Волжане на Ахтубе 2015

Для широкого круга читателей

Кто любит перемежать чтение картинками, то это тут:
http://www.otzyv.ru/read.php?id=187006

Главы:

СТЕПЬ ДА СТЕПЬ КРУГОМ
КАК ОНИ ЭТО ДЕЛАЮТ
ОЙ, ВАНЬ, СМОТРИ КАКИЕ КЛОУНЫ...
ПРИКОСНОВЕНИЕ К ЗОЛОТОЙ ОРДЕ (дополнительная глава)

Ну, наконец-то стало свершаться то, о чём так долго бурчало вопиющее меньшинство.  Оглобли, навострённые, было, за кордон, медленно поворачивают в сторону нутра собственной страны. С пробуксовкой, ремонтом дорог и острым камушком по лобовому стеклу… зато – родные полицейские (граждане читатели, простите за выражение!), понятная речь и послабление законов (сила которых уменьшается, чем дальше от центра).   
И поехали мы на рыбалку (так называется один из видов отдыха у мужчин) в низовья Волги, а точнее на её левый рукав – Ахтубу (Ак-тюбе — белые холмы) – в период 31 мая – 7 июня.
По правде говоря, мы (я и сотоварищи в различных вариациях) на Ахтубе были, и неоднократно. Этот раз, если мне не изменяет память – 4-й. Но до сих пор я не писал по этому поводу никаких отзывов. Зато теперь, накопив небольшой опыт, могу смело писать данные строки.

СТЕПЬ ДА СТЕПЬ КРУГОМ
 
Грубо – Ахтуба оттекает от Волги в районе Волгограда, а потом соединяется с ней (через рукав Бузан) в районе Астрахани.
Среди нас уже есть такие (эх, где мои 17 лет…), кому требуется: тёплый туалет, свежий хлеб и кондиционер. Помните, как у Науменко в песне:

…Но я городской ребенок,
А реки здесь одеты в гранит.
Я люблю природу, но мне больше по нраву
Урбанистический вид…

Поэтому мы выбрали базу, отстоящую от Нижнего Новгорода на 1200 км, где-то между городами Ахтубинск и Харабали. Название не скажу (пока), так как, во-первых, база мне за рекламу не платит  (тут бы я поставил смайлик), а во-вторых, лично я ратую больше за отрыв от цивилизации, а не за обмен городского жилья на похожее, на берегу реки. (Надо же иногда вынимать своё тело из питомника и выносить во двор, вы не находите?). Всё! Постараюсь больше не скатываться в морализм. Второй смайлик! (Если дело так пойдёт дальше, то скоро можно будет объявлять конкурс нового члена нашей неуёмной команды – 2016).
Если сесть в машину в 6.30, кушать и пи;сать на ходу, останавливаться только на заправках, то через 14 часов, то есть в 20.30 ты ступишь на сухую, лишённую травы и, кажется, жизни поверхность. Так выглядит степь.

Преображение привычной действительности в непривычную происходит постепенно, и в эти самые 14 часов светового майского дня езды ты наблюдаешь, как это происходит. (Предыдущие наши поездки были дальше – 1350-1400 км,  продолжительнее – 15-16 часов, и… сентябрьские – ночь нападает внезапно, часов в 18.00, и часть живописного пути остаётся за кадром).   
Поначалу Нижегородские угодья «рискованного земледелия» меняются на мордовский чернозём и замечательные дороги европейского качества (всё-таки статус республики даёт больше привилегий в РФ, чем какая-то там «область»). Затем идёт Пензенская и Саратовская области. Чернозём продолжается, дороги ухудшаются, машин становится меньше. Примерно с Саратовской области леса начинают редеть, но возможно это кажущееся впечатление – после нижегородчины с её заброшенными и поросшими березняком полями, Саратовская область – житница Поволжья. Все поля вдоль дороги – распаханы и чем-то вскоре должны заколоситься. Тут уже вовсю растёт (сужу по прошлым поездкам) и вызревает: подсолнух, кукуруза, бахчевые культуры. Так что, ребята, среди «астраханских» часто встречаются саратовские арбузы, которые сравнительно недалеко от нас – в 650 км от Н.Новгорода. Логистика, понимаешь ли, рулит! А это дело тонкое, ответственное и кавказское… По дороге туда в мае (!) идут фуры – точно такие же осенью в города везут арбузы и дыни. Что же они делают сейчас на дороге 1Р? Может быть, занимают очередь на бахче? Нет. Пока они везут с низов Волги капусту и картошку. Откуда она там – у меня ответа нет. Хочется верить, что наша…
И вот где-то между Саратовым и Волгоградом происходит изменение местности, хотя обилие ремонтов дорог и внезапных остановок по этому поводу не дают спокойно рассмотреть просторы. Нет-нет, они конечно видны. Отвлечёмся на минутку по этому поводу.

Что мы видим у нас, в средней полосе? Вот вышел ты в поле, как говорит Задорнов: «Вот она – воля!». Конечно! Кто бы спорил!  Однако наша «воля» ограничена: косогором, оврагом, холмом, лесом. Глаз цепляется за дерево, куст, озерко… А теперь представьте – косогоры и овраги сгладились, деревьев нет, воды нет. Гладь, сливающаяся где-то далеко-далеко с небом. Степь. Тут «воля» вольнее. По крайней мере, у меня так. Что-то в крови видимо, кочевническое, раз степь манит и пьянит.
А уж как она, степь, наваливается за Волгоградом! В этом городе, мы переезжаем Волгу по Волжской ГЭС и оказываемся в городе Волжский. (Вот тут название гордое - «Волжский», а кое-где городу за Волгой так и норовят указать свой шесток, назвав его: «Заволжье» или «Заволжск»).
Уже не встречаются круглосуточные продуктовые магазины, им на смену приходят точки по круглосуточной (!!!) продаже червей! Людям на другом берегу от Волгограда не нужны продукты! Они живут только рыбой, и им требуется самая малость – наживка!

