Крик

  Картиной «Крик»  норвежский художник-экспрессионист Эдвард Мунк  выражал собственный маниакально-депрессивный психоз. После курса лечения в клинике утерял способность к рисованию.               
               
                КРИК
 
Современная человеческая трагедия, основанная на реальных событиях.
               
                Проблемы молодежной наркомании.

                ДЕЙСТВУЮЩИЕ    ЛИЦА

         СВЕТА  Гуреева– студентка пятого курса  Владивостокского Университета, 22 года
       
         АННА СЕМЕНОВНА -  ее бабушка по матери, 67 лет.
         
         НАТАЛЬЯ – мать Светы, врач, 45 лет.

         ИГНАТ – отец СВЕТЫ, предприниматель, 49 лет.

         ИРА – подруга Светы, где-то за 25.
    
           ДЕЙСТВИЕ ПЕРВОЕ
   
      Жилая комната семьи Гуреевых. Обычная обстановка для семьи со среднем достатком.
       За столом Света, она что-то чертит на большом ватмане. Бабушка сидит в кресле, она занята каким-то шитьем.

        БАБУШКА.   Света, у вас, что кроме тебя никого в группе нет, чтобы написать этот график?
       
       СВЕТА (не отрываясь от занятия). Бабушка, ты  не забыла, что я  староста этой самой группы? Следовательно, за всех  в ответе, и если требуется на кафедре что-то срочно сделать  -   делаю я это сама, без накладок и к указанному сроку.
      
        БАБУШКА. Ладно, в  ответе, но не за всех же все делать. Привыкай отдавать распоряжения другим. Ведь не пройдет и года, как ты станешь руководителем.

        СВЕТА. Ой, бабушка, мне  до руководителя еще как до луны. 

        БАБУШКА. Как до  луны, но готовиться к этому надо загодя.(Отрывается от
работы, вспоминает.) В свое время я  так не рассуждала.  Готовила себя заранее к руководящей должности. (Смеется). Ой, как вспомню себя  и смех и грех. Нас  тогда не то что сейчас, закончил учебу и катись на все четыре стороны, а направляли на производство, как молодых специалистов.

        СВЕТА (не глядя на бабушку, любуется написанным). Ну и куда тебя направили?

        БАБУШКА (принялась работать иголкой). Направили, так направили! Прямо в цех «Дальзавода».

        СВЕТА (не отрываясь от занятия, безразлично). И ты стала начальником, и принялась отдавать распоряжения.

        БАБУШКА. Да какие там распоряжения! Назначили помощником мастера. И гоняли, как сидорову козу по цехам, канторам  да складам.

        СВЕТА (безразлично). А по складам зачем? (Рассматривает работу.)

        БАБУШКА. То с заявками на запчасти, то забрать накладные для бухгалтерии, одним словом носилась, как угорелая.

        СВЕТА. Ну вот, а говоришь, чтобы я готовилась командовать.

        БАБУШКА (снова оторвалась от работы). Да я к тому, что сейчас у вас совсем по-другому.

СВЕТА (вроде с раздражением). По-другому, по-другому! Не по-другому, а по знакомству!
        БАБУШКА. Света, о каком знакомстве ты говоришь?
       
         
        СВЕТА. О том самом. Если папа  не подсуетится, будет твоя внученька бегать по складам с накладными и  по цехам с запчастями.
       
        БАБУШКА. Света, у тебя так не будет. Ты учишься на одни пятерки, общественница, староста группы, окончишь Университет с Красным дипломом. Перед тобой откроются двери всех банков города. Станешь банкиром. Ведь ты же у нас  умница!
      
       СВЕТА. Бабушка, о чем ты толкуешь! Вся моя общественность – это только в стенах Универа, а за его стенами – я  никто, вернее, как все.
    
       БАБУШКА (мечтательно). Почему бы не вернуть закон о направлении молодых специалистов на производство?
       
      СВЕТА. Ну и куда бы меня направили, по-твоему?
      
