Река времени

Лучше сказать, никакой истории нет, как нет ни человеческой жизни, ни даже одной из ее ночей; существует лишь каждый прожитый миг, а не воображаемая связь между ними.
Хорхе Луис Борхес
«Новое опровержение времени»

Смартфон здесь ничего не ловил.
Он отлично работал, и даже высвечивал голубыми буквами имя оператора сети: «SATURN». Но никаких контактов не было.На мне был одет серебристый комбинезон, но в голове не было ни одного воспоминания о том, когда и где я его одел.
Мне не оставалось ничего, как обследовать место, где я находился уже больше часа. Старая улица, со старыми домами. Я вспомнил, что это был посёлок моего детства. Улица замерла под лучами палящего солнца. Люди на улицах застыли в странных позах. Некоторых я даже узнавал, несмотря на то, что прошло столько лет.
Вот через дорогу около машины МАЗ-504 стоит сосед. Его зовут Иван. И он мне кажется уже совсем молодым. Иван замер около машины - он протирает тряпкой стекло.
Время летит, а он не сдвинулся с места. А вот у ворот с рогаткой стоит малыш. Я знаю, что его зовут Мишка.
Вот и мой дом. Я вхожу на дорожку, ведущую в сад. На скамейке я вижу себя, того самого, пятнадцатилетнего, долговязого мальчишку. Он ставит опыты с сильным магнитом, от старого логометра, и с туристическим компасом. В тетрадке: синей ручкой нарисована схема эксперимента.

«О! Боже, сколько лет минуло с тех пор!» - мелькнула мысль в моей голове.
Недалеко моя младшая сестрёнка Ленка загорает на травке.
Странная экскурсия в мир прошлого. И я не думал, что она будет выглядеть столь не общительно. Я могу ходить и наблюдать, но не могу сдвинуть даже травинку под ногами.
Калитка всё также приоткрыта, и я снова выхожу на улицу.
Посёлок полон людей. Но все они замерли. И их позы кажутся мне нелепыми. Вот, мальчишка пинает мяч, а мяч замер в воздухе в десяти сантиметрах от земли. И бабочки с жёлтыми крыльями висят в воздухе. Я осторожно их обхожу. Небольшой посёлок городского типа спрятался в долине между высоких сопок. Долину пересекает река, которую мальчишки называют Лудьё.
Я вспоминаю что слово лудьё, в переводе с китайского, означает ловушку для оленя. Я прохожу мимо старого забора, мимо мачты ЛЭП-500 и выхожу к речке.
Река навевает былые воспоминания. Я помню, как надув камеру от машины, сплавлялся вниз по этой реке. Течение реки было настолько быстрым и сильным, что на изгибе реки у корней большого дерева, я свалился с камеры и чуть не нахлебался воды. Теперь волны реки мирно блестят в лучах полуденного солнца. Они словно фотография, сделанная цифровым фотоаппаратом.

Тогда, в далёких семидесятых понятия не имели ни о компьютерах ни о цифровых фотоаппаратах. Я достаю смартфон, чтобы сделать снимок. Надпись «SATURN» всё также мигает, словно сигнал тревоги. Пейзаж ложиться в фотоснимок.
Я подхожу к реке. Вспоминаю, какая холодная здесь вода. Вода не успевает прогреваться. А река берёт начало где-то в горной местности.
Когда-то мальчишками, мы ходили по реке с острогами, выискивая рыбу, прятавшуюся под камнями. Я вспоминаю, как течение огибает ногу, ступившую в воды реки, как ноги пронизывает холод. Дно реки выстлано из круглых валунов. Как непросто удержаться на этих скользких камнях.
Рискованная мысль мелькает в голове: не пройтись ли мне, как и в старые добрые времена по реке? На моих ногах серебристые сапоги. Скорее всего, они не промокнут.
Я ступаю на воду, и с удивлением замечаю, что стою на поверхности застывших волн. Вода не пускает меня в своё холодное царство.
Мои ступни касаются лика реки. Какие отражения дарят взору струи воды! Кажется, что можно разогнуть травы, которые застыли в порыве ветра на берегу.

Я стою на воде и осматриваю всё вокруг.
На изогнутом стебельке зелёная стрекоза застыла, а красная стрекоза повисла в воздухе. Этот мир, точнее: одно мгновение из этого мира, обворожительно прекрасно.
Я иду по воде, опасаясь потерять равновесие на её прозрачной неровной поверхности. Выемки в глади воды создаёт течение. Иногда вода ныряет под камни, иногда вырывается из глубины, создавая водовороты. Сегодня один из тех дней, когда воды реки прозрачны.
Я знаю, что так бывает не всегда. После дождей река разливается и несёт мутные воды. В один из таких дней река снесла мост. В тот день отец пришёл усталый. Он сказал:
- Валерка, есть задание.
- Какое задание?
- Там, в речке, стоит «Колхида». Я не доехал. Она заглохла. Бери фонарик и книжку, будешь охранять до утра. А утром, решим что делать.
Дальнерейсный «жадник» стоял в воде, и бурлящие мутные воды накатывали на него. Я, раздевшись, держа одежду с книжкой и фонариком над головой, пробрался в его кабину. После, читал «Янки при дворе Артура», освещая страницы книги фонариком.
«Колхида», пахнущая бензином, была чем-то близким к счастью. Я мечтал стать космолётчиком, но если б не получилось, у меня всегда был запасной вариант – стать шофёром-дальнерейсником, как мой отец.

Я оторвался от воспоминаний. Ходить по воде было легко. Надо было просто смотреть под ноги.
Открылось место, где мальчишки устроили купалку. Вода здесь несколько теплее. Я знаю, что они называют это место «на хлебзике», то есть недалеко от хлебозавода. Когда-то я и сам купался на ней, но порезал ногу острым осколком стекла от бутылки. С годами на ноге остался едва заметный шрам. А сегодня мальчишки купаются снова.
Я вижу их застывших, в прозрачных водах. Кто-то спрыгнул с берега, да так и повис в воздухе. Интересно, видят ли меня мальчишки? Для них - я лишь тень, мелькнувшая в одно мгновенье, хоть я стою и наблюдаю уже целую вечность за их ликующей игрой в застывшей реке.
Для меня настало время ходить по реке, настало мгновенье, которое не уйдёт никогда.
Одно мгновенье Вселенной. Оно не меняется. Ему просто некуда идти, этому мгновению.
Мне кажется, что каждый раз ловлю его, держу в руке, рассматриваю как кусочек кварцевого кристалла с вкраплениями свинцовой руды. Рука поворачивает кристалл, и я вижу его уже в новом ракурсе, в новом свете. Но это - всё одно и тоже мгновение. Это просто взгляд с другой стороны. А мне хочется, чтобы рука разжалась, и время вдруг сдвинулось с места…

Рука разжимается, становится тепло, словно мёд катится по запястьям.
Надо вспомнить что-то. Обязательно!
- Командор, очнитесь!
-Что случилось?
-Магнитное поле вытолкнуло наш «Сатурн». Оно слишком велико!
-Это всего лишь река...
- Какая река, командор?
-Это всего лишь река времени...
С удивлением, вспоминаю, как ходил по воде.
Теперь понятен смысл надписи «SATURN». Это наш корабль, несущийся меж звёзд.
Может мне рассказать нашей команде, о моём видении, чтоб узнали все? Что найду и что потеряю я если сделаю это?
И все-таки жаль, что это был всего лишь один миг, хоть и длился он так удивительно долго.


Рецензии