Формула абсолютной гармонии

                Вместо введения 

   Я с уверенностью утверждаю, что среди величайших изобретений человечества достойное место уже три столетия занимает прибор шотландского физика Дэвида Брюстера. Все гениальное просто и удивительно настойчиво прокладывает дорогу через вдохновение, опыты и совершенствование.
   Можно ли найти еще более объединяющего весь мир изобретения, нежели калейдоскоп? Музыканты и композиторы, врачи и художники, инженеры - электрики и архитекторы..,  дети и старики.., однажды прикоснувшись к ощущению полета в мир совершенства, гармонии и красоты – будут вновь искать возможность окунуться в мир сказочного волшебства света.
   А какая проложена звездная дорога, на которой блистают Луи-Бертран Кастель со  своим изумительным по прозорливости «клавесином для глаз» 1725 г., сэр Дэвид Брюстер, немецкий инженер Отто Приставик, сумевший объединить фонтан с музыкой, светом и изяществом балета…
   Мы никогда не перестанем удивляться фонтанам «Белладжио», восхищаться великолепием новаций инженерной мысли фонтана Дубая, и все это архитектура крыльев души человеческой рвущейся к счастью творчества.  И вряд ли кто-то, кроме историка, станет искать связь между калейдоскопом Брюстера 1815 и фонтаном Дубая 2010 .
   Для одних эти «муки» творчества будут оценены в 100, а для других – в 218 млн. долларов, но скорее всего  -  это радость и талант умения привнести себя и свою профессию в самое яркое из искусств.
   В одной рецензии, написанной в 2013г. было сказано, что «Данная Работа в Керченском политехническом колледже (Республика Крым), является логическим и актуальным продолжением уже вековой традиции обновления талантливого изобретения шотландского физика Дэвида Брюстера новым видением в свете современных технических возможностей.
   Неординарный, а порой – неожиданный, подход к решению отдельных узлов при ограниченности средств и жесткости требований технологичности, надежности и высоким эксплуатационным качествам с одной стороны и использованием составных узлов, деталей бытовой массовой техники – с другой, способствовали тщательной, продуманной и обоснованной комплектации Установки ( Квазиэлектронного калейдоскопа ), что способствовало: к удешевлению и серийности производства с минимальными затратами на материалы; невысокими квалификационными требованиями к персоналу… В дальнейшем - возможно рекомендовать для планирования  учебной практики в условиях мастерских учебных заведений профтехобразования для специальностей электротехнического цикла.
    Был раскрыт  и обоснован широкий спектр применения Установки, даже при некоторой ограниченности технических параметров, которые оправдываются небольшими возможностями в условиях г.Керчи, отсутствием финансирования и спонсорской помощи, недостаточным общественным вниманием и рекламой перспективности применения.
    Необходимо сказать, что данная Установка – это новые и мало затратные возможности качественно повысить яркость, неординарность и привлекательность рекламных, праздничных, декоративных (фасады зданий и др. объекты в ночное и вечернее время) сопровождений мероприятий для объектов торговли, кафе, ресторанов, детских садов, школ и т.д. (утренники, праздники и др.).
     Но самым важным в данной работе – это создание Метода наполнения кассет, что до этого времени было интуитивным и эвристичным, вкладывающимся в понятие – «авторская работа».
    Высокой оценкой стало предложение о вступлении  в общество любителей калейдоскопов «Brewster Kaleidoscope Society» С.Ш.А. в феврале 2013г…»