«Родные полицейские» близ города Ахтубинска нас пытались «развести» (некрасивое слово, но оно тут к месту – в пойме Ахтубы разводят рыбу, баранов и зазевавшихся водителей из других регионов). Нас остановили, продемонстрировали видеокамеру (не то что сняли, а просто – сам факт того, что снимали видео) и сказали, что мы, дескать, кого-то обгоняли под знак «обгон запрещён». Дальше как обычно (кстати, в Н.Новгороде мы уже начинаем забывать «как обычно») – полицейский мнётся, закатывает глаза к небу, намекает на решение проблемы иным способом… Водитель (Гоша И.) – принципиально требует выписать протокол, но для начала просит показать знак. Его отвозят до того места, где якобы был совершён неправильный обгон и, о чудо – там знак совершенно другой: «опасный поворот». «Родные» что-то промямлили относительно видимости – это в степи-то! В общем – нас отпустили, но если бы Гоша был не столь принципиален, то пары-тройки тысяч лишился бы…   

Вот тут, за Волгоградом, начинается Ахтуба (Волжский стоит уже на этой реке) и пассажиру, как ослику в Шреке-2, можно начинать мучить водителя вопросом «Мы уже приехали?». Этот вопрос придаёт водителю силы и оставшиеся 150-200 км он преодолевает на одном дыхании.
Приехали, слазьте, и приготовьте подтверждение оплаты домика/кемпинга/вигвама.

КАК ОНИ ЭТО ДЕЛАЮТ
 
В смысле ловят рыбу? Местные… Как? Нас как-то вяло предупредил менеджер базы (который много знает, но сидит в Астрахани в уютном кабинете), что до 20 июня рыбалка в астраханской области запрещена. Ловить-де можно только вблизи населённых пунктов. Мы не задали главный вопрос (как оказалось, зря): «А база является населённым пунктом?». А не спросили, потому что «белый воротничок» успокоил:
- У нас тут никого не трогают, все свои…
О! В нас сразу признали своих и приняли в ближний круг! Мы – рыцари тайного общества РСХА: «Рыболовов Спортсменов Харабалинской Акватории». (Не путать с главным управлением имперской безопасности!) 
Ещё менеджер предупредил (вот за это спасибо), что в мае идёт так называемая мошка; (ударение на второй слог) и лучше бы мы запаслись москитными сетками. А один мудрый друг посоветовал купить в аптеке дёготь (а что им лечат, вы не в курсе?) и прежде чем выйти на реку, пропитать им тряпочку, и повязать на шею в виде галстука (варианты узлов – по желанию и по текущей моде).

- Сейчас в реке не ловится ничего! – сказал егерь, пряча улыбку в прищуре глаз.

Просто замечательно!

Рыбаки ловили рыбу, а поймали рака
Целый день они искали, где у рака – ср..ка!

Извините, к слову пришлось. А что тут скажешь, раз егерь такое говорит про рыбалку?
Хорошо, отложим на время снасти и опарышей, и перейдём к освоению базы. (Надеюсь, что до этого места, вы - женщины любящие своих мужей-рыбаков дочитали? Дальше несколько слов о житье-бытье на базе – это может быть вам интересно).

Все базы, расположенные на Ахтубе чем-то и в чём-то похожи. Кое-как закрепившиеся на берегах реки (история пока скрывает, как это происходило на раннем, диком этапе освоения береговой линии) в конце 90-х - начале 2000-х, базы «поросли» разнообразными постройками. На месте палаток теперь стоят срубленные дома, а когда-то наспех сварганенные столовые заменены ресторанами. Бильярдные и сауны, плазменные телевизоры и морозильные камеры, ёлочки, дорожки и цветочки – так выглядят современные базы. На реке оборудованы пляжи, а парку моторных лодок позавидует любая артель браконьеров.
В бревенчатой избушке, где жили мы, был/была/были: 2 комнаты (с кондиционерами) по 2 кровати в каждой, большой холл тоже с кондиционером (температура воздуха с 31 мая по 7 июня 2015 – +35 градусов), кухня со всем необходимым набором посуды и техники, холодильник для продуктов и морозильная камера для рыбы, туалет и душевая кабина, горячая вода… Живи, радуйся, и не беспокойся о муже.
Работник базы (если хочешь узнать правду, всегда обращайся к простым людям: лодочникам, сторожам, дворникам, поварам и разнорабочим) объяснял просто:
- Дома больше для баб (извините, дорогие читательницы,  цитирую). Они сейчас мужиков далеко от себя не отпускают и часто всем семейством едут к нам. И мужикам хорошо – пока они на рыбалке, бабы готовят. Пик сезона – июль, август.

В общем, при всех минусах «шило на мыло», база – дело хорошее. Можно в костюмчике, с кошельком (тут люди любят наличные) приехать на базу и через часок-другой, экипировавшись, отправиться с егерем, осваивать рыбные места.

Если же вы любитель настоящей рыбалки (то есть когда рыба заменяет всё, и женщин в том числе), относитесь к процессу рыбной ловли серьёзно, страсть как желаете ухватить трофей, не размениваетесь по мелочам, движетесь к цели, ощетинившись фидерами, спиннингами, очками с поляризационными стёклами (это важно!), воблерами, блёснами, поролоновыми и силиконовыми рыбками, попперами, сачками, крючками, садками, бомбардами… Если, насаживая червячка на крючок, вы произносите: «Эх, сам бы ел, да рыбе надо!»… Если вы с утра подошли к зеркалу, а на вас из него посмотрело невыспавшееся, небритое лицо; в зрачке правого глаза показалась голова рыбы, а в левом мерещится её хвост, то лучшее время отдыха на Ахтубе – сентябрь (а также октябрь и ноябрь, но там уже прохладно).
В сентябре тут по-южному тепло и бархатисто. Здесь отлично продолжается лето, сдающее свои позиции в средней полосе. Нет ни комаров, ни мошкары. Отличный клёв! Можно купаться и загорать – солнце мягкое.
Философски и романтически настроенным гражданам с фотоаппаратами, тоже есть чем заняться. Сюда летят перелётные птицы – согласитесь, не каждый день видишь, как клином летят утки, гуси, лебеди, журавли… А тут в день не по одному разу! Жерех плещется на середине реки, щука шумит в прибрежных зарослях, орланы-белохвосты кружат над рекой, водные черепахи перекочёвывают из пересыхающих ериков в полноводные, а голубоглазые лягушки медитируют на луну… Пасущиеся лошади, коровы, свиньи, бараны, верблюды. В общем, полное единение с природой!

