Честь имею. Часть 33. Майкоп

Был среди воспитанников Слава Староженко, не раз ходивший с моряками на Малую землю, и Володя Бобрышев-Пушкин, проходивший службу на одном из эсминцев Черноморского флота. Немало славных дел было на счету Юры Антонова, Жени Бродецкого, Жоры Виничука, Володи Ильина, Пети Носова, Коли Слепкина, Пети Токарева, Коли Чепикова, Васи Чудного и др.
В их детской памяти навсегда запечатлелись дым сражений и пламя пожарищ, радости и невзгоды солдатской жизни, горечь разлук и потери близких их сердцу людей, стрекот пулеметов и вой бомб.
Это о них писала поэтесса Екатерина Шевелева:

У мальчика шершавая ладонь,
Его лицо овеял буйный ветер,
Он видел дым военный и огонь...
В училище пришли такие дети.

Среди принятых были сыновья трех Героев Советского Союза павших смертью храбрых. Это Сережа Журавлев, отец которого, будучи командиром взвода, одним из первых в полку форсировал р. Одер, обеспечив своему батальону успех в выполнении поставленной задачи. Имя отца Саши Цурцумия, командира авиационной эскадрильи, морского аса, гремело не только на Черноморском флоте. О его выдающихся подвигах не раз сообщалось в сводках Советского информационного бюро и на страницах печати. Отец Эдика Рыбина был штурманом истребительного авиационного полка и имел на своем счету 12 сбитых вражеских самолетов. Он погиб в родном небе Кубани, таранив вражеский бомбардировщик. Вот такие ребята готовились в будущем стать офицерами Советской армии.
Роты состояли из учебных отделений по 25 человек. Командирами рот были назначены майор Г.И. Фарфурак, капитаны В.К. Волохов, В.М. Парно, Ф.П. Бондаренко, старшие лейтенанты П.И. Чекменев и И.Т. Дегтярев, которые вместе с офицерами-воспитателями стремились вкладывать все свои силы, знания, опыт и педагогическое мастерство, чтобы обогреть сердца суворовцев.
1 декабря 1943 г. в торжественной обстановке начался учебный год. Этот день стал большим событием для всей страны. Так, газета «Комсомольская правда» писала: «Сегодня — первый день занятий в суворовских училищах. Дети воинов, дети патриотов, отдавших жизнь за Родину, приступают к учебе, чтобы подготовить себя к военной службе».
Армейская газета «Красная звезда» в подборке материала, посвященного этому знаменательному событию, подчеркивала, что суворовские военные училища являются преемниками лучших традиций кадетских корпусов, в стенах которых начинали свой путь замечательные генералы, адмиралы и офицеры русской армии А.А. Брусилов, Д.С. Дохтуров, В.А. Корнилов, М.И. Кутузов, П.С. Нахимов, Ф.Ф. Ушаков и др.
Краснодарская краевая газета «Большевик» писала: «1 декабря начались занятия. Блестят чистотой классные комнаты, есть все необходимое для проведения нормальных занятий. В отличие от обычной школы, изучение иностранных языков здесь начинается одновременно с изучением родного языка.
В общежитии чистые, светлые комнаты со стройными рядами кроватей. Они аккуратно заправлены по определенному образцу. Около изголовья ровной линией протянулись аккуратно свернутые треугольниками большие мохнатые полотенца. Между кроватей поставлены тумбочки для предметов личного обихода воспитанников. Чистота и порядок кругом ласкают глаз. Распорядок дня — это строго продуманный регламент, в который поставлены будущие офицеры. С первых дней жизни суворовцы приучаются к труду и порядку, к дисциплине и военной выправке».
19 декабря было проведено официальное открытие суворовского военного училища. На этом празднике присутствовали секретарь Краснодарского крайкома ВКП(б) И. Поздняк, заместитель председателя крайисполкома Б. Шипилов, первый секретарь Адыгейского обкома партии Л. Кривенко, секретарь крайкома ВЛКСМ В. Клочко и другие гости.
С того времени 19 декабря, день открытия суворовских училищ, считается днем рождения училища.
20 января 1944 г. заместитель командующего СКВО по вузам генерал-майор А. Ширяев вручил училищу воинское знамя как символ чести, доблести и славы и Грамоту Президиума Верховного Совета СССР. Личный состав был приведен к военной присяге.
Главное внимание уделялось учебе и воинскому воспитанию, всестороннему развитию мальчишек, которые должны были продолжить боевые традиции отцов и дедов, героически сражавшихся с врагом. Суворовцы изучали те же общеобразовательные предметы, что изучают и в школе, но большее внимание уделялось преподаванию русского языка, математики и физики. В учебную программу также входили изучение с младших курсов одного из иностранных языков, музыки, танцев, пение, верховая езда, а впоследствии и вождение автомобиля.
Особое внимание уделялось строевой и физической подготовке с целью выработки у будущих офицеров подтянутости, строевой выправки и опрятности, развития ловкости, силы, сноровки. Все передвижения осуществлялись только строем и с песней.
Среди лучших офицеров-воспитателей были Н.А. Бессага, Н.П. Булыгин, М.Н. Гирник, П.М. Кривокоченко, И.М. Кузнецов, Г.М. Лекарев, А.В. Лосев, С.Р. Минин, М.М. Остапенко, Н.Г. Подгаецкий, М.А. Слободяник, А.К. Степанов, А.А. Степин, М.И. Тимохин и многие другие.
