Технознания и идеологии гуманитархий

     Говорят, что школа учит жизни, которой нет*, аналогично, и конституции оторваны от реальных общественных отношений. И всё же эти «протоколы о намерениях» отражают определённое мировоззрение. Признаюсь, было интересно выяснить место, которое отводится базовым технологиям и наукам в заповедях современных государств. Не спеша почитав, кое-что выписал и по привычке старого испытателя заполнил журнал наблюдений.

     Получилась иллюстрация к заметке, которая показывает, какую долю занимают мысли о способностях изменить мир. Убедился, что ничтожную, статьи конституций сообщают в основном о том, как этот мир поделить!

     В идеологиях гуманитархий вы найдёте целые главы, посвященные власти, вооружённым силам, судам и т.п.

     Тем не менее, создатели «первопрестольных» нормативно-правовых актов – относительно продвинутые гуманитарии (юристы и экономисты) уже не могут игнорировать существование технологий и наук. В результате несколько фраз о том, что они (науки и технологии) как бы есть… в конституции просочились.

     Если с Миру собрать по «нитке», кое-что и получится.

     Например, из Конституции Китайской Народной Республики1982 г. (с изм. 1988, 1993, 1999, 2004 гг.) :

Статья 20. Государство развивает естественные и общественные науки, популяризует научно-технические знания, поощряет достижения в научно-исследовательской работе, изобретения и открытия в области техники.

     Из Конституции Республики Корея (Южная Корея) 1948 г. в ред. 1987 г.:

Статья127.
1. Государство прилагает все усилия по улучшению национальной экономики путем развития науки и технологий, информационных и трудовых ресурсов, а также способствуя внедрению технических новшеств.

     Из Конституции Индии:
 
51А. … Обязанностями каждого гражданина … являются:
h) развитие научного подхода, гуманизма и энергии в исследованиях и преобразованиях;

     ...

     В эпоху оголтелого экономизма, которую мы сейчас переживаем (или пережёвываем), многим покажется наивным, смешным и нелепым сбор подобных цитат. Но каких только «коллекционеров» не встретишь на свете! Наверно, я один из них.
 
------------------------------------------
* - сокращённая форма перевода «Школа готовит нас к жизни, которой не существует» из Альбера Камю.
 


Рецензии
Очень интересную Таблицу вы составили.
Есть известная книга "СССР - в интерьере нобелевских премий", автор -
д.т.н. А.М.Блох Там он указывает странные цифры - российские и советские ученые получили всего 2.5% этих премий, а США - около 50%, остальные - Европа, Азия.
Эти данные плохо коррелируются с вашими. В чем причина?

Алекс Савин   23.07.2015 19:21     Заявить о нарушении
Даже не знаю, как ответить о премиях.

Сказать что-то умное про репрезентативные и нерепрезентативные выборки или повернуть к известной мелодии: «Мы выбираем, нас выбирают, как это часто не совпадает…»?

Мои подсчёты отражают отношение к технологиям и наукам, официальную оценку их необходимости, в первую очередь со стороны гуманитархов и обслуживающих их гуманитариев, а премии относятся к внутривидовой сортировке. Можно и так выразиться.

Спасибо за проявленный интерес к теме.

Владимир Мельников   24.07.2015 06:55   Заявить о нарушении
"Внутривидовая сортировка" - хорошо вы сказали. А вот для такой великой страны как Россия эти мизерные 2.5% совсем даже не первый сорт! Позорные цифры. Не так ли?

Алекс Савин   24.07.2015 07:54   Заявить о нарушении
Тут можно и согласиться, и возразить.

Многие достижения не оценены. Великое множество талантливых людей покинули страну или оставались и остаются тут невостребованными. Допущена масса ошибок. Не сделано то, что давно могло быть сделано.

С другой стороны, население России - чуть больше 2% от населения Земли. Из этой арифметики следует, что наш вклад и должен быть на уровне 2…3 процентов.

Владимир Мельников   24.07.2015 15:32   Заявить о нарушении