Памятник красным героям Перекопа

К истории вопроса о создании в Крымской АССР панорамы «ШТУРМ ПЕРЕКОПА», посвященной освобождению полуострова от белогвардейцев и интервентов в ноябре 1920 г.
   В ноябре 1930 года советский народ готовился достойно отметить приближающуюся юбилейную дату - 10-летие со дня освобождения Южным фронтом РККА Крымского полуострова от белогвардейщины. Для монументального увековечения подвига красноармейцев и командиров на Перекопе и Чонгаре предлагались различные варианты. Так, художник - баталист, академик живописи Н.С.Самокиш предложил «создать на полуострове диораму «Штурм Перекопа» размером 10м х 50м) (1).
   Народный комиссар обороны СССР К.Е.Ворошилов выдвинул идею построить в Крыму панораму «Штурм Перекопа».
   5 ноября 1930 года заместитель Председателя Совета Народных Комиссаров РСФСР Лебедь подписал постановление «Об ознаменовании 10-летия Советской власти в Крыму». В нем, в частности, подчеркивалось:«...2. Вопрос о постройке в Крыму панорамы - музея «Взятие Пере¬копа» передать на предварительную проработку в Наркомат просвещения РСФСР» (2).
   Данная инициатива правительства Советской России также была рассмотрена и поддержана Центральным Советом ОСОАИАХИМА СССР. Исходя из этого, 25 мая 1931 года ЦИК Крымской АССР обсудил вопрос «О поддержании инициативы Центрального Совета ОСОАВИАХИМА СССР о создании на Перекопе памятника-музея». В принятом постановлении говорилось:
«1.Всемерно поддержать инициативу Центрального Совета ОСОАВИАХИМА СССР о создании на Перекопе памятника-музея, превратив его в базу по изучению гражданской войны, по воспитанию не только союзного, но и мирового пролетариата на лучших традициях Гражданской войны».
2.Считать необходимым постройку на Перекопе памятника - музея, отображающего все моменты взятия Крыма советскими войсками, с реставрацией отдельных участков.
3.Учитывая грандиозность и мировое значение подобной исторической базы, увековечивающие Перекопские бои, считать необходимым:
а)немедленно приступить к собиранию материалов, экспонатов, сбору воспоминаний, литературы и популяризации поставленной задачи в союзной и крымской печати;
б)составление практического плана работ по созданию памятника-музея с расчетом, закончить к ноябрю - годовщине освобождения Крыма;
в)широкое привлечение трудящихся всего Союза, участников Гражданской войны, краснознаменцев, землячества бывших латышских стрелков к делу создания памятника-музея.
4.Просить Президиум ЦИК СССР возглавить осуществление данного проекта путем создания постоянного Союзного комитета содействия.
5.Создать при Президиуме ЦИК Крымской АССР постоянную комиссию из 11 человек под председательством А. Тархана (Председатель КрымЦИКа) и членов: Гусева (Крымский ОК ВКП(б), Эмира - Велиева (Крымский союз профсоюзов), Кубасова (начальник политотдела 3-й Крымской стрелковой имени ЦИК Крымской АССР дивизии), Бойко (ЦС ОСОАвиахим Крыма), А.Камилев (Крымский ОК ВЛКСМ), а также представителей рабочих - участников взятия Перекопа (от Севастопольского Морского завода, Керченского государственного металлургического завода), от колхозников Бахчисарайского района, Политуправления Черноморского флота...» (3).
   Окончательный ответ на вопрос: «Что же должно быть построено на Перекопе?», дала газета «Красный Крым» за 29 мая 1931 года: «Помимо памятника-музея, на создание которого Центр отпускает 100 тысяч рублей, Наркомвоенмор - 260 тысяч, - писала она, - на Перекопе планируется построить панораму, которая отразит главнейшие этапы борьбы за Советский Крым. Общая же стоимость строительства составит 4—5 миллионов рублей».