А вот май встретит Вас не только мошко;й, но и змеями! Вероятно, год на год не приходится, но в этом году змей аномально много. Они и на базе, и вне её.  Окрасы: полностью чёрная глянцевая, полностью чёрная матовая, и чёрная с шахматным рисунком (ромбами).
- Это ужи, - сказал нам егерь номер 1. – Они не страшные.
- Это гадюки, - сказал нам егерь номер 2. – Они сильно ядовиты только в период спаривания, а в обычное время просто ядовиты.
На всякий случай мы предпочли в руки их не брать и в уста не целовать.
К аномалиям этого 2015 года можно отнести сверхобилие гусениц. На пятачке коры тополя (вблизи воды много тополей, которые настолько раскидисто растут, что напоминают дубы – лишь листва выдаёт их) величиной 15 х 15 см сидит 15-20 гусениц. Некоторые деревья уже стоят голые, без листьев, будто вымерзли за зиму.   

На Ахтубе процветает браконьерство. Морщиться от этого факта не имеет смысла, только лишние мимические морщины заработаете. Людям некуда приложить свои силы. Скотоводство, рыбная ловля и сезонные бахчевые культуры – вот их источник жизни. Если поглядеть на условия, в которых живут местные аборигены (русские и калмыки), то можно невольно пустить слезу. Допустим, как по вашему мнению может выглядеть ферма? Рисуется длинный-длинный барак, да не один и что-то ещё рядом… Представляю вашему вниманию описание фермы №0 в междуречье Ахтубы и Волги: домик, сложенный из того, что прибило к берегу во время половодья. Тут тебе и картонка от щита «Берегите лес!», тут и сидушка от школьного стула, тут тебе и горбыль с волгоградской лесопилки. Рядом с фермой: две хромые коровы, три овцы и лошадь стреноженная. Всё. Ферма закончилась Начался сюр. Он в том, что тут можно договориться о чёрной икре! (Ну и довольно об этом, дело-то, говорят, незаконное…). Ниже ещё поговорим...

На второй день мы всё-таки дожали егеря и он с некоторыми членами нашего нижегородского десанта (нас 6 человек: 4 одиноких парней и 1 семейная пара) отправился «показывать» места. Ну, нет рыбы в привычных местах! Есть в одном только месте – на шлюзе, который делит один из ериков на часть «до шлюза» и часть «ниже шлюза».
Снасть проста до противности: леса, груз, поводок с крючком – донка. В качестве удильника можно использовать спиннинг, палку, палец. Мы использовали спиннинг, так как он уже наполовину снаряжен и обеспечен катушкой. На крючок неимоверного размера (№20-25) насаживаешь малька (в реке малька в мае нет, ловим малявочницей в любом озерке – они везде в шаговой доступности) и таскаешь судаков, щук, окуней и, иногда, сазанов (мелкую рыбу до 500 гр, пока другие не видят, выбрасываешь обратно). Такая рыбалка надоедает часа через два.
- Такое ощущение, что мы ловим рыбу в унитазе! – восклицает Гоша Б. – Никакого удовольствия!
Единственное, кто не даёт скучать – это змеи. Они кишат внизу и норовят сесть на крючок, вместо рыбы. Порой это случается. Приходится змею слегка шмякнуть о бетонную стену (не беспокойся, любитель животных – легонько), чтобы она разжала пасть. Змеи замечательные охотники на мелкую рыбу – голову они держат под водой и ждут момента для броска. Мы опрометчиво спустили садок с пойманной рыбой вниз, под воду, так две змеи умудрились залезть в него и начать заглатывать нашу добычу!   

Мой рассказ не может обойтись без браконьеров (сознательно эту тему ломаю на части, как французский багет). Браконьеров «ловят», как рыбу, на живца. Если ты устал от ежедневной рыбалки (а пресыщение наступает быстро), то день примерно на третий, после завтрака, ты берёшь шезлонг, зонтик и бокал белого/красного сухого. Далее устраиваешься поудобнее на берегу реки в ожидании трупа своего врага. Течение обычно проносит дохлую рыбу, что очень символично – на рыбалке рыба – тот же враг (даже для кого она друг – нет-нет да заморят её до смерти в ведре или садке). Но самое главное не в этом. Рано или поздно тебя заметят, к тебе зарулят/подрулят/подгребут улыбчивые ребята-калмыки, которые обязательно зададут два вопроса:
- Откуда?
- Из Нижнего Новгорода.
- А что тут делаешь?
- Рыбу ловлю/отдыхаю/сижу/курю/пью (нужное подчеркнуть).
Ответы могут быть любыми, а вопросы и концовка всегда одни и те же:
- Икра нужна?
- Почём? – спрашиваешь ты ради чистого любопытства, чтобы потом, у себя, удивить домочадцев глубоким знанием вопроса.

Так вот икра образца мая 2015 стоит 20 000 р., а килограмм осетра 700 р. (для справки).
И тоже для справки, сообщу, как обходятся на Ахтубе с крутыми и подкрученными, от которых за версту несёт не то снобизмом, не то жлобством. Подъезжает такой индивид на своём «ухкакомдорогущемджипе» на местный рынок и покупает там икру, одаривая продавца купюрами и шубой с барского плеча. Едет в сторону своего дома, а где-нибудь в районе Волгограда его тормозит полицейский наряд, потрошит машину, находит икру и предлагает откупиться («иначе, - показывает добрый дядя скрещенные пальцы, - вот, что тебе светит»). Индивид откупается, а икра возвращается продавцу на вторичную/третичную/и пока не стухнет продажу. Все в неплохом наваре, кроме, разумеется, индивида. Способ называется: «Воспитательный процесс методом круговорота чёрной икры».
К слову: живём мы в России, чёрная икра у нас под запретом, а классические синенькие баночки с изображением осетра и надписью «русская икра» продаются Казахстаном и Азербайджаном, потому, что у них моратория на отлов осетровых нет. Икры хотца!!!

