Заочный разговор поэта с Президентом
(и, когда 2-юродная сестра жены подарила мне на Новый Год
(это был, кажется, 2000.
Конец миллениума, а вовсе не его начало
(как многие тогда считали, и даже готовы были набить за эту истину оппоненту морду! Видно, времени стрелку им так хотелось быстрей на год вперёд перевести.)
)
томик А.Макаревича стихов, я был просто на вершине счастья!)
И тут я вижу это его странное решение – поддержать фашизм на Украине.
В результате чего он написал странную (с точки зрения его прежнего творчества), на мой взгляд песню
(цитирую здесь и далее без кавычек. Потому что стих Макаревича - это стих Макаревича, ему кавычки не нужны.
Я только буду вставлять (в скобках, круглых) в эти цитаты рассуждения свои):
И теперь я в говне, ты в говне, все в говне. Ну чего тебе, брат, не хватало?
Ну еще по одной, и отправимся спать.
Чтой-то нынче нерадостно пьется.
Не врубай только ящик, там дрочат опять,
Что ж им ночью-то, сукам, не ймется?
Вот налей и скажи мне: ну что за херня?
Год промчался, и что с нами стало?
У тебя ж самого под Херсоном родня,
Ну чего тебе там не хватало?
Мы в Сочах засандалили
всем в полный рост,
И планета нам рукоплескала,
Мы почти дотянулись рукою до звезд,
Тут нежданно шлея попадает под хвост,
Ну кому там чего не хватало?
Я и сам по Гурзуфу гулял, и не раз,
Юный, пьяный с друзьями своими.
Помню, в море какашки,
в стаканах «Кавказ»,
Ну чего ты забыл в этом Крыме?
(Базу военную, Андрюш, америкосы там собирались строить, понимаешь? Корабли там свои они бы разместили, с ядерными боеголовками на борту. Ты этого так хочешь? - М.К.
А, скорей всего, тебе всё это просто по барабосу, потому что у тебя бабла немеряно, видно. Так что ты от этой ядерной атаки (на Россию) (легонько) в сами штаты убежишь.
А вот мне, Андрюш, на это не по барабосу, потому что в случае чего ведь столько бабла я не найду. И таких, как я, в России - сотни миллионов. А таких, как ты - раз, два и обчёлся. Ну и езжай тогда в свою Америку и там пипикай. А, будучи в России, будь добр, не пи**и.)
Только-только зажили спокойно в стране,
Как страны показалося мало.
И теперь я в говне, ты в говне, все в говне.
Ну чего тебе, брат, не хватало?
(Неузнаваемое, по-моему, преображение Макаревича! (с языка поэта перешёл на язык бомжа)
Вот я и решил провести расследование: как столь чтимый мной поэт перешёл на (явную) ругань?
Но что же я ценил в его творчестве прежде?
А вот что. (вместе с противоречиями его творчеству нынешнего дня) – М.К)
**
Реки и мосты
В который раз я вижу тот же сон:
Ночной пейзаж с рекою вдалеке...
И я иду, почти что невесом,
Дорогой, что ведет меня к реке.
И ждут меня на дальнем берегу,
А над водой туман, как будто дым,
И я стою, и крикнуть не могу,
Мне для чего-то очень нужно к ним.
Во сне выход прост:
Я вновь строю мост,
И мост мой из снов,
Из нот да из слов.
По этому мосту
Перехожу я реку ту.
(но почему только 1 выход? – М.К. И почему только во сне?)
Простившись со сном,
Прошу об одном:
Хватило б сил на тысячу мостов,
Чтоб каждый раз, к реке спускаясь кручи
Жить верой в правду некоторых слов,
А также в силу нескольких созвучий!
**
Весь мир сошёл с ума
Лучшие люди построили город,
Построили город из белого камня,
Из белого камня у медленной речки,
У медленной речки, на солнечном месте.
Весь мир сошел с ума.
Лучшие люди украсили город,
Украсили город детьми и цветами,
Детьми и цветами, цветами и песней,
И верили свято, что это навечно.
Весь мир сошел с ума.
Лучшие люди разрушили город,
Разрушили город из белого камня,
И место, и речку сравняли с землею,
И землю покрыли железом и кровью.
Весь мир сошел с ума.
Лучшие люди построили город,
Построили город на выжженном месте,
Украсили город детьми и цветами,
И верили свято, что это навечно.
Весь мир сошел с ума.
(по-моему, именно вот эта песня максимально идёт в унисон с сегодняшними событиями на Украине. - М.К
Даже как-то неожиданно. Только вот есть сомнение, что лучшие люди, которые построили и украсили город - это те же самые "лучшие люди", которые его разрушили.)
