Честь имею. Часть 32. Суворовцы

Кавказское Краснознаменное
суворовское офицерское училище

Создание Краснодарского суворовского военного училища.Город Майкоп
 

В 1943 переломном году Великой Отечественной войны в числе первых девяти суворовских военных училищ, основанных в соответствии с постановлением ЦК ВКП(б) и Совета народных комиссаров СССР от 21 августа 1943 г. «О неотложных мерах по восстановлению хозяйства в районах, освобожденных от немецкой оккупации», были сформированы суворовские училища, в том числе и Краснодарское суворовское военное училище.
Их создание по типу старых кадетских корпусов, для «устройства, обучения и воспитания детей воинов Красной Армии, партизан Отечественной войны, а также детей советских и партийных работников, рабочих и колхозников, погибших от рук немецких оккупантов» имело огромное практическое и воспитательное значение.
Перед училищами ставилась задача: подготовить суворовцев к военной службе в офицерских званиях и дать им общее среднее образование. С этой целью в училища принимались мальчики с 10-летнего возраста со сроком обучения семь лет. Для детей 8—10 лет, закончивших 1—2 класса начальной школы, предусматривалось создание младшего и старшего подготовительных классов. Предусматривалось, что воспитанники будут жить при училище, носить специальную форму одежды военного образца и находиться на полном государственном обеспечении.
Присвоение училищам имени гениального военного мыслителя и полководца А.В. Суворова, чьи победоносные походы прославили нашу Родину и подняли русское военное искусство на небывалую высоту, было символично. Оно означало, что в училище воспитываются юноши, до конца преданные своему Отечеству, сильные, смелые, волевые, превыше всего почитающие долг и честь.
Бывший воспитанник училища H.A. Сидоров вспоминает: «Основывались суворовские училища по приказу И. Сталина. Сначало их было 9, и все они создавались на освобожденной территории — в городах Курске, Калинине, Новочеркасске, Майкопе и т.д. Сразу провели 6 наборов, начиная с 7 лет и заканчивая 13—14-летними ребятами. Между нами были очень хорошие отношения. Младшие уважали старших, а старшие заботились о маленьких. Кроме того, наше училище было многонациональным. Среди нас были русские, украинцы, белорусы, грузины, армяне, азербайджанцы — все мы были друзьями, и эта дружба жива по сей день.
У нас были замечательные офицеры-воспитатели. Удивительно, что в 1943 г. среди воюющих офицеров нашли тех, кто мог обучать детей. Начальник училища Алексей Иванович Нерченко был удивительным человеком. Его жена была нам всем как мама, а он — как отец».
Перед Народным комиссариатом обороны ставилась задача в течение двух месяцев — с октября по ноябрь 1943 г. — сформировать девять суворовских военных училищ. Первым в списке стояло Краснодарское (в г. Майкопе). Местом его дислокации должен был стать г. Краснодар, но в нем не нашлось подходящего здания, и тогда было принято решение о его временном размещении в г. Майкопе — столице Адыгейской автономной области, население которого на тот период составляло 70 тысяч человек.
Основным местом расположения училища стал военный городок, который ранее принадлежал снайперской школе, на берегу р. Белой, около завода «Красный Октябрь». Всего училищу было передано 13 зданий, расположенных на значительном расстоянии друг от друга, что требовало большого количества времени на передвижение и создавало определенные трудности.
Начальником училища был назначен полковник Алексей Иванович Нерченко, с именем которого в течение первых пяти лет становления была связана история училища. Его заместителем по политической части стал подполковник А.А. Алипов, прибывший с должности начальника отдела пропаганды и агитации Политуправления фронта.
Учебный отдел возглавил подполковник В.Ф. Райский, старый русский офицер, окончивший в 1915 г. педагогический институт и преподававший тактику на Центральных курсах «Выстрел». Помощником начальника училища по материально-техническому обеспечению был майор П.Д. Прокопенко, начальником строевого отделения и кадров стал капитан П.М. Козлов.
В течение двух месяцев была проведена большая работа по оборудованию жилых и учебных помещений. Активное участие в ней приняли местные руководители: секретарь Адыгейского обкома партии Л.М. Кривенко и председатель областного исполнительного комитета А.Х. Чамоков.
Была завезена мебель, изготовленная на предприятиях городов Майкопа, Сочи, Армавира и Грузии. Азербайджан предоставил для училища посуду и ковровые изделия, Кубань и Ставрополье для обучения суворовцев верховой езде подарили 50 лошадей. Силами общественности города и учебных заведений были подобраны необходимые учебники, а библиотеке подарено около 6 тысяч книг.