Поэтому снова перехожу к браконьерам…
Современный браконьер – это вполне нормальный, токовый человек, нередко с высшим образованием. Он умеет ловить рыбу, обрабатывать её, заготавливать впрок. Прошли те времена, когда осетровые породы ловили только ради икры. Нет, теперь ни один кусок рыбы не выбрасывается за борт. Говорят, что если купить икру, то рыбу тебе дадут в подарок. Когда я об этом узнал, то сразу стало понятно, почему в телепередачах «о рыбалке на Ахтубе» с пойманной рыбой фотографируются и затем её отпускают. Просто ребята пообещали купить икры! Конечно, если в твоём котелке варится стерлядь, а на решётке скворчит севрюга – даже зачётная щука может себе отправляться восвояси. 
(Был у нас, несколько лет назад, опыт держать на привязи семикилограммового сома. Мы его гладили, фотографировались вместе, а затем – отпустили! Загадка для любознательных – почему?).
 
ОЙ, ВАНЬ, СМОТРИ КАКИЕ КЛОУНЫ…
 
1 июня к нам в гости приехали друзья-калмыки. Вечер был полон воспоминаний и интересной еды, и ничего не предвещало сюрпризов… Однако после того, как Эрик (один из гостей) рассказал, что у них в посёлке, на высоком берегу Волги, обнажилось захоронение и кости уже падают вниз, я не смог удержаться:
-  Сами-то лазили?
-  Нет, мы боимся. Нам вера не позволяет. Мы – буддисты.
- Неплохо было бы посмотреть, что там и как…
- Так поехали!
- Поехали!
Ещё он рассказал, что, будучи маленьким, и играя в песке, нашёл большое количество монет, появившихся после оползня. По малости лет он все монеты пустил «блинчиками» в Волгу…
- Эрик, ты понимаешь, что спустил, возможно, целое состояние в реку?!
- Теперь-то понимаю.
- Хоть место покажи…
(Потом, позже, он описал мне монеты, оказалось, что - то были петровские медяки «деньга» - на сердце слегка отлегло – нумизматы меня поймут). 

Не успел я осознать, что, почему и зачем, как я, Влад (внутри вино и пиво) и два калмыка (внутри водка и пиво) уже садились в лодку. Время 1.00, полнолуние.
Никогда ещё моё тело не перевозили по воде ночью, при полной луне, нетрезвые буддисты.

Ещё пару слов о междуречье Ахтубы и Волги, её ещё называют Волго-Ахтубинская пойма. Место примечательно не только разнообразием живности и водных пространств, но и является историческим местом. Лев Гумилёв однажды задался вопросом, который родился из пушкинской песни о вещем Олеге: «Как ныне сбирается вещий Олег отмстить неразумным хазарам. Их сёла и нивы за буйный набег, обрёк он мечам и пожарам…». А вопрос такой: «Где сёла и нивы хазар?». Лев Николаевич доказал, что Хазария как раз и была расположена в Волго-Ахтубинской пойме. Что тут располагалась столица Хазарии – город Итиль, сквозь который проходил Великий Шёлковый Путь. Обладающий воображением может себе представить былое величие этого края!  (Почитайте или послушайте аудиокнигу «Открытие Хазарии» Л.Н.Гумилёва. Зачитаетесь или заслушаетесь, будто детективом!).

То есть можно сказать, что в ночь с 1 на 2 июня мы, по ерику Кокцикменю, пересекли древнюю Хазарию, попав из Ахтубы в Волгу. На середине Волги у нас заглох мотор, однако ребята-калмыки потрясли баками, поскребли по сусекам, и на последних каплях лодка донесла нас до берега.

Нас, на старенькой Ниве, встретил Олег-калмык. Зрелище, по-видимому, он увидел странное. Как потом он рассказывал:
- Смотрю, подплывает лодка, но в ней не два человека, а четыре. Лодка уткнулась в берег, никто из неё не выходит. Потом начали выбираться – один встал на нос моторки и упал ничком прямо в прибрежный ил (это метод Влада), Двое вывалились через борта (так поступили калмыки – Эрик и Тим). Только один не встал с места.
Этим последним оказался автор данных строк, который, по идее, тоже должен был сойти с корабля оригинальным способом. Но ответственность за фотоаппарат и его содержимое удержала его/меня от критического шага.

Под покровом ночи мы не только поменяли реку, мы поменяли регион! Из Астраханской области, как оказалось, мы угодили в Калмыкию – в город ЦаганАман – единственный выход Калмыкии к Волге.
И вот мы уже мчимся на Ниве по посёлку под хрипотцу Высоцкого «Ой, Вань, смотри, какие клоуны!». Некрасиво, конечно, но все в машине пьяны. (Это опасно и я осознаю, что мы очень и очень в тот момент были неправы!)
- Олег, а ты не боишься ментов?
- У нас власти нет…
- Понял.
«Интересно, завтра нас, случаем, не продадут в рабство, на ферму?».
А пока Олег-калмык причалил видавшую виды Ниву к пивному павильону. Там уже были посетители. И все калмыки! Мы с Владом похожи на белых ворон (хотелось бы быть похожими на орлов, но нам бы не поверили).
Настал черёд двух неожиданностей. Первая, в том, что все присутствующие говорят на чистом русском языке. Вторая – то, что знакомство оказалось лёгким. Я-то считал, что потомки кочевников должны носить имена, типа Темуджин, Джанибек или Сартак. Но как только к нам потянулись руки, то диалог получился таким:
- Юра.
- Очень приятно, Борис, - говорю я.
- Олег.
- Влад, - представляется Влад.
- Максим…
- Игорь…
- А меня вообще легко запомнить, - смеясь над нашими изумлёнными лицами, молвил самый крупный калмык. – Я – Иван!
Настало время расслабиться и посмеяться вместе со всеми.
Ребята угостили нас пивом и экзотикой – суши. (При наличии местной хорошей рыбы, суши с лососем действительно тут экзотика).

