Первый из стаи славной Екатерининских орлов

Первый из «стаи славной Екатерининских орлов»


От автора

 Александр Васильевич Суворов!.. Генералиссимус, Князь Италийский, граф Рымникский, кавалер многих боевых орденов, русских и зарубежных, генерал-фельдмаршал и Австрии, и Сардинского королевства, полководец, выигравший 63 сражения и не проигравший ни одного. Все это можно перечислять безконечно.

Но скажите просто СУВОРОВ, и всё вышеперечисленное, и многое из не перечисленного соединится в этом слове, коротком, но очень ёмком, беспредельно дорогом для каждого русского. Александр Васильевич предвидел это, завещав написать на могиле: "Здесь лежит Суворов". И всё!

Кто же он?.. Я попытался ответить на этот вопрос несколькими поэтическими строчками:

Он первым был "из стаи славной
 Екатерининских орлов",
Он шел дорогой Православной,
Разя Отечества врагов.

И наша Русская Держава
 Смотрела гордо на Него,
И трепетно Орел Двуглавый
 Крылами осенял Его!

Так кто же он?
Кто в час суровый
 В сраженьях отдыха не знал?
То Чудо-Вождь,
То наш СУВОРОВ!
Он Русскою Святыней стал!..

Русская святыня! Символ непобедимости и славы Русского Оружия! Что же сегодня можно добавить к уже сказанному о Суворове, написанному о нём в сотнях, тысячах книгах, в сотнях, в десятках тысяч публикаций.

Оказывается, сегодня есть, что сказать. И связано это прежде всего с тем временем, в котором мы живём. Вспомним известные строки: "Блажен, кто посетит сей мир в его минуты роковые". Именно роковые минуты переживает мир, переживаем мы с вами. Это время, когда обостряется борьба добра со злом, и, когда добро должно выйти победителем по Промыслу Божьему, известному нам по всем предсказаниям и пророчествам Русских Святых. Но добро может победить только тогда, когда мы все включимся в борьбу за эту победу. И одним из важнейших рубежей этой борьбы является славная боевая Летопись нашего великого прошлого. Д. Оруэлл точно подметил: "Тот, кто контролирует прошлое, тот контролирует будущее. Кто контролирует настоящее, тот контролирует прошлое". Недаром все, кто захватывал власть, немедленно переписывали историю, под себя... Чтобы при помощи прошлого контролировать настоящее и будущее.

Известный религиозный философ русского зарубежья Георгий Петрович Федотов (1886-1951) писал: "Мы имеем огромное, печальное преимущество видеть зорче отцов, которые жили под кровлей старого, слишком уютного дома". Настало время вдумчиво и внимательно вглядеться в славное прошлое нашей Родины - Великой России.

По завещанной нам великим поэтом и русским пророком Александром Сергеевичем Пушкиным модели "Россия - не Европа", мы можем определить, что вступили в период общественной цивилизации, когда общественное становится выше личного, когда свершения во имя Отечества, во имя своего народа становятся важнее личных, корыстных целей. (Подробно в моей работе "Иоанн Грозный, Иосиф Сталин и Опричнина в свете пушкинских пророчеств". В альманахе "Эпоха Путина" М., 2002, с. 21).

Судя по пушкинской модели, первый шаг на пути перехода к общественной цивилизации, "по настроению", был сделан именно в XVIII веке, когда ярко расцвёл блистательный талант "Екатерининских орлов" - полководцев, дипломатов, учёных, строителей...

Они ставили общественное выше личного, они забывали себя, когда речь шла о чести и славе Отечества. И первыми из них были Суворов, Румянцев, Потёмкин, Ушаков, Сенявин, Безбородко и другие великие наши предки.

Сегодня нам есть что сказать о них подрастающему поколению и мы сделаем это в "Библиотечке Православного Воинства". Возвратить правду о Великом прошлом России народам нашей страны призывает и Государственная программа военно-патриотического воспитания России на 2001 - 2005 годы, о которой много говорили после её принятия, а потом, как, к сожалению водится стали незаслуженно, даже преступно забывать.

И СЛАВЫ ГРОМ,

КАК ШУМ МОРЕЙ...

Вспомним непревзойдённые, пламенные строки замечательного русского поэта и государственника Гавриила Романовича Державина, посвященные Александру Васильевичу Суворову:

И славы гром,

Как шум морей,

как гул воздушных споров,

Из дола в дол, с холма на холм,

Из дебри в дебрь,

от рода в род

 Прокатится, пройдёт,

Промчится, прозвучит,

И в вечность возвестит,

Кто был Суворов...