      БАБУШКА. Как куда? В банк и направили бы. Вначале простым клерком, или как там они сейчас называются, потом, со временем тебя бы заметили и перевели в Управляющие. Ведь у тебя факультет «Банковское дело».

        СВЕТА. Ладно, бабушка, от того, что мы с тобой тут поговорили, ничего в мире не изменится. (Рассматривает написанное, встает). Где-то у меня была красная тушь. Ты не видела пузырек?

  БАБУШКА. Посмотри у себя в комнате, на полке. Там у тебя все пузырьки стоят. (Света уходит, Анна Семеновна смотрит ей вслед.) Не нравится мне все это, ох, не нравится. Не приведи Господь, если подтвердятся мои подозрения. (Принимается работать иглой.)

Слышится пение Светы, что-то веселое из современных хитов.

        СВЕТА (появляется  в веселом настроении, наклоняется к бабушке, целует ее в голову). Ничего, бабуль, не журись, прорвемся! (Подходит к столу, смотрит на бумагу. Садится на стул, поет ту же  песню. Закидывает руки за голову.) Ой, сейчас бы вот так взять, и полететь! (Бабушка наблюдает за ней.) Слушай, бабушка, что я тебе расскажу. В прошлую пятницу…да-да в пятницу это было. В деканате сказали, что у нас второй пары не будет, по причине  прибытия к нам из столицы  какого-то шибко ученого умника, с целью поучить нас, неразумных провинциалов, уму разуму.
      
  БАБУШКА. И как, поучил?

        СВЕТА. Нет! Это просто умора! Ты бы посмотрела на этого ученого! (Ненатурально громко смеется.) Весь какой-то из себя… даже не могу подобрать слов.  (Хихикает.) Одним словом вид у него был неприличный.

        БАБУШКА. Что ли рубаха наизнанку, или уши не вымыл?

        СВЕТА (глядя перед собой). У него был порочный вид! О, точно, порочный! А
на его лысом черепе бегали маленькие, хитрые глазки. Мы так и покатывались со смеху, увидав его. (Света с надрывным хохотом навалилась на стол.)

        БАБУШКА (с тревогой наблюдает за Светой). И что же такого он, этот с хитрыми глазками вам поведал?

        СВЕТА (небрежно махнула рукой). Аааа, не помню. (Взялась рукам за голову.) Совсем не помню.

        БАБУШКА (встала, подошла к Свете). Тебе плохо?

        СВЕТА (ненатурально смеясь). Кому?! Мне?! Плохо?! Да ты что, бабуль?! Мне сейчас очень хорошо! Так бы и полетела… (Взмахивает руками. Потом. Словно очнувшись, тихим голосом.) …в омут головой.

        БАБУШКА (с тревогой). Светочка, может позвонить маме в больницу, пусть приедет. Мне кажется с тобой не все в порядке.

        СВЕТА (наигранно, ненатурально). Со мной не в порядке?! (Хохочет.) Со мной все великолепно!

        Звонит квартирный телефон. Анна Семеновна направляется в его сторону. Света подхватывается, перехватывает трубку.

         СВЕТА (манерно). Да-аа… Конечно, я. А ты думала кто?... Ничего не делаю… Сейчас спущусь… Принесла книгу? … Смотри мне.  (Кладет трубку). Бабуль, мне принесли книгу. Я спущусь вниз.

         БАБУШКА. Кто там пришел?

         СВЕТА. Да девчонка из нашей группы. (Идет в прихожую, одеваться.) 

         БАБУШКА (идет за ней).  Как ты себя чувствуешь?

         СВЕТА. Я? Да великолепно! Даже более, чем лучше.(Чмокает бабушку в щеку.) Ну, я  побежала. 

         БАБУШКА (слышна мелодия  Светиного телефона из ее комнаты. Бабушка идет на звонок). Кто там ей звонит?  ( Появляется с телефоном.)

