Анахорет

АНАХОРЕТ

                Человек  не  река, чтобы  не  оглядываться  назад.
                Мигель  Сервантес
       …Свет, померкший в ослеплённых Смертью глазах, почему-то угас не совсем. Он был слаб, отсвечивая красным, и брат Богдан, удивляясь непонятному, открыл смежившиеся очи.

       …Он увидел чёрный каменный потолок, давящий и сырой, закрытый крышкой гигантский котёл, шипящий на жарком костре, и того, кто ворошил в огне трезубцем ярко горящие поленья.
       - Где я?.. -  брат Богдан втянул в плечи голову, на которую почти падал низкий свод.
       - На месте, - сказал Дьявол, сверкая огненными глазами. - Там, где тебе и должно быть...
       - В Аду?.. - простонал брат Богдан в бессильной жалости к самому себе. — Как же так?!.  Я же всю Жизнь!..
       Он стал исступлённо бить себя жёлтым аскетическим кулаком во впалую грудь.
       - До последнего вздоха! ЕМУ!!!
       Он посмотрел вверх, но там был лишь прокопчёный тысячелетиями камень.
       Дьявол молча  ворошил угли, стрелявшие искрами, и делал вид, что всё это его не касается.
       Брат Богдан в глубоком отчаянии многократно осенил себя Крестным Знамением.
       - Зря ты... - сказал Дьявол, не глядя в его сторону. - Здесь это не действует...
       - Но почему?!. - брат Богдан потрясал в воздухе кулаками. - За что, Господь?!.
       - Он не услышит... - сказал Дьявол, почесав когтем голову у основания рога. - Здесь мои единоличные владения... Наполненные только моими неограниченными полномочиями…
       - Так кто же мне тогда ответит?! Ты?!
       - Я! -  одтвердил Владыка Ада.
       - Чем же я так сильно прогневил моего Господа?!! - крикнул брат Богдан, но стены Преисподней без эха поглотили его слабый голос, готовясь проглотить и дальнейшую Судьбу.
       - А ты помнишь, как жил? - спросил вдруг Дьявол, не скрывая едкой насмешки.
       - Во славу Всевышнего! - с отчаяньем выкрикнул брат Богдан, в надежде, что его услышат не только здесь. - Всю Жизнь посвятил ЕМУ и Истинной Вере! C раннего детства! Сначала послушник, потом инок, и, наконец, схима! Обет безбрачия, тесная келья на многие годы, посты и аскеза, а что в итоге?! Где обещанный Рай?!
       - А ты его действительно заслужил?.. - горящие глаза Дьявола излучали ледяной холод. - Что ты для этого сделал в прошлой своей жизни? Посадил дерево? Вырастил сына в Вере к Господу? Построил храм? Написал икону? Что?!
       - Я истово молился... - обессилено сказал брат Богдан. - С утра до вечера… Во славу...
       - Что толку биться всю жизнь головой оземь, c восторгом крича: АЛЛИЛУЙЯ!!! Всё хорошо в меру и в рамках разумного. Бог подарил тебе Жизнь, но ты превратил её в бессмыслицу. А ты подумал, что было бы, если бы все последовали твоему примеру? Я не в дружбе с Творцом, но согласен с ним в главном: он создал мир не для того, чтобы такие, как ты, превратили его в кладбище потомков Адама...
       Дьявол приподнял на секунду край крышки котла своим трезубцем, выпуская наружу истошные крики.
       - Они грешили и потому здесь. А ты здесь потому, что ничего не делал и поэтому тоже согрешил. Перед Жизнью. Тебе не уготован костёр, но и о Рае советую больше не думать. Святость не в благоговейном безделье, но в благочестивых делах…
       - Я был глуп... - сказал брат Богдан уныло. - Я был слеп... В Вере своей слеп...
       - Не огорчайся ты так... - сказал Дьявол почти ласково. – Тебе нет Рая, но нет и Ада, а есть лишь некий концентрат Чистилища. Для созерцания и размышлений о смысле Бытия с себе подобными. Здесь у меня много таких, как ты, и скучать тебе не придётся. Не ты - первый, не ты - и последний...
               
Отсутствие  у  тебя  грехов – не  лучший  повод  для  переноса  дня
                Страшного  Суда…


Рецензии