Блеск и нищета финансовых пирамид

БЛЕСК И НИЩЕТА ФИНАНСОВЫХ ПИРАМИД

Дорогие друзья!

Дней 10 назад у меня был прямой эфир на Радио России в утренней программе "Взлётная полоса". Разговор шёл о современных финансовых пирамидах. Я по следам этого эфира написал текст в форме интервью, который сейчас предлагаю Вашему вниманию.

Ваш Станислав Фурта.

***************************************
1.Что такое финансовое пирамидостроительство?

Начну с англоязычной поговорки, которую очень любят в кругах финансистов, как теоретиков, так и практиков: «Every Value has a Cost. No Cost – No Value». Переводится это примерно следующим образом. Любая ценность требует затрат. Нет затрат – нет и ценности. Суть любой финансовой пирамиды состоит в попытке получения неких материальных благ с минимальными затратами. Это не всегда только деньги, например, есть так называемые матричные сетевые компании, где на определённом этапе вам обещают кроме денег автомобили, квартиры и т.д. Не хочется заниматься здесь теоретизированием, но каждый, кто одержим желанием получения сверхдоходов, должен понимать, как минимум, две вещи:

а) что это явление если и имеет место, то крайне редко (при этом кто-то рядом обязательно проигрывает), т.е. ЛЮБЫЕ высокодоходные инвестиции сверхрискованы;
б) что тот, кто вам предлагает сыграть в подобную игру, опять-таки в силу вышесказанного, с высокой долей вероятности может оказаться мошенником.

Но ведь кто-то же получает в этой игре доход? И если ДА, то откуда он берётся? Очень просто. Финансовая пирамида имеет структуру слоёного пирога. Сливки. Основатели, организаторы пирамиды. Их затраты на организацию и раскрутку пирамиды, не хочется называть это бизнесом , покрываются за счёт взносов первой волны вкладчиков. Этим вкладчикам надо обеспечивать не только возврат капитала, но высокий доход на этот капитал. Эти средства обеспечивает следующая волна вкладчиков и т.д. Причём требуемая скорость нарастания этих новых слоёв должна превышать скорость рождаемости людей на планете. Это, разумеется, шутка, но в каждой шутке есть доля шутки – объективно любая компания, носящая структуру финансовой пирамиды, обречена.

Немного истории. Первые подобные схемы появлялись аж в семнадцатом веке, однако, первой реально значимой и нашумевшей историей стала история компании SXC, организованной в 1919 г. американцем Чарльзом Понци, который предлагал вкладчикам зарабатывать на так называемых арбитражных сделках. Арбитраж – это покупка некоторого актива на одном рынке и быстрая реализация на другом, более дорогом. Явление не такое уж частое, рискованное и спекулятивное. Однако вполне понятное для мозга обывателя. Но Понци практически сразу понял, что доход в его компании можно генерировать куда более простым путём – за счёт привлечения средств новых вкладчиков. Поэтому арбитражными операциями он так и не занялся. Зачем? Он брал деньги вкладчиков под залог векселей компании, которые приносили ему до 250 000 долларов ежедневно. В августе того же года компания была ликвидирована властями, а Понци получил тюремный срок за мошенничество.

В России после Перестройки такие схемы были в диковинку, поэтому начало 1990-х гг. ознаменовалось сразу несколькими громкими историями взлёта и падения финансовых пирамид. «Русский дом Селенга», «Хопёр-Инвест», пресловутое АО «МММ».
Не гнушается порою пирамидальных схем и государство. Дефолт 1998 г. по ГКО – пример пирамиды государственного масштаба. Но наше государство в этом деле далеко не первое. Все черты финансовой пирамиды носила система социального страхования США, введённая Рузвельтом в 1935 г.

2. Как со временем меняются финансовые пирамиды? Как их можно распознать?