         БАБУШКА (обессилено опускается на стул). Боже, не хочу верить! Мои подозрения подтвердились. Вот он шприц, с еще не высохшей жидкостью. Значит, она снова укололась, как и в прошлый раз, когда я приняла ее веселось за хорошее настроение. Боже мой! Наш ребенок употребляет наркотики и не просто употребляет, а  колется. Я ведь не раз говорила Наташе: ты врач, ее мать, проверь ее кровь на анализ наркотиков. И что та? Как всегда отмахнулась, да еще меня обозвала паникершей.

         Звонок в дверь. Анна Семеновна, прячет шприц в ткань халата, с которым
работала. Идет открывать дверь. Слышно: «Кто там?  А  это ты, Наташа».

                Заходят в комнату.

  НАТАША. Как дела? Что нового? (Раздевается.) Таким трудным было это ночное  дежурство. Благо, что последнее перед отпуском.

         БАБУШКА. Во сколько ваш поезд?

         НАТАША. В пять двадцать.  Мам, приготовила что-либо на праздничный стол? ( Устало садится на диван.) А где наши - Света, Игнат?

         БАБУШКА. Игнат еще в семь часов уехал на работу, там пришли какие-то бумаги, позвонил охранник.  А Света только что спустилась вниз, там ей девчонка из ее группы принесла какую-то книгу.  Наташа, пока ее нет, хочу тебе что-то показать.

        НАТАША (тревожно). Что случилось? Что-то со Светой?

        БАБУШКА. Я прошу тебя, дочь, отнесись серьезно к тому, что я тебе сейчас скажу.
        НАТАША. Говори, не тяни.

        БАБУШКА. Наша Светочка наркоманка.

        НАТАША (подхватилась, зло). Ты снова за свое! Видать тебе очень хочется, чтобы твоя внучка действительно стала ею. Поменьше бы смотрела своих дурацких сериалов. Ненароком станешь маразматичкой.

        БАБУШКА (достает шприц). Вот этим она уколола себя  перед твоим приходом.

        НАТАША (берет шприц, рассматривает его на свет, нюхает). Где ты это взяла?
          БАБУШКА. Как только Света убежала, в ее комнате зазвонил ее телефон. Я пошла посмотреть, кто звонит.  Подумала, что ты. Но едва я ответила, как там отключились. И я увидела  за компьютером вот  этот шприц.

        НАТАША. Так может быть это не ее?

        БАБУШКА. Света рисовала вот этот график, все было хорошо. Потом она пошла за тушью в свою комнату и после этого она запела, потом захотелось ей полетать, в общем, вела себя совсем необычно. И это не в первый раз. Я тебе уже говорила.

        НАТАША (раздраженно). Говорила, говорила! Мам, прошу тебя, не сгущай краски! А то мы действительно своего ребенка подтолкнем на необдуманные поступки.

  БАБУШКА (умоляюще). Наточка, доченька, умоляю, присмотрись к Светочке. Ведь мы можем ее потерять.

        НАТАША. Накаркай беду! Как ты можешь такое  говорить?!

        БАБУШКА. Я не знаю, как мне убедить тебя, чтобы ты обратила внимание на свою дочь.  Все приметы указывают на то, что она колет наркотики.

        НАТАША. Не надо меня убеждать! Я врач, и всяческие твои доморощенные приметы для меня не доказательство. Например, я за Светой ничего подозрительного не замечала.

          БАБУШКА. Когда тебе замечать, если утром ты на работу - она еще спит, а вечером она, либо в своей комнате, либо с друзьями на дискотеке.
         
         НАТАША. По-твоему она, взрослая девушка, должна сидеть дома и вместе с тобой смотреть твои сериалы?

        БАБУШКА. Мне очень горько слышать такие слова от собственной дочери, которую родила, выучила и воспитала.
 
      НАТАША. Значит, плохо воспитала, что твоя дочь не согласна с твоим мнением. Все хватит на эту тему. Ты воспитала меня, свою дочь -  позволь мне воспитывать свою. Слава Богу, она у меня не дура, отличница, не грубит родителям и вообще нормальная современная девчонка.

