19. Облака

     Сначала нечто  вроде предисловия.  Дело было вечером, делать было нечего… Приблизительно так.  Были длинные,  зимние,  северные вечера, был скайп, была сестра, которая  выходила на связь, находясь в далёком от меня провинциальном  украинском  городке.  Никакие политические распри  наших  государств  нас поссорить не могли:  мы  были  и остались  детьми одной   русско-украинской семьи,  одной  великой страны (СССР), одного  Творца.  Разбросанные по свету   женскими судьбами, находясь в разных точках  бывшего Советского Союза, не имея возможности быть рядом, мы  всё-таки  БЫЛИ ВМЕСТЕ. Мы придумали литературную игру.  Оля  давала мне задания для  литературных ( и всяких других) ассоциаций, а я брала синюю тетрадку  («Вот эта синяя тетрадь…»)  и записывала всё,  что вспоминалось, что всплывало из глубин   памяти  человека, читателя, филолога . Синяя тетрадка  за месяц оказалась   заполненной…  Заодно потихоньку ушла  в неизвестном направлении    зимняя депрессия таёжного тупика.  Я  даже удивилась: при наличии такой замечательной игры в литературные  ассоциации можно ли вообще впадать в уныние?

    В рядах ассоциаций были  люди и  события, цветы и птицы, бабочки и реки, дожди и  камни… И, конечно, облака…

   Дальше –  вопрос. Между облаками и тучами  есть  разница?  Можно ли считать облака скоплением частиц-оптимистов, а тучи – скоплением частиц-пессимистов? То есть, в общем, ассоциативный ряд к слову «облака» не может быть полным без слова «тучи», не так ли?

     Ну, на выручку в определении лексического значения слова всегда приходит мой дружок Толковый словарь.  (Пока  преподавала русский язык и литературу, он у  меня всё время был в деле, а   после того как я разделила участь «бывших учителей», уроки не веду, но увлеклась ещё  больше чтением и даже «чтивом», так  мой дружок обижен,  дуется в своём  углу на полочке компьютерного столика… Ну, прости, друг, иди сюда, помогай!)))

    ОБЛАКО, -а, мн. –а, -ов, ср. [ Грамматические  пометы я,  ветеран   филологической нивы, просто обожаю, поэтому  пишу полностью. - В.Я. ]]]  1.  Светло-серые клубы, волнистые слои в небе, скопление сгустившихся в атмосфере водяных капель и ледяных кристаллов. (Облака плывут по небу. Ветер гонит облака. Кучевые облака. Грозовое, дождевое о. До облаков (перен.: очень высоко) Спуститься с облаков (перен.: от мечтаний обратиться к действительности; ирон.) С облаков упасть или свалиться (перен.: о неожиданном появлении кого-н.; разг.) 2. перен., чего. Сплошная масса каких-н. мелких летучих частиц. О. дыма, пара.// уменьш. облачко, -а, мн. –а, -ов, ср. // прил. облачный, -ая, -ое (к ! знач.) О. слой.
    Вот! Фу! Осилила – переписала. Прямо  как к уроку готовлюсь – с учительским усердием и тщанием, не пропуская ни одной запятой и особенно приходя в восторг от «грамматических помет»: окончания, ударения, суффиксы, прилагательные – роскошное пиршество для  гурмана-филолога,  но  назойливо-зудящие «лишние детали» для  человека, далёкого от словесности. )))

       Однако, если есть такой пример, как «грозовое, дождевое облако», то значит точно в моём литературном упражнении,  в моих раскопках памяти, без «туч» не обойтись)))
 
        Ага, Толковый словарь, дружочек, ещё  послужи! Открывайся на  страничке с «тучей». Вот-вот, что я  говорила:  чем  же  различаются тучи и облака?
 
        ТУЧА, -и, ж. 1. Большое, обычно тёмное густое облако, несущее дождь, снег или град. Грозовая т. Тучи собрались (сгустились, нависли) над кем-н. ( перен.: о грозящей беде, неприятности) Как т.  кто-н. (мрачен, гневен)    2. перен., чего. Множество, густая движущаяся масса. Т. стрел. Тучи мух. Саранча налетела тучей. / Туча тучей (разг.) – о человеке: мрачен и  гневен. // уменьш. тучка, -и, ж. ( к 1 знач.). // прил. тучевой, -ая, -ое ( к 1 знач.)

