О раздельном преподавании языка и литературы

ТЕОРИЯ & ПРАКТИКА

Разумеется это два совершенно различных предмета, не совпадающие ни по каким параметрам. Литература - это мировое искусство, и нас не может смущать факт существования литературных произведений не на русском языке. Фактически попытка совмещенного преподавания русского языка и литературы (берущая начало от школьных рассказов Льва Николаевича Толстого) это претензия на мировое господство. Готовился захват власти в мире. Готовилось отражение опыта захвата власти в литературе. Однако Хэмингуэя лучше читать в подлиннике. И Джека Лондона тоже. Возможно кому-то не нравится, что Гете писал не по-русски. Вот и Александр Дюма у нас отличился - предпочитал на французском. Да и Лев Николаевич сам порою грешил. Нет, нет, да и сползет на латинский шрифт. Ума не приложу, как это Симплиций мог изъясняться, не посетив уроков русского языка. Опять же Теофраст, который вслед за Алкеем и Сафо (тоже увлекавшимися литературописанием) не мог внятно, хотя бы и по букварю, прочесть "Хви-лли-пок". Уже молчу про Гомера. Он не посетил ни одного урока русского языка.

Все это я говорю для того, чтобы оттенить главную идею: ребенок персонифицирует предмет в педагоге. И соединение русского языка и литературы в одном преподавателе наносит ущерб каждому из предметов, но и ученик терпит поражение: подсознательно он начинает смешивать ИНСТРУМЕНТ и ПРОИЗВЕДЕНИЕ. Техника, обеспечивающая достижение ОБРАЗА, разрушает сам этот образ.
В художественных школах различают технику рисования и историю художественной мысли.
В музыкальных школах сольфеджио ведут одни, а музыкальное воспитание осуществляют другие.
Наконец, такое соединение пагубно влияет на способность к усвоению других языков.
Все это пока - не более, чем абрис тезисов.
Однако прежде, чем Вы начнете возмущаться и обличать, вдумайтесь в прочитанное.

Язык относится к сфере ЯЗЫКОЗНАНИЯ
Литература относится к сфере СОЦИОЛОГИИ
Это качественно различные сферы, и совмещение их преподавания некорректно.


На практике в Урае в школе №4 мы успешно развели эти предметы и преподавателей.
В итоге все были довольны. И учителя, и школьники.
Просмотрите статью Татьяны Ященко - она - свидетель этих процессов.
Раздельное преподавание литературы и языка - распространенная практика.

Например: 
на ускоренных курсах языкознания,
в узко профилированных вузах,
в самых разнообразных формах преподавания.
Но особенно наглядно это проявляется на занятиях массы репетиторов.

***
Приложение к теме на сайте Сурмико.орг - давно закрытом

ТЕХНЭ - ИСКУССТВО


ФРАГМЕНТЫ ИГР

Ы

§§§

Был быт.
Был бык.
Был быт.
Был сбыт.
Был тын.
Был сыр.

Был пыл.
Был сыт!

Взрыв!
Взвыл!
Скрыл срыв!
Сын смыл скрыв стыд.

§§§

Ты мыт.
Ты сыт.

§§§

Крысы! Крысы! Кыш, кыш, кыш!
Вы бы прыг, прыг, прыг бы с крыш!

§§§

Стыл. Хнык!
Был втык!

§§§

Слышь, ты: "Мы! Вы! Ты!"
Сыты мы? Сыты!  (здесь ударение в "сыты" меняется!) 

§§§

Ю

§§§

Шьют -пьют! Пьют - бьют! Бьют - шлют! Шлют - льют!
Шлют шлюх. Шлют в люк. Шлют в шлюз. Шьют в тюк.
Бьют в нюх. Льют в люк. Крюк в тюк. Плюх в люк.
Глюк? Трюк? Клюв тюк! Плюнь в люк. Плюнь в шлюх.

§§§

Пьют - блюют. Бьют - плюют. Вьют вьюк. Юг вьюг.
Юг шлюх. Шлюп в шлюз. Сплюнь в трюм! Юз! Юз!

§§§

Я

§§§

Я клялся князя взять в князья? Я, Ляля, взял!
Клянясь являлся я в яслях? Являлся, Ляля!
Я пьян, я рьян, для князя язя я являл!
Я снялся! Взялся! Смялся, пялясь...

§§§

Я клят! Я смят! Я свят! Я снят!
Я яд! Я пясть! Я пядь! Я - Гдлян!
Я - тля! Я - ял! Я вял... Я пьян...

§§§

Я смял скряг! Я клял кляч! 
Глянь  - пять фляг! Спрячь! Спрячь! Спрячь!

§§§

Ё

§§§

Ждёт клёст! Ждёт звёзд! 
Ждёт лёт! Ждёт гнёзд! 

§§§

Ждёт ёж. Ждёт пёс. 
Ждёт ёрш. Ждёт клёст.
Ждёт плёс. Ждёт тёс. 

§§§

Цвёл лён! Лён цвёл! 
Вёл клён. Лён мёл!
Льёт мёд. Лён вьёт!
Прёт чёрт, всё врёт

§§§

Шлём шлём в шлём!

§§§

Чёрт трёх жён тёр - стёр.
Пёс трёх жён вёл - свёл.
Свёл трёх жён в лёд!
Смёл трёх жён! Спёр!


Рецензии