                1. Величайшее изобретение трех столетий

   Сегодня с уверенностью можно сказать, что среди величайших изобретений человечества есть такие, что на протяжении уже трех веков являются источником вдохновения не только художников, но и удивительно гениальной работы инженерной мысли в области электротехники и механики.
   Справка: Калейдоскоп (от греч.: красивый, вид, смотрю, наблюдаю) — оптический прибор-игрушка, чаще всего в виде трубки, содержащей внутри три (иногда два или более трёх) продольных, сложенных под углом зеркальных стекла; при поворачивании трубки вокруг продольной оси цветные элементы, находящиеся между зеркалами, отражаются и создают меняющиеся симметричные узоры. Различное взаимное расположение зеркал позволяет получить разное количество дублированных изображений: 45° — 8, 60° — 6, 90° — 4. В переносном смысле — быстрая смена явлений, лиц, событий.
   Прибор был известен ещё в Древней Греции. В 1816 году во время проведения эксперимента с поляризацией света заново открыт шотландским физиком Дэвидом Брюстером. В 1815 г. он открыл круговую поляризацию света и установил: если световой луч падает на поверхность диэлектрика под углом, тангенс которого равен показателю преломления (угол Брюстера), то отраженный луч полностью поляризован. Результаты экспериментов в 1815 году были отмечены медалью Копли — высшей наградой Лондонского королевского общества, а побочный продукт — будущий калейдоскоп — вызвал восхищение коллег
     Справка: Медаль Копли (англ. Copley Medal) — высшая награда Королевского общества Великобритании. Присуждается «за выдающиеся достижения в какой-либо области науки». Медаль учредил сэр Годфри Копли (англ. Sir Godfrey Copley, 1653–1709), богатый землевладелец, любитель науки и член Королевского общества. В своём завещании он распорядился учредить фонд, проценты с которого должны ежегодно направляться, по усмотрению Королевского общества, на поощрение научной деятельности. Кроме медали, лауреат получал денежную премию в размере 100 фунтов. В настоящее время размер премии увеличен до 5000 фунтов.
    Первую премию получил в 1731 году Стивен Грей, за  «новые электрические эксперименты: как поощрение готовности поделиться с обществом своими открытиями и прогрессом в своей области природоведческих дел». Наиболее существенные достижения Грея связаны с опытами 1720-х гг., приведшими, по сути дела, к открытию передачи электричества на расстояние. Первоначально Грей заметил, что пробка, которой заткнута стеклянная трубка, притягивает мелкие кусочки бумаги и соломы, если потереть трубку. Воткнув в середину трубки деревянную щепку, Грей обнаружил, что этот же эффект имеет место на конце щепки. Постепенно удлиняя щепку, а затем заменив её пеньковой верёвкой и наконец шёлковой нитью, Грей довёл расстояние, на которое передавался электрический заряд, до 800 футов. При этом он установил, что по земле электричество не передаётся, сделав, тем самым шаг в направлении разделения всех веществ на проводники и изоляторы. Грей открыл также явление электростатической индукции и подтвердил его многочисленными опытами, из которых наибольшее восхищение вызвал опыт с ребенком, которого усаживали на веревочные качели и наэлектризовывали приближением заряженной стеклянной палочки к его рукам или ногам. Вторая премия (1732) досталась ему же. С тех пор премия, за редким исключением, присуждалась каждый год; среди её лауреатов множество обладателей Нобелевской премии.
   Спустя 15 лет за эти работы ученого избрали почетным членом Петербургской академии наук. Между двумя описанными событиями 36-летний известный физик сконструировал линзы для маяков и усовершенствовал двояковыпуклый стереоскоп.
   Может показаться, что между вышеперечисленными событиями мало связи, как впрочем и между последующими еще в течении двух столетий, но такова синергетика творчества.