В кабаке мы просидели часов до 3-х, начало светать. Возникло ощущение, что мы и в своей стране и вне её…

Извините, но по этому поводу необходимо сделать лирическое отступление! По берегам Ахтубы сплошь и рядом растёт конопля (анаша, гашиш, марихуана). Мы бы так и прожили неделю в неведении, если бы не один из друзей-калмыков, который, между прочим, раньше служил в службе наркоконтроля.
На картинках я неоднократно видел характерную приветственную конопляную «ладонь», но в дикой природе это растение не наблюдал. Поэтому среди прочей зелени вычленить запрещённое растение без подсказки не удалось, да мы и не присматривались.
Калмык сорвал ветку этого растения:
- Знаешь, что это?
- Нет.
- Марихуана!
- Так вот как выглядит запрещённый продукт!
- На, возьми, - сказал добродушно друг.
Я взял. Он тут же сделал жест, будто надел наручники:
- Теперь так – эту траву высушат, потом, если не хватает до дозы, досыплют сколько надо и… У нас тебе дадут 2 года условно, а у вас - четыре года тюрьмы.
Вот тут у меня сначала возник вопрос: «А мы в какой сейчас стране, если такая разница в наказаниях?», а потом последовал вывод: «Что калмыку – виртуально, то русскому – реально!»..

Нет, вольнодумный мозг не в силах терпеть ограничений! Из растения мгновенно был сделан зелёный чай и выпит, без какого-либо влияния на организм. (Потом друзья рассказали, как правильно готовить продукт, но было уже поздно, мы уезжали… В следующий раз обязательно!).
Также отпала идея переложить пойманную рыбу коноплёй. (Для того, чтобы сохранить рыбу, её обкладывают листьями осоки или крапивы. Поскольку конопля одним боком относится к отряду/классу/подготовительной группе крапивных, идея могла бы реализоваться. Но поскольку, как говаривал Кузьмич: «Дураков в России лет на сто припасено!», мы могли бы быть привлечены (ими) к ощутимой ответственности (читай вывод, озвученный двумя абзацами выше).
Последний вопиющий глас в астраханской степи (в рамках данного лирического отступления):
- А почему не запрещают красный мухомор???!!! Ведь его едят, курят и пьют!!! И вставляет почище конопли!!! (Посмотрите фильм «Generation «П» по Пелевину).
Поляна «травы» по этому поводу грустно зашелестела листьями.

Иногда бывает в компаниях, что чувствуешь себя не в своей тарелке и хочется скорее покинуть сотрапезников. В эту ночь (впечатлительный читатель - прошу тебя – выйди из оцепенения, в которое тебя ввергло моё лирическое отступление и возвратись в русло повествования)  явление было прямо противоположное – над столом, царило редчайшее единодушие и братская любовь. При этом ни одного слова о политике, деньгах и криминале. Главный тост вечера: «Главное, чтобы люди были хорошие!».

Калмыки отлично знают историю своего народа, чтут Петра Великого, помнят об исходе в Джунгарию (поэтому некоторые считают себя не ойратами и торгоутами, а именно джунгарами), репрессиях и переселении в 1943 году. В большинстве, живут, прямо скажем, бедно. В Цаган-Амане продаются дома за 800 000 р. – большой пятикомнатный дом (комната 20 кв.м), с подсобными помещениями. Но: не везде есть вода, участок при доме годится разве что для авто-парковки – настолько твёрдая и сухая поверхность, туалет во дворе.
Девушки-калмычки – симпатичные, и, как я успел заметить, смиренные/стеснительные. Мобильная связь и интернет есть, люди не оторваны от цивилизации, но сама цивилизация к ним не спешит. Может это и к лучшему.   

По законам гостеприимства Эрик пригласил нас к себе в дом и предоставил каждому по комнате.
С утра, 2 июня, я и Влад решили погулять по окрестностям, так как проснулись мы по привычке рано, в 7.00, а хозяева и дети спали крепко. Нещадно палило солнце, поэтому сначала мы пошли к реке.
Цаган-Аман стоит на высоком берегу Волги и вид сверху, который открывается взору – прекрасен. Только если не присматриваться… Если же спуститься вниз, к кромке воды, то можно ужаснуться обилию мусора, который оставляет река по берегам после паводка. Любой ч(м)удак, бросивший банку из-под пива, или бутылку из-под газировки в Волгу в Нижнем Новгороде или Казани, получается, гадит здесь. Кроме городского мусора река несёт гигантские корневища давно спиленных деревьев.

Завтрак у наших знакомых калмыков выглядел так: салат Оливье и литровая банка пива. Мы скромно завтракали чаем и молоком.

Выжимки из наших диалогов:

- Олег, - интересовался Влад, - следуете ли вы каким-то своим древним традициям, ну, допустим, делаете кумыс…
- Вот наш кумыс и традиции, - отозвался Олег, постукивая по банке пива пальцем. – Никто уж не помнит ничего. Калмык – родства не помнящий…

- А калым, когда женитесь, вы платите?
- Так мы же – буддисты! Забыл?
- Ну, может, тут есть мусульмане?
- Есть некоторые. Только сейчас калым – это ящик водки, и то он обычно до папы невесты не доходит…

- А в школу, когда у вас дети начинают ходить?
Тут калмыки расхохотались.
- Да как везде – с 1 сентября! Мы же в России живём!

- Хотел поехать на развалины Сарай-Бату, покопаться, так мне мой друг не дал металлоискатель, сказал, что сейчас можно шесть лет схлопотать за это, - говорю я Эрику.
- А тут у нас полно таких – все копают, никто их не трогает…
«Ага, так вот значит как…».

