А хамить то, зачем?

А ХАМИТЬ-ТО ЗАЧЕМ?
(Из книги «О людях и для людей»)

В редакции раздался телефонный звонок. Разговор начался относительно вежливо:
 – Мне корреспондента газеты…   –  грубый мужской голос называет фамилию корреспондента.
 – Его нет, вас слушает редактор.
 – Ну, как, разобрались?..
 – В чём?
 – Я тут звонил, разговаривал с вашим корреспондентом…  Ходил он в аптеку?
 – Простите, а с кем имею честь разговаривать? Вы не только не представились, но и не поздоровались?..
 – Ветеран войны я (называет фамилию)… –  и сразу же грубо, с напором,  – мне должны бесплатно выдавать лекарства в аптеке, а не дают!
 –  Я в курсе. Разобрались. Таких лекарств, что требуете вы, в аптеке сегодня нет. Это я вам говорю точно. Но  вам ведь  предлагали аналогичные лекарства, подобного действия?
  – Да, не нужны мне они!   Кричит:  – Пусть дают, что в рецепте!
 – А если их нет? Что делать, где их взять? Придётся подождать, когда будут. Запишитесь в очередь, ведь не одному вам такие лекарства требуются?
 – Как нет? Почему нет? А почему в коммерческих ларьках и аптеках это лекарство есть? Перепродают всё!
 – Я бы так не стал  утверждать  и говорить то, что  не знаю. Знаю только одно, что мы живём сегодня, действительно,  в условиях рынка, и сам видел,  как в коммерческих частных аптеках торгуют лекарствами, но это –  ни от работников поселковой аптеки, ни от меня лично не зависит. Единственно, что могу вам посоветовать, если вам так очень нужно именно это лекарство, что указано в вашем рецепте, его купить в коммерческой частной аптеке. Там, где вы его видели…
 – Вот ещё! Мне положено лекарство бесплатно, то и пусть дают бесплатно! Пусть берут, где хотят! И ждать я не должен! Я кровь проливал, –  и голос  на другом конце провода перешёл на крик, – ты слыхал,  как снаряды и бомбы рвутся?! Как твоя фамилия?! Я жаловаться буду!
  – Не надо меня пугать и кричать на меня,  – а фамилию мою можете прочитать на последней странице газеты.  – Но я вам ещё раз объясняю, что в стране очень сложное экономическое положение. Вы, что телевизор не смотрите и газеты не читаете? Везде и повсюду дефицит, в том числе и с лекарствами. Так вам лучше всего купить лекарства в частном ларьке, военная пенсия у вас сейчас, наверное, неплохая…
 – Ты мне не указывай, что мне делать, я кровь проливал, а ты…
 – Согласен, я родился после войны.  Хотя у меня отец тоже воевал.  Но рубаху на груди никогда не рвал и кулаком по столу не стучал…
 –  Отец, но не ты воевал…
 – И не дай бог! За меня он сполна хлебнул. И не надо меня упрекать в том, что я после войны родился, а то мог бы и не родиться. Вы лучше равняйтесь с фронтовиками и, поверьте, не все они такие  бесцеремонные. Мой отец не раз горел в танке, несколько раз был ранен, последний раз тяжело в Берлине. Домой пришёл на костылях и хромой, но никогда ничего для себя не требовал, а работал. Так вот уже четырнадцать лет, как его нет. А то я предложил бы ему потолковать с вами по-фронтовому, как ветерану с ветераном.  Ведь у него тоже два есть ордена – Красной Звезды и Отечественной войны, медали за Варшаву, Берлин, Победу над Германией и за восстановление промышленности Юга и Центра страны. И, думаю, что он не разговаривал, так неуважительно, как вы…
 – Так это отец, а не ты…
 – Да, жаль, что он умер. Многих фронтовиков уже нет в живых. А у той женщины, Заведующей аптекой, на которую вы так бесцеремонно и грубо кричали, и чуть ли ни в лицо совали рецепты и лекарства швыряли, которые они вам предлагали, вообще отец погиб, с фронта не вернулся! Погиб в Прибалтике, в Даугавпилсе. Вы- то домой пришли живым и здоровым, раз до таких лет дожили, а он погиб. Так  его двое детей остались без отца, и растила их одна мать. И хорошими людьми вырастила. Сын стал учёным, кандидатом технических наук, главным инженером ТНИТИ, затем его забрали работать в Министерство в Москву, он награждён орденом «Знак Почёта». А дочь  погибшего солдата, тоже, кстати, награждённого орденом «Красной Звезды», стала провизором, которой вы по какому-то праву стали грубить и совать рецепты прямо в лицо и кричать: уволю, накажу, напишу, куда следует… Вы же фронтовик, да как же вам не стыдно? Да разве она виновата, что в стране так трудно с лекарствами? Зачем же вы её так обидеди, да ещё в самый канун женского праздника –  Восьмое марта?!
А в трубку опять дикий крик:
 – Ты что там пьяный, водки обожрался?!
Редактор от таких слов и неимоверной наглости слегка оторопел, даже растерялся. Всё-таки ветеран войны, как говорит, фронтовик. А нас с детства учили уважать фронтовиков. Разволновался и расстроился. Совершенно испортилось настроение,  невозможно было работать, думалось: «Ну, есть же такие люди: всё им выложи, да положи! Своего не упустят!  Да, разве мой отец был таким?!  Или его друзья-фронтовики разве были такими?..».  Нет, конечно, нет. Никаких льгот у них столько лет не было, они и никогда не выставляли свои заслуги, даже и ордена не всегда на грудь вешали, только скромные «колодочки» да значок участника войны. С детства отец учил нас, четверых детей, скромности и уважению старших, а тут сорвался, заспорил с фронтовиком. А получается, что и фронтовики-то все разные? Может тех, которых я знал, и на земле-то не осталось, как и моего отца? Они-то не позволяли себе хамить! И вспомнился мне отец, до слёз вспомнился. Честно он прожил свою жизнь, которую чуть не оставил в Берлине, честно трудился всю жизнь шофёром после войны, сначала в заводском гараже на грузовике, затем водителем председателя Косогорского райисполкома, потом водителем рейсового пассажирского автобуса в Туле, а последние годы жизни на ЗИЛу, полуприцепе,  в автобазе №1, что в Басово. И никогда ни от кого я не слышал о нём плохого слова.
Неужели и он стал бы таким, вырывать свои льготы у тех, от кого их исполнение не зависит? Нет, вряд ли, не тому он нас учил, и хамить не умел! Он не смог бы взять человека за горло и требовать: « Отдай моё!» ,   кричать  в лицо своей дочери по возрасту: « Куда мне за лекарствами ехать, в Америку?». Что я, или она,  можем  ему на это ответить – да хоть в Японию, если, конечно, деньги есть!  Ведь не все сегодня и ветераны бедствуют, пенсии у них очень даже неплохие по нашей жизни. Конечно, и их понять можно, раз закон о бесплатных лекарствах существует, да только вот лекарств в наличии нет, они-то не существуют. И нечего тогда злость свою срывать на людях, от которых  ничего сегодня не зависит, оказавшихся крайними при нынешнем всеобщем дефиците.  На рядовых работниках аптек, в том числе и на работниках заводской многотиражной газеты. Ни купить  ветеранам, ни произвести  такие бесплатные лекарства мы ни в аптеках, ни в редакции не сможем.
А.Бочаров.
1994.


Рецензии