                2. Сер Дэвид Брюстер и другие
   
   Брюстер с самого детства интересовался свойствами стекла и света. В 10 лет он построил свой первый телескоп. Потом были годы учения в Университете Эдинбурга (кстати, Брюстер был вундеркиндом, студентом он стал в 12 лет), изучение оптики и физики света, множество научных открытий…  Интересно, что Брюстер, человек поистине многогранный, едва не стал проповедником: помешала лишь природная скромность. Выйдя на кафедру в первый раз, Брюстер буквально потерял голос и уже никогда не решился читать проповеди. Современники писали, что тот день был горем для Церкви и счастьем для науки. Наука действительно приобрела гения. Однако Брюстер – изобретатель двояковыпуклого стереоскопа, полигональных зеркал, поляриметра и конструктор линз для маяков — по иронии судьбы обрел славу через простую, казалось бы, детскую игрушку. Калейдоскоп принес Брюстеру славу первооткрывателя, но не принес ни копейки денег. Патент оформляли как-то слишком нерасторопно, и предприимчивые дельцы быстро освоили технологию и простые по своему исполнению игрушки появились во всех магазинах.
    Калейдоскоп вызвал широкий резонанс в научном сообществе и далеко за его пределами. Уже в 1818 году в печати появилась масса научных и исторических статей, отзывов и заметок о новом чудесном устройстве. Питер Марк Роже искренне восхищался калейдоскопом, написал о нём текст для Британники и статью в Анналы философии, где предложил несколько разновидностей калейдоскопа с тремя зеркалами, вместо двух. Вариант с равносторонним треугольником получил наибольшее распространение в наше время.
  Одни авторы утверждали, что в изобретении нет ничего нового и оно было известно ещё древним, а другие отстаивали оригинальность калейдоскопа Брюстера. Производители же оптики просто беззастенчиво своровали идею, не смотря на патент. Чтобы утвердить своё право считаться изобретателем калейдоскопа, в 1819 году Дэвид Брюстер издаёт трактат о калейдоскопе. В нём он аргументированно опровергает сходство своего изобретения с теми устройствами, которые до него описали Джакомо делла Порта, Кирхер и другие авторы; исчерпывающе описывает принципы, лежащие в основе устройства калейдоскопа и различные его конструкции; способы его применения в архитектурном декоре, рисовании орнаментов, изготовлении ковров, для развлечения и в других областях. Брюстер видел и недостатки своего устройства. Волшебные образы, создаваемые калейдоскопом, мог наблюдать только один человек. Чтобы исправить этот значительный для развлекательного приспособления недостаток, он предложил конструкцию, соединяющую калейдоскоп с волшебным фонарём. С той же проблемой столкнутся впоследствии изобретатели остальных оптических игрушек, и будут решать её тем же способом.
    Наблюдаемый в калейдоскопе образ было непросто перенести на бумагу. Чтобы решить эту проблему, Брюстер предложил способы соединения калейдоскопа с камерой обскура и недавно изобретённой камерой люцида, позволяющие спроецировать наблюдаемый узор на бумагу и просто его обвести.
   Также Боюстер не смог устоять перед новой модой на стерео-картинки, и описал принцип соединения калейдоскопа со стереоскопом, о котором тоже написал отдельный трактат. Но ни стереокалейдоскоп, ни стерео версии последующих оптических игрушек никогда не имели успеха. Во втором издании 1858 года Брюстер пишет, что с помощью изобретения Дагера и Тальбота образы из калейдоскопа могут быть перенесены прямо на бумагу или стеклянный слайд, без вмешательства человека, и рассказывает, как превратить любой фотоаппарат в калейдоскопическую камеру. Так же в своём трактате Брюстер описывает изобретённый Луи-Бертраном Кастелем в 1725 году «клавесин для глаз» (Clavecin pour les yeux, Ocular Harpsichord), в котором музыка соединялась с цветом. Заметив, что одна только смена цветов — не лучшее развлечение для глаз, он предложил соединить музыку с цветом и формой, используя калейдоскоп. Таким образом, Брюстер в определённом смысле предвосхитил музыкально-визуальные эксперименты авангардистов начала 20 века, а значит, - мир искусства обогатился новым направлением творчества со своими амбициозными проектами и гениальными художниками.
  Несмотря на объёмный труд, утвердивший авторство калейдоскопа за Брюстером, денег он на своём изобретении не заработал. Производители и торговцы продолжили изготовление и распространение калейдоскопов без выплаты комиссионных. Кто-то продавал отдельные части для самостоятельной сборки или менял конструкцию, чтобы обойти патент, а кто-то просто его нарушал.
  Изобретение Брюстера «раскрасило» жизнь – представители всех классов и сословий, независимо от возраста радостно наблюдали за причудливыми узорами, которые никогда не повторялись. Справедливости ради скажем, что Брюстер был человеком, которого любила фортуна – сорок лет он прожил в счастливом браке, был отцом четырех сыновей и двух дочерей. Кстати, младшая дочь родилась от второй жены (первая умерла, когда Брюстеру было 66 лет). Повторно женился сумасшедший счастливый гений уже в 75 лет.
  Настоящий триумф калейдоскопа состоялся в викторианскую эпоху. В то время новости разлетались по миру не так спешно как сейчас, и Америка заглянула в сказочное зеркало лишь в 1870 году. Тут надо отдать должное Чарльзу Бушу, который сделал первый «кабинетный калейдоскоп»: труба из черного плотного картона, с бронзовым поворотным колечком на конце, подвижно закрепленная на красивой деревянной подставке. До сих пор, калейдоскоп Буша – огромная ценность даже для искушенного коллекционера.