   ...К созданию панорамы решено было привлечь московских ведущих мастеров живописи. Была создана специальная бригада из 11 художников(Г.Савицкий,   Г.Н.Горелов, В.П.Ефанов,Б.В.Иогансон, В.В.Крайнев, А.Е.Куликов, А.В.Моравов, А.А.Пржцлавский, П.П.Соколов-Скаль, М.М.Соловьев и Н.П.Христенко) во главе с художником М.Б.Грековым.
   В   этом же году   М.Б.Греков и Г.К.Савицкий начали подготовительные работы по созданию панорамы. Прибыв в Крым и отметив командировки в Армянском сельском Совете, подводой добрались до села Перекоп, где и сняли себе   квартиру.    «Каждое утро, еще до рассвета, мы спешили на Турецкий вал, чтобы застать и нанести на холст характерные туманы - те туманы, которые плыли над перешейком в историческое утро штурма», - писал, вспоминая эту поездку Г.К.Савицкий.
   К сожалению, во время второго приезда в Крым в 1934 году, руководитель бригады Греков неожиданно скончался в Севастополе. Вместо него, бригаду возглавил Г. К.Савицкий. Художники решили: «На Перекопской земле в Крыму писать этюды, а над панорамой «Штурм Перекопа в 1920 году» работать в Московской мастерской». (4).
   Следует признать, что подготовительная работа шла крайне медленно. Это заставило Совнарком Крымской АССР в период подготовки к 15-й годовщине освобождения Крымского полуострова от войск Русской армии генерала барона П.Н.Врангеля вновь вернуться на одном из своих заседаний к вопросу о строительстве в Крыму художественной панорамы «Взятие Перекопа».В принятом постановлении подтверждалось принятое ранее решение о необходимости иметь в Крыму художественную панораму «Взятие Перекопа», а уже собранный тремя экспедициями московских художников на Перекопе обширный исторический материал (воспоминания участников Гражданской войны, фотоснимки, зарисовки отдельных мест сражений, архивные документы...)передать в учрежденную правительственную комиссию, возглавляемую Наркомом просвещения Крымской АССР Р.М.Александровичем. (5).
   ...9 ноября 1935 года в Симферополь из Москвы прибыл заместитель директора панорамы историй Гражданской войны и Красной Армии Бекк, который в интервью корреспонденту газеты «Красный Крым» сказал: «В настоящее время, приступлено к рабочему эскизу панорамы «Штурм Перекопа», размером 30 метров длины и 3 метра высоты. Эскиз этот сам по себе явился художественным произведением. Эскиз пишут художники Г.Савицкий (он же художественный руководитель всех диорам размером 12 метров длины и 2 метра высоты.), Н.Христенко и В.Ефанов.
   Первую диораму «1-я Конная в тылу врангелевского фронта» пишут художник Соколов-Скаль и его помощник — А.А.Пржцлавский (ученик Рубо, автора Севастопольской панорамы).
   Вторую диораму «М.В.Фрунзе на командном пункте» — художник Б.Иогансон и его помощник В.Крайнев.
   Третью диораму «Бой у Чонгарского моста» -художник Г.Горелов и его помощник А.Куликов;
   Четвертую диораму «Бой у Ишуньских пози¬ций и бегство белых» — художник А.Моравов.
   К 15-летию советизации Крыма также приурочено открытие выставки первоначальных эскизов панорамы «Штурм Перекопа» бригады под руководством Савицкого. Уже привезены 4 плоских полотна размером З м х 15 м и фрагмент, исполненный худож¬ником Ефимовым. Кроме того, привезены 15 полотен художников, отображающих в своих произведениях Крым (Богаевский, Куприн, Лебедев - Шуйский, Лентулов, И. Машков).
   Бригада художников выезжает в Крым 12 ноября 1935г., затем - на Перекоп для зарисовки этюдов местности. Бригаду художников сопровождают военные консультанты: преподаватель военной академии имени М.В.Фрунзе А.Голубев, представитель Генерального Штаба РККА Смирнов, научный сотрудник дирекции панорамы истории Граждан¬ской войны Л.Кривский, фотограф Государственного исторического музея Р.Изенбек, а также участники боев за Перекоп: Датюк (бывший начальник штаба 51-й стрелковой дивизии), Телегин (бывший помощник комиссара 451-го стрелкового полка), Аксенов (бывший помощник командира 453-го стрелкового полка)».(6).
