Глава 3. Долгожданная премьера

«Знай, ты для меня – больше, чем друг…» – эти слова постоянно звучали в моей голове. Мне не давало покоя признание Серёжи… Оно было очень неожиданным, вед раньше Сергей никак не проявлял своих чувств: он всегда относился к нам с Машкой одинаково, мы обе были ему дороги… Наверное, это происходило потому, что мы с сестрой действительно были одним человеком. Серёжа просто любил этот образ: нежную и мечтательную балерину, коими мы с Марией и являлись, пока Татьяна Павловна не выделила одну из нас. Маша перестала соответствовать идеалам Сергея, и он выбрал меня…

Похвала вскружила сестре голову, и от прежней Маши не осталось и следа… Марию Синицыну сменил чужой, абсолютно не знакомый мне человек – высокомерная и чересчур гордая девушка.

Перестал существовать и единый организм «МашаДаша», как в шутку нас называли друзья… Два самых близких человека стали соперниками. Теперь Маша не желала сдавать позиций и делала всё, чтобы остаться любимицей Татьяны Павловны, а я старалась получить признание наставницы и доказать ей, что я ничем не хуже своей сестры. В конце концов, нужно же было оправдать доверие, оказанное мне по незнанию! Я просто обязана исполнить партию Одетты на «отлично»!

***
С боевым настроем я вышла на сцену: сегодня у нас генеральная репетиция перед спектаклем!

Я просто обожаю генеральные репетиции, ведь артистам наконец-то разрешают первый раз примерить костюмы! Пожалуй, это главное отличие их от обычных «тренировок». Сегодня я облачилась в белоснежную пачку… В этом костюме я и вправду ощущаю себя лебедем! Хочется взмахнуть крыльями и взлететь… Взлететь высоко-высоко над нашим маленьким городком, полюбоваться любимым театром, взглянуть на землю сквозь облака и мечтать, мечтать… Мечтать о благополучии, о любви, о том, чтобы каждый человек, каждое живое существо в этом огромном мире было счастливо… О том, чтобы навсегда из жизни исчезли слёзы, зло, разочарование…

– Синицына! Дарья! Ты меня слышишь?! Давным-давно пришла твоя очередь, а ты всё «спишь»! На спектакле ты тоже созерцать будешь? У сестры бы лучше поучилась… – донёсся до меня резкий голос Татьяны Павловны.

Снова сравнение с Машей! Кажется, я упустила свой шанс… Замечталась… Ну, ничего! Сейчас мы с Серёгой покажем класс!.. С Серёгой… С ним-то я как раз и не смогу полностью раскрыться – он может воспринять это, как ответ на его признание, ведь все три акта я должна смотреть на него влюблёнными глазами и нежно обнимать… Серёжа, почему ты влюбился так не вовремя?

– Синицына! Ты выйдешь сегодня на сцену или нет?! – вновь прервала мои мысли Татьяна Павловна.

Её голос по-прежнему звучал очень строго. Наставницу можно было понять: до премьеры остались лишь сутки, а нерадивая «Одетта» до сих пор не может запомнить, когда следует её выход. К тому же, со мной она последнее время более спокойно и не разговаривала: по её мнению я очень сильно уступала Маше в умении подать себя, показать чувства своей героини и, конечно же, во внимательности – я очень часто «витала в облаках».

Невзирая на смущение, я всё же вышла из-за кулис и приблизилась к Серёже. Я посмотрела на него умоляющими глазами: пойми всё правильно, помоги мне завоевать доверие Татьяны Павловны!

Парень понимающе кивнул, и мы принялись танцевать, внемля чудесной музыке… Любимое адажио! Прекрасная возможность показать всё, что у тебя на душе: чистую и искреннюю любовь или горечь разлуки, светлую грусть или тихую радость… Для каждого адажио своё, особенное… Но главное, что меня сейчас волнует – необыкновенная, грустная красота Одетты. У меня далеко не всегда получается передать всю лирику её образа… Хоть бы, хоть бы сегодня выпала счастливая карта!..

– Остановитесь! – Татьяна Павловна обратилась к оркестру и к нам с Серёжей, – Даша! Что за скованность?!  На носу – премьера! Зритель тебе не поверит, ты слишком сдержанна в своих эмоциях! Знаешь, дорогая моя, я дам тебе совет: выходи каждый раз на сцену, как будто это – твоё последнее выступление.

И снова провал! Я не смогла преодолеть стеснение… Совет хореографа прозвучал, как смертный приговор: завтра твой последний выход на сцену. Почему-то я решила, что после сдачи спектакля она позаботится о том, чтобы меня уволили…

Мне захотелось плакать… Плакать навзрыд! Я даже представить себе не могу, что расстанусь с родным театром! Неужели придётся бросить всё? Забыть друзей, учителей, коллег? Покинуть Машу и Серёжу? Нет, я никогда этого не допущу!

***
Сегодня я проснулась с ощущением праздника. Этого дня я ждала даже больше, чем Нового года или Рождества. Сегодня – главный праздник артиста. Нет, не день работника и не международный день театра… Сегодня премьера! Более того, вечером состоится мой дебют в партии Одетты! Наконец-то исполнится моя заветная мечта, наконец-то я примерю на себя нежный образ девушки-лебедя…

Я приподнимаюсь с кровати и смотрю в окно: белые ажурные снежинки кружатся в медленном вальсе. Они такие же точно, как те «снежинки» из балета «Щелкунчик» – хрупкие и красивые…

А ведь именно «Щелкунчик» пробудил в нас с Машкой любовь к балету, да и вообще, к искусству. Какими счастливыми мы вышли тогда из театра! Мама вела нас за руки, а мы наперебой делились впечатлениями, и впечатления эти были, как всегда, одинаковые…

А сейчас этот танец снежинок приветствует меня в особенно значимый для меня день. Это так похоже на напутствие, на поддержку! Хлопья снега – словно пачки прекрасных танцовщиц. То и дело какая-нибудь «балерина» подлетает к моему окну и как будто говорит: «У тебя всё получится! Ты обязательно сможешь!», и от этого на душе становится тепло-тепло, хот и наступили первые холода.

