строго размеренна и циклична. Вечером ложатся спать, утром встают, умываются, обуваются, едят, едут, работают, возвращаются, снова едят, снова умываются, снова ложатся спать... И так каждый божий день! Свободы никакой!
Второе - эти человеческие отношения между полами, скрепленные брачными узами! У ежей отсутствуют брачные скрепы. Они ведут одиночный образ жизни. Ежи и ежихи встречаются только по весне. Короче, у ежей нет ни разнополых, ни однополых браков. Полная и безоговорочная свобода в разумных пределах, но только до весны! Поэтому, ежи редко заражаются БАБЕзиозом.
Третье  - в отличие от ежей связь людей с природой эпизодична! У них это называется "отдохнуть на природе по-человечески". Сначала разожгут костер, нажарят шашлык, потом лакают  угорячительное, несмотря на теплую погоду, и дОхнут от этого отдыха до понедельника. Рискуют, конечно. Поэтому у них в языке появились специальные выражения, например, "Доживем до понедельника!". Даже фильм на эту тему поставили, но все равно пьют.
Однако у людей и ежей есть и общие интересы. Как ни странно, это тяга к сигаретам. Чтобы не пороть голословицу, приведем оригинальную цитату из свободной энциклопедии: "Иногда ежи накалывают на иглы даже недокуренные сигареты. Функция этого поведения до сих пор не ясна. Предположительно — это средство борьбы с паразитами".
Господь с Вами! Какие паразиты! Даже человек не догадался бы накладывать на свои волосы недокуренные сигареты, когда на его голове заводятся... Ну, Вы понимаете, о ком идет речь. А еж тем более. Ежи накалывают на колючки дымящиеся окурки совсем не поэтому, а потому, что у них начинается первая стадия очеловечивания, называемая подражанием. Не надо удивляться, если Вы когда-нибудь на улице увидите курящего ежа. Смело подходите к нему и просите закурить!
Ну, а сейчас про зайца. Мы его незаслуженно отодвинули на задний план, хотя в названии сказки он у нас значится первым. Как говорится - если ты ЗАЯЦ, то ПОГОДИ маленько!  О тебе разговор отдельный пойдет. Хотя про зайцев уже столько сказано!
В русских сказках заяц непременно «косой» и «трусливый». В немецких переводных сказках заяц почему-то «хвастливый» и «глупый». Европейского зайца (ср. лат. Lepus europaeus) русские самозванно окрестили «русаком». Немцы в этом смысле оказались скромнее и зайцев не онемечивали. Конечно, немецкие зайцы более агрессивны. Но дело даже не в этом. Дело в том, что у зайцев, как и у ежей отсутствует половой диморфизм в окраске. Это на человеческом языке означает, что жена зайца как две капли воды похожа на своего мужа (при условии, что она замужем за зайцем). Почему тогда немецкий заяц не догадался провернуть такой же трюк с ежом? Если бы на его месте был заяц-русак, то неизвестно ещё, как бы дело повернулось. Немецкий ёж не успел бы моргнуть, как получил бы в самое ухо фразу: "А, я уже здесь", произнесенную голосом Левитана после победы над Германией. 
Не нужно забывать, что в славянской среде водятся и белорусские зайцы. Их ласково называют «зайчиками». Изображение зайчиков можно увидеть на белорусских рублях. Русаку нужно было провести такой трюк. Никуда не бегать, если не хочется, конечно. Просто резко встрепенуться на месте, «сделать чепушок», чтобы у немецкого ежа от испуга закрылись глаза. А когда немецкий еж приоткроет свои хитрые глазки, показать ему белорусский рубль с изображением зайца. То, что немецкий еж упадет в обморок и свернется в клубок, гарантировано стопроцентно. Он подумает, что с ним уже расплачиваются за победу новой валютой вместо евро.
Конечно, отвалится ёж не от одного вида рубля. Немцы знают, что такое рубль и уважают его. Как ни странно, у них есть даже выражение с этим словом - der Rubel rollt (букв. рубль катится, что означает деньги идут, дела спорятся). Оказывается, даже с рублем можно что-то сделать! Немцы славянские рубли катают и радуются. А мы, глупые, катаем доллары дяди Сэма и злимся. Американские президенты, глядя на нас с долларовых купюр, с трудом сдерживают улыбки.
Так, вот, возвращаясь к нашему разговору об обморочном еже... Он отвалится не от одного вида белорусского рубля, а от того, что ему дают взятку. Немецкий ёж - эталон честности. Хоть он и мстительный и жестокий, он взятки не берет!