- Четыреста лет назад наш Аюка хан (первый калмыцкий хан – прим.автора) заключил мир с Петром. Мы стали защищать границы Российской Империи от хачей…
(Без комментариев!)

- На бахче у моего отца работают узбеки.
- А вы чего же?
- Мы бездельники, нам неохота. И денег мало. А узбеки с нашими заработками у себя на родине – короли!

- Вчера, говорят, к нам приезжал астраханский ОМОН.
- Зачем? – спрашиваю я.
- Браконьеров ловить. Они на катерах.
- И как ловят?
- Если от них будешь удирать на моторке, они стреляют из калашей куда попадут. В лодку, мотор…
- А если в человека попадут?
- Твои проблемы. Спишут…
«Это у нас в стране происходит, в российской нашей федерации, да?».

Всё, с разговорами покончено!

Днём, 2 июня, нам предстояло посетить три знаковых места.
И сначала мы поехали на Священную Гору. Она находится в степи. Камни, которые лежат на её вершине, принесены жителями Цаган-Амана. Посередине камней стоит дерево Бодхи с ленточками (ленточки символизируют связь с деревом: люди посредством ленточек связывают себя с деревом, а значит с самой природой). Когда мы прибыли, то увидели, что дерево упало, поэтому прежде чем ощутить влияние места, мы восстановили Бодхи на место. Кроме дерева и камней, рядом имеется жертвенное место, где иногда совершаются обряды: например, сжигают барана.
Священная гора – место силы. Если побыть там больше, чем простой осмотр вершины, это влияние ощущается. (По крайней мере, хотя бы одна медитация в этом месте принесла бы больше пользы, чем несколько медитаций в квартире, на двенадцатом этаже). 
 
Вторым местом экскурсии стал хурул – калмыцкий/монгольский храм. Нам, можно сказать, чрезвычайно повезло, поскольку 2 июня 2015 года отмечался день рождения Будды Шакьямуни (каждый год дата меняется). Этот день в Калмыкии нерабочий.
Мы пришли на службу за 15 минут до её окончания и, скрестив ноги, досидели до конца. После окончания, когда посетители начали подносить статуе Будды и иконам, выполненным на тканях,  дары, мы услышали неожиданный и громкий вопрос:
- Пацаны, вы откуда?
Я и Влад начали шарить глазами в поисках спрашивающего. Им оказался сам лама, который не смог удержаться от двух главных вопросов (см. во второй главе).
- Из Нижнего Новгорода.
- А чего тут делаете?
- Рыбу ловим.
- Отдыхаете?
- Ага…
- Ну, отдыхайте, - благословил он нас и стал общаться с соотечественниками.
(Хорошо, что про икру не сказал ни слова…)

Без ламы в Цаган-Амане редко что делается. Нужно дать имя ребёнку – идут к ламе, нужно на праздник заколоть барана – к ламе, нужно получить любой совет/благословение/ответ на вопрос – к ламе.
Например, после службы лама излечивал детишек: читал мантры, положа руку ребёнку на лоб или колено. Проверить невозможно, но, вероятно, эффект есть (даже психологический), поскольку очередь к ламе большая.
Сам хурул стоит на улице Товгмеда-Гавджи – ламы, который не покинул свой народ даже во время сталинской ссылки в 1943 году, а после реабилитации жил и принимал верующих в Цаган-Амане.

К третьему месту мы снова перемещались на лодке – вдоль высокого берега Волги. Древней захоронение, а в том, что оно древнее нет никаких сомнений, находится от посёлка примерно в 3-х километрах. Часть могилы осыпалась, и обнажились два скелета – один принадлежит лошади, второй – человеку (часть костей уже выпали и лежат на склоне). Можно сделать первое предположение, что захоронен воин и его боевой конь (ну, очень хочется в это верить!). Глубина залегания скелетов – 1,3 метра.
Я сумел подобраться только к коню (потом ко мне присоединился Влад) – высота обрыва высокая, а внизу, аккурат под воином, острые камни – упасть на них не хотелось. Калмыки за нами не пошли, предпочитая остаться в лодке. Пришлось вооружиться палкой и сделать ступени.
Теперь вспомним незабвенного Льва Николаевича Гумилёва, и что он нам говорит (воспроизвожу по памяти, цитаты могут быть не точны). Он говорит, что эрозия в прикаспийских степях (если они нетронуты сельскохозяйственной деятельностью человека) пропорциональна наращиванию культурного слоя. То есть черепок разбившегося кувшина около источника, существовавшего в XII веке, лежит без изменений, на том же месте и в нашем веке. Плохо то, что как не изменились за много веков тюркские горшки, так визуально трудно по кости животного или человека определить возраст захоронения. Для этого требуется радиоуглеродный анализ, но до такой глубины мы не дошли, тем более что и так уже тронули чужую могилу… (Как бы ни разделить судьбу экспедиции, открывшей миру Тутанхамона!).
И воин, и конь лежат на деревянных щитах (вероятно, днище гроба), которые уже превратились в труху, но древесная текстура видна. Значит вопрос первый: «За какой период времени дерево (толщина щита примерно 5 см) на глубине 1,3 метра в степях Калмыкии (быстренько обратимся ко всемирной сети: желто-бурые глины и суглинки, богатые солями Na+, Са2+, Mg2+) превращается в труху?».
Вокруг лошадиной головы глина точечно имеет цвет купороса. Вероятно – это металлические части узды полностью разложились. Значит, следующий вопрос похож на первый… (Пытливый читатель – сформулируй его, пожалуйста, сам, а то пальцы устали по клавишам стучать).
На эти два вопроса ответить трудно, так как надо, по меньшей мере, обладать знаниями почвоведа, геолога, химика и смежных профессий (не забывайте про радиоуглеродный анализ).
Но есть зацепки иного рода! Они заключаются в следующем: 1. Воин и конь захоронены на одном уровне; 2. Скелеты ориентированы с востока на запад (головы обращены на запад); 3. Наличие дерева говорит о том, что и воин и конь были похоронены в гробах; 4. В захоронении нет явных следов металла (оружия).
Такой способ захоронения характерен для печенегов и торков (гузов) до монгольcкого периода. То есть мы имеем дело с захоронением XI – XII веков. Различают три типа убранства кочевнических могил: богатые, средние и бедные. Оружия нет, но есть конь – значит можно предположить, что в данном захоронении лежит воин средней руки (обычно так хоронили лучников).
Наш интерес к захоронению продиктован, по большей части, жаждой исследования и любовью к истории (а ещё ребячеством и симптомами золотой лихорадки).

