Сорная трава. Люди и лебеда

ЛЮДИ и ЛЕБЕДА

---------------------------
Предупреждение читателю.

Автор извиняется дико-дико много очень раз, но с этим опусом получается все же что-то очень не то. В некоторых других случаях автору (как ему кажется порою) удавалось соединить под одним названием две-три разноплановые темы, а тут уверенности ни в обоснованности такого объединения, ни в его успешности нет. Однако отправить эту штуку в док на доработку подалее от читательских глаз - тоже не очень охота. Пусть пока будет здесь на плаву, а я буду думать, что с этим делать. Эстетическое удовольствие едва ли найдется тут, но, может быть, фактический материал затронет у кого-нибудь какую-нибудь мысль. И в этом тоже читателю польза, как-никак...

---------------------------

Ранее на этой позиции было опубликовано только одно социально ориентированное стихотворение "Сорная трава", полностью приведенное ниже. Затем рецензия на это стихотворение нашей коллеги Лоры ШОЛ дала новый интересный поворот этой темы, который и реализован теперь в прозаической части данного произведения "смешанного жанра" после стихотворения сразу, и это развитие темы представляется нам наиболее важным здесь.

Затем следует некоторая факультативная часть, содержащая мотивировочку той исключительности, которую мы усматриваем в использовании поэтессой Ахматовой слова "лебеда" в общеизвестных ее стихах.

Таким образом, данный "трактат" состоит из трех разнородных частей, в каждой из которых свой смысл, своя тема, свой стиль изложения, жанр.


============================  I  ===============================



Сорная трава

Ошибаться у нас - не беда:
Вот сорняк на Руси - лебеда,
Кое-где в закоулках растет,
В годы бедствия кормит народ.
Ну а в сытные чудо-года
Сорнячком так себе лебеда
Тут и там где попало растет,
презирает ее весь народ.

Кроме тех, кто содержит свиней
И с мешками приходит за ней.

------------

И лишь в стихах Ахматовой-богини
Явилось к месту слово "лебеда" -
И мы читаем с трепетом доныне
Как стих растет, не ведая стыда.

Да на листах иных энциклопедий
Найдем статью - "Культура лебеды".
Но чтоб народ тут что-нибудь заметил -
Дождаться треба массовой БЕДЫ...




============================  II  ===============================


Рецензия Лоры ШОЛ:

~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
Сейчас предприимчивые торговцы уловили приевшийся вкус покупателя и можно купить наборы трав для летнего борща (щавель+лебеда).
Без лебеды в годы войны и послевоенные никак... Вы правы.
Лора Шол   09.03.2018 12:12
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

Итак, где-то люди уже поумнели и стали интересоваться вкусом дикорастущих природных даров. И хотя такой интерес проявляется пока еще не везде, и хотя в рецензии Лоры ШОЛ, возможно, имеются в виду культурно возделываемые щавель и лебеда, тем не менее это, бесспорно, есть положительный сигнал, свидетельствующий о повороте людей лицом к природе и, следовательно, об улучшении нравов вообще; и особенно приятно здесь то, что этот интерес едва ли связан с памятью о бедствиях народных и проявляется без патетического напряжения чувств, свойственного размышлению, особливо художественному, о событиях тех не столь уж и отдаленных времен. Важно название этих культур "щавель" и "лебеда", а ведь это для массы людей прежде всего "дикоросы".

Вот поэтому я, пользуясь легкостью нравов касательно жанров на нашей любимой Прозе.ру, как бы расширяю данное "произведение" посредством введения в него некоторых заметок о стихийном употреблении в пищу дикоросов, которое в некоторых случаях лично я наблюдал и участвовал в нем, а в другом случае получил информацию из источника, который считаю достаточно надежным для включения информации в этот текст. Таким образом, в этом "произведении" присутствуют как начальное стихотворение с обоснованной ноткой патетики в нем, так и бытовое, приземленное размышление о гастрономических вкусах людей и... зверей?

Мое послевоенное детство было не шибко-то сладким в отношении деликатесов да конфет, несколько лет я просто прожил в деревне без излишеств, однако на парном молочке, затем и пару-другую раз летом (случалось также зимою) я туда приезжал. (Одно из таких селений описано вскользь на этой странице в несколько ностальгическом рассказе "Как я провел это лето", а до другого, увы, еще не дозрело мое малоопытное перо.)

Понятно, что объекты традиционного сбора и потребления дикоросов, такие как разнообразные ягоды, грибы да простые лесные орехи подробно рассматривать здесь нет нужды. Всем ведь известно, что ежегодное собирание и потребление привычных даров природы доставляет удовольствие великому множеству людей, да и нерегулярное, случайное потребление - тоже. Представьте себе неожиданно встреченный в летнем невыносимом жариле дикорастущий малинник у лесного ручья, или тоже встреченные в далекой "прогулке" в лесу черемуху, калину, рябину, ту же дикую сливу тёрн - что за вопрос, случайно попробовать можно, нет проблем... хотя и системного сбора этой дикорастущей продукции в массе народа нет.