   По просьбе Главного Управления политической пропаганды Красной Армии в число консультантов был также включен и Д.Карбышев. Так, по предложению Московской секции живописи Союза советских художников, военный инженер возглавил военно-техническую консультацию по диораме «Штурм Перекопа», которая выполнялась под ответственным руководством членов общества - художников Г.К.Савицкого, М.Б.Грекова, Н.Б.Христенко, Г.Н.Горелова. Несмотря на постоянную занятость, Карбышев общался с художниками, консультировал их, проявлял к их работе необычайную заинтересованность.
   Его советы, - вспоминали позднее ветераны студни имени М.Б.Грекова, известные баталисты Ф.П.Усыпенко и М.И.Самсонов, изобиловали множеством военных деталей. Глубокое знание исторических событий гражданской войны в Крыму сочеталось у него с художественным, образным видением всего, что там происходило. Далеко не каждый военный, участвуя в боях, решая их судьбу, умеет ярко и зримо воссоздать картину давно отзвучавших баталий. Карбышев умел. Его советы оказались ценными для художников-баталистов, создавших уже после Великой Отечественной войны диораму на ту же тему. Она демонстрируется в Центральном музее Вооруженных Сил СССР.
   Художники прибыли на Перекоп 17 ноября и сразу же занялись сбором материалов, зарисовок, подготовкой рабочих эскизов диорам. Они проследили путь славного наступления 51-й стрелковой дивизии, побывали на хуторе Преображенка, где помещался передовой наблюдательный пункт штаба этой дивизии, посетили Чаплинку, Строгановку и др. места, связанные с эпопеей Перекопа, а также Каховку, Отраду, Ново-Натальевку, где действовала Первая Конная армия.
Как писал «Красный Крым», - «ими готовятся образцы укреплений в районе, так называемой Турецкой крепости, роются окопы, возводятся пулеметные гнезда. По улицам Армянска маршируют осоавиахимовцы, идут приготовления к инсценировке атак Турецкого вала красными войсками. Инсценировка поможет художникам воссоздать обстановку исторических боев».
   Судьба панорамы беспокоила не только художников. Например, в начале апреля 1937 года в редакции газеты «Красная звезда» - органа Наркомата обороны СССР, - состоялось совещание, на которое приглашены были художники, выполняющие постановление правительства РСФСР Савицкий, Иогансон, Соколов-Скаль, Горелов, Соловьев, Ефанов, Христенко, а также заместитель председателя правления «Всекохудожник» Кольцов и др. Присутствовавший и выступивший на совещании начальник Центрального Дома Красной Армии в Москве корпусной комиссар Родионов, в частности, заметил: «То, что сделано художниками за 3 года, имеет большую художественную ценность. Работа, безусловно, должна быть доведена до конца. Величественный памятник героям Перекопа должен быть воплощен в жизнь» (7).
   Наконец, в феврале 1938 года, в канун XX-й годовщины Рабоче-Крестьянской Красной Армии и ВМФ, в трех залах Музея изобразительных искусств имени А.С.Пушкина в Москве, открылась выставка выполненных в 1/5 натуральной величины макетов панорамы «Штурм Перекопа» (в натуре должна была представлять собой круг высотой 3 метра и по окружности 30 метров) и четырех диорам (в натуре - форму полукругов размером 2,5м в высоту и 12,5 в длину).
   По словам директора отдела панорам Главного управления Комитета по делам искусств при СНК СССР Хватова,- «за год выставку в Москве просмотрели свыше 500 тыс. человек. К ХХ1-Й годовщине РККА и ВМФ панорама была перевезена в г. Ленинград в здание Русского государственного музея, где за 13 месяцев ее просмотрели около 600 тыс. человек, И в Москве и в Ленинграде выставка пользовалась огромным успехом. В частности, в Ленинграде макеты осматривались участниками героических боев с белофиннами, вдохновляющимися великими подвигами своих отцов и братьев - славных богатырей боев на полях Северной Таврии, Перекопа и Чонгара» (8).