**
Время
Нам уготовано, мальчик мой,
Легкое это бремя:
Двигаться вдоль по одной прямой,
Имя которой Время.
Памяти с ней не совладать,
Значит, нам повезло:
Время учит нас забывать
Всё — и добро, и зло.
Встречи, прощанья — какое там!
Даже не вспомнить лица.
И только вещи, верные нам,
Помнят все до конца:
Помнит лодка причал, а весло
Помнит воду реки;
Помнит бумага перо, а перо
Помнит тепло руки;
Стены и двери помнят людей —
Каждого в свой срок;
Помнит дорога ушедших по ней,
Помнит выстрел курок…
Только проносится день за днём —
Значит, не пробил час.
Вещи пока молчат о своём
И не тревожат нас.
Могут проснуться они летним днём
Или среди зимы,
Чтобы напомнить нам обо всём,
Что забыли мы.
(странно, что в этой песне сказано только о том, что время - "машина" забывания.
Да, эта мысль очень поэтично сформулирована, но, тем не менее, время - это еще и "машина памяти". Что сформулировано в короткой фразе: никто не забыт, ничто не забыто. (а потом еще и в фразе: всё помним, не простим.)
А кроме того, основная функция времени - это машина изменения.
Вот почему я (перманентно) ассоциирую эту песню с песней "Разговор в поезде")
**
Флюгер
(созвучно с Гололёд)
На крыше стоишь,
как над землей паришь.
А выше - только крыши
и лишь флюгер выше крыш.
Он сделан везде,
к своей большой беде,
Из стрелки и вертушки на гвозде.
Он так хотел бы остаться твердым
Во избежанье дурной молвы.
Но вправо-влево крутится, увы.
Ну где тут честь сберечь?
Об этом и речь.
Такая неустойчивая вещь.
Всю ночь до утра
ломали ветра,
А днем крутить с утра
в другую сторону пора.
То буря, то шквал -
он так уставал,
Что путать стороны света начинал.
А он все ждал, что настанет время,
Назначенный час пробьет,
И в мире станет все наоборот.
И вскроется суть,
он сам когда-нибудь,
Укажет ветру путь, которым дуть.
Но время пришло
и так замело,
Что флюгер раскачало
и со шпиля сорвало.
В мечтах о добре
по зимней поре
Он сгинул в январе
в чужом дворе.
А только верьте или не верьте,
Но мне известно наверняка,
Что в городе с тех пор ни ветерка.
(Насколько я (М.К) понимаю, это иносказательно-сатирическое рассуждение автора о людях, всегда предпочитающих "плыть" по течению.(типа всегда выбирающих мэйнстрим)
Но ведь не хотел же автор здесь сказать, что следование мэйнстриму (а точнее - нахождение в лагере мейнстрима) - всегда признак недостатка ума?
Скажу даже больше: принципиальное не нахождение в лагере мэйнстрима - вот это точно (-как правило) признак недостатка ума.
Потому что если ума (или еще чего-то) не хватает, то как ещё человеку "подняться над толпой"? Например, за счёт своего оригинального мнения.(что и эквивалентно отвердеванию флюгера) И это самое безопасное решение, вроде бы. Потому что при таком раскладе (количества умных, относительно количества глупых), авось, никто и не разберёт, что оригинальность этого мнения – красными нитками писана. Потому что автор такого мнения – всегда играет именно на недостатке (или ленности. Что не редкость) ума у окружающих)
**
Разговор в поезде
(созвучно с Время:
Причина - описана в комментарии к этой песне)
Вагонные споры - последнее дело,
Когда больше нечего пить.
Но поезд идет, бутыль опустела,
И тянет поговорить.
И двое сошлись не на страх, а на совесть,
Колеса прогнали сон.
Один говорил: наша жизнь - это поезд,
Другой говорил: перрон
Один утверждал: на пути нашем чисто,
Другой возражал: не до жиру.
Один говорил: мол, мы машинисты.
Другой говорил: пассажиры.
Один говорил: нам свобода - награда,
Мы поезд куда надо ведем.
Другой говорил: задаваться не надо.
Как сядем в него, так и сойдем.
А первый кричал: нам открыта дорога
Намного-намного лет.
Второй отвечал: не так уж и много,
Все дело в цене на билет.
А первый кричал: куда хотим - туда едем,
И можем, если надо, свернуть.
Второй отвечал, что поезд проедет
Лишь там, где проложен путь.
