Глава 39 о счастии

 К моему большому сожалению, дорогой читатель, мой труд подвигается не так скоро как бы мне того хотелось, частью потому, что у меня не хватает прилежания, часть потому, что мой разум размышления посещают не так часто как бы я того желал. Надо , по правде сказать, утешиться тем, что это скромное творение пусть и медленно но расширяется. В этой главе мне хотелось бы рассмотреть столь желанный для любого человека предмет как счастье О счастье! Обетованная земля, скольким людям ты являлась в самых сладостных грезах! Сколько было совершено преступлений ради обладания тобой! Скольким людям даже надежда на обладание тобой веселила дух и помогла бороться с невзгодами. Где же ты мое скромное счастье? Как долго мне ждать свидания с тобой и сколько невзгод должно обрушиться на мою голову прежде чем я обрету тебя? Не так ли должны молить смертные люди бессмертных богов, повелевающих судьбой и счастьем?
Так что же это такое счастье? Где тот животворящий источник из которого можно отведать его чарующего нектара? Можно для начала попытаться представить себе счастливого человека, давайте же сделаем это прямо сейчас! Как же должен выглядеть человек, обладающий этим величайшим благом? Каким должно быть его лицо? Как он должен видеть мир? Исходя из того, что мир для всех живущих в нем одинаков, и мороз и зной и град воздействуют на тело счастливого человека также как и несчастно можно заключить что либо они не причиняют первому страданий либо причиняют, но он не придает им такого значения как несчастный. Или под ударами плети, безвинно осужденный может ли быть счастлив? Или он не чувствителен к справедливости, обошедшей его либо он не реагирует на боль. А совсем наоборот? Сколько вопросов их все можно подвести к одному главному- счастье кроется внутри человека или это результат внешней, результат воздействия на человека тех условий жизни в которых он оказался? Конечно в защиту второго варианта говорит тот факт, что люди, избегающие лишений, люди живущие в достатке и чистоте, среди любящих родных,должны быть счастливее тех кто проживает в нищете, голоде, и семейных дрязгах, а быть может и того хуже в полном одиночестве. Но если внести маленькую поправку, сказав, что человек, живущий в неге и достатке может легко расстроиться из-за сущего пустяка, вроде горошины под периной, мозоли на ноге, или долгого обслуживания в ресторане, автомобильной пробки и любой другой мелочи, что наполняют нашу жизнь. Перед нашим умственным взором окажется несчастнейший из людей, пусть и окруженный роскошью. А вот второй одинокий бедняк, которого казнят неудачи не теряет присутствия духа и,согретый  мечтой и надеждой даже в старости, даже перед смертью, потратив лучшие годы на принужденный труд, лишенный любви окружающих, друзей, бичуемый судьбой, живущий в самом мрачном и холодном и недружелюбном месте земли, будет воздавать хвалу проведению и излучать свет счастья? А ведь это возможно! И я уверен найдутся примеры, когда никакие удары судьбы не могут сломить человеческого духа. Значит счастье не в том, что нас окружает, а в том что произрастает в нас, в нашей душе. Счастье это внутреннее состояние человека и оно вызывается не внешними, довольно изменчивыми силами, оно живет в нас и кто-то более склонен к тому, чтобы созерцать его своим внутренним взором, кто-то менее. Первый оптимист и жизнелюбец второй мизантроп и пессимист. Есть еще один пример, который вполне объясняет внутреннюю природу счастья. Есть человек, для которого самым главным интересом в жизни является все животное, как то еда без меры, сон до обеда, лень, вино, наркотики и сигареты во вред здоровью, и еще тысячи вещей, что так льстят нашему самолюбию. Он движимый лишь своей алчностью, страдающий от ожирения неотесанный и грубый, постоянно жалуется на свою злую судьбу, которая не удовлетворила его очередной каприз. Но вот предположим с ним происходит неординарный случай или он сам, путем тяжких размышлений приходит к выводу, что нужно как-то изменить положение вещей, приходит к выводу, что вся его нынешняя жизнь ошибка. Что же тогда произойдет7 Допустим он решиться поменять её и с этого момента начнет этот момент есть изменение его мышления го отношения к жизни. И после него он найдет в себе достаточно решимости,Ю для того чтобы оставить дурные привычки, посвятить свою жизнь мудрости, добродетели и служению ближнему, и в этом обретет свое счастье. Ведь его круг знакомых, предметы которые его окружают изменяться вслед за его разумом, и сама судьба, быть может, узрев столь благородные стремления придет к нему на помощь. Все таки первоначальный толчок этому дал его разум. Этот пример иллюстрирует нам , что может быть не всё, но часть того что вокруг нс зависит от нашего к тому отношения и отчасти действительность зарождается в самой простой мысли, которая воплотившись в будущем, становиться великим открытием или поводом к губительной войне. Начав с рассуждения о природе счастья мы пришли к общему выводу о том, что духовная жизнь человека занимает в этом мире одно из первейших мест, и как следствие забывая о ней мы забываем самих себя! А ведь согласитесь, не может быть счастливым существо, что пребывает в беспамятстве, без разума, и хоть малейшей способности оценивать, оно просто он будет понимать что оно счастливо! И как опрометчиво с точки зрения человека стремиться к животному существованию, это же очевидный тупик, искать счастья в животных наслаждения это ошибка и ложный путь, путь заблуждения, путь боли и горького раскаяния. Лишь разум, как первоисточник знания может дать человеку полное, длительное и непоколебимое ощущение счастья!


Рецензии