Дом моего детства

Послевоенный Воронеж. Почти все дома разрушены, остались только стены. Но среди этих стен уже ходит громыхающий трамвай. От вокзала до нашего дома он идёт полчаса. Наш дом пережил войну. Быть может потому, что стоит над самым обрывом к реке. Крутой берег реки Воронеж - высотой, пожалуй, метров 500. Там прямо на крутом обрыве тоже живут люди. Выравнивают полочку прямо на крутизне и строят свой домик, разводят огород. Там по крутизне вьётся лестница, соединяющая их с окружающим миром (фотография слева). Внизу лестницы - река, а вверху - МОЙ дом. Дом над обрывом. Дом, закрытый от города сараями и остовами других домов, которым "не повезло".

Окно нашей квартиры на первом этаже. На снимке отмечено стрелкой. Окно смотрит на далёкую реку внизу и на военный аэродром за рекой. Там иногда взлетают самолёты. Я беру дедушкину старинную медную подзорную трубу, раздвигаю её и вижу эти самолёты совсем близко...

Раннее утро. Слышу крик: "Старьё берём!" Открываю окно и выпрыгиваю на улицу. Надо сказать, я обычно выходил на улицу именно через окно. Так было быстрее, чем идти к двери, выходящей в тёмный коридор, который после поворотов выводил на каменную лестницу к тяжёлым дверям подъезда. За мной выпрыгивает в окно наша собака Булька. Все ребятишки сбегаются к тележке старьёвщика. За старые тряпки у него можно получить глиняную свистульку или жужжащее колёсико с грузиком...

Прошло 50 лет с той далёкой поры. Давно нет в живых моих дедушки и бабушки, которые когда-то жили в этом старом доме, а потом жили в других, новых домах... Но вот я опять в городе моего детства. Хожу по улицам вдоль обрыва и ищу дом своего детства. А попадаются мне только новые красивые корпуса, гранитными ступенями спускающиеся вниз к реке. По этим ступеням прыгает молодёжь - мастера паркура. Давно нет старьёвщиков в городе. Прошлое ушло вместе с ними... В тот раз своего дома детства я так и не нашёл.

Но я не сдавался. Изучил старые карты, опросил родственников. На следующий год я вернулся в Воронеж более подготовленным. Главное, я локализовал район поисков. Иду... Вот и нужная улица, застроенная современными домами. 
Но мне нужна не улица, а обрыв к реке. Ныряю в арку большого дома и во дворе вижу мой родной дом, приютившийся в тени новых домов. Всё как прежде. Дом обветшал, но в нём и сейчас живут. А вниз от дома, как и раньше, идёт бесконечная лестница к реке. Вдоль лестницы заборчики. За ними, как и раньше, на уступчиках стоят дома, распаханы огородики и живут люди. За заборчиками лают собаки, - не подходи! Здесь сохранился дух старого города. Время остановилось... Отсюда не видно новых домов и кажется, что можно просто шагнуть в далёкий пятидесятый год прошлого века. Из окна выглянет моя любимая бабушка и, как раньше, крикнет, - Андрюша! Домой! Завтракать!


Рецензии
На это произведение написано 35 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.