        Ну,  что я говорила? Всё чин  чинарём, что и  требовалось доказать: облака- оптимисты и  тучи-пессимисты составляют один ряд небесных явлений с разной энергетикой, как пессимисты и оптимисты составляют один ряд людей с разным содержимым мозгов и сердца. Значит, лермонтовские «тучки небесные, вечные странники» и  его же  «ночевала тучка золотая» имеют  полное право открывать моё  эссе  об облаках. Да-да, и начинать, конечно, нужно с литературных ассоциаций…

      Так, списочек, да?
1. М. Лермонтов, «Тучи», «Ночевала тучка золотая». (Улыбаетесь, вижу,  что это вы читали)))
2. А.Приставкин «Ночевала тучка золотая» ( не читали? неужели? а  зря)))
3. К.Паустовский, «Золотая роза» – там есть  потрясающее место о бунинских наблюдениях за облаками  ( найду сейчас! вот, уже нашла!)
4. И.Бунин – у Бунина и Паустовского  изумительные, великолепные образы живых облаков.
5. Н.Рубцов. «В своей печали бесконечной плывут, как мысли, облака»… и  т.д., и т.д., и т.д.))) (  список  можно дополнять и дополнять, но на чём-то надо же всё-таки  остановиться)))
    К Паустовскому и Бунину возвращаюсь, это те мои «любимчики», ради  которых я могу  отправить в отставку любое интригующее  чтение и чтиво. )))
     Отрывок из «Золотой розы»:
     «В записках Бунина есть одна короткая фраза. Она относится к началу лета 1906 года. «Начинается пора прелестных облаков», – записал Бунин и этим как бы открыл нам одну из тайн своей писательской жизни. Это слова о приближении неизбежного и милого труда, связанного у Бунина с летней порой, «порой облаков», «порой дождей», «порой цветения».
      Этими четырьмя словами  Бунин  отмечает начало своей работы по наблюдению за небом, по изучению облаков, всегда таинственных и притягательных».

      Паустовский и сам, как Бунин, наблюдал за облаками, цветами, дождями, лесами, лугами, родниками, реками… Их  гармоничное слияние с природой, этих двух писателей-созерцателей, давало  такой  мощный толчок их  вдохновению… И вдохновению   многих поколений читателей, идущих за Буниным и Паустовским.
 
         Я представляю себе образ счастья именно так: лежать в густой траве,  благоухающей летними  ароматами, и сквозь склонившиеся над тобой былинки-лютики наблюдать за плывущими в небе облаками. Одно из них похоже на ангела, другое –  на забавного маленького медвежонка,  третье – вот-вот хрюкнет своим пятачком, в четвёртом угадываешь контуры прекрасного женского портрета…
          Беззаботно валяться на зелёной травке с божьими коровками и тонуть взглядом в высоком синем небе – разве  это не счастье?

          Значит,  «небо Аустерлица» князя Андрея Болконского – это будет следующая литературная ассоциация,  без Толстого с его фундаментальной философией истинных жизненных ценностей в рассуждении об облаках не обойтись никак.
         «Небо Аустерлица» видит над собой раненый князь Андрей: «Над ним не было ничего уже, кроме неба, – высокого неба, не ясного, но всё-таки неизмеримо высокого, с тихо ползущими по нему серыми облаками. «Как тихо, спокойно и торжественно, совсем не так, как я бежал, – подумал князь Андрей, – не так, как мы бежали, кричали и дрались; совсем не так,  как с озлобленными и испуганными лицами тащили друг у друга банник француз и артиллерист, – совсем не так ползут облака по этому высокому бесконечному небу. Как же я не видел прежде этого высокого неба? И как я счастлив, что узнал его наконец. Да! всё пустое, всё обман, кроме этого бесконечного неба. Ничего, ничего нет, кроме его. Но и того даже нет, ничего нет, кроме тишины, успокоения. И слава Богу!..»

         Да, князь Андрей только через собственную боль и страдание смог постичь тайну облаков, тайну высокого бесконечного неба…
         