     Звонок в дверь. Анна Семеновна пошла открывать. Слышно: «Кто там? А это ты, Игнат». Появляется бабушка, некоторое время  спустя Игнат в домашних тапочках.

        ИГНАТ (бодро). Всем привет! А где моя разъединственная дщерь?

        БАБУШКА. Она спустилась вниз к подруге. Ты, что ее не видел?

        ИГНАТ (разочарованно). А я ей приготовил сюрприз.

        БАБУШКА. Да она сейчас придет. Пошла взять книгу. Какой сюрприз ты приготовил? Вроде бы у нее не день рождения?

        ИГНАТ. Да я  ей  обещал еще с  прошлого года, что куплю машину. Но тогда ничего порядочного не  подворачивалось. А сегодня я ее ошарашу сюрпризом перед нашим отъездом.

        НАТАША (зло). Как бы она тебя не ошарашила сюрпризом. ИГНАТ(тревожно). Что такое? Есть проблемы? (Садится на стул.)        НАТАША (иронично). Я не знаю, есть они или нет, а вот мама утверждает, что наша Света наркоманка.

        ИГНАТ (укоризненно глядя на тещу). Я думаю, Анна Семеновна, не следует шутить такими вещами.

  БАБУШКА. А я и не шучу.

        ИГНАТ. Вот и прекрасно! Давайте-ка накрывать праздничный стол в честь нашего отбытия на отдых.  Помимо всего сегодня наконец-то состоялась   удачная сделка с заказчиком. Прослышал, что я ухожу в отпуск, испугался и прислал нарочным подписанные бумаги. Я для торжественного случая приобрел  бутылочку отменного винца. (Идет в прихожую, возвращается с бутылкой.)

         БАБУШКА. Пойду на кухне накрою стол.
       
 ИГНАТ. Нет, Анна Семеновна, праздновать, так праздновать вот здесь, за этим торжественным столом. Заодно обмоем и Светину машину. Наташа,  я купил для тебя  последний номер «Медицинского вестника». (Кидается в прихожую, несет журнал.) Садись на диван, отдохни,  и  почитай журнал, а мы с Анной Семеновной соорудим застолье. (Бабушка и Игнат уходят на кухню).

НАТАША (сидит на диване. На коленях у нее нераскрытый журнал. Ее глаза устремлены в одну точку). Неужели, неужели правда, о  чем говорит мама? Нет!  Такого не может быть! Чтобы наша девочка, умница, красавица, без пяти минут молодой специалист – наркоманка? Нет! Нет! (Она шепотом кричит, зажав уши ладонями. Плачет.) Я не переживу – если это окажется правдой! (Подхватывается с дивана. Обхватив себя руками, мечется по комнате.) А если, правда? Нет! И нет! Я не согласна с этим. Мама просто насмотрелась криминальных передач, вот ей и кажется всякая чертовщина! Не верю! Сегодня же понаблюдаю за дочерью. Я врач, сразу увижу патологию в ее поведении. (Садится на диван. Вытирает глаза.)

        ИГНАТ(появляется с едой на  подносе, расставляет на столе.) Ну что там нового в медицине? Какой  новый  способ придумали наши  выдающиеся эскулапы  по изничтожению  гомо сапиенса. (Замечает покрасневшие глаза жены.) Что с тобой, лапочка, ты  плакала? (Садится рядом с ней, обнимает за плечи. Тревожно.) Что-то не так на работе?

       НАТАША. На работе все в порядке, а вот дома…

       ИГНАТ. Ты о Свете? Да выброси ты эту глупость из головы. Наша бабушка имеет привычку фантазировать. Помнишь, когда я наступил у Гусевых на даче на гвоздь? Она предрекала мне заражение крови, дескать, если я не сделаю противостолбнячную прививку могу,  помереть.  А ведь все обошлось без всяких уколов. И в случае со Светкой все будет окей.  Вставай, садись за стол и не мучай себя глупостями.  Перед отпуском, да еще перед предстоящей поездкой в санаторий, надо иметь соответствующее  настроение. Выброси ты эту глупость из головы и ни о чем не думай.