Большим уважением и любовью пользовались преподаватели-новаторы, фанатично преданные делу воспитания и обучения ребят: П.И. Лисакович, кандидат педагогических наук, отличник народного образования и высшей школы, автор нескольких учебных пособий по математике и коллективному труду по истории училища, Н.Т. Спиряев, старший преподаватель физики, заслуженный учитель школы РСФСР и отличник высшей школы, преподаватели математики Я.К. Колышкин, Ф.И. Кисилев, А.К. Суслов, преподаватель физики В.К. Каманин и многие другие.
Вносили свой вклад помощники офицеров-воспитателей, старшины и сержанты А.К. Алпыспаев, Н.К. Амарцев, В.Е. Гаспарян, В.С. Зимбалевский, А.П. Карапетян, Т.С. Коваленко, С.И. Майнен, Ф.Ф. Маркин, С.М. Никулин, А.М. Пименов, С.М. Прищепа, Н.И. Рогожин, М.М. Росько, И.Н. Срыбник, И.И. Ткачев, С.П. Хаустов и др.
Особой любовью у суворовцев пользовался начальник училища А.Н. Нерченко. Богатырь двухметрового роста с образцовой выправкой, красивый и статный, бывший конник Первой Конной армии и кремлевский курсант, друг прославленного генерала Л.М. Доватора, он был олицетворением душевной щедрости и притягивал к себе сердца суворовцев, которых ласково называл чадушками, орлятами. А ребята в свою очередь платили ему неподдельной, чистой любовью, называя уважительно батей.
Воспитание и обучение суворовцев было делом новым и потому трудным. Поэтому вопросы повышения научной и методической подготовки преподавателей и офицеров-воспитателей, совершенствования обучения и воспитания суворовцев регулярно обсуждались на педагогических советах училища, теоретических конференциях, офицерских и партийных собраниях.
В целях стимулирования высоких показателей в учебе в училище был учрежден переходящий приз — бюст А.В. Суворова, первым обладателем которого стала рота капитана П.И. Чекменева.
Политико-воспитательная и культурно-массовая работа в училище была разнообразной. Во время войны в каждой роте вывешивалась политическая карта, каждый день начинался с того, что суворовцы слушали сводки Софинформбюро, отмечая на карте флажками продвижение наших войск и изменения линии фронта за день, неделю и месяц.
На уроках истории с будущими офицерами подробно разбирались походы А.В. Суворова, изучалась его биография, они знакомились с героическими эпизодами Великой Отечественной войны. Преподаватели добивались, чтобы они читали больше книг на военно-исторические темы, о великих русских и советских полководцах. С этой целью проводились читательские конференции, коллективно обсуждались просмотренные кинофильмы.
Трудовое воспитание начиналось с самообслуживания. Суворовцы сами убирали помещения, казармы, классы и территорию городка, кололи дрова, скирдовали сено, пололи, копали картофель, помогали колхозникам в уборке кукурузы, работали на своем приусадебном участке, выращивали фрукты, ягоды, овощи. Широко практиковались экскурсии и встречи с тружениками заводов, фабрик, творческой интеллигенцией.
Во время пребывания в летнем учебном лагере, который находился в 10 километрах южнее Майкопа, в одном из живописных уголков на берегу горной р. Курджипс, и куда воспитанники выдвигались только пешком, основное внимание уделялось всестороннему физическому развитию, выработке необходимых морально-волевых качеств. Регулярно проводились занятия по строевой подготовке, изучению материальной части стрелкового оружия, стрельбе из малокалиберного оружия, плаванию, несению службы во внутреннем наряде.
Начальник училища А.И. Нерченко вел занятия по джигитовке, устраивал марш-броски и проводил военные игры-учения, нередко идя с одной из рот в атаку. В ходе военных игр, руководителем которых он был сам, офицеры-воспитатели добивались, чтобы у суворовцев развивались такие качества, как инициатива, находчивость, смекалка, способность самостоятельно принимать решение и умение применять их к конкретной местности, а также воспитывали у них чувство дружбы, войскового товарищества и взаимной выручки. По праздничным и выходным дням нередко устраивались торжественные прогулки по Майкопу: впереди шел оркестр, затем начальник училища, а за ними личный состав. Шли, гордо, четко печатая шаг, с исполнением песен, и горожане с удовольствием выходили посмотреть на это впечатляющее зрелище.
В 1947 г. было принято решение об образовании Кубанского военного округа и размещении его штаба в Краснодаре в здании, построенном для размещения суворовского училища. В результате этого о возможной передислокации в Краснодар не могло быть и речи. Тогда было принято решение о переводе училища в столицу Северной Осетии в г. Дзауджикау (с 1954 г. — Орджоникидзе, с 1990 г. — Владикавказ).
В августе 1947 г. тремя железнодорожными эшелонами училище тронулось в путь. Погрузка имущества, техники и конского состава производилась силами суворовцев. Присутствовавший при этом командующий войсками СКВО Герой Советского Союза генерал-полковник П.А. Белов был приятно удивлен их умелыми действиями и объявил всему личному составу благодарность.


Рецензии