   Однако в октябре 1939 года Совнарком СССР принимает постановление, в котором говорилось:
«1.Поручить Комитету по делам искусств при СНК СССР приступить к созданию в 1941 году большой художественной панорамы «Штурм Перекопа» в натуральную величину и 4-х диорам, отображающих отдельные эпизоды героических боев Красной Армии за освобождение Крыма от белых».
2.Начать переговоры и заключить договора с бригадой художников на исполнение свыше 250 эскизов и этюдов, воссоздающих отдельные боевые эпизоды.
3. Исполкому Московского городского Совета депутатов трудящихся выделить 10 участков для выбора места постройки специального здания панорамы (высота 20 метров, по окружности - 150 метров) и диорам (высота - 15 метров и по длине - 75 метров);
4. Послать в Крым на место прошедших боев экспедицию художников под руководством участника Перекопских боев полковника А.Смирнова»(9).
   В период, когда крымчане готовились отметить 20-летие советизации Крымской республики, Управление по делам искусств при Совнаркоме РСФСР предложило «Крымскому правительству перевезти в Симферополь для временного экспонирования в течение одного года, находившуюся в Ленинграде панораму «Штурм Перекопа» и 4-х диорам, а также 80 подготовленных этюдов к ним авторов - художников Г.К.Савицкого, В.П.Ефанова, Н.П.Христенко, Б.В.Иогансона и др».(10). Монтаж их, перевозка и установка на месте, поручались двум бригады специалистов из Москвы и Ленинграда. 4 мая 1940г.выставка макетов прибыла в Симферополь. Так как панорама должна показываться исключительно при сильном электросвете, к зданию Симферопольской художественной галереи прокладывалась линия для тока высокого напряжения. (11).
   Работая в Гос. архиве Республики Крым, мною обнаружены ранее неизвестные документы, подтверждающие данный факт. Так, 9 июня 1940 года начальник Управления по делам искусств при Совнаркоме Крымской АССР А.Кемалов подписал приказ за № 76 «О приеме панорамы «Штурм Перекопа». «Для приема панорамы, - говорилось в нем, - назначаю комиссию в составе: председатель комиссии - директор Симферопольской картинной галереи Бирзгал Я.П., члены: городской инженер Чудак, художник-техник Русского музея в Ленинграде Масленников, художник - бутуфор Трусув, художник Рыбников, скульптор - Спечак. Поручить комиссии к 11 июня с. г. закончить приемку панорамы «Штурм Перекопа». (12).
   Приказ этот был выполнен точно в срок. Свидетельством тому, сообщение в газете «Красный Крым» за 12 июня 1940 года о том, что, именно «11 июня в Симферополе, - в помещении городской художественной галереи в присутствии депутатов Верховного Совета Крымской АССР, представителей партийных, советских, профсоюзных и общественных организаций секретарь Крымского обкома ВКП(б) Лященко открыл выставку макетов панорамы «Штурм Перекопа» и диорам».
   На следующий день, 12 июня, выставка панорамы и диорам (полупанорамы), размещенная в четырех залах галереи открылась для жителей города Симферополя и населения других районов и городов республики. «Только за первые 13 дней, - писала газета «Красный Крым» 30 июня, -  ее просмотрели свыше 20 тыс. человек со всех уголков Крыма. 10 экскурсоводов (из 18 окончивших, под руководством военного консультанта полковника А.Смирнова двухнедельные курсы для обслуживания панорамы - В.Б.), едва успевают обслужить всех посетителей».