        НАТАША. Хотелось бы не думать. А вдруг, Игнат, мы с тобой наступаем на те же грабли, о которые многие  поразбивали лбы?

       ИГНАТ. Ты о чем?

       НАТАША. А все о том же. Что родители, словно слепые кроты не видят, что происходит с их детьми. Так и мы с тобой. Ну учится  отлично наша дочь, ну не ночует неизвестно где, не грубит, сидит за учебниками. Она  обеспечена  деньгами. А мы хоть раз заглянули в ее внутренний мир, поинтересовались, чем она живет и с кем дружит? И кто ее   друзья? Все пущено на самотек.

       ИГНАТ (растерянно). Ну…это…бабушка  говорила, что с этой… дружит с Ирой… ну с подружкой.

       НАТАША. А ты знаешь, кто она, эта девушка? Какие у нее интересы, кто родители? Мы даже не поинтересовались у дочери, учится ли эта Ира с нею или это человек со стороны. Игнат, а не упустили ли мы свою дочь? А вдруг окажется  правдой, что говорит мама?

       ИГНАТ. Ну что ты накручиваешь себя и меня тоже. Ты же знаешь, как я люблю вас обеих. Не приведи Господь, если действительно подобная беда коснется нашей Светки – я просто  не переживу этого.

       НАТАША. Не надо мелодрам. Если действительно Света подсела на наркотики, нам следует уже сейчас разработать план по ее лечению и реабилитации.

       ИГНАТ (бодро). Вот это по-деловому! Ты у меня умница. Я знаю, что найдешь для Светы выход из  дерьма, если она в него вляпалась. А денег… да что деньги! Да я все положу на кон ради единственной дочери.
(Появляется Анна Семеновна с подносом, на котором тарелки и пр.)

       БАБУШКА (осматривает стол). Вроде бы все принесла. Давайте мойте руки и за стол. (Раздается звонок в дверь.) Это наверное Света. (Идет открывать.)   Давай Светочка раздевайся, родители уже пришли и  праздничный стол уже накрыт.
 (Игнат кидается в прихожую. Наташа встает с дивана, напряженно ждет. Появляются: бабушка, Света. За ними Игнат.)

      ИГНАТ (обняв дочь за плечи, ведет к столу). Давай, садись. У нас сегодня, как ты знаешь  праздник, посвященный отбытию нас с матерью на санаторный отдых.

       СВЕТА (бодро). Я быстренько помою руки. (Убегает и тут же возвращается. Все рассаживаются за столом). Сколько всего вкусного!

       НАТАША. Где ты была?

       СВЕТА (беззаботно). Да учебник девчонка приносила.

       НАТАША. А что за учебник? 

СВЕТА (что-то стянула с тарелки, жует). А-ааа, по «Праву». Она попросила его до понедельника. Вы во сколько отбываете?

           (Наташа вышла, видно помыть руки и тут же возвращается).

  ИГНАТ. Вечером, вечером, отбываем и довольно об отбытии.  Давайте быстенько все за стол. (Выходит помыть руки, возвращается). Наташа, давай тост,
начнем с тебя.

         НАТАША. Какой можно сказать тост лучше того, что вся наша семья за столом. Вот это и будет мой тост. Чтобы всегда мы были вместе.

        БАБУШКА. Сегодня божественный праздник Сретение Господа нашего Иисуса Христа.

        СВЕТА (удивленно). Бабуль, ну ты даешь! Откуда тебе такое известно?

        БАБУШКА. Из календаря, что висит у нас в прихожей.  А в нем указаны все святые праздники. Ты разве не видела его?

        СВЕТА. Да я только на числа и дни обращаю внимания, и ни на что другое.
Интересно! (Подхватывается, бежит в прихожую, все смеются. Она возвращается.) Правда, там еще написано, что 21 февраля Вселенская родительская суббота. (Смеется.) Интересно как! Теперь буду смотреть, какие  будут святые  праздники.