                3. В поиске Совершенства

    Калейдоскоп не просто игрушка,  калейдоскоп это философия. Поэтому особенно преданные своей страсти коллекционеры и художники, любят наделять калейдоскопы какой-то магической силой воздействия на человека. Они говорят, что калейдоскоп вдохновляет ум и пробуждает сердце.    Калейдоскопы используют и в медицине. Доктор Клиффорд Кун глава Отделения психиатрии и поведенческих наук в университете Кентукки начинал с коллекционирования калейдоскопов, а потом ввел их в свою практику лечения пациентов. Разглядывание узоров в калейдоскопе, успокаивает нервы, снимает напряжение и стресс. Сейчас в Америке и Европе такой метод лечения уже не является экзотическим.
    Калейдоскоп используют музыканты и композиторы, настраиваясь на игру или улавливая появившуюся в мыслях новую мелодию. Считается, что каждому цвету соответствует музыкальная нота: наблюдая узоры в калейдоскопе, видишь музыку.
    У калейдоскопа множество поклонников: и дети, которые разглядывают узоры, в качестве забавы, и художники, которые создают сложнейшие и красивейшие узоры, просчитывают невероятные композиции, подбирают материалы, инженеры, коллекционеры, врачи и философы. За рубежом, калейдоскопы стали столь популярны, что в 1986 году Коузи Бейкер создала специальное общество, объединившее всех коллекционеров и профессионалов, художников и теоретиков, производителей и покупателей — Brewster Kaleidoscope Society.
    Пожалуй, невозможно охватить все то, чем занимается общество, это свой отдельный, огромный мир – мир людей, ушедших за игрой цвета и форм. Кстати о формах, существует несколько типов калейдоскопов. Собственно классический калейдоскоп: система зеркал, в которой отражаются разноцветные кусочки стекла. Телейдоскоп — вместо пересыпающейся мишуры в телейдоскопе стоит обычная линза, а мозаика состоит из предметов окружающего мира. Гибрид калейдоскопа и телейдоскопа — картинка состоит и из стекла и из предметов окружающего мира. Параскоп, в котором можно наблюдать объемную картинку. И масляный калейдоскоп, где вместо кусочков стекла — трубка, заполненная маслянистой жидкостью с разнообразными кристалликами.
    Чаще всего, пожалуй, мы знакомы с калейдоскопом, как с пластмассовой или металлической трубкой с ободом на конце. Но на самом деле форм и видов калейдоскопов множество, некоторые из них – настоящие произведения искусства. А вот самый большой в мире калейдоскоп построили в Японии в 2005 году во время выставки ЭКСПО. В павильоне в Нагое построили Башню Земли. По стенам этой трехгранной башни 47 метров в высоту сверху вниз стекала вода, образуя различные узоры, в зависимости от направления солнечных лучей. В местах соединения стен башни выходили струи воздуха, имитирующие ветер. В павильоне раздавались мелодичные звуки, которые исходили от трех ветряных мельниц, установленных рядом с башней. Внутри башни располагался самый большой в мире калейдоскоп.
   Справка:  Сегодня существует несколько основных разновидностей калейдоскопов. Классический калейдоскоп подразумевает наличие разноцветной засыпки, которая перемещается при вращении корпуса калейдоскоп вокруг своей оси.
   Гелевые (или масляные) калейдоскопы существуют в нескольких вариантах исполнения. Объединяет их все наличие гелеобразного вещества, в котором присутствует разноцветная засыпка, иногда в виде бисера, цветных стекол, фигурных элементов из фольги и других материалов. В них перед глазами возникает эффект движения благодаря перетеканию гелевого раствора с разноцветной засыпкой, который отражается в системе зеркал. Калейдоскоп с вращающимися кольцами больше известен в странах Востока, чем в России. Традиционная оптическая схема из трех зеркал внутри отражает узоры, которые создаются вращением одного или двух колец на торце трубки. Наибольшей известностью в мире пользуются калейдоскопы израильского мастера Рои Коэн Гильад. Мастер постоянно работает над усовершенствованием конструкций своих изделии и придумывает новые модели. Одна из них – тоннелескоп, который состоит из прозрачной цельной трубки, с полированным торцом-глазком. Два крутящихся кольца с цветным заполнением создают бесконечную серию узоров, которые превращаются для зрителя в эффектный светящийся разными красками тоннель.
   Талейдоскопы (или теледоскопы) – изделия с традиционной оптической схемой, не имеющие внутри цветной засыпки. Их секрет кроется в другом: узоры создаются из отражения частичек окружающего нас мира. Фрагмент изображения, на который направлена труба талейдоскопа, увеличивается благодаря линзе и многократно отражается от зеркальной внутренней призмы. Внутри талейдоскопа - привычное нам окружение трансформируется в необыкновенный мир.

                4. Чудесная сказка Объединенных Арабских Эмиратов.
                Из прошлого – в будущее

