Обыкновенное

Именно сейчас я сижу на лавочке в парке. Погода услужливо предоставляла яркое, но не палящее солнце, легкий ветерок и шум листвы. Вокруг зелено, как бывает в самой середине лета. Мощеные дорожки расползались в разные стороны паутиной, и люди, как маленькие паучки, с серьезными лицами куда-то спешили. Странно, но если человек куда-то идет, то у него самое серьезнейшее лицо, нет ни улыбки, ни беззаботности. Каждый живет в своем мирке, закапывается внутрь своей скорлупы, и не кажет носа. Что творится в их душах? Есть ли душа?
Ветер сменил направление, и повеяло сыростью от недалеко стоящего фонтана. Искорки воды бриллиантово сверкали на солнце бессмысленно и беспощадно, для всех и ни для кого. Нет никому дела до ветра, воды, зелени вокруг. У каждого свои переживания, мысли о зарплате, любимых, знакомых, планы на будущее, тоска по прошлому. Все слишком лично, все скрыто.
Вдыхаю воздух полной грудью, закрываю глаза, подставляя солнцу лицо, превращаюсь в слух. Шаги, очередные быстрые удары подошвы ботинок о каменную брусчатку, мимо. Сухая ветка отделилась от дерева и шорохом упала на землю. Капли фонтана разбиваются о воду, чтобы совершить свой круговорот по трубам вверх и снова упасть.
- Прикурить найдется? - слышу голос рядом.
Открываю глаза. Толком не вижу спрашивающего. Солнце светит прямо ему в спину, затеняя лицо, одежду. Достаю зажигалку и даю прикурить. Он довольно и смачно раскуривает сигарету, возвращает мне наследство Прометея обратно.
- Спасибо.
- Травитесь на здоровье, - откликаюсь привычной фразой и снова закрываю глаза.
Да, я курю. Не жажду здорового образа жизни, убиваю себя медленно с должной грацией, наслаждением, медленно и, надеясь, на удачу.
Когда-то давно, мне было наверное семь или восемь лет, мне сказали о каком-то трезубце на руке. Хиромантия. По мне всего-лишь складки на руке. Там мне говорили о парализованном теле, смерти в сорок лет. Говорящий был всего лишь на два или три года старше. Тогда это была огромная разница. Смешно. Но почему я помню данные слова до сих пор? Нам все время помнятся бессмысленные слова прошлого, а то что важно вечно уходит из сознания сразу после произнесения.
Моя "раковина" дала трещину. Глупость.
Вечное отстаивание своей исключительности слишком утомляет. Борьба с клише, что дается другими. Всего лишь слова, пустое сотрясаение воздуха.
Снова открываю глаза. Солнце слепит глаза, приветствуя меня.
- Очнулась? - слышу рядом.
Поворачиваю голову и вижу сидящего рядом человека. Судя по голосу, это именно тот самый что просил прикурить. Киваю, смотрю в сторону. Не хочу разглядывать этого человека, хотя знаю, что он в свою очередь, вволю насмотрелся на меня.
- Хочешь чего-нибудь?
- Нет.
Повисшее молчание. Такое всегда наступает, когда и хочется что-либо сказать, да вот нечего.
Сидим вдвоем, молчим, каждый погруженный в свои мысли. Если это был бы роман, то  по закону жанра, она должна посмотреть в его глаза, сверкнуть молния страсти и так далее. Или же, будь это триллер, должно случится что-то случиться из ряда вон выходящее, потом бессмысленная беготня, надрыв чувств, нагнетание ситуации и прочее. Однако ничего такого. Нет никакого литературного изыска, киношных спецэффектов. Мы просто сидим.
- Я мешаю?
- Нет.
Осталось задать третий вопрос. Таковы законы жанра. Этим законом пользуются цыгане и сектанты. Они подходят к человеку и задают вопросы. Достаточно задать три вопроса чтобы человек "переключился" на нужную волну и отвечал в заданном направлении. Этот способ весьма опасен в умелых руках. Во всяком случае, если судить по СМИ.
Поворачиваю голову и смотрю на этого человека, по привычке оцениваю. Весьма дурацкая привычка. Все так делают, не все признаются. Высокий (хорошо), хотя девять из десяти выше меня. Английская бородка, хотя в названии и могу ошибаться, это тоже хорошо. Странный пунктик, когда как мне не нравятся бороды вообще. Затем глаза. Цвет не виден. Нос с горбинкой. Руки. Руки с длинными пальцами, слегка грубоватые, ногти коротко постриженные. Такие руки обычно бывают у мужчин занимающихся легким трудом. Сложно сказать о роде занятий. По рукам можно много определить. Во всяком случае, руки бумагомарателя резко отличаются от трудяги.
Сразу вспоминаю пословицу о том, что встречают по одежке. По мне логическая глупость.
- Ну давай уж знакомиться, - сдаюсь.
Любопытство взяло верх.
Улыбается.
- Андрей.
Протягивает руку.
Молчу, тут в самый раз использовать любое имя. Одноразовое знакомство с одноразовым именем.
- Некто сидящий на лавочке.
Еще одна глупость. Попытка сумничать с грацией слона. По классике жанра должно быть допытывание имени.
- Хорошо.
Соглашается. Хороший ход. Еще один плюс. В сознании сразу поднимаю его на тридцать пунктов вверх. Что будет дальше?
Всегда интересно смотреть на людей со стороны, когда есть возможность к отступлению. Наверное, это не самая хорошая моя черта.
- Давно тут сидишь?
Киваю. Очередной тупик. Что скажет дальше? Все логично и бессмысленно. Напоминает "эффект поездов", где в одном купе встречаются люди. Они знают, что их совместное пребывание ограничивается движением поезда из пункта А в пункт Б. Можно говорить все что угодно, можно излить душу попутчику, можно говорить о том что наболело, можно признаться в своих грехах, зная, что потом не придется краснеть за свои слова.
Решаю как-то помочь собеседнику.
- Просто так пришел сюда?
Теперь он кивает. Ухмыляюсь.
Да, можно было бы, закрутить краткосрочный роман. Можно просто уйти. Можно сделать все что угодно. Слишком все стандартно, слишком обыденно. Одно хорошо, что присутствует отсутствие (извините за словесный коллапс) принуждения. Все повернулось именно так, как и планировалось. Теперь я должна была проявлять инициативу. Перед моим взором пронеслись кадры возможного итога. ни один из вариантов меня не устраивал.
- Мне пора уже, - говорю.
Самое время уйти. Оставить все как было. Естественно, логический итог придет в мою голову много позже, но будет поздно.
- Уже? - делает удивленное лицо он.
Киваю. Еще одно клише. Уже наскучивает, внимание от природы уже отвлечено, а диалог толком еще не зародился.
Вот тут мне думается два исхода. Один, он остается сидеть на лавочке ибо слишком робок, я ухожу. Второй, я делаю попытку, он предпринимает попытку преследования.
Все стандартно. Может это кого-то привлекает.
Я встаю. Ожидаю реакции. Отсутствие оного.
Отворачиваюсь и иду прочь.
Значит первый вариант. Вполне предсказуемо.
Выхожу из парка, перехожу дорогу, иду дворами. Прохожих мало, все в круизах и дачах. Это хорошо. Меньше людей, больше свободы. Еще одна глупость, это я себе позволяю.
Вокруг пятиэтажки, узкие дорожки. Все привычно и обыкновенно. Полное отсутствие мыслей в голове. Решаю закурить. Хлопаю себя по карманам. Зажигалки нет. Вспоминаю, что оставила ее на лавочке в парке. Досадно, но не смертельно. Дома еще есть целая дюжина. Чтобы не покупать новую, решаю, что проще всего у кого-то спросить огнива. Вижу неподалеку лавочку и сидящего человека с сигаретой в руке. Нужный вариант.
Подхожу, спрашиваю.
- Прикурить найдется?
Достает зажигалку. Дает прикурить. Со смаком прикуриваю, давно хотелось. Отдаю зажигалку, сажусь рядом покурить. Со скуки рассматриваю доброжелателя. Высокий, нос с горбинкой, руки..
Опять он, думаю я, закрывая глаза, подставляя лицо солнцу.
Значит еще не конец.