(Об этой поездке есть малюсенький, минуты на 3 ролик. Если модератор этого ресурса человек внесистемный, то он позволит этой ссылке остаться на месте (Вы ему пообещайте, что посмотрев ролик, сразу же вернётесь обратно!):
http://vk.com/bob69?z=video15261073_171267137)
 
В тот же день, 2 июня, мы были благополучно возвращены на базу. (В общем-то, после такого неожиданного дня, лично для меня рыбалка окончательно потеряла интерес, тем более, что рыба ловилась только «в унитазе» шлюза, да и то всё меньше и меньше…).

Но нет, есть ещё информация для рыбаков. В предпоследний день нашего пребывания на Ахтубе, 5 июня, мы переплыли на противоположный берег от базы и начали ловить рыбу на «резинку» и фидер (донку). В качестве наживки – опарыш. Стала попадаться чехонь, каспийская сельдь и даже жерех. Рыба нас вновь заинтересовала, но внезапный рыбнадзор доставил неприятности. Главное в одну сторону они проехали мимо нас, не останавливаясь, а обратно – остановились. (К тому времени Гоша И. выловил на фидер хорошего такого сазана).
Тут бы работникам базы, которые безусловно всё видели с того берега, спасти нас, как своих (вы же не забыли ещё, что мы – свои?!). Но «своих» тронули на два протокола по 2000 р. каждый и к сентябрю кое-кто из нас ожидает встречи с мировым судьёй по этому поводу! А работники базы на время разбирательства сели в лодки и разъехались! Ни хрена себе! (В данном контексте «хрен» - это род многолетних травянистых растений семейства Капустные).
И это ещё одна причина, по которой я не хотел бы афишировать название базы. Но можно придумать уловку, не правда ли? Например: «База будет названа, в случае получения от вас, уважаемые читатели, дюжины вопросов об отдыхе на Ахтубе». (Тут вы получаете третий смайлик и можете записываться в нашу команду!)

На этом свой рассказ о недельном пребывании на Ахтубе я закончу, а для тех, кто страсть как любит древности, ниже, после наших имён, размещаю статью, датированную 2008 годом. Слог и стиль оставил без изменений. Ежели чего, я не виноват.

Путешественники из Н.Новгорода
Гоша И.
Гоша Б.
Дима и его жена Ольга
Влад
Борис

Большая благодарность друзьям из Цаган-Амана
Тимофею
Эрику
Олегу

Н.Новгород, Июнь, 2015


P.S.
ПРИКОСНОВЕНИЕ К ЗОЛОТОЙ ОРДЕ

Какое удивительное средство – автомобиль. Для людей с целью – он преодолеет пространство и доставит тело, куда тому было надо. Для людей с воображением – он шагнёт далее, сквозь время и погрузит в прошлое...
Поездка на Ахтубу (река, левый рукав Волги, отделяется выше г. Волгограда. Длина 537 км.) была в этом году второй по счёту. Первопричиной поездки стала, конечно же, рыбалка. Именно с рыбалкой связано это географическое название для большинства рыбаков северной части европейской части России.
Однако, лично для меня, эта поездка разделилась на два «рукава» - собственно рыбалку и историческое исследование. Остановлюсь на последнем.

Место для рыбалки, мы присмотрели заранее, недалеко от села Селитренное, что примерно в 1350 км от Нижнего Новгорода к югу, в сторону Астрахани. Ещё с 2006 года, когда мы в первый раз посетили Ахтубу, меня терзала одна тема, которую тогда так и не удалось осуществить, а именно: разузнать подробнее, где находится знаменитый город Сарай-Бату – древняя столица Золотой Орды. Моему удивлению и счастью не было предела, когда я узнал, что нынешнее место нашей рыбачьей дислокации будет, чуть ли не в самом сердце древнего царства.
Я не просто начал свой рассказ с реверанса автомобилю. Автомобиль позволил преодолеть вышесказанные километры за 15 часов, то есть всего за один световой день мы из нашего богатого лесами и травами края очутились в выжженной солнцем степи, поросшей верблюжьей колючкой и продуваемой ветрами. Ещё находясь в автомобиле, я ловил себя на мысли о том, что еду по старинной дороге (А была ли здесь вообще какая-то дорога 750 лет назад?), по которой русские князья ездили в Орду, испрашивать ярлыки на княжение у хана. Да только дорога у них занимала долгие месяцы, в отличие от нас.
Юг за окнами авто тоже начался не вдруг, однако рассказывать об изменениях пейзажа за окном довольно скучно. Единственное, что привлекло внимание, так это берёзы и какие-то лиственные деревья вдоль дороги, которые постепенно перестали быть стройными, а стали страшными, изогнутыми, ветвистыми и неприветливыми. Тут сразу на ум пришло описание вражьего леса в русских былинах, когда Илья шёл излавливать Соловья Разбойника.
Степь поразила своим природным великолепием. Великолепность заключалась в степной бескрайности, небольшом количестве холмов (возможно, кое-где рукотворные курганы) и пасущихся стадах лошадей, коров и верблюдов. Но и тут мышление рисовало более симпатичную картину «как тут было раньше». Живности было, не в пример нынешней, куда больше, а население – куда богаче... Увы, в облике немногих калмыков, составляющих коренное население этих мест, можно увидеть былое величие Золотоордынской степи.
 
