Солдат

Демобилизовался Сашка в конце мая. Без задержек и каких-либо осложнений. Вопрос восстановления в институте для продолжения учебы на стационаре был решен положительно.  Потолкался бесцельно несколько дней и решил, что не мешало бы чем-то заняться, немного подзаработать.
То ли кто-то подсказал, то ли сам так решил, но в один прекрасный день оказался  Сашка в одном из загородных пионерских лагерей, где ему предложили поначалу должность пионервожатого.
 
- Ты будешь у нас в самом старшем, первом отряде. Это, в основном, девяти-, десятиклассники. Есть несколько человек их техникумов, такого же возраста. Ребята там все хорошие, так, что ты быстро найдешь с ними общий язык - напутствовал Сашку директор лагеря, когда они направлялись в расположение отряда.

- Да. И еще. Должность твоя будет называться – воспитатель.

- Какой из меня воспитатель? Я же не имею специального образования.
 
Директор лагеря оставил этот вопрос без ответа, поскольку они уже подходили к зданию, где располагался мужской контингент первого отряда.
Смена уже началась, но место воспитателя все еще было вакантным. Предыдущего воспитателя «хватило» только на несколько дней.

Увидев «контингент», Сашка немного оторопел, хотя, как говорится, был не из робкого десятка.
Около десятка парней вальяжно расположились прямо на траве, нежась в лучах утреннего, нежаркого еще солнца. Увидев директора лагеря, они, не спеша, как-то нехотя стали подниматься, отпуская определенные реплики по поводу нарушения их спокойствия. Всех слов нельзя было расслышать, но смысл высказываний и без того был ясен.

- Здравствуйте, ребята. Вот познакомьтесь. Александр будет у вас воспитателем. Он человек опытный, прошел военную службу. Так что, думаю,  будет все в порядке. Да, кстати, а где остальные?

Ребята переглянулись.

- Сейчас подойдут.

Директор пионерлагеря, наверное, не без основания полагал, что лучшего воспитателя для контингента девятых-десятых классов, чем Сашка, ему не найти.
 
Во-первых, подходящий возраст. Двадцать лет – это как раз то, что нужно.
Во- вторых, он уже отслужил срочную службу в Армии, а это много значит.
В-третьих, …

Короче говоря, во всех отношениях Сашка подходил.
Тем временем ребята сгрудились вокруг Сашки. С неприкрытым скептицизмом рассматривали они  нового воспитателя. 
Конечно, никто из них не собирался подчиняться «строгой дисциплине», насаждаемой в пионерских лагерях.

Первый отряд размещался в трех комнатах на первом этаже двухэтажного здания под названием «Корпус 4».  На втором этаже – воспитатели,  пионервожатые, физрук и кто-то из технических служб.

Вскоре на первую встречу с новым воспитателем собрались все восемнадцать человек, весь отряд. Почти все высоченные, но какие-то «хлипкие». Правда, как Сашка заметил, были и спортивные, довольно крепкие ребята.
Сашка представился, провел нечто похожее на «полит беседу» и выразил надежду, что с дисциплиной все будет в порядке.
 
Ухмыляясь и посмеиваясь, народ постепенно начал расходиться. То тут, то там раздавались приглушенные голоса:

- Солдат что-то надумал…

- Да пошел он…, этот солдат.
 
По лагерю быстро распространился слух:

- В первом отряде – новый воспитатель. Говорят, какой-то солдат.

Вот так, с первого дня мальчишки его иначе и не называли. Так и пошло: солдат, и все.

Прошло несколько дней. Контакта не получалось.
Эти 16-17 летние юноши игнорировали всё и вся. Не стесняясь, почти в открытую, они курили, сквернословили, упражняясь в «изысканности» выражений. На замечания не реагировали. До грубостей, правда, не доходило, но…

Чувствовалось, что у этих ребят какие-то иные интересы, чем насаждались в пионерском лагере, пусть, даже, на комсомольско-молодежной смене.
Просто было общее неприятие системы воспитания  и «муштры». Не хотели они ходить строем, не хотели разучивать и петь исключительно патриотические песни.
В них уже просыпался, а у многих уже успел укорениться дух самостоятельности.