Рецензии
По отзывам часто очень трудно ориентироваться, особенно, если отзывы выглядят, как «очень понравилось». Не скажу, чтобы я был не рад такому отзыву, но мне чаще приятней читать насмешливый (язвительный?) комментарий, по которому ясно, что мой набор слов действительно прочитали.
Автор, недавно мы с вами классифицировали ваше творчество, как «писанину», которая возвышается над графоманией, но не дотягивается до литераторства? Не сомневаюсь в вашей памяти. И этот опус - чистой воды графомания.
Почему так? Ведь автор совсем неплохо описал солнечный день и ощущения героини. Это верно, кто-то даже может подумать, что автор напрямую записывал текст сидя на той самой скамейке. Если кто-то так подумал, то зря. Легко вижу полотно Ворда, отражающееся на стёклах очков автора и его клацанье по клавиатуре. Автор просто достаточно хитёр, хотя у меня пока нет уверенности, осознаёт ли он свою хитрость.
Итак, хватит общих слов. Почему неправильно. Дело в том, что... Автор, представьте, что вы учитесь рисовать. С чего всё начинается? Вас учат рисовать скучные простые объекты: цилиндр, конус, шар или кирпич. Вовсе не для того, чтобы вы научились рисовать геометрию и сделались Вазарелли. Просто иногда преподаватель не догадывается объяснить, что любая фигура (объект, предмет) это набор этой самой геометрии. После того, как вы осознали, приняли и научились пользоваться этим фактом, вам остаётся только тренироваться. Разве с творчеством не то же самое? Перед тем как написать мысль, разве не стоит её сформулировать в мозгу?
«Странно, но если человек куда-то идет, то у него самое серьезнейшее лицо, нет ни улыбки, ни беззаботности. Каждый живет в своем мирке, закапывается внутрь своей скорлупы, и не кажет носа. Что творится в их душах? Есть ли душа?»
С первой фразой не спорю, но как она связана со второй? Или человек живёт в собственном мирке только тогда, когда куда-то идёт? Кстати, дело происходит в парке — разве там обычно куда-то спешат?