         ИГНАТ. Ну все. С праздниками разобрались, с причиной застолья тоже, Наташин тост одобряем единогласно. (Разливает вино.)

        СВЕТА. Я не пью. У меня курсовая.

        ИГНАТ. Тогда, тебе напиток. А теперь мой тост.  ( Стоя говорит тост.) Родные мои, я счастлив, что вы у меня есть, что имею возможность поднять бокал с вином за вас: родных и любимых. (Тянется с бокалом чокнуться.)

         НАТАША. Ответно, от всех нас: спасибо тебе, за твою доброту внимание, за то, что ты у нас есть. За тебя. (Пьют, закусывают. Застольный разговор: берите «это», «то» и пр.)

        СВЕТА. Пап, налей всем вина. Можно я тоже скажу тост?

        НАТАША (воодушевленно). Конечно, можно и даже нужно!

        СВЕТА (встала). Родные мои, любимые: мамочка, папа и бабушка. Я вас очень сильно люблю! Я хочу, чтобы в  вашей жизни не было огорчений, чтобы вы были всегда здоровы. И еще хочу попросить у вас прощения, если чем-то вас обидела. За вас. (В руках Светы бокал с морсом. Все растроганы. Наташа, промокнула глаза. Бабушка принялась переставлять на столе тарелки. Игнат закашлялся. Все потянулись
друг другу бокалами. Пьют.)

       ИГНАТ. Хороший тост. Спасибо тебе, доча. А я приготовил для тебя сюрприз.

     СВЕТА. Какой, пап? И почему мне одной?

      ИГНАТ. Сюрприз, который больше можно назвать обещанием.

      СВЕТА. Ничего не понимаю.

       НАТАША. Отец, не тяни кота за хвост. Говори, что ты там приготовил?

       ИГНАТ. Доча, я тебе обещал еще в прошлом году купить машину…

       СВЕТА (подхватывается, кидается к отцу и обнимает его со спины). Папочка, родненький, неужели ты и вправду купил мне машину?!

      ИГНАТ (довольный). Твой отец зря слов на ветер не бросает.

      СВЕТА (уселась на место). Ну все. Теперь я настоящий автомобилист. Машина есть, а права еще со второго курса у меня.

       БАБУШКА. Будете еще пить вино?

       НАТАША. Я не буду. Кое-как допила это. Игнат, сколько раз тебе напоминать,
что кислятину я не люблю.

       СВЕТА (смеется). Мам, ну что за выражение – кислятина. Вино сухое, благородное, виноградное. (Рассматривает этикетку.)  Десятилетней выдержки.

       НАТАША (упрямо). Все равно кислятина!

       ИГНАТ. Девочки, о вкусах не спорят, как сказал  Леопольд.

      СВЕТА. Пап, да Леопольд такого не говорил. Он только призывал: ребята, давайте жить дружно.

      ИГНАТ (прекращает есть, вытирает рот салфеткой). Не важно, кто сказал, а главное, что так оно и есть. Дочь, неси гитару, сейчас запою.

       БАБУШКА. Погодите с  песнями. Может подать чай?

       НАТАША. Мам, сиди, чай потом. Света, неси отцу гитару. (Света убегает и тут же возвращается с инструментом.)

       ИГНАТ (трогает струны). Ну, какую споем?

       БАБУШКА. Игнат, спойте мою любимую: «У церкви стояла карета».

       НАТАША. Замечательная песня. Как давно я не пела! (Игнат берет аккорды, запел, все подпевают):

        У церкви стояла карета, там пышная свадьба была.
        Все гости нарядно одеты, невеста всех краше была.

На ней было белое платье, венок был приколот из роз.
Она на святое распятье смотрела сквозь радугу слез.
Горели венчальные свечи, невеста стояла бледна.
Священнику клятвенной речи сказать не хотела она.
Когда ей священник на палец одел золотое кольцо
Из глаз ее горькие слезы ручьем потекли на лицо
Я слышал в толпе говорили: «Жених неприглядный такой.
Напрасно девицу сгубили». И вышел я вслед за толпой.