   Во втором издании 1858 года Брюстер описывает изобретённый Луи-Бертраном Кастелем в 1725 году «клавесин для глаз» (Clavecin pour les yeux, Ocular Harpsichord), в котором музыка соединялась с цветом.
   Справка: Иезуит, отец Луи Бертран Кастель, примерно в 1730 году построил окулярный клавесин, который состоял из 6-ти футовой квадратной рамки, надстроенной над нормальным клавесином, рамка включала в себя 60 маленьких окошек, каждое из стекла разного цвета, и небольшой занавески, соединенной блоком с конкретной клавишей таким образом, что при каждом ударе по конкретной клавише занавеска на короткое время приподнималась и появлялась вспышка соответствующего цвета. Общество Просвещения было ослеплено и очаровано этим изобретением, и толпы любопытных направлялись в его парижскую студию, чтобы посмотреть на цветовой клавесин. Немецкий композитор Телеманн приехал во Францию, чтобы увидеть его, сочинил несколько пьес специально для этого цветового клавесина и написал книгу на немецком о нём. Кастель предсказывал, что в каждом доме будет этот клавесин, и что будет построено по меньшей мере 800 тысяч единиц. К сожалению, изобретение не пережило его самого (было слишком громоздким).
   Неожиданное продолжение изобретения Луи Бертрана Кастеля получило в
1920-х годах, в Германии.
   Отто Приставик впервые задумал объединить фонтан с музыкой, светом  и изяществом балета. Его первое шоу было показано в Берлине на сцене ресторана «Resi», в котором он работал инженером – электриком. Видимые сквозь ряды сводчатых проходов, масса водных насадок создавали водные струи, которые не только поднимались и опускались, но и раскачивались из стороны в сторону или вращались по кругу, подражая настоящим танцорам. Движущиеся водные конструкции освещались разноцветными огнями, и это заставляло воду сверкать. Посетители ресторана были в восторге, когда водные струи двигались под живую музыку, которой управлял единственный оператор, сидящий у пульта управления.
   Пример музыкального фонтана был показан в 1939 году на Нью-Йоркской Всемирной промышленной выставке. Три оператора управляли фонтаном, в соответствии с программой записанной на бумажной ленте. Бумажная лента, оформленная в виде клавиш на фортепиано, проходила под стеклом, и операторы включали или выключали кнопки для открытия насосных клапанов или выключателей подсветки в зависимости от команд записанных на этой ленте. Этот фонтан был больше чем просто вода и свет. 1400 фонтанных насадок подсвеченные 3 миллионами ватт огней, плюс 400 газовых горелок с механизмом, который заставлял огонь изменять цвет, и выстреливать фейерверки из 350 пусковых установок, создавая ночное зрелище в великом масштабе. Живой оркестр, присутствовавший на ярмарке, играл музыкальные произведения, а огромные динамики передавали их на всю округу. Обновленному шоу, представленному на той же ярмарке в 1964 году, не хватало цветных огней, но были использованы перфокарты для хореографии. Записанная заранее музыка и, ставшая потом революционной, система дихроичных светофильтров (разработанная компанией Bausch and Lomb для фонтанов), благодаря которой темные и светлые линзы смогли производить одинаковый по яркости свет. Именно с помощью этого процесса, при потреблении оборудованием 700 000 ватт было получено более чем 3 миллиона ватт освещения. В этом шоу также были одиночные огни с множеством скользящих светофильтров для смешения цветов, и масса насадок, которые можно было регулировать – их направление менялось с помощью гидравлического привода или пневмодвигателя.
   Умная разработка г-на Приставика вывела фонтаны на следующий уровень, когда, после войны, шоу было установлено на сцене восстановленного ресторана Рези в Бальном Зале, где оно стало местным аттракционом. Путешествуя по Берлину со своим шоу «Тщеславие на коньках», шоумен Гарольд Штейнман увидел фонтан в Рези и был захвачен этой идеей. Заключив контракт с г-ном Приставиком, он отправился к Леону Леонидоффу в Radio City Music Hall в Нью-Йорке. Так шоу, названное Штейнманом «Танцующие Воды», совершило свой дебют в Америке в январе 1953 года. Успех Танцующих Вод в США натолкнул Штейнмана на мысль добавить это шоу в список туристических развлечений, и он организовал компанию Dancing Waters Inc. купив множество шоу комплектов, произведённых на фабрике Приставика. Новые шоу перепроектировали так, чтобы их можно было перевозить, а также их снабдили надувными резиновыми резервуарами для хранения воды. В шоу были использованы лучшие разработки Приставика. Так двигатели фонтанного насоса были подсоединены к мощным резисторам, регулируемые рядом рычагов на пульте управления. Перемещая эти рычаги, количество мощности, подаваемой к каждому насосному двигателю, могло изменяться. Благодаря этому работа насосов ускорялась или замедлялась и менялась высота водных струй. К тому же, в пульте управления множество рычагов было объединено в одиночные переключатели, что позволяло оператору управлять фонтаном и менять различные эффекты одной рукой. В то время, как Отто Приставик, а вскоре и его сын Гюнтер, продолжали улучшать свои шоу в Германии, Гарольд Штейнман отправил Танцующие Воды в грандиозный и успешный тур по Соединённым Штатам и всему миру. Для шоу нашёлся, по крайней мере, один постоянный «дом» — в гостинице временного проживания Royal Nevada Hotel в Лас-Вегасе Новыми фонтанами управлял компьютер, а программы, созданные вручную на заводе, используя фонтан, установленный там, можно было записать пользователю на компакт-диске.
   Поющий фонтан «Белладжио» дает представление каждый вечер, вызывая восхищенные возгласы всех, кто собирается в это время на берегу протянувшегося примерно на 400 метров искусственного озера. Под пение Паваротти, Андреа Бочелли и Фрэнка Синатры взлетающие к ночному небу или сплетающиеся струи фонтана "исполняют" причудливые танцы. Это очень впчатляющее зрелище, тем более, если учесть, что сам Лас Вегас находится в центре пустыни... Фонтан "Белладжио" - это сложнейшее техническое сооружение, состоящее из 4500 ламп, из 1175 струй воды, которые бьют из специальных установок, расположенных в озере и способных выбрасывать воду на высоту более 80 метров (а это, между делом, 25-ти этажный дом).
   Но и это не предел. Шедевром инженерной мысли стал фонтан Дубай — музыкальный фонтан, расположенный в искусственном озере площадью свыше 12 га рядом с небоскрёбом Бурдж-Халифа в даунтауне Дубая. Проектированием системы фонтана занималась калифорнийская компания WET, которая также известна музыкальным фонтаном перед отелем Белладжио в Лас-Вегасе. Это один из самых больших и высоких фонтанов в мире. Его длина составляет 275 м, а высота струй достигает 150 метров, что примерно равно высоте 50-этажного здания. И тем не менее, это всего лишь одна пятая часть высоты небоскрёба. Фонтан подсвечен 25 цветными прожекторами и 6600 источниками освещения.
   Справка: О строительстве фонтана компания-застройщик Emaar объявила в июне 2008 года. Тогда же была объявлена проектная стоимость 800 млн. дирхам ($218 млн). В стоимость входит строительство водоёма, самого фонтана и системы фильтрации. Имя фонтана было выбрано в результате конкурса, результаты которого были оглашены 26 октября 2008.Тестовые запуски фонтана начались в феврале 2009 года, а официальное открытие фонтана состоялось 8 мая 2009 года совместно с церемонией открытия Dubai Mall.
   2 января 2010 года высота струй фонтана Дубай увеличена до 275 м. Фонтан  в любой момент может поднять в воздух до 83 тыс. литров воды. В конце 2010 года фонтан получил новый элемент — огонь, который подчеркивал струи фонтанов (огонь использовался на время празднования 2011 Нового Года). Фонтан Дубай может создавать в воздухе струи различных комбинаций и шаблонов. Лучи света от фонтана можно увидеть в радиусе 32 км. Работу фонтана Дубай обеспечивают множество насосов высокого давления, распылителей и водонапорных устройств: роботизированные распылители создают визуализацию танца водных струй, а несколько видов водонапорных устройств различной мощности могут поднять струи воды в воздух на высоту до 128 м, создавая при этом особый звук "бум". Самые мощные водонапорные устройства редко используются в представлении из-за необходимости создания высокого давления в их системе, что требует значительное количество времени.
   Убежден, что и в 21 веке калейдоскоп найдет свое продолжение в новых и замечательных воплощениях инженеров - электромехаников  следующих поколений.