         В облаках таится загадка мироздания. Ещё  облака помогают  развивать воображение.  Я это знаю на собственном опыте. С детства ещё ( если и не с самого розового, то всё-таки  ещё  безоблачного) я любила в облаках угадывать формы различных фигур. Не знаю, откуда это взялось, – Паустовского с Буниным я тогда ещё не читала. Думаю, что пришло как-то само собой,  как говорят, «доброе зерно упало на благодатную почву». Был, видимо, в детстве такой взгляд на небо и облака,  который подсказал какой-то рисунок,   какие-то очертания фигур, а рисовать  я очень любила. Всё подряд, как чукча: что вижу, то рисую – деревья, цветы, забавных человечков, птиц, облака и др., и др., и др.))) И вот после такого увлечения облаками я стала угадывать «что на  что похоже» буквально во всех предметах-вещах-явлениях: на что похожи кляксы? ( ведь начинали мы  учиться ещё в ту пору, когда буковки приходилось доставать пёрышком  из  чернильницы!) на что похожи трещины и пятна на стене? а облупившаяся на полу краска – какие напоминает причуды? а на лужи если смотреть? на ветках деревьев снег что напоминает?  на  кого похожи эти комья снега, оставшиеся на деревьях после оттепели? Даже не замечая, что во всём ищу «что на что похоже», невольно, подсознательно я  любовалась самыми неприглядными вещами: что можно    найти  хорошего,  созерцая жёлтые разводы на потолке, оставшиеся от «потопа», устроенного верхними соседями? Или янтарного цвета «следок» на снегу,  оставленный лисом, пометившим свой  участок привычным звериным способом? Сама над собой смеюсь, но от облаков в небе до этих янтарных пятен не так уж далеко, если воображение начинает  работать на всю катушку.

        Воспитатели детского сада, выводя на прогулку своих несмышлёнышей,  могут запросто использовать небо с облаками, как наглядное пособие для развития воображения. Действительно, я нашла в Интернете, в блоге «Мой Вундер-Киндер», замечательную статью Анны Дружининой, воспитательницы детсада,  – статья называется «Наблюдение с детьми за облаками».  Это оттуда: «Белая вата плывёт куда-то. Чем вата ниже, тем дождик ближе». В детстве и облака, и дождики почему-то кажутся человеку роднее и ближе. Милая детская загадка об облаках напомнила мне,  что  облачко с дождиком – это уже  тучка! ))))

         Сегодня у нас мартовское солнце с утра на небосклоне устроило себе продолжительную прогулку, а когда я вышла из дому по привычному маршруту на дачу, то солнышко решило поиграть в прятки. Вот как это было.
          Увлечённая «облачной темой»,  я шла и смотрела на небо  сквозь солнцезащитные  очки. Без них при таком ослепительном  сиянии  солнца и  сверкании белого снега бывает очень  больно глазам. И вот я сквозь тёмные стёкла наблюдаю такую картину. Одна сторона неба ( восточная) ярко-голубая, с белыми пушистыми облаками ( банальный эпитет, но облака, которые я видела,  были именно пушистыми), а с другой стороны ( западной) небо всё затянуто серой пеленой, загорожено   серой стеной – это даже не тучи тёмные, а  просто серая, хмурая хмарь. Сплошное пространство серости. И вот за этой серой  стеной  ясно видно светлое пятнышко – это обозначено место, где находится солнце. Точка солнца то разгорается за этой хмарью  ярче, сильнее, то совсем превращается в еле заметное пятнышко. А когда солнце становится ярче, то вокруг светящейся точки начинается изумительного цвета фиолетовое свечение ( это оптический эффект моих солнцезащитных очков – я разобралась, пока шла  по  пешеходному мостику). И вот солнышко как будто дразнится, в прятки играет: то отдаляется за этой непроницаемой стеной воздушных масс, то приближается, пробиваясь слабыми  лучами сквозь мглу. Так что в прятки, оказывается,   можно  играть и  с облаками, особенно с теми, которые называются тучами. )))

           Да, весна! весна уже о себе  заявляет властно. Мечты о летних путешествиях начинают напоминать о себе  всё настойчивее. Если хочется нырнуть в облака по-настоящему, то надо отважиться полетать на воздушном шаре. Могу  судить по рассказам  бывалого воздухоплавателя  Саши Тихонова и  воздухоплавателя-новичка Жени Геро,  что это  восторг на грани полного обалдения))) Я, конечно, вряд ли  отважусь на такой полёт, потому что трусиха и больше всего на свете боюсь не мышей, а высоты. Но! Приглашает меня совершить полёт на шаре ведь не кто иной, как Саша Дульцев – Пилот, участник многих официальных и представительных соревнований по воздухоплаванию, – очень надёжный «водитель воздушного шара». Это во-первых. А во-вторых, потрогать руками  облака!  –   это же потом, при благополучной посадке ( приземления, конечно, всякие могут быть) можно будет всем и  каждому хвастаться, что летала! видела! ничего! нормально! классно! облака что надо!)))) (И самый  трусливый заяц имеет право  помечтать стать волком. Вот я и мечтаю. ) Пилот в прошлом году ездил на чемпионат мира по воздухоплаванию в Бразилию. Дыхание перехватывает от восхищения!  В  моём понимании Саша Дульцев не только родственник поэта Тихонова, но и  брат облакам. ))))