   В вводном зале, - писал Е.Климов заметке «Панорама «Штурм Перекопа», - «экскурсанты видели на фоне красных знамен портрет И.В.Сталина работы крымского художника А.А.Соколова, по бокам - скульптуры во весь рост первого маршала Советского Союза К.Е.Ворошилова и М.В.Фрунзе, на стенах зарисовки: красноармейцы.., пейзажи Перекопа. Особое внимание привлекали фрагменты Соколова-Скаля, в которых художник дал тип женщины - революционерки, бойца Красной Армии.
   Панорама «Штурм Турецкого вала» работы художников Савицкого, Христенко и Ефанова показывает решающий момент штурма этой укрепленной французскими инженерами позиции, по хвастливому заявлению Врангеля, что «Крым будет неприступным для красных войск». Сквозь дымку легкого тумана вырисовываются грозные очертания турецкого вала, замкнувшего вход в Крым с севера. Под ураганным огнем противника красноармейцы 51-й стрелковой дивизии ведут наступление. Вот группа красноармейцев ползком карабкается по крутому скату вала, многие из них срываются, падают сраженные вражескими выстрелами. Рота храброго командира Иванова первая прорывается на вал и развертывает там Красное знамя. А вот на левом фланге, у самого Сиваша смельчаки ударного полка прорезают 12 рядов колючей проволоки и лезут на вал.
   В диораме «Первая Конная армия в тылу белых армий Врангеля в Северной Таврии» художники Соколов-Скаля и Соловьев изобразили решительный момент боя в селе Отрада 31 октября 1920г., когда по гениальному стратегическому плану товарища Сталина бандам черного барона был нанесен сокрушительный удар, решивший судьбу белогвардейцев и интервентов в Крыму.
   Отдельные  моменты  производят   особенно сильное впечатление. Вот в центре села группа всадников - это Ворошилов и Буденный руководят сражением; вот атака на неприятельский броневик; вот белые солдаты в окопе, над ними офицер, угрожающий тем, кто уже готов бросить оружие. Вот встреча в бою двух женщин - жены офицера в повозке с награбленным добром и женщины-пролетарки, бойца Первой Конной, бок - о - бок с мужчинами, сражающейся за лучшую жизнь.
   На второй диораме художники Иогансон и Крайнев показывают легендарный переход через Сиваш. Видны густые колонны частей 6-й армии (Южного фронта РККА - В. Б.), идущие через ледяные воды Сиваша в обход укрепленных позиций Перекопского перешейка. Вдали, на горизонте, узкая полоска земли. Над ней дымки рвущихся снарядов. Это - 153-я бригада уже вступила на Литовском полуострове в бой с казаками отряда Фостикова и гонит их перед собой. На высоком отвесном берегу - народный полководец Михаил Васильевич Фрунзе наблюдает за переправой.
В то время, как 6-я армия переправляется вброд через залив, части 4-й армии (Южного фронта РККА - В.Б.) форсируют Сиваш в районе Чонгарского моста. На переднем плане еще тлеют обугленные бревна устоев моста, взорванного белыми.      
   30-я стрелковая дивизия переходит через Сиваш по новому деревянному мосту, сооруженными красными саперами. Тут же отдельные отряды, переправляющиеся на лодках, конники на плотах. Этот момент изображен на третьей диораме художниками Гореловым и Куликов.
   Четвертая диорама, исполненная художниками Моравовым и Пржецлавским, изображает взятие Юшуньских позиций - последних укреплений белогвардейцев на перешейке. Перед нами марковские и корниловские дивизии, отступающие под неудержимом натиском красных дивизий. На заднем плане горящие составы поездов. За ними на горизонте синеют просторы крымских степей, по которым через несколько часов пройдут бойцы Красной Армии, чтобы сбросить в море остатки белых банд и интервентов и окончательно и навсегда освободить Крым.
   Так, этап за этапом, панорама раскрывает перед нами славные страницы боевого прошлого Красной Армии. Ярко, выразительно, наглядно она воскрешает перед зрителями незабываемые героические подвиги красных богатырей, которые, жертвуя собой, завоевали для нас радостную и счастливую жизнь, озаренную солнцем Сталинской Конституции.