За время существования этой рискованной мошеннической схемы появилось великое множество разновидностей финансовых пирамид, которые побратались со своим дальним родственником системой MLM Multi-Level-Marketing или многоуровневого маркетинга. Некоторые компании, производящие, в основном, так называемые товары народного потребления, для минимизации затрат на продвижение и продажу организовывали дистрибьюторскую сет по принципу MLM, когда один локальный дистрибьютор организовывал под собой сеть дистрибьюторов более мелкого масштаба, которые должны были выкупать у него продукцию по неким фиксированным ценам, а их деятельность шефа уже, строго говоря, не интересовала. В этой ситуации неудачливые продавцы становились поневоле потребителями товара. В некоторых случаях, как например, в случае Herbalife International товар начинал играть роль некоторого религиозного фетиша, вокруг которого складывалась сообщество продавцов, напоминающее по своей идеологии тоталитарную секту. При этом денежный поток, который генерировала компания, создавался в самом низу, а продавцы становились и главными потребителями продукта. При такой системе продукт зачастую утрачивал свою ценность. Современные пирамиды могут группироваться вокруг некоторого продукта, который потребителю попросту не нужен. Но главное тут не продукт, а наличность, которая циркулирует снизу вверх. Иногда, в самых циничных случаях, продукт вообще удаляется из системы, остаётся лишь формальная структура продаж. Помню, как в конце 90-х годов ко мне пришёл сосед и с горящими глазами предложил заняться высокодоходным бизнесом. «А в чём бизнес?» - поинтересовался я. «Смотри!» - сказал он, - «Сначала ты становишься хозяином киоска. Если ты наберёшь, команду, которая откроет, 10 киосков, то ты, таким образом, становишься хозяином магазина, открыв 10 магазинов, ты получаешь в управление супермаркет…» «А продавать-то что будем?» - спросил его я. Он ответил: «Да ты что, не понял? Повторяю, ты открываешь десять киосков и становишься хозяином магазина…» Я понял. И расхохотался. Разумеется, все эти киоски, магазины, супермаркеты, всё это было абсолютно виртуальной реальностью. Реальной же реальностью были деньги, которые надо было заплатить хозяину вышестоящей структуры за право открыть торговую точку, читай – за право стричь овец с нижних уровней.

Так вот, всё вышеописанное есть типичная финансовая пирамида. Как только товар теряет потребительскую ценность для покупателя, доход генерируется исключительно за счёт циркулирующих снизу вверх денежных потоков. В случае с MLM  эта схема формально открыта, а в случае с финансовой пирамидой скрыта. Вот, пожалуй, и вся разница.

Ещё один интересный вид финансовых пирамид – структуры, маскирующиеся под кассы взаимопомощи. Хочешь иметь возможность занять денег без процентов? Будь добра вносить в кассу определённую сумму средств на периодической основе.

Но это всё оффлайновые формы финансовых пирамид. Или сочетающие онлайновую и оффлайновую виды деятельности. С развитием Интернет-технологий семья финансовых пирамид пополнилась так называемыми Хайп-проектами. HYIP – High Yield Investment Projects. Это чисто онлайновые способы отбирания денег у доверчивых граждан. Всё, что нужно организаторам хайпов – Интернет-сайт и средства на его раскрутку в сети через баннерную, контекстную рекламу, через вирусные посты на специализированных форумах и спам-рассылки. Порядки предлагаемых доходов таковы. Для так называемых долгосрочных хайпов, существующих до года перед ликвидацией, т.е. до того момента, как хозяин проекта исчезнет вместе с деньгами горе-инвесторов, это порядка 1% в день и менее. Пересчитайте в годовой эквивалент по сложной процентной ставке и вы всё поймёте. Среднесрочные хайпы живут около 1-2 месяцев. Доходность там около 3%. Краткосрочные хайпы, период жизни которых составляет всего несколько дней могут обещать от 5 до 50% в день. Разной является также периодичность выплат процентов вкладчикам.

Тут зачастую никто никого не обманывает. Все всё прекрасно понимают. Вариант русской рулетки. Патрон в барабане достаётся последним вкладчикам.

3. В чем секрет успеха финансовых пирамид? Как вы считаете почему, несмотря на опыт начала 90-х (финансовые пирамиды), до сих пор находятся жертвы подобных аферистов? В чем причины – алчность, финансовая безграмотность или что-то еще? 

«Пойду куплю жене сапоги,» - говаривал незабвенный Лёня Голубков – персонаж известных роликов АО МММ. Алчность – ДА. Но не только она. Игнорирование простой экономической закономерности «Без труда не выловишь и рыбку из пруда», которая академически трансформируется в англоязычную поговорку, которую я упомянул в самом начале: “Every Value has a Cost. No Cost no Value” приводит людей в к финансовым пирамидам... Понимаете, есть ещё один аспект, почему эта форма так называемого заработка популярна у нас в стране. Нас всё время уверяют, что мы, население России – особенные. Талантливые, трудолюбивые, вот ведь парадокс, умные, одним словом, Богом избранные. У нас даже несчастья особенные, не такие, как у всех. Поэтому у нас всё должно получаться, даже то, что получаться не должно в принципе.