            Заглянула в Википедию ( «Мы мало видим, знаем, а счастье только знающим дано!» – это Бунин так считает, я тоже). Вот что в Википедии : «Облака – взвешенные в атмосфере продукты конденсации водяного пара, видимые на небе с поверхности Земли».         
           Дальше идёт классификация  облаков.  А  это целая поэма: кучевые, кучево-дождевые, слоистые, слоисто-дождевые, высокослоистые и высококучевые, перистые, перисто-кучевые и перисто-слоистые, волнистые…Так  это же песня! А ещё есть серебристые и перламутровые –  тут  вообще уже  запредельные высоты: перламутровые – 20-25 км, а серебристые – на высоте 70-80 км. Столько интересного можно было бы узнать на факультете метеорологии, куда я не попала, хоть в десятом классе одно время, помню, увлеклась географией и погодой как возможностью получить профессию. Увлечение продержалось пару недель, потом я  увлеклась ещё  чем-то))) ( Вот только учителем никогда стать не собиралась и ничем «педагогическим» никогда не увлекалась – ирония судьбы,   что называется)))

       Во всех  походах нас сопровождали облака – одно из самых удивительных и красивых явлений природы. Шли мы пешком по лесным тропинкам или плыли по реке на рыбацких лодках, колесили  на велосипедах по грунтовой дороге на Кайралы или ступали по  нетронутому снегу на лыжах – над нами всегда были попутчики-облака, высокое или низкое, но бесконечное небо Севера… На недосягаемой высоте птицы превращались в точки; улетевшие  со школьной линейки последнего звонка воздушные шарики тоже порой  терялись в облаках – при благоприятной погоде.  Почему человека всегда так манит небо? Устремляем туда свой взор – в заоблачные дали… В соседство Бога?

Высоко над семьею гор,
Казбек, твой царственный шатер
Сияет вечными лучами.
Твой монастырь за облаками,
Как в небе реющий ковчег,
Парит, чуть видный, над горами.
Далекий, вожделенный брег!
Туда б, сказав прости ущелью,
Подняться к вольной вышине!
Туда б, в заоблачную келью,
В соседство Бога скрыться мне!..
   
      Это Пушкин, вечный Пушкин. «Монастырь на Казбеке». Изумительной силы и духовности стихи, настоящая поэзия!

      И по ассоциации сразу возникает в памяти ещё одно стихотворение, которое  дало название сборнику моей подруги из Иваново  Светланы Барихновской, врача-педиатра, преподавателя  медицинской академии, тонкого лирика, поэта и фотохудожника, прекрасной   исполнительницы авторских  песен. Света так и назвала свой сборник : «За облака летит строка». Облака у неё стали символом Красоты, Высокой Духовности, Чистоты и Добра.

         Этот  мир прекрасен. Он устроен подчас трагично, в нём есть и слёзы, и беды, но он всё равно прекрасен, если в нём «в реку смотрятся облака…» Вспомнилась  эта песня, исполняемая  в студенческом общежитии   моим одноклассником, которого я долгие  годы не могла забыть.   Столько лет прошло, а  вот вспомнилось.  Я  пришла тогда в гости к моей подруге. Там был он. И был с гитарой. И пел много песен. И когда  пел про облака, то мне казалось,  что смотрел на меня, словно взглядом проверял: слышит? думает? не забыла?
В реку смотрятся облака.
А я всё смотрю на тебя,
Ну как облака, ты так далека,
В душе что-то вновь затая…

    Популярная в 70-е годы  песня была… Но это было давным-давно, в прошлом веке, и  те облака уже  давным-давно  утонули в реке)))) И приплыли новые облака, потому что жизнь продолжается,  и  небо «высокое и бесконечное», и облака плывут по нему в поисках поэта,  который должен сказать о своей  бесконечной влюблённости в этот прекрасный мир. И облака находят таких поэтов. Бунин – один из них. Это он говорит с присущей ему грустью и лиризмом: «Как ни грустно в этом непонятном мире, но он всё же прекрасен».

         Вот бы  уже и поставить точку  в ряду ассоциаций  на такой красивой фразе Бунина, но я вспомнила свои любимые фотографии. Вообще-то, я  люблю фотографировать и очень не люблю  фотографироваться, поэтому «любимых» фоток с собственной  персоной у меня  совсем    мало. Одна, две, три. Не больше. Но на всех «любимых фотках»  – у  меня  за спиной плывут облака.