   Такой грандиозной комплексной панорамы до сих пор в СССР еще не было. Известная севастопольская панорама Рубо в несколько раз меньше. Панорама «Штурм Перекопа» и диорамы являются первой работой советских художников-баталистов по созданию подобного монументального произведения искусства». (13).
   Вскоре начальник Управления по делам искусств при СНК Крымской АССР издал приказ за № 93, в котором говорилось: «В связи с образцовым выполнением задания Совета Народных Комиссаров Крымской АССР по перевозке панорамы «Штурм Перекопа» из Ленинграда в Крым и установлении ее в Симферополе, а также отмечая, что доставка и установка панорамы была проведена в трудных условиях и в крайне сжатые сроки, директору панорамы Бирзгалу Яну Петровичу и заместителю директора Полканову Александру Ивановичу за отличную организацию этих работ объявить благодарность, и премировать каждого суммой в размере месячного оклада - 800 рублей. Товарищей Топузова, Емельянова, Вертигаля и Мельникова за успешную и особо добросовестную работу премировать по 100 рублей каждого». (14).
   Выставка макетов панорамы и диорам пользовалась среди трудящихся Крымской АССР и курортников огромной популярностью. Ее уже просмотрели, - сообщала 5 октября 1940 года газета «Красный Крым», - около 95 тыс. человек. Каждый день приезжают в Симферополь группы экскурсантов, чтобы посмотреть макет и эскизы панорамы. Часто среди посетителей встречаются участники боев под Перекопом. Они охотно делятся своими воспоминаниями, в книгах впечатлений оставляют свои отзывы.
   «Панорама воодушевляет на дальнейшее укрепление боеспособно¬сти и мощи Красной Армии и Военно-Морского Флота», - говорится в одном из них.«Панорама «Штурм Перекопа», - пишется в другом отзыве,- учит нас любить и ценить героическое прошлое нашего народа, любить на¬ших героев, не жалевших жизни для народного блага».Участник боев за Перекоп Елисеев, бывший осенью 1920 года в Огневой ударной бригаде Южного фронта, отметил, что «положение Перекопских операций отражено правдиво и красочно».Отдыхавшая в Крыму группа командиров записала: ««Посмотрев панораму, мы, командиры РККА, участники боев с финской белогвардейщиной, будем всегда помнить за что боролись наши отцы и братья. Клянемся, если партия и правительство прикажут, выполним любое задание, разгромим полностью так, как громила его Красная Армия при штурме Перекопа».
   Таким образом, создание художественного памятника казалось реальным. Началась дискуссия о месте расположения здания будущей панорамы, которое должно было быть значительно больше знаменитой панорамы Ф.А.Рубо в Севастополе. Одни доказывали целесообразность его сооружения в Симферополе, другие - в районе Перекопского вала.
   ...Следует сказать, что панорама «Штурм Перекопа», в связи с начавшейся Великой Отечественной войной, к сожалению, закончена не была. Сохранившиеся эскизы одной из 4-х диорам ныне выставлены в картинной галерее города Севастополя.
   Дальнейшая судьба макетов панорамы и диорам была трагична. Как утверждал член Военно-научного общества при Симферопольском гарнизонном доме офицеров полковник в отставке А.П.Гаран, «в начале боев за Крым в 1941 году все полотна были вывезены в Феодосию, погружены на корабль, но он был потоплен немецкой авиацией». По словам директора Красноперекопского краеведческого музея Л.П.Кружко «в 1941 году во время эвакуации ее макетов корабль, на котором они находились, был уничтожен фашистской авиацией, по некоторым сведениям, - в Керченском проливе» (15).
   В то же время существуют и другие версии. Их приводит крымский журналист Н.Семена в статье «Тайна погибшего музея», опубликованной в украинской газете «Зеркало недели»: «Из Акта, написанного бывшим директором Симферопольской картинной галереи Яном Бирзгалом, насчитывавшей до войны 1983 экспоната (в том числе примерно 700 предметов живописи) стоимостью 776488 золотых рублей по курсу 1914 года, видно, что коллекция погибла в 2 часа дня 27 октября 1941 года во время бомбардировки немцами Керченского порта, куда он привёз экспонаты для эвакуации через пролив...