Но это на тему того, почему человек в пирамиду влезает. А если влез и получил доход, то почему вовремя не уходит? Как и из казино. Мешает вот такая мысль. А вдруг ещё не время? Ведь преждевременный уход – это недополученный доход. Или… проигрыш. А психологам хорошо известен этот синдром – ненависть к проигрышу. Именно она заставляет человека спускать последние деньги в игровых автоматах и реальных и виртуальных казино. Синдром ненависти к проигрышу основан на достаточно тонких нейрофизиологических механизмах, которые у разных людей действуют по-разному. Короче, у одних есть иммунитет от подобных авантюр, у других – нет.

4.Как не попасть на удочку аферистов – ваши рекомендации?

А вы знаете, что вот тут-то оказывается не так всё просто. Начну с юридических проблем. В некоторых странах существуют соответствующие статьи в уголовных кодексах. У нас о необходимости подобной статьи говорится уже много лет, но воз и поныне там. Почему? А потому что дело не только в неповоротливости нашей законотворческой системы, которая, когда надо и не надо может быть весьма оперативной, а в очень непростой задаче распознавания мошеннической финансовой пирамиды.

Вариант первый. У вас честный инвестиционный фонд. Вы собрали средства, инвестировали в проект, но он пока не даёт отдачи. Как выплатить доход инвесторам? Правильно, привлечь новых вкладчиков. Он потом даст результат, этот Ваш проект. А может, и нет. Основой для наказания служит обычно доказательство преступного умысла.  А ты пойди, докажи в этом случае преступный умысел.
Даже у многих долгосрочных хайпов в запасе имеется вполне убедительная сказочка о том, что их задачей является сбор средств (краудфандинг) на какой-нибудь инновационный проект типа создания грелки для пупка.

Вторая ситуация. Продукт продаётся по системе MLM.Пойди, докажи, что продукт никому на самом деле не нужен!
То есть всё просто, но далеко не так, как кажется.

Всё же о рекомендациях.

1) Если у вас серьёзные деньги, и вы серьёзный инвестор или считаете себя таковым, постарайтесь заполучить баланс этого подозрительного инвестиционного фонда. Он по идее, вообще должен быть  открытым. И посмотрите, чем обеспечиваются обязательства этого фонда. Насколько надёжны его активы? Постарайтесь показать финансовую отчётность фонда кредитному аналитику.

2) Если вам предлагают поучаствовать в MLM-бизнесе, изучите вопрос о востребованности продукта, лежащего в основе этого бизнеса.

3) Что касается инвестирования во всякие чисто сетевые проекты, то я бы бежал от них, как чёрт от ладана, но уж если вам непременно хочется во что-то подобное ввязаться, выясните, через какие платёжные системы осуществляются платежи. Если достаточно большой объём денежных средств с одним бенефициаром идёт через солидную платёжную систему, то её аналитики наверняка поинтересуются, что это за бизнес. И выяснить это у них больше возможностей, чем у вас. Если сама платёжная система неизвестна так же, как и ваш проект, дело нечисто на сто процентов. Это не панацея, конечно, но всё таки лучше, чем ничего.


Рецензии
Абсолютно точно, Станислав, прежде чем влезать в авантюры, нужно сто раз подумать! Если например МЛМ типа "Орифлейм" вполне благополучно держатся на плаву много лет, то гербалайфовцы вообще больше похожи на сектантов с горящими глазами. Хорошо хоть сейчас перестали приставать к прохожим на улице. А что касается "классических" финансовых пирамид и всяческих виртуальных прожектов, то просто стоит держаться подальше. Пару месяцев назад слышала, как две бабули жаловались друг другу. У одной в закрывшемся центре микрофинансирования пропало 150 тысяч, у другой - 200. В принципе, не настолько уж бедно живут некоторые пенсионеры, если имеют возможность вбухивать такие деньги в сомнительные проекты. Правда, была такая мощная реклама в местных СМИ, что многие не устояли.
Мне недавно попалась здесь хроника о фирме по продаже "оздоровительных" чудо- приборов. Текст очень длинный, но, если интересно, загляните:
http://www.proza.ru/2009/03/20/371

Лара

Лара Вагнер   23.06.2015 13:06     Заявить о нарушении
Лара, здравствуйте!

Спасибо за отклик! Разместил анонс и уехал в командировку. Думал, там смогу отвечать на рецензии. Ан нет. Не удалось даже почту открыть за два дня. При возможности зайду и заценю Ваш текст.

С уважением,

Станислав.

Фурта Станислав   24.06.2015 11:15   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.