                5. Крым. Керчь 2012

   Письмо, оставшееся без ответа. (The Brewster Kaleidoscope Society)
     «Рады поздравить Вас с Новогодними и Рождественскими праздниками!

   С увлечением следим за большой работой Вашего Клуба и его замечательных членов.
   Идея создания квазиэлектронного калейдоскопа родилась достаточно давно и полгода назад, приступив к этой работе, 24 декабря 2012 года мы представили промежуточный итог наших изысканий.
   Мы – это преподаватель и студенты Политехнического колледжа города Керчи республики Крым – Некрасов Виталий, Найманов Андрей и Хоменко Константин.
   К сожалению, после разрушения Советского Союза, бывшие Республики и в том числе – Украина, переживают не лучшие времена, и тем сложнее и интереснее стояли перед нами задачи, и тем ярче и красивее, экономичнее и рациональнее мы находили решения технических вопросов.
   Студенты, изучая электротехнические дисциплины, попутно углублялись в рассмотрение вопросов химии, физики, оптики, технической механики и других областей науки и техники.
   Мы организовали и провели научно-практическую конференцию в нашем колледже «Калейдоскоп – настоящее, прошлое и будущее…», где выступили с докладами и продемонстрировали нашу работу – испытательный лабораторный стенд – квазиэлектронный калейдоскоп. (24.12.2012 г.)
   Изучив возможности и поставив эксперименты с различными системами зеркал, и оптических линз для проецирования, способом наполнения и средой для кассет, мы разработали уникальную модель для проекции серии изображений большого масштаба, сменяющихся с ритмической частотой сопровождающего работу калейдоскопа мелодией музыкального произведения. Простая регулировка позволяет быструю перестройку включения источников света и периода их работы в соответствии с музыкальным сопровождением.
   Разработана уникальная система образной оценки видимого изображения и его перевода в аналогичное по эстетическому ощущению содержание кассеты калейдоскопа. Таким образом, стало возможным любые картины окружающего нас мира перевести в идентичные по чувственному визуальному ощущению восприятия в калейдоскопическое изображение.
   Мы очень близко подошли к тому, что называется «Авторская работа» и чем она отличается у каждого мастера от многих подобных работ.
   В дальнейшем мы будем совершенствовать свой калейдоскоп для использования его: в украшении небольших концертных сцен; фасадов зданий; украшения праздничных мероприятий детских и школьных учреждений; витрин магазинов; окон и помещений в кафе, ресторанах для эстетического наслаждения и ощущения праздника при наблюдении за работой квазиэлектронного калейдоскопа.
   Мы с радостью делимся нашей работой и высылаем Вам оригинал части нашего доклада и фотографии, с надеждой, что сможем стать членами Вашего уважаемого клуба.
   К сожалению, мы не обладаем достаточной финансовой поддержкой и все наши начинания являются в нашей Республике энтузиазмом единичного случая. Пусть кроме интернета мы не сможем развивать более наше сотрудничество, но для нас будет большой честью и чувством гордости стать членами Общества мастеров-художников и людей для кого калейдоскоп – это не только изобретение имеющее 300-летнюю историю, но и ставшим философией жизни.