 


Пророческими оказались эти строки. Прокатилась слава Суворова через века, и поныне ярко сверкает она, как и два столетия назад. И как девиз повторяем мы проникновенные слова полководца, столь дорогие каждому Русскому, особенно в нынешние, нелегкие времена для Отечества:

 "Доброе имя должно быть у каждого человека; лично я видел это доброе имя в славе моего Отечества; мои успехи имели исключительной целью его благоденствие''.

С ранних лет следовал этим священным принципам Александр Суворов. Он родился в Москве 13 (24) ноября 1730 года, и сам, вопреки обстоятельствам, стал творцом своей военной судьбы.

Уже в возрасте 64 лет, 28 декабря 1794 года, Александр Васильевич писал боевому офицеру Е.Г. Цукато, попросившему разрешения создать биографию полководца: "Жизнь столь открытая и известная, какова моя, никогда и никаким биографом искажена быть не может. Всегда найдутся неложные свидетели истины".

Тем не менее попытки исказить биографию великого русского полководца неоднократно делались при его жизни. 4 января 1790 года Императрица Екатерина Великая писала своему корреспонденту в Германии И.Г. Циммерману: "Предупреждаю Вас, милостивый государь, что в 123 номере геттингенской газеты напечатана величайшая нелепость, какую только возможно сказать. В ней говорится, что генерал граф Суворов - сын гильдесгеймского мясника. Я не знаю автора этого вымысла, но не подлежит сомнению, что фамилия Суворовых давным-давно дворянская, спокон века русская и живет в России. Его отец служил при Петре I... Это был человек неподкупной честности, весьма образованный, он говорил, понимал или мог говорить на семи или восьми мертвых или живых языках. Я питала к нему огромное доверие и никогда не произносила его имя без особого уважения".

Василий Иванович Суворов, отец полководца, был сенатором, членом Военной коллегии, дослужился до чина генерал-аншефа, был награжден орденами св. Андрея Первозванного, св. Анны, св. Александра Невского...

Честно служили России и предки Суворовых. Михаил Иванович Суворов, к примеру, при Царе Иоанне Грозном был четвертым воеводой полка правой руки в Казанском походе 1544 года и третьим воеводой большого полка в шведском походе 1549 года.

Заслуженной, славной была династия Суворовых - защитников Отечества, и уж, конечно, не радовало Василия Ивановича то, что сын его, Александр, не годился для военной службы. А в том, что это было так, он не сомневался. Александр не отличался ни здоровьем, ни физической силой. Был невысок ростом, худощав, и никак не походил на бравого воина. Василий Иванович решил готовить сына к службе, как тогда говорили, статской.

Но вовсе не так думал сам Александр.

Однажды, случайно наткнувшись в библиотеке отца на книгу "Жизнь великих людей" Плутарха, он буквально проглотил ее. Затем прочитал "Жизнь Александра Великого". Его любимыми авторами стали Цезарь, Тит Ливий, Тюренн, Вобан, Мориц Саксонский. Но особенно увлекла его Русская история - победы Великих Князей Святослава, Александра Невского и Дмитрия Донского.

Военная служба стала его заветной мечтой, но отец и слышать не хотел о ней. Он говорил о том, что эта служба требует большого напряжения всех нравственных и физических сил, а для этого необходимы мужество, отвага и выносливость.

И Александр не мог не согласиться, что здоровья, выносливости, физической силы ему явно не хватает. Зато были отвага, воля, зато книги воспитали в нём высокие морально-нравственные качества.

В любое время года, в любую погоду он убегал на улицу, садился на коня, скакал под дождём, в снегопад, в метель. Одевался легко, так чтоб не стеснять движений. И с рвением продолжал самостоятельное изучение военных наук.

Отец равнодушно взирал на занятия сына, не верилось ему, что из Александра может получиться офицер. Но тот не сдавался. И вот однажды в гости к отцу приехал его старый боевой друг генерал Ганнибал. Маленьким арапчонком он был куплен Петром I. Выучился и вырос в России, став артиллерийским генералом.

Пожаловался Василий Иванович Ганнибалу, что сладу нет с Александром - никак не хочет выбросить из головы пустую мечту о службе военной. Ганнибал пообещал поговорить с мальчиком и заглянул к нему в комнатку. Александр сидел за столом, склонившись над картами. Ганнибал незаметно подошел к столу и был поражен увиденным.

- Кто это вычертил тебе? - спросил он. - Сражение при Рокруа, Невская, Куликовская битвы, - узнавал генерал изображенное на бумаге.

- Я сам, - отвечал Суворов.

- Не может быть, - удивился Ганнибал. - А что за книги ты читаешь?

