Чистая нота

     «Когда я вышла на пенсию, появилось чувство одиночества. Вспомнила о хоре ветеранов нашего завода. Думала, что собираются там старушки и старики. А увидела красивых, активных людей, объединенных любимым делом. Душа хора – дирижер Николай Семенович Лысак».  Э.В. Колобова.

     Рассказывать, как звучит песня, - дело бесполезное. Слово не может отразить мелодию, да и песня каждый раз звучит по-новому, в зависимости от того, для кого поется. А вот о дирижере рассказать хочется.

     Правда, не представься он, кажется, ни за чтобы не догадалась, что это Лысак. Пришел в белой маечке с  серпом и молотом, в кроссовках, в руке – красный мотоциклетный шлем. Высокий, спортивного сложения, не с седыми, а светло-серебристыми волосами и веселыми внимательными глазами.

     Засмеялся, увидев нашу растерянность. А прочитав письмо, задумался. Он – украинец по крови, по характеру, по языку и по музыкальности, хотя и родился здесь, в Ярославле. Любовь к музыке – от матери. Она первая заметила его способности к пению. Да и другие родственники, тоже все певучие и музыкальные, к способностям  мальчика отнеслись очень серьезно и всячески помогали ему. В семь лет он участвовал в хоре, которым руководил его дядя Максим Богачук в клубе слепых. В летние каникулы на Житомирщине стал петь в церковном хоре. Родственники научили игре на фортепьяно и баяне.

     Впоследствии оказался у Николая  баритон красивого тембра, так что поступление в Собиновское училище было вполне естественным. А ведь рос хулиганистым, вспыльчивым. Кое-кто даже  ему прочил жизнь весьма не спокойную. Но появились сольфеджио, гаммы. Они как будто всю его жизнь подчинили чистой и красивой мелодии. Правда, по стечению обстоятельств, он перешел с вокального на дирижерское отделение, но никогда  не сокрушался об этом. Потому что ничего от него не ушло: он и поет, и играет, и дирижирует. Последнее,  пожалуй, самое дорогое.

     Долго работал учителем пения в ярославских школах. В пионерские лагеря лет двадцать пять выезжал, из них двадцать – в «Молодую гвардию». А там музыкальный работник – половина лагерных дел. Самый любимый инструмент – труба. Он не просто, например, утром звал: «Бери ложку, бери хлеб» - а такие трели выводил, что пионеры, как мячики, выпрыгивали из кроватей. И по вечерам к всем известному: «спать, спать по палаткам» добавлял такое, что навсегда запоминались ребятам и темно-голубое небо, и туман над рекой, и первая вечерняя звезда.

     Но всегда хотелось ему руководить большим хором. И потому, когда предложили работу в тогдашнем, располагавшемся клубе «Металлист» на заводе топливной аппаратуры, он сразу согласился. Организовал сводный хор, который выступил на областном конкурсе и завоевал первое место. Это было давным-давно. Шли годы. Но люди, в том хоре спевшиеся, не хотели расставаться. И возникло у старейшей коммунистки завода Екатерины Александровны Мильто предложение – создать хор ветеранов. Согласился сразу.

     Какое значение имеет возраст певца для песни? Я считаю, пока человек сам себя носит – он живет, а песня ему в этом помогает.

     Оказалось, что  на самом деле здесь скрыто больше. Автора письма в редакцию изумила обстановка на репетиции. Хористы приходят на спевки принаряженные. Дирижер сам всегда в хорошем настроении, бодр и подтянут.
     - Моё настроение передается хору. Пожилые люди очень чувствительны к атмосфере, которую я создаю. Значит, я не только дирижер, но и доктор.

     И называет артистов по имени: Зоя, Маша, Саша. А как он умеет похвалить, как элегантна его уважительность к солисту – артисты ведь так чувствительны к успеху, так поддаются «звездной болезни». А у него есть настоящие звезды.

     Начинают они свои концерты песней о России. Неслучаен этот выбор. Николай Семенович рассказывал, как болезненно переживали хористы крушение тех идеалов, с которыми они шли по жизни многие десятилетия. И надо было, сказал он, что-то дать им незыблемое, вечное. Так появилась «Россия». И как поют они ее! Слушатели в зале часто роняют светлые, благодарные слезы.

     Другая визитная карточка – песня о Ярославле на слова заводского поэта, рабочего Вячеслава Миленина. А музыку написал сам Николай Лысак. Да, он еще и пишет. И песен у него немало. Сейчас, например, работает над большой, очень важной для него вещью.

     А когда отмечал свое пятидесятилетие, пригласил к праздничному столу гостей – четыре хора, с которыми работал: хор ветеранов, хор  сотрудников санатория «Красный холм», завода «Оргтехника», пионерлагеря «Молодая гвардия». Вот это был юбилей.

     Упомянула я о хоре санатория «Красный холм». Он в этот хор попал совершенно случайно. Вернее, вбежал в него. Дело в том, что многие годы он занимался спортом, и в частности, бегом. А до санатория от его дома ровно двадцать четыре километра. Он бегает туда и обратно три раза в неделю – на репетицию. В нем души не чают. А он со смехом утверждает, что дирижирует там потому, что очень хороший турник для него специально поставили: двухметровой высоты, так что кроме него никто на нем, наверное, не подтягивается и «солнце» не крутит.

     Но и этого ему мало. Несколько лет назад купил дом с большим  участком земли в пригороде. Место было очень низкое, урожаем не баловало старых хозяев. Он поднял весь участок, и теперь растет у него самый прекрасный в округе картофель. Даже нынешнее лето с его таинственными огуречными болезнями для Лысака обернулось солидными заготовками. Да, и здесь ему все удается.  И это, видимо, рождает легенды.  Так, рассказывали мне хористы, что пользуется Николай необыкновенным  японским мини-трактором, который ему кто-то из Канады привез. Лысак рассмеялся – нет у него японского мини-трактора, а есть обыкновенный мотоблок, правда с плугом, бороной и культиватором. Хорошая машинка, но вот нынче вышли из строя клиновидные ремни, пришлось половину из 20 соток лопатой вскопать. И вот теперь, когда понял, что научился и с землей управляться, и урожай получать в мокрую погоду, стал подумывать – может, хватит ему заниматься дачей, не пора ли на что-то новое переключаться. Кое-как он делать ничего не любит, а земля требует много сил и времени.

     У него дружная семья. Сын Алеша вернулся с армейской службы, дочь в училище поступает. Алешу научил он боксу и игре на баяне, дочь на пианино играет и по характеру деятельна и азартна. И отец  делает все, чтобы воспитывались они самостоятельными и добросовестными людьми, умеющими за себя постоять. Дома у него соседствуют пианино, два баяна, велосипед, турник, на котором он ежедневно делает по тридцать подтягиваний.

     А хор постоянно работает, дает благотворительные концерты в домах инвалидов, больницах, интернате для престарелых. Поет для работников завода. Выступает и с платными концертами, средства дают свободу маневра, хотя завод не скупится на внимание к ветеранам. И транспортом всегда обеспечивает, и три вида костюмов – немалые затраты. И квартира дирижеру.

     Лысаковский хор – четырехголосый. И поэтому любая мелодия расцветает, теплеет, заполняет пространство… 


     Северный край


Рецензии