                С глубоким уважением,
                Некрасов Виталий
                Найманов Андрей
                Хоменко Константин!»


                6. Путь к центру Прекрасного

   «Кассета и ее содержимое является вершиной творчества в данной области общекультурных ценностей человеческой деятельности. Искусство составлять калейдоскопические картины, имеющие целостное, направленное и глубокое эмоциональное и подверженное анализу вдумчивого восприятия, подошло к той границе, за которой уже стоят изобразительное искусство, фотоискусство.
   Последние десятилетия показали огромной массой замечательных и совершенных в своем эстетическом восприятии авторских работ, что следующий шаг должен вывести данную область творческого мировосприятия в область искусства со своими неповторимыми шедеврами и открытиями.
   Именно в содержании кассеты кроется бесконечный потенциал творческого поиска и индивидуального авторства.
   Можно ли при этом огромную работу привести к сжатым рамкам какой-либо системы и правил. Не совсем так. Наверное, все же можно обозначить сложившиеся, из  имеющегося более чем векового опыта, основные направления начала творческого пути, где окончание может быть определено исходя из индивидуальной многогранности личности художника.
   Искусство составления калейдоскопа (именно не столько решения технологических задач, сколько эстетическое и ассоциативно чувственное наполнение содержанием, в данных работах) и стало главной творческой миссией художника пытающегося поделиться с окружающими своими переживаниями и мироощущением через картины, сквозь зрачок калейдоскопа.
   Язык искусства составления калейдоскопа универсален и в каждой индивидуальной работе настолько богат, насколько найдет отклик в душе всех прикоснувшихся к творчеству художника за пределами географических границ исторической родины создателя.
   Возможно ли придать глубину и неповторимость ( и без того неповторимой цепочке сменяющих друг друга картин), ассоциативность восприятия, чувств  и мыслей художника к зрителю через созерцание и восприятие картин калейдоскопа? Мы убеждены, что это не только возможно, но и имеет сложившиеся и применяемые в той или иной степени осознано или интуитивно всеми художниками приемы и правила.
   «Попытка» классификации.
Кассеты можно классифицировать:
а) по направлению освещения:
-  фронтальное (по отношению к наблюдателю);
-  боковое (диаметральное);
-   смешанное (или сферическое);
б)  по среде наполнения:
-   воздушное;
-   жидкостное:  1 - с окраской; 2 – определенной степени вязкости;
в)   по способу вращения:
-   ручной;
-   принудительный (механический или двигательный электрический).

   Элементы кассет (или содержимое кассет).
   Наполнение  содержимым кассет сугубо индивидуально и носит явный творческий аспект и вряд ли может быть ограничено финансовой стороной (как-то - наполнение драгоценными камнями со специальной огранкой) или географическим районом местоположения художника (например – только в этом районе произрастающие и находящиеся растения или редкоземельные материалы, или элементы исторической, этнографической, традиционной направленности, свойственные народу или народности проживающим на данной территории), но тем не менее имеют общие принципы:
Объемные или плоские.
Прозрачные или плотные (различной степени).
Отражающие свет или матовые.
Правильной формы или хаотической (рваной).
Легкие или тяжелые (взаимно-относительно).
Природный или искусственный материал (созданный человеком).