Он стал перебирать тома, лежавшие на столе, и не переставал удивляться. Такие книги и в более старшем возрасте читали очень немногие. Начал задавать вопросы и был окончательно сражен познаниями Александра.

Прощаясь, пообещал поговорить с отцом, чтобы тот переменил свое мнение и определил-таки Александра на военную службу.

И вот в октябре 1742 года Александр был зачислен мушкетёром в лейб-гвардии Семёновский полк. Его сверстники, записанные по обычаям того времени в полки в младенчестве, уже прошли "на домашнем коште" первичные чины. Он же начал с первой ступеньки, в более позднем возрасте.

Правда и он несколько лет еще оставался дома, но теперь уже отец серьёзно занялся с ним военными науками. Изучали тактику действий, военную историю, фортификацию, иностранные языки...

Все это называлось отпуском для обучения "указанным наукам" в родительском доме. Наконец, 1 января 1748 года Александр Суворов "явился из отпуска" и начал службу в 3-й роте лейб-гвардии Семёновского полка.

Лейб-гвардии Семёновский полк был в то время своеобразным центром подготовки русских офицерских кадров. Суворов с головой окунулся в занятия, но знаний, которые давали в полку, ему показалось мало и он добился разрешения посещать лекции в Сухопутном Шляхетском Кадетском Корпусе.
Вместе с кадетами проходил он курс военных наук, вместе с ними занимался литературой, театром.

В то время в Сухопутном Шляхетском Кадетском Корпусе учился Михаил Матвеевич Херасков (1733-1807), будущий автор эпической поэмы "Россияда" (о покорении Иоанном IV Грозным Казанского ханства), трагедии "Венецианская монахиня", филосовско-нравоучительных романов "Нума Помпилий или процветающий Рим" и других, а так же известных в те годы литературных произведений, относящихся к русскому классицизму.

М.М. Херасков с помощью кадета-выпускника 1740 года Александра Петровича Сумарокова (1717-1777), ставшего уже признанным писателем, образовал в корпусе "Общество любителей российской словесности". Суворов посещал занятия общества, читал там свои первые литературные произведения, среди которых было и "Разговоры в царстве мертвых". Печатался он и в журнале Академии Наук, который назывался "Ежемесячные сочинения, к пользе и увеселению служащие".

Выдающиеся литературные дарования Суворова не нашли достаточного отражения в литературе. Между тем, будущий полководец был охотно принят в литературный круг светил писательского общества того времени. К примеру, выпускник Сухопутного Шляхетского Кадетского Корпуса 1740 года Александр Петрович Сумароков был автором весьма популярных в то время произведений: комедии "Рогоносец по воображению", трагедий "Дмитрий Самозванец", "Мстислав" и других, в какой-то мере предвосхитивших отдельные черты творчества знаменитого Д.Ю. Фонвизина.

Кадетский корпус давал глубокие знания в науке, искусстве, литературе. Что же касается непосредственного военного образования, то на этот счёт есть красноречивое свидетельство блистательного русского полководца Петра Александровича Румянцева. Во время русско-турецкой войны 1768-1774 годов по его просьбе Екатерина Великая прислала на пополнение армии двенадцать поручиков - выпускников Сухопутного Шляхетского Кадетского Корпуса. Высочайшая по тому времени подготовка этих офицеров настолько поразила Румянцева, что он тут же отписал Государыне, благодаря её за присылку "вместо двенадцати поручиков, двенадцати фельдмаршалов".

Безусловно, занятия в корпусе, хотя Суворов и не был его воспитанником, оказали значительное влияние на его становление.

Выдающийся исследователь Екатерининского времени, наш современник Вячеслав Сергеевич Лопатин, характеризует те годы следующим образом: становление государства "шло вместе с ростом национального самосознания. Во времена Суворова жили и творили Михаил Ломоносов, Александр Сумароков, Денис Фонвизин и Гавриил Державин, Федот Шубин и Федор Рокотов, Дмитрий Левицкий и Василий Боровиковский, Варфоломей Растрелли и Иван Старов... и многие другие выдающиеся деятели русской культуры, отразившие национальный социально-экономический и культурный подъём страны".

Производство Суворова в первый офицерский чин состоялось весной 1754 года. Он получил назначение поручиком в Ингерманландский пехотный полк. А вскоре грянула Семилетняя война...

 

 


Рецензии
Уважаемый Николай! С интересом прочитал Вашу статью об А. В. Суворове. Что примечательно, человек шёл к своей цели долгим и тернистым путём. Вероятно, даже заслуги отца не влияли на его карьерный рост. Всего добился своим умом и упорством. Спасибо!
С уважением,
Николай

Николай Панов   25.06.2015 16:42     Заявить о нарушении