Заочный разговор поэта с Президентом

Андрей Макаревич был до сих пор моим любимым не только поэтом, но и философом.
(и, когда 2-юродная сестра жены подарила мне на Новый Год
(это был, кажется, 2000.
Конец миллениума, а вовсе не его начало
(как многие тогда считали, и даже готовы были набить за эту истину оппоненту морду! Видно, времени стрелку им так хотелось быстрей на год вперёд перевести.)
)
томик А.Макаревича стихов, я был просто на вершине счастья!)
И тут я вижу это его странное решение – поддержать фашизм на Украине.
В результате чего он написал странную (с точки зрения его прежнего творчества), на мой взгляд песню
(цитирую здесь и далее без кавычек. Потому что стих Макаревича - это стих Макаревича, ему кавычки не нужны.
Я только буду вставлять (в скобках, круглых) в эти цитаты рассуждения свои):

И теперь я в говне, ты в говне, все в говне. Ну чего тебе, брат, не хватало?

Ну еще по одной, и отправимся спать.
 Чтой-то нынче нерадостно пьется.
 Не врубай только ящик, там дрочат опять,
 Что ж им ночью-то, сукам, не ймется?

 Вот налей и скажи мне: ну что за херня?
 Год промчался, и что с нами стало?
 У тебя ж самого под Херсоном родня,
 Ну чего тебе там не хватало?

 Мы в Сочах засандалили
 всем в полный рост,
 И планета нам рукоплескала,
 Мы почти дотянулись рукою до звезд,

 Тут нежданно шлея попадает под хвост,
 Ну кому там чего не хватало?
 Я и сам по Гурзуфу гулял, и не раз,
 Юный, пьяный с друзьями своими.
 Помню, в море какашки,
 в стаканах «Кавказ»,
 Ну чего ты забыл в этом Крыме?

(Базу военную, Андрюш, америкосы там собирались строить, понимаешь? Корабли там свои они бы разместили, с ядерными боеголовками на борту. Ты этого так хочешь? - М.К.
А, скорей всего, тебе всё это просто по барабосу, потому что у тебя бабла немеряно, видно. Так что ты от этой ядерной атаки (на Россию) (легонько) в сами штаты убежишь.
А вот мне, Андрюш, на это не по барабосу, потому что в случае чего ведь столько бабла я не найду. И таких, как я, в России - сотни миллионов. А таких, как ты - раз, два и обчёлся. Ну и езжай тогда в свою Америку и там пипикай. А, будучи в России, будь добр, не пи**и.)

 Только-только зажили спокойно в стране,
 Как страны показалося мало.
 И теперь я в говне, ты в говне, все в говне.
 Ну чего тебе, брат, не хватало?

(Неузнаваемое, по-моему, преображение Макаревича! (с языка поэта перешёл на язык бомжа)
Вот я и решил провести расследование: как столь чтимый мной поэт перешёл на (явную) ругань?
Но что же я ценил в его творчестве прежде?
А вот что. (вместе с противоречиями его творчеству нынешнего дня) – М.К)

**
Реки и мосты

В который раз я вижу тот же сон:
Ночной пейзаж с рекою вдалеке...
И я иду, почти что невесом,
Дорогой, что ведет меня к реке.

И ждут меня на дальнем берегу,
А над водой туман, как будто дым,
И я стою, и крикнуть не могу,
Мне для чего-то очень нужно к ним.

Во сне выход прост:
Я вновь строю мост,
И мост мой из снов,
Из нот да из слов.
По этому мосту
Перехожу я реку ту.

(но почему только 1 выход? – М.К. И почему только во сне?)

Простившись со сном,
Прошу об одном:

Хватило б сил на тысячу мостов,
Чтоб каждый раз, к реке спускаясь кручи
Жить верой в правду некоторых слов,
А также в силу нескольких созвучий!

**
Весь мир сошёл с ума

Лучшие люди построили город,
 Построили город из белого камня,
 Из белого камня у медленной речки,
 У медленной речки, на солнечном месте.

 Весь мир сошел с ума.

 Лучшие люди украсили город,
 Украсили город детьми и цветами,
 Детьми и цветами, цветами и песней,
 И верили свято, что это навечно.

 Весь мир сошел с ума.

 Лучшие люди разрушили город,
 Разрушили город из белого камня,
 И место, и речку сравняли с землею,
 И землю покрыли железом и кровью.

 Весь мир сошел с ума.

 Лучшие люди построили город,
 Построили город на выжженном месте,
 Украсили город детьми и цветами,
 И верили свято, что это навечно.

 Весь мир сошел с ума.