Был в отряде паренек, десятиклассник Витя Лисовский. Ему было неполных семнадцать. Внешне он ничем не выделялся, парень, как парень.  Но вот, тянулись к нему мальчишки – и все.
 
Секрет был прост – Витя был не только очень начитанным и эрудированным, но и  прекрасным рассказчиком. Каждый вечер после отбоя, Витя по просьбе не желающих так рано ложиться спать мальчишек, пересказывал прочитанные книги или рассказывал какие-нибудь интересные истории, дополняя их по ходу своими выдумками. Делал он это так искусно, что слушатели этого даже  не замечали.
 
Эта характеристика была бы неполной, если не упомянуть о том, что он был потрясающим знатоком «дворового» фольклора. Его «собранию сочинений», состоящих из анекдотов, шуток, пословиц и песен можно было только удивляться.
Не удивительно, что Витю всегда сопровождали его почитатели.

Иногда, когда собиралась соответствующая компания, Витя, неожиданно, как будто что-то вспомнив, вдруг начинал напевать:

                «… И рассказывал один ямщик-прохвост,
                будто видел он у той хозяйки хвост…»

И тут же замолкал или продолжал напевать только мотив. Никакие просьбы «спеть дальше» не помогали.

- Рано вам еще, - отшучивался Витя.

Или соберется, например, группка «на перекур», а Витя тут как тут.

- Давайте я вам одну байку расскажу.

В ожидании чего-то увлекательного, «курцы» садились потеснее. Наступала тишина. Витя делал паузу и, помолчав немного, произносил:

- Нет, об этом я вам расскажу в следующий раз, - и под смех немного разочарованных слушателей, покидал компанию.

И все-таки настал момент, когда лед недоверия по отношению  к Сашке «тронулся».
Однажды, часа через полтора после отбоя, он решил проверить, как ведут себя его подопечные. Дверь в одну из палат была приоткрыта. Сашка заглянул – никого. Открыл дверь в следующую палату. «Контингент» в полном составе.
   
- Ребята, что здесь происходит? Почему не спим?

Кто-то из темноты:

- Тут Витя интересную историю рассказывал. Разрешите еще пятнадцать минут. Только пятнадцать.

- А что он вам рассказывал?

Тот же голос ответил.

- А на чем остановился?

Тут уже несколько голосов, перебивая друг друга, попытались вспомнить, на чем остановился  Виктор в своем рассказе.

- Хорошо. Слушайте, что было дальше…
 
С этими словами Сашка продолжил рассказ, прерванный своим появлением.
Никто, конечно, из них не знал, что Сашка с детства был очень любознательным, много читал и, самое главное, обладал искусством рассказывать.
Сколько прошло времени, он не заметил. Может быть, пятнадцать минут или все двадцать. Когда он закончил свой рассказ, в палате, казалось было слышно, как  жужжат   комары.

- Все, ребята, пора расходиться. И давайте договоримся, что утром я не буду ходить от одного к другому и будить.

Назавтра все восемнадцать человек появились на утреннее построение без опозданий. Правда, многие еще не проснулись и, зевая, потягивались.
 
Это было уже что-то!

Иногда Сашка и сам участвовал в вечерних «посиделках», что вызывало у ребят повышенный интерес. Его начитанность, умение легко и непринужденно рассказывать о чем-то, импонировали слушателям.
Но все-таки до полного контакта и взаимопонимания было еще далеко.

Сашка заметил, что периодически часть «контингента», в основном курильщики, временами куда-то исчезает. Выявить место их дислокации особого труда не составило.
Для своих  тусовочных встреч мальчишки выбрали незаконченную стройку какого-то хозяйственного объекта метрах в ста от корпуса. На стройке работы практически не велись. Время от времени там появлялись двое-трое рабочих, «соображали» что-нибудь на скорую руку и исчезали.

Прошло несколько дней. Однажды Сашка, решив проведать своих подопечных, неожиданно появился  на стройке. Сказать, что это было полной неожиданностью для ребят, значит не сказать ничего.
 
Застигнутые врасплох «курильщики», начали суетливо избавляться от недокуренных  сигарет. Некоторые начали осторожные движения к выходу.