И оба сошли где-то под Таганрогом,
Среди бескрайних полей.
И каждый пошел своею дорогой,
А поезд пошел своей.
**
Ночь
Ночь, темная река, длинной на века, смотри, как эта река широка.
Если берега принять за рассвет, то будто дальнего берега нет.
И переправа непроста, и нет ни брода, ни моста,
Лишь только лодка в два весла.
Я утро берегу на том берегу,
но до него я доплыть не могу.
Лодка в два весла бы меня бы спасла.
Вот только вёсла вода унесла.
И нас не видно в темноте, и нас несет в большой реке, и берега уже не те.
(созвучно с Время
А именно по его, времени, основной функции - возможности изменения.
Omnia mutabantur, mutantur, mutabuntur - говаривали древние римляне. Всё течёт, всё изменяется - значило это.
Но еще тут созвучие с песнями Реки и мосты, Увидеть реку.
Что и подтверждает не только любимый образ автора - реку, но и его любимую римскую пословицу.
Так почему же тогда (справедливый, надо сказать) переход Крыма под юрисдикцию России Андрей Вадимович воспринял вот так в штыки?)
**
Увидеть реку
Увидеть реку, подойти к реке,
К воде спуститься, над водой нагнуться
И зачерпнуть, и в город свой вернуться
Что от реки построен вдалеке,
(противоречие, однако! см. другую песню,
Весь мир сошёл с ума:
У медленной речки, на солнечном месте.
Ассоциация также с песней Ночь:
Ночь, темная река, длинной на века, смотри, как эта река широка.
Если берега принять за рассвет, то будто дальнего берега нет. - М.К.)
И стать с кувшином в тень у старых стен,
Людей созвать, пускай подходит каждый.
И напоить всех тех, кто мучим жаждой,
И ничего не попросить взамен,
Когда взойдет вечерняя звезда
(это что, намёк на ислам?- М.К.)
Оставить вас, и двинуться в дорогу.
Другие реки где-то катят воду,
И где-то ждут другие города,
И так пройти семь тысяч городов,
Чтоб каждый раз, к реке спускаясь кручей,
Жить верой в правду некоторых слов,
А также в силу нескольких созвучий,
А также в волшебство созвучья слов…
**
Гололёд
День напролет, год напролет,
В городе горе - гололёд.
Ноль за окном, ни вверх и не вниз,
Мертвая точка, компромисс.
(см. Флюгер
Всю ночь до утра ломали ветра,
А днем крутить с утра в другую сторону пора.
То буря, то шквал - он так уставал,
Что путать стороны света начинал.
Когда начинал путать стороны света - это, видимо, и была точка компромисса. - М.К. Не человека, как видим, а природы. Так что здесь автор признаёт существование естественной (природной)точки компромисса.)
Ждут поезда, отложен полет,
Море закрыто - гололёд,
Ветер унес нетронутый лист.
Шаг на полшага - компромисс.
Тихо в мире, дремлет Земля,
Где же силы
СДВИНУТЬ ВЕСЬ МИР С НУЛЯ.
(сдвинуть весь мир с нуля - это Путин только может, только он. - М.К.)
**
Оптимистический конец:
Хватило б сил на тысячу мостов,
Чтоб каждый раз, к реке спускаясь с кручи
Жить верой в правду некоторых слов,
А также в силу нескольких созвучий!
(Вот с этим я согласен, и на все тысячу раз! - М.К.)
**
Только сегодня понял, что самое главное произведение Андрея Вадимовича в связи с его интересом к событиям на Украине я и забыл. Вот оно:
"Лица стерты, краски тусклы —
То ли люди, то ли куклы,
Взгляд похож на взгляд,
А тень — на тень.
Я устал и, отдыхая,
В балаган вас приглашаю,
Где куклы так похожи на людей.
Арлекины и пираты,
Циркачи и акробаты,
И злодей, чей вид внушает страх,
Волк и заяц, тигры в клетке —
Все они марионетки
В ловких и натруженных руках.
Кукол дергают за нитки,
На лице у них улыбки,
И играет клоун на трубе.
И в процессе представленья
Создается впечатленье,
Что куклы пляшут сами по себе.
Ах, до чего ж порой обидно,
Что хозяина не видно:
Вверх и в темноту уходит нить.
А куклы так ему послушны,
И мы верим простодушно
В то, что кукла может говорить."
Вот именно, Андрей Вадимович! Обидно, до слез обидно. Что Вам хозяина не видно. Или Вы только делаете вид?
Свидетельство о публикации №215062001757