Немного о рыбалке

Как утверждают некоторые рыбаки – время проведенное на рыбалке не защитывается за время жизни – это как бы время вне обычной жизни. Мои первые опыты рыбалки – это на берегу Северной Двины, когда мы с мальчишками ловили налимов на трубу, т. е. находили кусок трубы диаметром от 5 до 7 см и длиной не более одного метра, забивали один конец трубы, затем привязывали к трубе две веревки по краям и забрасывали трубу в реку. Потом надо было подождать пару часов, а потом осторожно вытаскивали трубу, но так, чтобы открытый конец трубы был сверху и как правило два налима уже жили в этой трубе.

А по весне в реку заходила корюшка – это такая небольшая рыбка, что пахнет огурцами. Её можно было ловить даже на пустой крючок и на берегу на причале было столпотворение. Люди с ведрами, а в них корюшка, у кого сколько, но у каждого не меньше полведра. Да ещё весной после ледохода, когда вода ещё мутная, ловили стерлядку «пауками». «Паук» - это такое устройство из проволоки размером  полтора на полтора метра, на котором натянута мелкоячеистая сеть, но натянута со слабиной, чтобы немного провисала. По углам конструкции привязывали четыре веревки, которые сходились равномерно в центре в один узел, а к нему привязывалась длинная веревка и длинная палка, с помощью которой «паук» опускался в воду с высокого причала или моста.

Когда я был постарше, меня взял на рыбалку сосед. Мы на моторной лодке вышли в море – недалеко в дельте Северной Двины есть так называемое «сухое море», где во время отлива по морю можно ходить пешком. Там мы установили продольники – это длинная толстая леска, к которой через каждый метр привязан поводок с крючком, на котором наживка. По краям продольника установлены грузы и поплавки для обозначения места установки. Мы установили несколько продольников и погода испортилась и нам пришлось высадиться на небольшой островок, чтобы переждать непогоду. Через несколько часов погода наладилась и мы вышли в море. При выборе продольников было очень много камбалы и немного сига. Когда мы вернулись домой сосед выдал мне полведра камбалы, а я с гордостью вручил рыбу моей маме.

Прошло пять лет. Мне было 19 и я работал матросом на гидрографическом судне «Ромбак». Мы ходили по Белому и Баренцеву морям и иногда капитан устраивал выходной. В этот раз мы были в районе Терского берега Кольского полуострова на Белом море и решили порыбачить на озере, недалеко от берега. Все желающие и не занятые на вахте спустились в шлюпку и отправились на берег. До озера надо было идти около километра, и мы с удочками через полчаса прибыли на берег лесного озера. По словам знатоков здесь водились: крупный озерный окунь и форель, которую местные жители называли «кумжа». Нас было человек семь и мы рассредоточились по берегу. Со мной рядом оказался старпом – мы с ним регулярно были на вахте, и он постоянно пытался меня воспитывать. Он был в болотных сапогах и стоял немного в воде, а я был недалеко, но без сапог.    У старпома начало клевать и он подсекая рыбу попятился назад, но видимо забыл, что сзади у него лежало небольшое бревно, за которое он запнулся и рухнул в прибрежные кусты. Рыба сорвалась, а он набросился на меня и кричал, что я во всем виноват. Я не успел его предостеречь от падения – все произошло очень быстро, но выглядело очень смешно и я естественно расхохотался. Рыбы мы все таки наловили и окуня и кумжи и меня старпом заставил её чистить. Ухи наварили на всю команду.

На Белом море люди всегда были с рыбой. Как то мы зашли на остров – там был маяк и мы доставили баллоны с газом для маяка. Смотритель маяка предложил капитану сёмги в обмен на спирт. Капитан взял меня с собой и смотритель повел нас в лес, но предварительно завязал нам глаза и дал в руки  веревку, за которую мы держались и шли за смотрителем. Когда пришли и сняли повязки смотритель открыл крышку у бочки, вкопанной в земле и диаметром метра полтора. Там лежали рыбины сёмги и смотритель сказал: «Выбирайте.» Капитан указал на рыбину, смотритель вынул и передал мне. Когда я положил голову сёмги себе на плечо – хвост её болтался где то около земли. В ней было больше 10 килограмм. Однако попробовать этой сёмги мне не пришлось.