- Ладно, не прячьте сигареты, я ведь знаю, что курите.
 
После яркого солнечного света помещение казалось каким-то сумеречно темным. Может быть от того, что было заставлено блоками кирпича на поддонах, может быть от разбросанного повсюду строительного и бытового мусора, может быть от большого количества людей – ребят было там не менее десяти.
Видимо, какая-то мысль мелькнула у него.

- Подождите не расходитесь. Сходите кто-нибудь и притащите толстую доску.

Через несколько минут просьба была выполнена. Сашка сам установил жестко доску, положил на нее  пару кирпичей потом еще и еще. Уложив один кирпич поперек, он отошел на шаг и остановился, как будто что-то обдумывая и выжидая.

В этот миг он вспомнил, как обучался этому «искусству» в армии. Отжимание на кулаках на голом цементном полу или на асфальте возле «курилки», битье кулаком по стволу дерева, покрытого жесткой и твердой старой корой. Сначала легко, а потом все сильнее и сильнее и многие другие упражнения, на какие только хватало выдумки. Но самое главное было, пожалуй, перебороть страх.

И еще он подумал о том, что последний раз разбивал кирпич не вчера, а еще задолго до дембеля. Но отступать было поздно.

Сашка стал в исходное положение, сжал кулак, сделал вдох и нанес резкий короткий удар.

- К-ь-я-х! – выдохнул он с шумом и две половинки разбитого им кирпича упали под ноги.

Мальчишки стояли, раскрыв рты.

- Вот это да-а-а! – произнес, наконец, кто-то из них.

- Только не вздумайте это повторить, можно легко руку сломать. Тут длительная тренировка нужна.
 
Новость о том, что воспитатель из 1-го отряда рукой кирпичи разбивает, быстро облетела лагерь.
Вскоре Сашка ощутил на  себе знаки повышенного внимания.  Чаще всего это были мальчишки из младших отрядов. Стесняясь подойти поближе, а тем более что-то спросить, они жались друг к другу в сторонке, стараясь получше рассмотреть воспитателя.
Изменилось и отношение к нему со стороны ребят из его отряда. Дети подросткового возраста уважают силу.
Сам же Сашка не подавал вида, что у него после этого удара опухли суставы. Возможно, был даже сильный ушиб или трещина где-то.
Но он не мог, не должен был себе в этом признаться. Даже вида подавать, что у него, возможно, травма, не должен был.
Время шло. Через несколько дней заканчивалась лагерная смена. Однажды, после ужина Сашке сообщили, что его кто-то ждет у ворот лагеря.
 
В беседке у главного входа, где обычно дети встречались с родителями сидели  и беседовали две молодые женщины, видимо, чьи-то мамы.
Удостоверившись, что перед ними именно «тот самый солдат», воспитатель из первого отряда, они наперебой  начали уговаривать его взять в свой отряд на следующую смену их чад. Они знали все – и о занимательных историях, которые он, якобы, рассказывал «ночи напролет».  О том, как кулаком кирпичи разбивал, и о многом другом, что было и, даже, чего не было.
Все это было, конечно, лестно слышать. Но что он мог им ответить? Решение для себя он принял – на следующую смену не остается. Нужно готовиться к началу занятий.

В день разъезда, перед завтраком Сашка обошел всех ребят, попрощался с ними по-мужски, за руку и пожелал успехов.

- Разве вы не будете у нас на следующей смене? - раздался чей-то голос, полный разочарования.

- Нет, не буду. Вот отчет  напишу и к вечеру тоже домой.

- Очень жаль, - ответил за всех Витя, - тут многие надеялись…

Пожалуй, эта недосказанность  была лучшей оценкой его работы.
Сашке стало немного грустно расставаться с этими ребятами, к которым он уже успел за неполных три недели привязаться.
Что ждет каждого из этих ребят впереди? Трудно сказать. Ведь у каждого свой путь, своя дорога.
P.S. Эту небольшую историю рассказал как-то сам Сашка, бывший солдат, а ныне профессор, доктор наук, преподаватель одного из университетов.


Рецензии