Брусчатка всегда каменная, или бывает деревянная?

«Там мне говорили о парализованном теле, смерти в сорок лет.»
Где - «там»?

«Что скажет дальше? Все логично и бессмысленно. Напоминает "эффект поездов", где в одном купе встречаются люди. Они знают, что их совместное пребывание ограничивается движением поезда из пункта А в пункт Б. Можно говорить все что угодно, можно излить душу попутчику, можно говорить о том что наболело, можно признаться в своих грехах, зная, что потом не придется краснеть за свои слова.»
В том то и дело, что не напоминает. Разговор не клеится, верно? Но, по мнению автора, в поезде разговор клется лучше и там можно говорить о чём угодно. Явно не напоминает, а противоречит.
Могу предположить, что автор имел в виду, что встреча столь же случайна и коротка, как в поезде.

И ещё. Героиня замечает клише. В тексте говорится, что борьба с клише - утомительна. Но героиня не борется с клише. Она перестала? Утомилась?

Автор, возможно подумает, что мне нравится «вырывать из контекста» или «придираться». Отчасти, да. Мне так удобнее. Но дело и в другом. Сейчас автор напоминает Крота из чешского мультфильма - он действует инстинктивно, получает удовольствие от своих действий и в итоге, по большей части случайно, добивается какого-то результата. И это неплохо. Также неплохо, что автор старается выразить чувство. Плохо, что он не хочет его сформулировать. Да, я знаю, что сформулированная, описанная, огранённая словами эмоция теряет свою привлекательность и таинственность, но это не значит, что не стоит пытаться. То чувство, которое героиня ощущала, наслаждаясь солнцем и одиночеством. Или то, что давало ей курево.
P.S. Всё это догадки, впрочем.

P.P.S. Надеюсь что удастся когда-нибудь увидеть прикуривание «со смаком», ибо воображение не помогает.
Ещё не понял, что значит «словесный коллапс». Сражение слов закончилось общим коллапсом?

Гаур Буйволов   22.06.2015 22:54     Заявить о нарушении
Спасибо за замечательнейшую рецензию, впредь постараюсь выражать свои мысли более корректно, то бишь обдумывая.
Хотя нет, вру. Не буду этого делать. Постараюсь изливать свои мысли в более уравновешенном состоянии, нежели то, в котором родился сей текст.
Абсолютно согласна с противоречиями, они есть. Есть и повторы слов (кои я заметила лишь перечитав текст на следующий день). Много недоработок.

Ну а теперь конкретные ответы, на конкретные вопросы:
"Перед тем как написать мысль, разве не стоит её сформулировать в мозгу?"
Стоит, но этого не делалось. Не могу сказать, что сейчас меня гложат муки совести по этому поводу.

"Кстати, дело происходит в парке — разве там обычно куда-то спешат?"
Наверное стоило описать сам парк, возможно, тогда и не возник сей вопрос. Именно в конкретном реальном парке есть такая дорожка, где люди действительно спешат по своим делам. Что бы пройти из одного места в другое, то как раз нужно пересечь этот парк.

"Брусчатка всегда каменная, или бывает деревянная?"
Понятия не имею.

"Где - «там»?"
Проще заменить слово "там" на слово "тогда". Зачем лишнее описание местности, не так ли?

"В том то и дело, что не напоминает. Разговор не клеится, верно? Но, по мнению автора, в поезде разговор клется лучше и там можно говорить о чём угодно. Явно не напоминает, а противоречит.
Могу предположить, что автор имел в виду, что встреча столь же случайна и коротка, как в поезде."
Не надо предполагать, автору просто напомнило/вспомнилось/всплыло в мозгу и т.п.
Хотя это все относилось в к предыдущему предложению "Что скажет дальше?", эдакий размышлизм, куда может завести хромой диалог ежели он все-таки срастется.

"Но героиня не борется с клише. Она перестала? Утомилась?"
Именно так.

"он действует инстинктивно, получает удовольствие от своих действий"
Вот это в самую точку. Только удовольствие. Нет никаких крамольных мыслей о мировом господстве и поклонении, гонорарах и т.п.
Это и есть графомания, в моем личном понимании, как получение удовольствия от процесса без проверки итогового результата.

"P.S. Всё это догадки, впрочем."
Скромность вам не к лицу.

"P.P.S. Надеюсь что удастся когда-нибудь увидеть прикуривание «со смаком», ибо воображение не помогает."
Возможно.

Колла́пс (От лат. collapsus — упавший) — процесс разрушения какой-либо структуры под влиянием системного кризиса.

Эльвира Мяо   22.06.2015 23:44   Заявить о нарушении