Особенно тщательно шел подбор кадров. Многие офицеры, рекомендованные на должности командиров и воспитателей, обладали большим жизненным и служебным опытом, имели ранения и награды, прошли суровую школу войны. Так, командир роты капитан В.К. Волохов был награжден орденом Отечественной войны 1-й степени, офицеры-воспитатели майор А.К. Степанов был награжден орденом Ленина, капитан А.С Кривокоченко орденом Александра Невского, преподаватель истории капитан М.Р. Фролов был кавалером орденов Красного Знамени и Отечественной войны 2-й степени. Двумя орденами Красной Звезды и медалями был награжден заместитель начальника училища по политической части подполковник А.А. Алипов, отличившийся под Сталинградом и на Курской дуге. И таких офицеров было большинство.
Серьезные трудности возникли в связи с комплектованием училища гражданскими специалистами-вольнонаемными, так как учителей в школах катастрофически не хватало. Но при помощи местных властей учебный отдел, совместно со старшими преподавателями майором Н.Г. Грачевым (история), капитанами К.И. Кривицким (физика), П.И. Кротовым (география), И.Н. Лукиным (химия), И.К. Матвиенко (русский язык и литература), Н.А. Соколовым (математика), Е.А. Штокало (естествознание), старшими лейтенантами П.С. Лобиковым (физическая подготовка), Д.Д. Сватковым (иностранные языки), провел большую работу и отобрал лучших преподавателей г. Майкопа, что позволило впоследствии создать прекрасный педагогический коллектив, гармонично сочетающий в себе опыт и молодость.
Так, из 28 преподавателей, принятых на работу, 8 имели педагогический стаж более 25 лет, 11 — от 10 до 25 лет, остальные были молодыми специалистами, страстно влюбленными в свою профессию и готовыми отдать все силы и знания для воспитания и обучения подрастающего поколения. Заслуженной любовью и уважением у учащихся пользовались преподаватели: русского языка и литературы — И.Е. Белая, О.Г. Лисакович, Н.С. Медведева, Л.В. Соколова; математики — М.М. Дорохова; истории — Н.И. Миронова; естествознания — Е.М. Качура; химии — Е.А. Ленская; физики — И.М. Плахов; географии — В.А. Горбова; английского языка — К.И. Мельникова; музыки и пения — А.Н. Пименова и многие другие.
Приемная комиссия, во главе со вторым секретарем Краснодарского краевого комитета ВКП(б) И.И. Поздняком, рассмотрела 3500 заявлений и отобрала 540 человек, 40 из которых были приняты сверх плана.
Многие из отобранных ребят, познавших холод, голод, бездомную жизнь, потерю близких и другие жестокие стороны войны, выглядели очень худыми, изможденными, а порой испуганными, не веря в то, что ужасы войны и сиротства для них закончились. Среди них было немало таких, которые пережили фашистскую оккупацию и видели, как горели их дома, как умирали их отцы и матери. Подчас они и сами не раз подвергались смертельной опасности и чудом выжили в нечеловеческих условиях.
Взять хотя бы Василия Колесника, будущего Героя Советского Союза, генерал-майора, одного из руководителей спецназа ГРУ, руководившего штурмом дворца Амина в ДРА. Когда ему было шесть лет, он пережил страшную трагедию. На его глазах немцы расстреляли отца и мать. Вместе с ним сиротами стали брат и две сестры, и всем им пришлось очень тяжело. В училище он был принят вместе со старшим братом Юрием.
За связь с партизанами была расстреляна мать Марка Комарова. На глазах Димы Норочевского бомбой была убита его мать. И таких ребят было, к сожалению, немало.
Из общего числа принятых 247 человек были детьми погибших воинов, 137 — дети фронтовиков, 41 — партизан, 32 — инвалидов войны, 41 — партийных и советских работников, 14 — рабочих и крестьян. Все принятые были в основном из районов Кубани, Армении и Грузии.
Среди них было 58 ребят, которые являлись воспитанниками воинских частей либо партизанских отрядов, а 11 из них были даже награждены правительственными наградами.
Так, Саша Бацуков, будучи разведчиком полка, дошел с боями до Кенигсберга и был удостоен ордена Красной Звезды, Володя Куликов был кавалером солдатского ордена Славы 3-й степени, 13-летний Игорь Стародубцев был сержантом и два года воевал. Находясь в тылу врага, он взял в плен немецкого офицера, убив двух сопровождавших его гитлеровцев. За этот подвиг он был награжден медалью «За отвагу». Два боевых ранения имел Боря Балуев, в партизанских отрядах сражались Роман Болтачев, Слава Будько, Толя Дидимов, Марк Комаров, Толя Ткаченко и Радик Щеглов. Они расклеивали листовки, выполняли обязанности связных, ходили в разведку, участвовали в подрывах вражеских складов, эшелонов и других боевых операциях.


Рецензии