   Но акт об этом был составлен только спустя три года, уже в 1944 году, и подписан самим Яном Бирзгалом, Уполномоченным комитета по делам искусств Малковым и начальником Керченского порта Каповым. Так началась эта детективная история, после тщательного расследования которой, сегодня художник-реставратор Симферопольского художественного музея (так теперь называется бывшая картинная галерея) Наталья Грищенко говорит: «Мое глубокое убеждение состоит в том, что на самом деле все эти экспонаты никуда из Крыма не вывозились, а акт об их гибели составлен фиктивно...».
   И далее здесь же: «Согласно актам о гибели коллекции Симферопольской галереи во время бомбардировки и пожара в Керчи, в огне погибли такие творения, как панорама «Штурм Перекопа», четыре диорамы «Бой у села Отрада», «Переход через Сиваш», «Бой у Чонгарского моста», «Бой у Юшуни», но вот уже 14 апреля 1944 года (Симферополь был освобожден советскими войсками 13 апреля - В.Б.), бывший директор краеведческого музея Крыма Александр Полканов пишет письмо в Крымский обком ВКП(б), в котором предложил организовать выставки, в том числе и картин «Штурм Перекопа в 1920 году» и четырёх диорам».
   В заключение статьи корреспондент делает вывод, с которым нельзя не согласиться: «Тайна Симферопольской картинной галереи, пропавшей в годы войны, не раскрыта до сих пор, но энтузиасты уверены - ценнейшие картины можно найти...».
...В 1967 году по решению ЦК КПСС и Совета Министров СССР было принято решение о сооружении памятного комплекса на Перекопе. В объявленном конкурсе принимали участие зодчие Москвы, Ленинграда, Киева, Симферополя...

Литература и источники:
1. Самокиш Н.С. - Материал из Википедии — свободной энциклопедии.
2.Брошеван В. Крым в составе Украины. Книга 1. Крым. 1921 - 1991гг. Историко-документальный очерк. - Симферополь, 1999. - 110 с. (Серия: в помощь, изучающим исто¬рию Украины и Крыма) (В соавторстве).
3.ГА РК, Ф. 3076, оп. 1, д. 33, л. 26.
4.Кружко Л.П. Армянск. Страницы истории. - Киев, «Таксон», 1999.
5.Андросов С. А. Основные тенденции музейного строительства в Крыму в 1930-е годы. // XI Таврические научные чтения, г. Симферополь, 28 мая 2010 года. Сборник материалов. 1-я часть. - Симферополь, ЦМТ, 2011.
6.Красный Крым, 1935, 12 ноября.
7.Там же, 1937, 10 апреля.
8.Там же, 1940, 11 марта, 2 июня.
9.Там же, 1940, 24 февраля.
10. Андросов С. А. Основные тенденции музейного строительства в Крыму в 1930-е годы. // XI Таврические научные чтения, г. Симферополь, 28 мая 2010 года. Сборник материалов. 1-я часть. - Симферополь, ЦМТ, 2011.
11.Красный Крым, 1940, 6 мая.
12.ГА РК, Ф. 3076, оп. 1, д. 33, л. 53.
13.Красный Крым, 1940,15 июня.
14.ГА РК, Ф. 3076, оп. 1, д. 33, л. л. 54, 91.
15.Кружко Л.П. Армянск. Страницы истории. - Киев, «Таксон», 1999.
СПРАВКА. Статья  «Брошеван В. Величественный памятник героям
Перекопа. К истории вопроса о создании в Крымской АССР панорамы «ШТУРМ ПЕРЕКОПА», посвященной освобождению полуострова от белогвардейцев и интервентов в ноябре 1920г.». Опубликована в журнале «Военно – исторический  архив».– Вып. 11.(143). ноябрь – М., 2011, с.109 – 131.


 
 


 


Рецензии