   Система зеркал окончательно формирует картину, обладая известными из физики и математики характеристиками, которые остается только повторить:
Так, начиная с 900 углом расположения 3-х зеркальной системы возможно получить 4 симметричных изображения; 450 – 8симметрий и 4-х лучевую звезду.
360  - 10 симметрий – 5 луч. звезду.
300 – 12симметрий – 6 л. звезду.
22,50 – 16 симметрий – 8 л. звезду.
150 – 24 симметрий – 12 л. звезду.
100 – 36 симметрий – 18 л. звезду.
10 – 360 симметрий – 180 л. звезду.
3-х зеркальная система может быть заменена на 2-х зеркальную с 3-ей стороной  в виде черной составляющей и тогда сравнительно более легко можно достичь симметричности изображений.

   Основные этапы по составлению калейдоскопа
Еще раз повторимся: составление калейдоскопа – это вдумчивое целенаправленное и осознанное наполнение содержимым кассеты с целью передать посредством ассоциативного мышления и созерцания созданных картин художником его чувств и наблюдений.
Именно чувств, которые находят отклик в душе творческого человека, и  которым могут быть присвоены словесные портреты, подвергнуты описанию (например – тепло, ярко, нежно,  грустно, прозрачно и т.д.) при наблюдении внешнего мира и его объективов и событий оставляющих яркие и запоминающиеся впечатления и ощущения, свидетелем и участником которых и является в данный момент художник.

I. Этап – определение основных (или значимых) объектов для реконструкции.
Работу метода можно рассмотреть на примере составления кассеты, содержимое которой должно представить наблюдателю уголок природы, фрагмент улицы  и т.д. Для этого определяем около 5 (из расчета – на каждый объект – до 4-х ассоциативных элемента для наполнения кассеты) наиболее значимых, представляющих впечатление и запоминающихся объектов. В среднем, оптимальное количество элементов кассеты может достигать около 20 шт.

II. Этап – определение для каждого объекта основных характеристик:
-  правильность, линейность, симметричность или хаотичность границ объектов;
-  приблизительный объем (в %) от общей картины видимого ( в пределах границ для реконструкции) каждого объекта;
-  детализация формы каждого объекта: вытянутость, угловатость, направленность, цельность или прерывность и др.
-  цвет объекта (или основные определяющие цвета основных частей составляющих целое);
-  анализ личностных ощущений художником , как-то - массы и подвижности (деревья, листья на ветру, облака или здание, фонари
 и др.), прозрачности, легкости, угнетения и т.д.
-  основной фон и воздушная среда выделенных объектов.
Все вышесказанное определяет и ограничивает выбор на максимальной ассоциативной схожести указанных объектов и их характеристик на характеристики подбираемых элементов для кассеты. Наверное на этом этапе – этапе сопоставления и внутренних переживаниях художника и заключена наибольшая составляющая творческого вдохновения.

III. Этап – составление краткого описания для каждой из характеристик.
Параллельно с поиском точных фраз, характеризующих сторону объекта, на уровне интуитивных ощущений, вырисовывается или создается образ элементов способных служить некоей заменой или альтернативой фактическим реальным объектам.

IV. Этап – выделение ключевых слов-определителей характеристик объектов.

V. Этап -  подбор элементов кассеты.
Подбираются наилучшим образом отвечающие требованиям слов – определителей  элементы из числа доступных и известных художнику. При  необходимости элементы подвергаются дополнительной доработке (обрезке, сгибу, оплавлению, совмещением, расколу и др.).

VI. Этап – определение количества элементов по каждому из выделенных объектов.

VII. Этап – определение среды и освещения кассеты.
На данном этапе выбор художника ограничен воздушной или жидкой средой. В качестве жидкости должны использоваться различной степени вязкости от водных до масляных растворов, но химически нейтральных к элементам кассеты (глицерин, фармацевтические масла, очищенные технические и др.).
   Значительно выигрывает наблюдаемая  картина от специально направленной подсветки  кассеты источником внешнего освещения, имеющего определенный цвет и способный вызвать ощущения близкие по восприятию ко времени года в реконструируемой картине (осень, зима и снег…), а также времени суток (вечер, рассвет…).
   Все вышесказанное можно представить в виде Сводной таблицы для составления кассеты. (Мы приводим пример, используя за основу репродукцию картины – «Митридатская улочка)».

                Вместо Послесловия

   «Совершенство - понятие, выражающее идею высшего образца, с которым соотносятся цели и результаты предпринимаемых человеком усилий. Под совершенством может пониматься также практическая пригодность вещи для определенных целей, достигнутость поставленной цели, свершенность замысла,  высшая степень развития  и, наоборот,  лаконичность,  простота,  гармоничность».
 (Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. Под редакцией В. С. Стёпина. 2001.)
   
   Совершенство – это то, ради чего человек изо дня в день преодолевает сомнение остаться незамеченным и одиноким и мы это знаем. И это – Знание.


Рецензии
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.