Цветущее утро

В выходной так хочется поспать подольше, но из объятий сладкого сна Леночку вырывает требовательный призыв дочурки: «Мама!» И вот уже малышка сама шлёпает босыми ножками по полу… Боже… Ещё только седьмой час утра, страшенная рань. Ах, милый жавороночек…
А жавороночек тянет с мамы одеяло и щебечет о чём-то своём.
– Сама надела платье? Вижу-вижу, задом наперёд. Давай-ка переоденем, как следует.
Приходится вставать. Хорошо, что муж не видит Леночкиного укоряющего взгляда – как страус, спрятал голову под подушку. Но жавороночек находит его и там: «Папа!» У Леночки появляется время принять душ. На кухне Леночкина мама гремит кастрюлями: «Елена, сходите с Викой за молоком!» – кричит она.
Пока бабушка пытается догнать внучку-жавороночка, чтобы расчесать – Вика со звонким смехом удирает от неё – Леночка поспешно глотает чёрный кофе без сахара. Она никогда не любила чёрный кофе… Это Чайкин приучил к нему… Он вообще ко многому приучил Леночку – улыбаться каждому новому дню, слушать дождь, курить в форточку, не спать по ночам, видеть в гитаре живое существо, рассказывать дурацкие и непонятные сны, любить жизнь… Почему она тогда не вышла за него? Вика отвлекает от раздумий, забирается на колени, затихает, пока мама с бабушкой расчёсывают её весёлые кудряшки.
В подъезде тянет сырым, прохладным утренним воздухом – ночью прошёл ливень. Через разбитое окошко между лестничными пролётами видно, что Чайкин сидит на своём излюбленном месте – на козырьке подъезда. Кажется, без гитары. Как на боевом посту. Ждёт. Внутри у Леночки сжимается тёплый комочек. Мать увидела его в кухонное окно ещё раньше. Во сколько он встал, чтобы встретиться?.. Или не ложился вовсе, уехав из воинской части накануне… Леночка спускается, сжимая дочкину ладошку, медленно отодвигает тяжёлую скрипучую дверь. Знает, что смотрит. Тёплый комочек внутри становится всё больше, горячее, появляется ощущение беспричинного счастья. Вика радостно тянет к Яшке ручки. Леночка отводит глаза с аккуратными стрелками и по привычке ворчит: «Куришь? Опять? Ведь в окна дым идёт. И народ пугаешь. Слезь, будь как человек. Ведь скамейки есть у дома». «Здравствуй», – отвечает Чайкин на её ворчание, легко спрыгивает вниз. Вика радостно визжит, в одно мгновение оказываясь у него на руках, и пытается оторвать блестящую звёздочку с погона.
– Яш, погуляй с ней во дворе, я сбегаю в магазин за молоком.
Странно. Когда она оставляет ребёнка с Чайкиным – человеком, видевшим в своей жизни только войну и совершенно не умеющим обращаться с детьми – у неё на душе совершенно спокойно, так, как если бы дочка была рядом с ней. Уходя, Леночка чувствует взгляд зелёных Яшкиных глаз. Этот взгляд может быть ласковым, как сейчас, и беспощадным, как тогда, когда он смотрит в оптический прицел своей СВД.
Это хорошо, что не пришлось Вику брать с собой в магазин. Она обожает выбирать продукты и делает это со всей тщательностью молодой хозяйки, придирчиво осматривая все яркие баночки и упаковки. Без неё купить молоко проще и быстрее. Так хорошо, так легко, и утро больше не кажется невыносимо ранним, какое счастье, когда тебя будит маленькая дочка, когда идёшь потом по вымытому ночным ливнем чистому весеннему городу, и горы синеют такой красивой дымкой, какое счастье жить!
Назад Леночка почти бежит, её переполняет счастье, хочется петь, танцевать на ходу. Подпрыгивает, чтобы сорвать цветущую свечку каштана – на неё сверху проливается прозрачный душ капель, скопившихся за ночь в листьях. Какой-то хмурый прохожий смотрит на девушку в белом летнем платье и тоже начинает улыбаться.
Леночка постаралась войти во двор незамеченной, чтобы подсмотреть, чем заняты без неё Вика и Чайкин. Они сидят на краю песочницы, он придерживает малышку, чтобы та не упала. Вика рисует на песке какие-то замысловатые узоры, что-то говорит ему. Чайкин серьёзно её слушает, видно, что понимает всё, что она ему сказала и даже больше. Странно и трогательно видеть этого сильного человека в военной форме сидящим в песочнице рядом с маленькой девочкой. Такой теплотой и любовью веет от них, что Леночке хочется подбежать, обнять и расцеловать обоих! Почему она тогда не вышла за него? Дома спит муж, и мать всё так же сердито гремит кастрюлями.
Цветущее, радостное утро навсегда осталось Леночкиной отрадой. Это была последняя весна Чайкина. Осенью он погиб во время спецоперации в Дагестане.


Рецензии