Соприкосновение материалов. Такая жизнь отрывок

В самом начале нового 1963-64 учебного года вдруг получаю «повестку» из городского «военкомата», то есть, военного комиссариата, где предписывается «рядовому необученному» явиться в призывную комиссию для подготовки к армейскому трёхлетнему призыву. Жена в ужасе: « Как же ты оставишь нас, и не увидишь первые шаги нашей малышки, и не услышишь первые её слова?». Я тоже в таком же состоянии, но делать нечего, утром являюсь на эту самую комиссию и вижу, что что-то здесь не так-я в окружении восемнадцатилетних «пацанов», от которых уже заметно отличаюсь.

Пожилой, стриженый под «ёжик» капитан долго изучает мои документы, и я, слегка сдвинувшись в сторону, вижу, что в графе «специальность» проставлено «Соприкосновение материалов». Именно эта надпись явно озадачила капитана, но он, после глубокого раздумья, произносит: «Такие люди нам тоже нужны», однако тут же встаёт и уходит куда-то, на ходу бросив мне: «ну-ка, подожди». Через некоторое время он возвращается с полноватым, крупным подполковником, который тоже внимательно изучает мои документы, выясняет, что я преподаю «сопромат» в Политехе, что я четыре года осваивал военную профессию в стенах института, будучи студентом и, полуобернувшись к растерянному капитану и покрутив выразительно пальцем у своего виска, сразу направляет меня на трёхнедельный «сбор» в полевой лагерь  Панфиловской дивизии, который раскинулся в предгорьях «вторых» гор в тридцати километрах от города.

Палаточный лагерь одного из полков дивизии живёт своей неспешной армейской жизнью. Кругом трава по пояс, знакомые, проникающие в душу, запахи азиатской земли, отцветающего сентябрьского разнотравья и шум недалёкого горного потока. Я осваиваю методы установки противопехотных и противотанковых минных полей, изучаю армейские топографические карты, несколько раз отстрелял из боевого «Калашникова» и офицерского пистолета на лагерном стрельбище.

Живу в офицерской палатке и много читаю по вечерам при свете электрической лампочки, «запитанной» от тарахтящей дизельной мини-электростанции. В палатке ещё два офицера полка, один из которых мой «наставник». Живём дружно, и несколько раз, вечерами,  уже прикладывались к «Московской особой», усаживаясь уютно и тесно за небольшим столиком, заставленным непритязательными закусками-разогретые мясные консервы, килька в томате, полукопчёная колбаска, нарезанный крупными кусками «пошехонский» сыр и неизменные азиатские лепёшки.

Пролетели три недели, возвращаюсь к своим девочкам, о которых, скучая, не забывал ни на минуту, а месяца через два, уже в предзимье, приходит ещё одна повестка из «военкомата» и знакомый подполковник торжественно зачитывает приказ Министра Обороны Советского Союза о присвоении мне первого офицерского звания «младший лейтенант». На всякий случай, проверяю свою «специальность», и рядом с воинской «сапёрные войска» вижу с облегчением и гражданскую «Сопротивление материалов».

До сих пор не знаю, как остальные мои однокашники так и остались «рядовыми необученными», и никто никогда их не беспокоил «повестками». Моя офицерская карьера в дальнейшем сопровождалась краткосрочными курсами  "повышения квалификации" и выездами «на стажировку» в расположение воинских частей и закончилась в 1989 году присвоением заключительного звания «капитан» в благополучном «запасе».


Рецензии
Прочла всю «Такую жизнь» от корки до корки, и жалко расставаться с ней, как с полюбившейся книгой.

В последних, 6-й и 7-й частях, как и в предыдущих, много интересных и любопытных моментов:

- Путь (в почти обнажённом виде !) в троллейбусе из Ялты в Симферополь. Этот эпизод теперь воспринимается как реквием по канувшей в лету дружбе украинского и русского народов.

- Замысловатая многоходовая опасная комбинация по перегону «Волги». Боже мой, какими муками доставались людям автомобили в СССР! И опять повезло, что ничего не случилось по дороге – а могло бы, например, в Свияжске, когда сидели на ахолустной станции с саквояжем, доверху набитым огромными деньгами! Или не удалось бы отвертеться от «битков» в Жигулях... Или мужики на газике, выручившие с бензином, оказались бы бандитами, а не геологами!

- В 6-й части осознала, что упомянутый в предыдущией части консультант по голографии в Политехе был никто иной, как будущий президент Киргизии Аскар Акаев!

- Чудовищные события 1993-го. Как раз в эти дни мы с Володей шли по Бородинскому мосту с великолепно открывавшимся видом на Белый дом, расстреливаемый и дымящийся всего в 300 метрах от нас. Мы шли, чтобы госпитализироваться в Боткинскую больницу на очередную неудачную операцию по восстановлению тканей горла после удаления опухоли. Володя мне часто говорит: "Маша, ты помнишь, как мы шли, державшись за руки, по мосту, а вокруг нас свистели пули?"...

- Замечательные страницы описания первого визита автора мемуаров в Америку. От праздника к празднику (хэллоуин, день благодарения), от застолья к застолью, много интересного. Понравился американский кот, не ведущийся на бесхитростную русскую забаву бумажной мыши!