Я смотрю в окно и невольно вспоминаю одну из самых любимых своих песен: «А снег идёт, а снег идёт, и всё вокруг чего-то ждёт…». Кажется, что «всё вокруг», а точнее, природа, с нетерпением ждёт премьеры, поэтому и решила подарить мне долгожданный первый снег. Сегодня так много совпадений! Первый снег, первое «Лебединое озеро» в  нашем театре, а значит и я должна быть только первой!

***
И вот уже наступил вечер. В белоснежной пачке, с аккуратной при-чёской, украшенной  искусственными перьями, я прогуливаюсь по театру. Естественно, я не выхожу в холл, не заглядываю в буфет и прочие места, где меня могут увидеть наши сегодняшние гости, ведь, как гласит золотое правило всех представителей актёрских профессий: «Зритель не должен видеть артиста перед началом спектакля».

Я прощаюсь… На всякий случай прощаюсь с любимой работой. Прикасаясь к родным стенам и нежно поглаживая свои костюмы для выступлений, я медленно бреду по знакомым коридорам… Театр стал для меня вторым домом. Именно этот театр, это небольшое уютное здание в провинциальном городке. Мне не нужно ничего: ни славы, ни возможности блистать на сцене Большого… главное – остаться здесь, в любимом, дорогом сердцу театре, рядом с друзьями и коллегами…

***
«Гаснет в зале свет, и снова я смотрю на сцену отрешённо…» – прямо как в песне! Только я слежу за происходящим из-за кулисы: всё уже готово, спектакль начинается…

Мой главный зритель – Татьяна Павловна. Сегодня я танцую для неё и, возможно, всё же смогу завоевать её доверие…

Мой выход! Как раз сейчас на сцене первый раз появляется Одетта! «Ну, соберись, Дашка! Ты сможешь!» – мысленно подбадриваю себя я. И вот я уже на сцене, в надёжных, проверенных руках Серёжи. Я забыла обо всём: о его признании, о стеснении… Мною управляла мысль: «Покажи всё, на что ты способна! Иначе этот спектакль может стать для тебя последним!». Я невольно следовала совету Татьяны Павловны – танцевала, будто никогда больше не выйду на сцену…

Первое действие пролетело незаметно… Меня переполняли очень не-обычные чувства: хотелось смеяться и плакать, торжествовать и расстраиваться одновременно… Что со мной? Неужели я всё-таки вложила всю душу в образ моей героини? Неужто у меня наконец-то получилось сделать свой характер более гибким и «вылепить» идеальную Одетту? Да, кажется, я смогла… Теперь главное – сохранить это состояние до конца спектакля.

Начинается второй акт: на балу по случаю совершеннолетия принца Зигфрида собрались первые красавицы королевства…

На сцену выходит Маша. Она уверена в себе и великолепна, как всегда. Сестра просто неотразима в сверкающем чёрном наряде…

Её движения очень естественны и грациозны, но… Что-то в её танце привлекает и даже настораживает меня… Не-ет, этого не может быть!..

Моя сестра – прирождённая актриса! Конечно, меня удивило не это, а то, с каким мастерством она, на протяжении восемнадцати лет, играла свою главную роль! Как профессионально всё это время она скрывалась за маской милой и кроткой Марии Синицыной и искусно прятала себя настоящую – гордую и своенравную Одиллию!

Сот почему она так органично смотрится в этом образе – характер её героини полностью совпадает с Машиным внутренним миром: надменная, самолюбивая и коварная…

А ведь если приглядеться, какая необычная ситуация сложилась в нашей жизни! Маша – мой двойник и, в то же время, моя полная противоположность. Серёжа долго метался между нами, пока эта разница не была заметна. Он, как и принц Зигфрид, «прозрел» и, в итоге, выбрал «Одетту»… Я сопоставила эти факты, и мне даже жутко стало от феноменального сходства нашей жизни с сюжетом «Лебединого озера»… Я окончательно убедилась: мы с Машей разные. Разные, как Одетта и Одиллия, как чёрный и белый лебеди…

***
А спектакль всё продолжается. Через несколько минут начнётся третье действие – знаменитый «Белый акт». Сцена заполнится очаровательными лебедями, и в центре всего этого великолепия будем мы с Сергеем…

Сейчас антракт. Я сижу в гримёрной и завороженно смотрю в окно: земля укрылась пушистым снежным «пледом», а деревья примерили кристально белые «шали»… А как красиво сейчас на нашей любимой берёзовой аллее! Стройные деревца, высаженные в два ряда, так же прекрасны, как и кордебалет в финальном действии. Берёзки в снежных «шапочках» очень напоминают хрупких балерин…

Самое главное, что после грандиозного завершения театрального действа, сказка для зрителей не закончится. Если сегодня, по окончании спектакля, по этой аллее пройдёт влюблённая пара, то парень и девушка, без сомнения, почувствуют себя Зигфридом и Одеттой…

А мы с Серёжей уже на сцене. Мои чувства всё такие же «гибкие», и я без труда справляюсь со своей ролью… Финальный аккорд, и…

– Браво! Браво, Дарья! – Татьяна Павловна аплодирует стоя…

Я смогла её убедить! Я не разочаровала своего главного зрителя! Я до сих пор не могу в это поверить…

Я делаю реверанс и внезапно падаю на колени… Мои губы касаются родной и самой любимой сцены: все невзгоды позади…


Рецензии