Очень интересная рыбалка была у меня на Каспийском море, куда мы отправились с женой, сыном, тёщей и тестем. В нашем институте в Москве решили заиметь свою базу отдыха на Каспийском море и взяли в аренду участок земли на берегу Каспийского моря недалеко от города Дербент. От домика, где мы жили до моря было пять минут пешком. Жара стояла невыносимая. Было 45 градусов в тени, а море было 26 градусов и охладиться в нем уже не получалось. Местные жители подсказали мне, что у самого берега есть мелкий прозрачный рачок, на которого рыба в море хорошо берет. Я взял удочку и сына с собой и мы пошли на рыбалку. Сыну в то время было 5 лет. Когда я закинул удочку в море в первый раз, то не понял – поплавок сразу же пропал – я дернул и вытащил тарань размером с ладошку – она шлепнулась на песок и запрыгала, а сын принялся её ловить. Мы выкопали в песке около берега небольшую ямку и поставили туда полиэтиленовый пакет с водой и выпустили туда нашу первую рыбку. А всего рыбок оказалось 60, и ловили мы ровно час. За этот час мы слегка обгорели на солнце, но не замечали ничего, т. к. клёв был сумасшедший.     Тесть помог мне засолить эту рыбу и засушить, а потом мы два года ели эту тарань с пивом и вспоминали Каспийское море.

После окончания института мы с женой остались в Москве, и получили работу и квартиру, и я немного занимался комсомольской работой. Очередной комсомольский слёт проходил  на Волге в районе Конаково ГРЭС, где собралось несколько отрядов. Я был комиссаром своего отряда, т. е. отвечал за спиртное. В мою задачу входило равномерное распределение спиртного на весь период слёта. Уже в первый день все очень сильно набрались и я тоже чувствовал себя неважно, поэтому поднялся рано и решил порыбачить на Волге, которая была в двух минутах ходьбы от нашего домика. Как таковой удочки у меня не было, но была леска, крючок и пробка от вина, да ещё грузило. Я срезал какую то палку в прибрежных кустах, приладил к ней свою самодельную удочку и вышел на небольшую пристань.    Там стояло несколько лодок и несколько рыбаков с шикарными удочками, с подсачниками, садками и пр. Я насадил червяка и бросил свою наживку между двумя лодками. Мои соседи с нескрываемым отрицательным выражением посмотрели на меня, но мне было и так не по себе и я просто дышал утренней прохладой. Тут мой поплавок начал медленно тонуть, я потянул, но почувствовал сильное сопротивление. Мои соседи с удивлением наблюдали за мной и когда на поверхности показался лещ, ко мне подбежали с подсачником и помогли его вытащить – он был около килограмма. Я первый раз рыбачил на Волге и мне везло. Все удочки скопились около меня, однако ни у кого не клевало. Я поправил червяка, которого лещ только немного пожевал и забросил свою корявую удочку туда же. Не знаю в чем секрет, но у меня клюнул ещё один лещ и я его вытащил, не без помощи своих соседей, которые уже смотрели на меня с восхищением. А когда я на том же месте вытащил третьего леща – мои соседи рыбаки решили отдать мне весь свой улов, и я пришел в свой отряд утром с полной корзиной рыбы, и нам девочки сварили шикарную уху на весь отряд.


Рецензии
Понравилось, как будто совершил небольшое путешествие! А на Колыме почти вся рыба огурцом пахнет - даже чебак!

Фёдоров -Северянин   22.06.2015 00:15     Заявить о нарушении
На Колыме не бывал, но был в Северо-Енисейске. Правда рыбу там ловить было некогда, строили кирпичный завод. Спасибо за визит. Успехов.

Никита Заглядов 2   22.06.2015 20:40   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.