         Муж сам когда-то очень любил фотографировать природу, и  в частности – облака. Среди  его  снимков в семейном альбоме есть настоящие  шедевры, ради которых, конечно, приходилось долго ехать, плыть в самые глухие дебри, забираться на сопки, ночевать на берегах озёр, кормить ненасытных комаров и мошек.
          Знакомые, друзья, мои  ученики, восхищаясь пейзажами на снимках, чаще всего задавали один и  тот  же вопрос:
    – Где? Где нашли такую красоту?
    Я всегда  смеялась:
    –  До этой  красоты  тридцать километров на велосипеде  по сопкам, чуть  жива  осталась…
   Или:
    – До этой красоты надо через болота и просеки добираться,  без всякой дороги, но со всякими тяжёлыми  рюкзаками за спиной…
       Зато какие потрясающие  были пейзажи с облаками! Почему-то чаще всего северные облака  бывают с  сиреневыми оттенками, хотя разнообразие оттенков, форм, линий просто фантастическое. Особенно   фотохудожники  любят картины купающихся в озёрах и реках облаков – в нашем семейном  альбоме тоже есть такая  серия.

      Судьба, поместив меня на постоянное  место жительства в таёжный тупик, компенсировала  мою оторванность от картинных галерей,  филармоний, парков и музеев тем, что подарила мне очень близкое общение с природой, с облаками, подарила мне чудесную картину неба. Я живу на четвёртом этаже. Окна нашей  квартиры выходят на ту  часть посёлка,   которая  располагается за пустырём, перед окнами – простор, ширь, раздолье, небо, не загороженное никакими строениями. Вдали виднеется гряда сопок.   Когда  я сижу  за столом  в кухне,  оконная рама кажется мне рамой великолепной картины, которую  можно условно   так и называть : «ОБЛАКА».  Вечером облака  утопают  в ярких  красках  заката. Картина меняется ежедневно и  ежечасно,  подчас  ежеминутно:  одни  облака уплывают,  другие растворяются,  меняют  свои очертания, цвет, оттенки.

        «Одни смотрят, другие видят»,– говорит мне муж. Понимаю  его намёк на мои  бесконечные  сетования  по поводу оторванности от цивилизации ( кстати, Интернет-то  сводит  эту  оторванность фактически до минимума))). Однако я  убеждена: на облака я не только смотрю – облака я вижу!

       Дорога, над которой плывут  облака,  –  это моя  любимая картина. И  одно из самых любимых стихотворений – «Старая дорога» Николая Рубцова… Стихотворение с облаками…

Все облака над ней, все облака...
В пыли веков мгновенны и незримы,
Идут по ней, как прежде, пилигримы,
И машет им прощальная рука.
Навстречу им июльские деньки
Идут в нетленной синенькой рубашке,
По сторонам - качаются ромашки,
И зной звенит во все свои звонки,
И тень зовут росистые леса...
Как царь любил богатые чертоги,
Так полюбил я древние дороги
И голубые  вечности глаза!
То полусгнивший встретится овин,
То хуторок с позеленевшей крышей,
Где дремлет пыль и обитают мыши
Да нелюдимый филин-властелин.
То по холмам, как три богатыря,
Еще порой проскачут верховые,
И снова - глушь, забывчивость, заря,
Все пыль, все пыль да знаки верстовые...
Здесь каждый славен -  мертвый и живой!
И оттого, в любви своей не каясь,
Душа, как лист, звенит, перекликаясь
Со всей звенящей солнечной листвой,
Перекликаясь с теми, кто прошел,
Перекликаясь с теми, кто проходит...
Здесь русский дух в веках произошел,
И ничего на ней не происходит.
Но этот дух пройдет через века!
И пусть травой покроется дорога,
И пусть над ней, печальные немного,
Плывут, плывут, как мысли, облака...
    
     Я благодарна облакам за минуты счастья, которые  они подарили мне, за вдохновение, которым  они озарили  стихи и прозу  русских классиков… Однако есть  у меня одна претензия к ним: 20 марта  2015 года  они помешали  мне  наблюдать затмение  солнца… ))) Нет,  солнечное затмение я  всё-таки  увидела,  сидя в кресле за компьютерным столом  – перед окном. Но в Заполярье   можно  было  бы  в этот раз   такое редкое явление  наблюдать долго, если  бы  облака не  своевольничали. )))  Но  это  уже другой, не лирический, а юмористический сюжет)))
 

Автор фото: В.Яроцкий. Купание северных облаков.


Рецензии
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.