Далее, надо так полагать, что все детки детсадовских лет охотно вкушают так называемые "калачики" просвирняка - там, где асфальт и мусор еще не вытеснили доступную детям траву. А вот чем они привлекают детей, очень трудно понять. Есть еще "заячья капуста" - то есть кислица по паспорту официальных наук. Бывают очень вкусные цветы, точнее, то место, откуда у них бледными ножками растут лепестки. Однажды в детском саду я попробовал бузины. Она была незрелая, еще зеленая и невкусная совсем. Стихийного желания кушать ее как те калачики просвирняка не было никакого, но попробовал я ее (помню отчетливо это) из рационального любопытства узнать, насколько правдивы страшилки взрослых по поводу ядовитости бузины. Каким-то образом узнали воспитательницы об этом, они тотчас устроили переполох с участием медперсонала итп. Следовал вывод: своих страшилок взрослые действительно боятся, а немного бузины мне совсем не во вред )))

В подростковом же и в отроческом возрастах мальчики в тех деревнях охотно пробовали на зуб ситник, растущий в реке, и еще какие-то жестковатые корешки красноватого цвета на заливных лугах, названия которых я не узнал. В ситнике съедобна сердцевина, и в тех корешках тоже, если красную кожицу с корешков ободрать. Характерно, что недостатка в питании не было в тех деревнях, питание было здоровым, разнообразным и вкусным, хотя и не "городским", так что ребята пробовали и ситник, и те корешки, повинуясь желанию непонятной природы - возможно, то были рудименты инстинкта, атавизм? Я находил эти "лакомства" пресноватыми, но пробовал вместе со всеми и вроде бы помню их вкус.

Занимались ли этим девочки - я не знаю. Девчонкам было тогда не очень-то свойственно шляться абы где по лугам да гулять в плоскодонках в зарастающих тихих  заводях на реке; однако же и теперь, полагаю, ситуация к той близка. Матушка девочки Тани из упомянутого выше рассказа варила удивительно вкусный "взвар" - род компота из разнообразных растений. Были ли там дикоросы - увы, не догадался тогда я узнать. Учительница ботаники в местной школе великолепно, оригинально, талантливо вела свой предмет, с 5-го класса я прекрасно помню ее - но концентрировала внимание детей на культурных растениях нашей округи, а я ведь не знал тогда, что придется мне о дикоросах на Прозе.ру вспоминать, и не консультировался по этому поводу у нее...

Короче говоря, мой личный опыт поедания дикорастущих растений весьма невелик, и хотя кое-какие "юннатские" книжки несколько расширили мой теоретический горизонт, ничего существенного к моему скромному опыту здесь не добавить уже. Посмотрим на эту проблему с иной стороны.

-------------------------------

Из различных источников известно, что ассортимент дикоросов, систематически употреблявшихся нашими предками в пищу, значительно шире современного был. Кроме обычной молодой крапивы для щей, там было много разного всего, и в старинных поваренных книгах все это есть.

Так вот, дорогие мои, как мне стало однажды известно, лет так 30-40 тому назад научные сотрудники Ленинградского зоопарка провели интереснейший эксперимент. Выбрали они на Чудском озере где-то там у себя некий островок с пышной, обильной растительностью, еще не шибко исковерканной людьми, оборудовали там свои наблюдательные посты, да еще малые домики для обезьянок типа собачьих конурок на удобной поляне, набитые сеном внутри для тепла по ночам - да и выпустили туда шустрых клеточных обезьян, кои в бессчетном числе поколений никакой иной "природы", окромя вольер да клеток, даже и представить себе не могли, а питались исключительно "вкусной и здоровой пищей" согласно регламенту зоопарковых наук.

И что бы вы думали - обезьянки освоились с ходу, облазили остров, и хотя кормили их там обильно как в зоопарке все той же научно выверенной едой, стали они обдирать, обгрызать, обжирать всякую зелень вокруг, а наблюдатели все это фиксировали, фотокинографировали и всячески брали на протокол. Выяснилось, что те обезьянки жрали да грызли только лишь то, что было в старинных поваренных книгах у нас. Ну как тут не вспомнить мое далекое детство и компанию мальцов-удальцов со смутным, уже почти исчезнувшим реликтом инстинкта антропогенной поры пробовать только то, что подскажет инстинкт )))

-------------------------------

Не успел я это опубликовать, как мне рассказали про рекламу ресторанов, где кормят людей разными цветочками, лепесточками и всем вообще "витаминным" таким. Ну и что тут сказать - да здравствует ретропрогресс !!!

-----------------------------------------------------

А что касается страшных в прошедшем времени лет, когда люди реально от голода ели сытную для скота лебеду - то уж коли БОГ не выдаст любимые чада свои, то и люди, умнея, не только к природе повернутся лицом, но и страшное никогда не забудут в глубине своих душ, хотя и не станут повседневно все это трепать. А если забудут - то напомнит нам это Всевышний новой великой бедой...