Однако настоящая кондрашка хватит немецкого ежа, если вдруг ему на ум придет другая мысль. Например, ему покажется, что заяц-русак дает ему взятку за то, чтобы он признал свое поражение в этой жестокой схватке. Кондрашка - это паралич. Немецкий ёж даже не успеет свернуться в клубок.
Небольшое пояснение. Поскольку немецкие ежи хитрые, у них всегда, кроме одной мысли, есть вторая - запасная. Кстати, именно от этого немецкие ежи и страдают. У них весь окружающий мир был поделён в своё время на Westi и Osti (на западных и восточных ежей). Восточные ежи у них до сих пор второго сорта, потому что многому научились от зайцев-русаков, которые не хвастали и не глупили, как положено по немецкому лесному уставу. Одного им не понять, что зайцы-русаки жили и живут вообще не по уставу. Ни по какому! Это глубоко законспирированное животное. Сказочный миф о трусости русских зайцев - это всего лишь шифр. Присмотритесь к глаголу-предикату "трусливы". Перед нами завуалированный вопрос "ТРУС ЛИ ВЫ?" или скрытое сообщение о продолжении разведывательной деятельности "ТРУ СЛИВЫ", т.е. пытаюсь добраться до ядра, изучаю до косточки, обрабатываю информацию, чтобы докопаться до сути.
Надо открыто заявить, что численность зайцев-русаков в нашем лесу резко упала. Во-первых, по причине всех этих бессмысленных состязаний образовалась демографическая яма. Во-вторых, в связи с изменениями в инфраструктуре наших лесостепей появилась демографическая дыра. Нет, я ничего не путаю! Яма и дыра это два разных отверстия. Первое – это то, откуда вылезти невозможно. Яма она есть яма. Уменьшение поголовья зайцев мужского пола при моногамных браках привело к уменьшению рождаемости. К тому же зайчихи не очень хорошие мамы, и часто бросают своих детей. Второе явление, называемое демографической дырой, - это следствие оттока заячьего племени за  границу. Эти дыры не что иное, как эмиграционные отверстия. Зайцы пролазят через них, мигрируют целыми семьями и в западных степях перерождается в сытых кроликов.
История знает также зайцев-беляков. Поголовье последних было полностью истреблено как вид после отстрелов в период гражданского кровопролития в наших лесостепях. Печальная страница истории! Чтобы обеспечить хоть какую-то преемственность заячьих поколений, серые зайцы начали ставить в лесостепях памятники белякам. Старые зайцы-русаки не одобрительно косятся на эти изваяния и говорят, что крови русаков было пролито больше, чем крови беляков.
Хотим обратить Ваше внимание на такое порождение как серый заяц. Справка: "Заяц серый – наиболее популярное животное фауны России из отряда зайцеобразных. Его туловище стройное, сжатое по бокам. Голова небольшая, а уши длинные, больше длины головы, обостренные на концах, всегда насторожены, животное часто их поднимает, как будто прислушивается". Из справки видно, что серых зайцев нельзя отнести к полноценным зайцам. Это всего лишь ЗАЙЦЕОБРАЗНЫЕ и беспородные животные. О какой породе может идти речь, если главными их достоинствами являются длинные уши и очень маленькая голова? Кроме того, они все какие-то НАСТОРОЖЕННЫЕ, т.е. ведут себя как чужаки в чужой стране. Короче, чужие среди чужих. Трудно сказать, из каких лесостепей их завезли в Россию, но на данный период они действительно популярны.
Больше всего серые зайцы походят на кроликов, потому что постоянно что-то грызут. От серых мышей меньше вреда, чем от них. Они не любят русаков за их размеры и быстроту бега. Но они завидуют белякам - им нравится их белоснежный окрас и благородство. Жить серые зайцы любят в зарослях сорняка. Этого добра у нас хватает. Видимо, поэтому с сорняками никто не борется, более того они культивируются. Кстати, кто и почему назвал дикорастущие растения сорняками? Сама по себе сорнячность в растении не присутствует. Для кого-то сор, а для кого-то пища. Попутно следует отметить, что наиболее распространенным сорным растением в нашей лесостепи является «плевел опьяняющий».
В заключении следует сказать, что серые зайцы проповедуют интернационализм. Это понятие состоит из двух слов интер- означает «между»; а что означает «национализм», и так понятно. Чтобы между зайцами не было розни, серые вытравили из заячьих паспортов строку род, вид. Все зайцы сегодня без роду, без племени. Просто зайцы.
Ну, и самое последнее. Заяц на санскрите hayas  означает "конь", а на  латинском языке haedus  - "козёл". Немецкое слово Hase  произошло от слова  grau "серый". Таким образом, в сказке братьев Гримм бегал серый заяц. Хорошо, что там у них победил ёж!
2012 г.


Рецензии