(по-моему, именно вот эта песня максимально идёт в унисон с сегодняшними событиями на Украине. - М.К
Даже как-то неожиданно. Только вот есть сомнение, что лучшие люди, которые построили и украсили город - это те же самые "лучшие люди", которые его разрушили.)

**
Время

Нам уготовано, мальчик мой,
 Легкое это бремя:
 Двигаться вдоль по одной прямой,
 Имя которой Время.
 Памяти с ней не совладать,
 Значит, нам повезло:
 Время учит нас забывать
 Всё — и добро, и зло.

 Встречи, прощанья — какое там!
 Даже не вспомнить лица.
 И только вещи, верные нам,
 Помнят все до конца:

 Помнит лодка причал, а весло
 Помнит воду реки;
 Помнит бумага перо, а перо
 Помнит тепло руки;
 Стены и двери помнят людей —
 Каждого в свой срок;
 Помнит дорога ушедших по ней,
 Помнит выстрел курок…

 Только проносится день за днём —
 Значит, не пробил час.
 Вещи пока молчат о своём
 И не тревожат нас.
 Могут проснуться они летним днём
 Или среди зимы,
 Чтобы напомнить нам обо всём,
 Что забыли мы.

(странно, что в этой песне сказано только о том, что время - "машина" забывания.
Да, эта мысль очень поэтично сформулирована, но, тем не менее, время - это еще и "машина памяти". Что сформулировано в короткой фразе: никто не забыт, ничто не забыто. (а потом еще и в фразе: всё помним, не простим.)
А кроме того, основная функция времени - это машина изменения.
Вот почему я (перманентно) ассоциирую эту песню с песней "Разговор в поезде")

**
Флюгер
(созвучно с Гололёд)

На крыше стоишь,
как над землей паришь.
А выше - только крыши
и лишь флюгер выше крыш.
Он сделан везде,
к своей большой беде,
Из стрелки и вертушки на гвозде.

Он так хотел бы остаться твердым
Во избежанье дурной молвы.
Но вправо-влево крутится, увы.
Ну где тут честь сберечь?
Об этом и речь.
Такая неустойчивая вещь.
 
Всю ночь до утра
ломали ветра,
А днем крутить с утра
в другую сторону пора.
То буря, то шквал -
он так уставал,
Что путать стороны света начинал.

А он все ждал, что настанет время,
Назначенный час пробьет,
И в мире станет все наоборот.
И вскроется суть,
он сам когда-нибудь,
Укажет ветру путь, которым дуть.

Но время пришло
и так замело,
Что флюгер раскачало
и со шпиля сорвало.
В мечтах о добре
по зимней поре
Он сгинул в январе
в чужом дворе.

А только верьте или не верьте,
Но мне известно наверняка,
Что в городе с тех пор ни ветерка.

(Насколько я (М.К) понимаю, это иносказательно-сатирическое рассуждение автора о людях, всегда предпочитающих "плыть" по течению.(типа всегда выбирающих мэйнстрим)
Но ведь не хотел же автор здесь сказать, что следование мэйнстриму (а точнее - нахождение в лагере мейнстрима) - всегда признак недостатка ума?
Скажу даже больше: принципиальное не нахождение в лагере мэйнстрима - вот это точно (-как правило) признак недостатка ума.

Потому что если ума (или еще чего-то) не хватает, то как ещё человеку "подняться над толпой"? Например, за счёт своего оригинального мнения.(что и эквивалентно отвердеванию флюгера)  И это самое безопасное решение, вроде бы. Потому что при таком раскладе (количества умных, относительно количества глупых), авось, никто и не разберёт, что оригинальность этого мнения – красными нитками писана. Потому что автор такого мнения – всегда играет именно на недостатке (или ленности. Что не редкость) ума у окружающих) 

**
Разговор в поезде
 
(созвучно с Время:
Причина - описана в комментарии к этой песне)

Вагонные споры - последнее дело,
 Когда больше нечего пить.
 Но поезд идет, бутыль опустела,
 И тянет поговорить.

 И двое сошлись не на страх, а на совесть,
 Колеса прогнали сон.
 Один говорил: наша жизнь - это поезд,
 Другой говорил: перрон

 Один утверждал: на пути нашем чисто,
 Другой возражал: не до жиру.
 Один говорил: мол, мы машинисты.
 Другой говорил: пассажиры.

 Один говорил: нам свобода - награда,
 Мы поезд куда надо ведем.
 Другой говорил: задаваться не надо.
 Как сядем в него, так и сойдем.

 А первый кричал: нам открыта дорога
 Намного-намного лет.
 Второй отвечал: не так уж и много,
 Все дело в цене на билет.

 А первый кричал: куда хотим - туда едем,
 И можем, если надо, свернуть.
 Второй отвечал,  что поезд проедет
 Лишь там, где проложен путь.