============================ III ===============================



Изображая из себя в некотором роде Зануду Педантичного, заметим, что слово "лебеда" как таковое встречается не только в поэзии Анны Ахматовой, но также и в стихах других поэтов тоже. Однако в известных нам случаях функции этого слова иные. Так, в одном из стихотворений Сергея Есенина ( "Ты прохладой меня не мучай... ) это слово встречается дважды. В первом включении этого слова в живую ткань стиха оно служит для характеристики прически (конкретно, кос) некоторой женщины, к которой, как это видно по контексту стихотворения в целом, лирический герой Есенина был когда-то неравнодушен и, возможно, к моменту его монолога остался неравнодушен слегка; во втором же случае в том же стихотворении это слово задействовано в описании воображаемой местности, в которую хотел бы, поддавшись своим упадническим переживаниям, уйти лирический герой. Никакой связи с общечеловеческим оптимизмом в этом стихотворении нет. Конечно, кому-то нравится знаменитая Есенинская грусть по поводу блужданий сильной души, не нашедшей себя в этом кабацком мире, но нельзя же навязывать такие необщие оценки творчества бесспорно блистательного поэта Есенина нам, читателям, всем.

У поэтессы же Ахматовой, как известно, слово "лебеда", вместе с названиями других сорных растений и разных других пустяков, служит для раскрытия наглядными художественными средствами глубочайшего свойства искусства, а именно - в мире нет мелочей для поэта, равно как нет "мелочей" и для Бога, способного видеть и чувствовать "всё", оставаясь при этом Абсолютом, то есть самим собой. Разнообразных примеров такой всевидяшей, но в то же время чистой, красивой, высокой поэзии вообще и не счесть, известные строки Ахматовой - это только один из самых ярких, отчетливых образцов подхода поэта к теме единства личности и цельного мира вокруг.

У Есенина так:

................

Мне пока горевать еще рано.
Ну, а если есть грусть - не беда!
Золотей твоих кос по курганам
Молодая шумит лебеда.

Я хотел бы опять в ту местность,
Чтоб под шум молодой лебеды
Утонуть навсегда в неизвестность
И мечтать по-мальчишески - в дым.

................

[С.А. Есенин, Избранное, М. "Просвещение", 1989г.]

У Ахматовой это иначе:

................

Когда б вы знали, из какого сора
Растут цветы, не ведая стыда,
Как желтый одуванчик у забора,
Как лопухи, как лебеда.

Сердитый окрик, дегтя запах свежий,
Загадочная плесень на стене -
И стих уже звучит, задорен, нежен -
На радость вам и мне...

................

Принципиально цитирую это по памяти, с источниками не сверяясь. Кто хочет, вправе неточности в этой цитате искать.

Конечно, потеря общественно-значимых ориентиров в душе гениального парня , родившегося в пассивной провинции да вдруг попавшего прямо аж в самое пекло революционно-городских катастроф - это тоже достойная для высокой поэзии тема, ничуть не менее важная, чем характер сломанной штопальной иглы у датчанина Андерсена в прозе, но, тем не менее, неужели вы стали бы рекомендовать своим детям и внукам да правнукам запоминать приведенные строки Есенина на всю свою жизнь наизусть?

Вот то-то и оно. Поэтому мы считаем здесь допустимым присвоить образу растения "лебеда" в поэзии Ахматовой статус явления уникального, вполне отдавая себе отчет в том, что во всей мировой, да и в русской поэзии тоже, то есть в поэзии воистину безмерной и полностью нам  не известной, возможно, неведомый нам дотоле в этой безграничной поэзии поэт тоже когда-то и где-то очень не слабо явил всему миру нетленную мысль о растении "лебеда". Ну так и ставьте нам по литературоведению незачет, коли на то пошло. Нам не по чину сердиться на вас... А если знаете другие примеры, отметьте в рецензии - будет совсем хорошо.

При чисто же логическом взгляде на этот предмет можно, пожалуй, сказать, что в приведенном отрывке из Есенина слово "лебеда" является по сути своего положения как бы аксессуаром поэзии, а у Ахматовой - атрибут. Разве же это не так?

===========================================================

Дополнение. Вот, в интернете нашел, на Lit Studio. Правда, приятные стихи?

Виктория Непобедимая
--------------------

Нас с бедой-лебедой
обвенчала судьба.
Но, а счастье всё рядышком ходит.

Только даром любовь
Как - немая раба,
Кружит голову и хороводит...

2010
--------------------

Но и здесь значение образа "лебеды" узко лирично, к Есенинскому ближе, хотя и более естественное, чем у него. Ахматова же по-прежнему - в другое измерение, в другие миры перелет...


Рецензии
Пару слов в защиту лебеды.
Она не сорная.
Обозвали её так те, кто ничего о ней не понимает.
Ахматова в частности.

Лебеда - растение индикатор.
Она никогда не будет расти на почвах сорных, бедных, ядовитых.
Если на почве выросла лебеда, значит на ней можно посадить огород.
И эта почва подарит урожай.

Варакушка 5   30.08.2018 17:26     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.