- Схватка с американцем-квартирантом во Фрунзе. Проходимцев, конечно же, хватает в любом народе.

И грустно в очередной раз, что последние годы пребывания в Бишкеке автор мемуаров, блестящий специалист-технарь, кандидат наук, без пяти минут доктор и прочая, вынужден был заниматься извозом, чтобы прокормить себя и семью. Такая жизнь была в развалившейся стране....

- Перечитала историю продажи фрунзенской квартиры в день отлёта... в контексте, со знанием всей предыстории это впечатляет ещё больше.

И очень закономерно, что даже несмотря на немолодой возраст, в Америке автор смог устроиться работать по специальности и успешно продвинуть свои технические изобретения. Вообще, американские успехи и достижения всех членов семьи фантастические. Да и как могло быть иначе у продолжателей талантливого рода Ефремовых-Степницких?

Знакомо по себе и, говорят, случается часто: ощущение близости, выпуклости и осязаемости далёкого прошлого, давно канувшего в небытие. И невозможность отчётливо припомнить, что происходило в совсем недавно прожитые дни.

Но как бы не подводила Вас память о недавних днях, Вы добились в своих мемуарах главного – отразили историю души своей семьи и историю души если не всего народа, то самого его ценного, мыслящего слоя.

Спасибо Вам, здоровья и долгих лет жизни Вам и Ольге.

Мария Шуклина   30.03.2017 16:26     Заявить о нарушении
Сударыня Мария,
Вы совершили редкий подвиг!

Спасибо огромное за интерес, ценные рецензии и профессиональные советы, которые обязательно будут учтены.

П.С.
После прочтения Вашей последней публикации на "Прозе" почему-то стало жалко, что расстались с Англией через семь лет. Ведь ещё бы немного - была бы хорошая пенсия. Или работа за пределами этой страны тоже учитывается в общем трудовом стаже?

Анатолий Ефремов   31.03.2017 04:28   Заявить о нарушении
Анатолий,мы продолжаем надеяться, что сможем получить от Вас Вашу "Такую жизнь" в печатном виде. Если книга будет продаваться, с удовольствием поддержим коммерческое начало, дайте только знать!

Мария Шуклина   01.04.2017 10:16   Заявить о нарушении
Про Англию жалеть не стоит, потому что далеко не факт, что мы её покинули навсегда. Я связана с Британией бОльшую и лучшую часть моей жизни, и у меня есть достаточно оснований, чтобы считать это страну своей Родиной так же, как и Россию, тем более что это подкреплено наличием британского паспорта.

Мария Шуклина   01.04.2017 10:19   Заявить о нарушении
А пока уехали из Англии мы не в последнюю очередь из-за Володи, которому чем дальше, тем менее комфортно становилось жить в изолированном состоянии. Последней соломинкой стал перенесённый в Англии третий рак. Не горла, совсем другой, как и второй. Он трижды лауреат этого дела.

Мария Шуклина   01.04.2017 10:20   Заявить о нарушении
На небольшую государственную пенсию в Англию я уже заработала, которой, если доживу, непременно попользуюсь.

Мария Шуклина   01.04.2017 10:22   Заявить о нарушении
А до пенсионного возраста мне ещё далековато, особенно в Британии. Я моложе Ваших детей, и на днях мне исполнится 49 лет. Да-да, я на 28 лет моложе Володи, пребывая с ним в душевном союзе уже 28 лет (с 1989-го года). Такая любовь, такая жизнь, о которой я, возможно, когда-нибудь, если Бог даст время и силы, напишу отдельную длинную и довольно замысловатую историю. Начала бы сейчас писать, но жизнь у меня нынче слишком дёрганная, чтобы иметь возможность сосредоточиться на большой форме.

(Извините, что несколькими отрывочными комментариями пришлось написать всё вышеизложенное. Почему-то Прозу.ру заглючило, и мне пришлось свой ответ загрузить в неё по частям).

Мария Шуклина   01.04.2017 10:25   Заявить о нарушении
Сударыня,
Не сложно было догадаться, что Солнцев старше, но трудно было предположить о 28 годах и что Вы-такая юная женщина.

"Такая жизнь" обязательно будет у вас на полке, и без всяких там коммерческих выкладок. А с вашими будущими мемуарами, надеюсь на то, ещё удастся познакомиться-ведь основа их уже заложена в публикациях на "Прозе".

Анатолий Ефремов   01.04.2017 18:25   Заявить о нарушении
Размышляя о вашем душевном союзе, поневлоле вспомнишь: "Есть женщины в русских селеньях..." Поэт знал, о ком говорит.

Спасибо за добрые пожелания, и пусть не минуют они и вас с Володей.

Анатолий Ефремов   01.04.2017 20:18   Заявить о нарушении
http://www.radiorus.ru/brand/episode/id/57219/episode_id/1486035/

Это ежемесячная передача, идёт 25 минут, в самом её конце в качестве послесловия о поэте марта В.Солнцеве.

Мария Шуклина   02.04.2017 15:51   Заявить о нарушении
На это произведение написано 7 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.