 И оба сошли где-то под Таганрогом,
 Среди бескрайних полей.
 И каждый пошел своею дорогой,
 А поезд пошел своей.

**
Ночь

Ночь, темная река, длинной на века, смотри, как эта река широка.
 Если берега принять за рассвет, то будто дальнего берега нет.
 И переправа непроста, и нет ни брода, ни моста,
 Лишь только лодка в два весла.

Я утро берегу на том берегу,
но до него я доплыть не могу.
Лодка в два весла бы меня бы спасла.
Вот только вёсла вода унесла.
 И нас не видно в темноте, и нас несет в большой реке, и берега уже не те.

(созвучно с Время
А именно по его, времени, основной функции - возможности изменения.
Omnia mutabantur, mutantur, mutabuntur - говаривали древние римляне. Всё течёт, всё изменяется - значило это.

Но еще тут созвучие с песнями Реки и мосты, Увидеть реку.
Что и подтверждает не только любимый образ автора - реку, но и его любимую римскую пословицу.
Так почему же тогда (справедливый, надо сказать) переход Крыма под юрисдикцию России Андрей Вадимович воспринял вот так в штыки?)

**
Увидеть реку

Увидеть реку, подойти к реке,
К воде спуститься, над водой нагнуться
И зачерпнуть, и в город свой вернуться
Что от реки построен вдалеке,

(противоречие, однако! см. другую песню,
Весь мир сошёл с ума:
У медленной речки, на солнечном месте.

Ассоциация также с песней Ночь:
Ночь, темная река, длинной на века, смотри, как эта река широка.
 Если берега принять за рассвет, то будто дальнего берега нет. - М.К.)

И стать с кувшином в тень у старых стен,
Людей созвать, пускай подходит каждый.
И напоить всех тех, кто мучим жаждой,
И ничего не попросить взамен,

Когда взойдет вечерняя звезда
(это  что, намёк на ислам?- М.К.)
Оставить вас, и двинуться в дорогу.
Другие реки где-то катят воду,
И где-то ждут другие города,

И так пройти семь тысяч городов,
Чтоб каждый раз, к реке спускаясь кручей,
Жить верой в правду некоторых слов,
А также в силу нескольких созвучий,
А также в волшебство созвучья слов…

**
Гололёд

День напролет, год напролет,
В городе горе - гололёд.
Ноль за окном, ни вверх и не вниз,
Мертвая точка, компромисс.

(см. Флюгер
Всю ночь до утра ломали ветра,
 А днем крутить с утра в другую сторону пора.
 То буря, то шквал - он так уставал,
 Что путать стороны света начинал.

Когда начинал путать стороны света - это, видимо, и была точка компромисса. - М.К. Не человека, как видим, а природы. Так что здесь автор признаёт существование естественной (природной)точки компромисса.)

Ждут поезда, отложен полет,
Море закрыто - гололёд,
Ветер унес нетронутый лист.
Шаг на полшага - компромисс.

Тихо в мире, дремлет Земля,
Где же силы
СДВИНУТЬ ВЕСЬ МИР С НУЛЯ.
(сдвинуть весь мир с нуля - это Путин только может, только он. - М.К.)

**
Оптимистический конец:
Хватило б сил на тысячу мостов,
Чтоб каждый раз, к реке спускаясь с кручи
Жить верой в правду некоторых слов,
А также в силу нескольких созвучий!

(Вот с этим я согласен, и на все тысячу раз! - М.К.)

**
Только сегодня понял, что самое главное произведение Андрея Вадимовича в связи с его интересом к событиям на Украине я и забыл. Вот оно:

 "Лица стерты, краски тусклы —
 То ли люди, то ли куклы,
 Взгляд похож на взгляд,
 А тень — на тень.
 Я устал и, отдыхая,
 В балаган вас приглашаю,
 Где куклы так похожи на людей.

 Арлекины и пираты,
 Циркачи и акробаты,
 И злодей, чей вид внушает страх,
 Волк и заяц, тигры в клетке —
 Все они марионетки
 В ловких и натруженных руках.

 Кукол дергают за нитки,
 На лице у них улыбки,
 И играет клоун на трубе.
 И в процессе представленья
 Создается впечатленье,
 Что куклы пляшут сами по себе.

 Ах, до чего ж порой обидно,
 Что хозяина не видно:
 Вверх и в темноту уходит нить.
 А куклы так ему послушны,
 И мы верим простодушно
 В то, что кукла может говорить."

 Вот именно, Андрей Вадимович! Обидно, до слез обидно. Что Вам хозяина не видно. Или Вы только делаете вид?


Рецензии