Глава 37 о страдании

Может быть создатель и был к нам добр, дав нам жизнь и то, что её поддерживает. Но дав нам жизнь он дал нам и противоположность — смерть, а смерть — это страдание, значит дав нам жизнь создатель дал нам страдания. Есть и другой взгляд, взгляд на смерть как на освобождение, от страдания, признавая это мы признаем, что страдания присутствуют в жизни. В любом случае мы признаем присутствие их в этом мире. Каждый человек бывал несчастлив, болен, скорбел и никто не скажет, что жизнь его была с самого детства беззаботной, легкой и счастливой. Можно сказать, что то? что мы называем страданием таковым не является, и лишь наша алчущая удобств и удовольствий природа считает это злом. В некоторых случаях это действительно так, но  не стоит забывать, что есть истинные проявления скорби, физической боли, несправедливости. Как может сказать, что он не скорбит, человек безвинно осужденный на каторгу и длительное заключение, где здесь ошибка? Нет! В мире есть зло, в мире есть горе и страдания, и кто утверждает обратное тот упрямый гордец, который видит только то, что хочет. Куда скрыться от страданий, куда спрятаться от скорби? Как снести страх грядущих бедствий? Мы на этой земле не сможем найти свой райский уголок. Лишь в нашей душе можно найти убежище от  мучений и зла. Не стоит забывать, что для этого нужно избавиться от страданий душевных.  Так как в общем существует два рода страданий: страдания внешние или телесные и страдания внутренние или душевные. Страдания телесные — это голод, жажда, боль. Страдания душевные — это скорбь, страх, и пороки такие как алчность, зависть и так далее. В современном мире страдания внешние не имеют такой власти над людьми как в былые времена. И на их место приходят страдания внутренние, они лишат человека последнего убежища от мук, и печалей. Душа отягощенная недугами не в силах познать свою божественность, она скована. Человек мучимый, жестокостью и алчностью не в силах понять, что он болен, он будет изобретать оправдания своему болезненному душевному волнению. Мы боимся, что экономическая ситуация в государстве лишит нас возможности получать те блага, что мы имеем? Мы боимся, что не сможем купить себе ту еду, какую мы хотим, мы боимся еще тысячи вымышленных несчастий. Надо дать им бой, надо взять свои мысли под контроль и не допускать пагубного влияния страха. Мне решать, что мне думать. Я человек и быть подверженным страданиям — это моя природа, моё тело разрушиться, и можно смотреть на это как на зло. А можно как на освобождение. Держать свои мысли под контролем — это очень сложная психологическая практика, потому что единственное, что может удержать разум в узде — это воля.  А среди современных людей воля в большом дефиците, и единицы обладают достаточным её количеством. Также следует различать контроль над мыслями и вытеснение в бессознательную область, неугодных нам мыслей. Вытеснение, как показали последователи психоанализа может стать причиной душевных расстройств и, как следствие, еще больших страданий. Нужно давать себе отчет в том, что те мысли, которые например приходят в голову гневливому человеку после ссоры с начальником,(а это могут быть жестокие мысли) действительно жестоки, и они не принесут облегчения. Но нужно много работать над собой, для того чтобы в короткий промежуток времени выхватить из всего потока мыслей вредные и уничтожить их. Редкий человек способен на такое самообладание, поэтому душевные муки, подпитываемые пропагандой порока, имеют сейчас такую власть над людьми. Это вечная борьба животной природы человека с его разумной природой. И надо давать ход лишь разумной части своей души. Или хотя бы контролируемо выпускать на волю ту животную страсть, как это делали древние во время празднований, посвященных культу Диониса. Глядя на самого себя и на свое нынешнее положение я могу прибавить еще один источник страдания нереализованные цели, которые гнетут наше существо. Во время первой молодости наша будущая жизнь обещает нам много радости и счастья. Кто-то думает, что напишет книгу, станет известным и уважаемым человеком на музыкальном поприще или на поприще спортивном, политическом, да мало ли еще на каком... Но жизнь все поворачивает на свой лад. И в итоге ты работаешь на старом заводе, который рушиться на глазах в заваленной рухлядью и хламом холодной комнате, окруженный равнодушными жадными, мелочными, часто даже глупыми людьми и никому до тебя нет никакого дела. Можно сколько угодно рассуждать о контроле над мыслями и человеческой воле, о стремлении к осознанию, но всё это не стоит ни гроша если ты не делаешь того, что сам проповедуешь. Я задумал этот труд два с половиной гола назад и за это время совершенно не продвинулся, я работаю над ним по три часа в месяц, а это невероятно мало, от этого я страдаю. Мысли не приходят ко мне в голову, когда я думаю о своей грошовой работе на заводе, за которую я получаю ничтожные копейки.  И нет во мне сил изменить это положение, от этого бессилия я страдаю еще больше. На до преодолевать себя, чтобы добиться хоть малых результатов. Может я хочу работать над этим сочинением по нескольку часов каждый день, но сне не хватает времени, так как я люблю музыку и хочу заниматься ей. Если я бросаю писать у меня начинает развиваться странное чувство,похожее на чувство человека пренебрегающего своим долгом. У многих складывалась, я думаю, похожая ситуация, в любой другой области, начинаю от кулинарии и заканчивая постройкой сарая. Для достижения цели надо систематически работать, стоит прервать свои занятия, оставить свой труд и недоделанное дело будет тебе немым укором до тех пор пока ты не возьмешься а него с должным усердием и энергией. Я представляю людей, что не понимают этого и постоянно спрашивают: откуда тоска? Откуда такое недовольство собой? Спрашивают и не замечают того, что всё, что они начинали они вскоре бросали. А что же может принести радость? Слава, деньги, любовь женщин, толпа льстецов, безграничное могущество власти? Нет! Есть люди наделенные всем тем, что я перечислил, но несчастные при этом, до самой крайней степени. Эта тоска, что пребывает даже рядом с самыми жизнерадостными людьми, похожа на тоску человека в изгнании, похожа на тоску по родине, по той далекой родине откуда мы все пришли в этот мир. Что же тогда такое страдание? От внешних ли причин оно проистекает или это какая то внутренняя душевная инстанция? И то и то. Можно ли из несчастного неудачника превратиться в успешного счастливого человека? Пожалуй, что да. Как это сделать? Вот этого я не знаю, и никто не знает, а те, кто уверяет, что знает, и пишет по этому поводу книги — шарлатан, который хочет нажиться на человеческой жадности к успеху и удовольствиям! Пусть кто-то будет говорить, что я давно повторяю одно и тоже, но на разные лады, а если то, что я повторяю несет в себе хоть каплю истины, то оно достойно тысячекратного повторения!


Рецензии