Надо сказать, что свои разрозненные, едва сохранившиеся в памяти знания о Золотой Орде, я удачно подкрепил и поправил накануне поездки двумя аудиокнигами Льва Николаевича Гумилёва (русский историк, географ и археолог) «Открытие Хазарии» и «От Руси до России». Помимо большого теоретического материала, Гумилёв хорошо описал методику археологических изысканий, без привлечения спецсредств.
В моём распоряжении был главный козырь, дарованный поездкой – удачное место нашей стоянки. Лагерь (база) располагался как раз на территории археологического памятника. Поэтому, первое, что я сделал, так это пошёл исследовать ближайшие холмы. Первая находка случилась сразу же, на близлежащем холме. На склонах, в промоинах, оставленных дождями, в большом изобилии лежали обломки красного кирпича и костей животных. То, что кирпичи - древние, не вызвало у меня никаких сомнений, тем более, что в книгах Гумилёва они подробно описаны. Среди обломков не было найдено ни одного целого. Из источников известно, что кирпичи столицы Золотой Орды города Сарай-Бату, активно использовались в качестве строительного материала для города Астрахань, а также других городов региона. Этот процесс до сих пор не завершён - жители села Селитренное уцелевшие кирпичи, которые после каждого крупного урагана вымываются ливнями, прибирают к рукам. Около первого же дома села стоит  аккуратно сложенная стопа древнего кирпича. Потомки не мудрствуют, они потребляют...
Кирпич, вытесненный на поверхность земли, в результате человеческих усилий, действия ветра или воды, разнообразен. Есть разрушенный, о котором я писал выше. Есть - очень твёрдый, хорошо обожженный, почти чёрный, по размеру меньше современного раза в 1,5. Но самый распространённый вид кирпича – квадратный, со скруглёнными краями (или омытыми), примерно 5 см толщиной. Вот этот кирпич и является до сих пор строительным материалом для местных жителей.

Воодушевившись первой, кирпичной находкой, я поговорил с местными жителями – русскими и калмыками. После общения с ними, у меня появилось сразу два поля для деятельности – край самого села Селитренное, где каждый год ведут раскопки археологи, и Красный бугор. Красный бугор  – это красивый утёс на берегу Ахтубы из красной глины. Именно на Красном бугре, по преданию, располагалась ставка верховного хана Золотой Орды.
Однако меня сначала увлекла идея посетить археологические раскопки. По словам жителей, раскопки производят почти каждый год в летний период, потом место раскопок закапывают вновь до следующего сезона. Есть любители, которые приходят на место раскопок с металлоискателем, но таких следопытов быстро обезвреживают. В 2007 году, на раскопках было найдено что-то ценное, но жителям села не сказали, какого рода находка. Была вызвана военизированная охрана, милиция и большим охраняемым кортежем ценность вывезли в Москву. В селе Селитренное нельзя копать погреба и ямы под фундаменты без специального разрешения властей. Все вышеперечисленные работы ведутся под наблюдением археологов.  По преданию, в окрестностях Селитренного закопаны семь золотых коней...         
После такой информации, я естественно поехал на раскопки, пригласив с собой друга. Найти их было нетрудно, тем более что не всё было закопано. Возможно, археологи специально часть своих работ оставили открытыми, чтобы туристам было на фоне чего фотографироваться. На фото видна часть кладки какого-то сооружения. Также, на срезах породы, на глубинах 0,5-1,5 метра, я обнаружил множество черепков глиняной посуды. Однако наибольший интерес вызвал черепок, покрытый глазурью. Практически на всех срезах породы встречается большое количество костей.

Для исследования Красного бугра мне помогла погода. Неожиданно для нас, да и для местных жителей, по нам прошёлся небольшой ураган, сопровождаемый обильным ливнем. А это означало, что возможно, вода открыла какие-нибудь тайны на склонах бугра. Выждав сутки, пока подсохнет глина, я, вместе с другом, отправился на Красный бугор. Мы решили начать с его вершины. Однако наверху нас ждало разочарование. Вытоптанное место без признаков секретов. Но надо отдать должное, место действительно красивое и вновь переносясь в прошлое, можно только на этом месте представить ставку верховного хана Бату.
Вечером, поразмыслив, я решил, что не совсем правильно искать ископаемые предметы на самом бугре и даже у его подножия. По крайней мере, для этого нужны инженерные и людские ресурсы... Если ставка хана – это дом, то значит должны быть вспомогательные службы, например кухня. А где кухня, там – посуда.
На второй день я вновь поехал на бугор, но уже исследовал его подножие и бугры, прилегающие к Красному. Как я и предполагал, под самим Красным бугром, ничего, кроме кирпичей и костей мной обнаружено не было. Справа от бугра также находок не последовало. Однако обильным на древности оказался бугор слева от Красного бугра. Ливень испещрил обрывистые склоны бугра ручейными руслами. И в одном из таких русел я увидел большое количество разнообразных черепков глиняной посуды, покрытых глазурью. Глазурь была небесно голубой и изумрудно зеленой, тёмно синей и песочно-жёлтой. Создалось впечатление, что в этом месте была даже не кухня, а склад подношений хану, ведь не секрет, что одной из главных мер объёма в древнем мире считался кувшин. Увы, ни одного целого кувшина, или хотя бы пиалы, найти не удалось. Также мимо меня прошли нумизматические находки – монеты и медали. Но, тут уж точно без металлоискателя не обойтись... Может в следующий раз...
Известно, что Сарай-Бату был основан ханом Батыем примерно в 1250 году, а пришёл к упадку после походов Тамерлана.  Через сто лет после основания, при ханах Узбеке и Дженибеке, город достиг своего расцвета. Именно в это время город быстро строился, обзаводился ремёслами и своей чеканной монетой. Поэтому с уверенностью можно датировать глазурированные черепки серединой XIV века.

К сожалению, быстро закончились дни отпуска, и автомобиль умчал меня снова в Нижний Новгород. Рыбалка в этом году оказалась несоизмеримо слабее по сравнению с впечатлениями, дарованными Великой Степью и столицей Золотой Орды - Сараем-Бату.

Сентябрь, 2008г.
Сутырин Борис (bob69)


Рецензии