                (Повторение первого куплета).

(Песня окончена).

       СВЕТА. Грустная песня. Сейчас все по-другому. За кого хочешь за того и выходи.

        ИГНАТ. А когда, ты, доча, познакомишь нас со своим женихом?

        СВЕТА. А у меня его нет.

        ИГНАТ (смеясь). А этот лейтенантик, что все отирается возле тебя  и хватает  за руки?

        СВЕТА. Витька, что ли? Да это из соседнего подъезда, солдафон.

        НАТАША. Что за солдафон? 

       СВЕТА. Старлей. Прибывает, как он говорит в круг родительской семьи на двое суток. Кроме разговора о сапогах и портянках у него другой темы не бывает.

        ИГНАТ. О каких портянках с сапогами?

        СВЕТА (передразнивая лейтенанта). Запомни, Света: единственная одежда солдата – это сапоги и ремень. Сапоги надо чистить с вечера, а утром надевать на свежую голову. И добавляет: каждая портянка должна знать свой сапог. Ну и о чем я с ним буду разговаривать?

       НАТАША (смеется). Света, он тебя стесняется, потому и не знает о чем говорить.

       ИГНАТ. Возьми его в руки и сама научи красивому разговору.

       СВЕТА. Сейчас, разбежалась и начала учить.

       БАБУШКА. Будешь капризничать, останешься старой девой.

       СВЕТА. Ой, я так  сильно испугалась, что прямо падаю.

       ИГНАТ. Вот останешься вековухой, будет тогда, как в той притче: «Старая дева рассуждала о себе в молодости, что недалеких, легкомысленных одноклассниц будут называть  разгульными, а умных и начитанных, как она сама (подобной тебе), позовут замуж. А вышло, что она сама осталась одинокой». Смотри, а то  уподобишься, той деве.

       СВЕТА. Не уподоблюсь, не беспокойтесь.

       БАБУШКА. Наташа, спойте со Светой песню, которую вы пели  на твоем дне рождения. Она мне так нравится!

       НАТАША. А что за песня? Мы тогда многие пели?

       БАБУШКА. Да  я не помню, как она называется.

       СВЕТА. Ну хотя бы какие слова.

       БАБУШКА. Сейчас вспомню… (Мурлычет какую-то мелодию.) Ага! Аа-аа… Вот, там слова о бокале с вином, и о чем-то сожалеющим.

       СВЕТА. Наверное, это песня «Напрасные слова».  …Плесните колдовства в хрустальный мрак бокала…

       БАБУШКА. Вот, вот! Это та самая песня. Вы так хорошо ее спели.

       НАТАША. Я не совсем точно знаю слова.

       СВЕТА (подхватывается). У меня  записана песня. Я сейчас принесу. (Убегает.)

             (Игнат перебирает струны гитары. Мурлыкает.)

       БАБУШКА. Наташа, ты все собрала из вещей, ничего не забыла?

       НАТАША. Все, согласно списка. Сумки в прихожей. Игнат, будем вызывать такси или поедем на автобусе?

       ИГНАТ (продолжая тренькать). Как пожелаешь, лапочка.

       БАБУШКА ( с тревогой). Света! Ты скоро?

       СВЕТА (кричит). Иду! Наконец-то нашла. (Зашла возбужденная.) Вот песня, давайте споем. А мне даже танцевать захотелось.

       НАТАША (взяла листок с песней).

       СВЕТА (возбужденная). Пап, начинай!

(Игнат наигрывает на гитаре, запел, песню подхватили Света и Наташа.)   

Плесните колдовства в хрустальный мрак бокала.
В расплавленных свечах мерцают зеркала.
Напрасные слова я выдохну устало,
Уже погас очаг, ты новый не зажгла.

Припев:

Напрасные слова – виньетка ложной сути.
Напрасные слова нетрудно говорю.
Напрасные слова, уж вы не обессудьте,
Напрасные слова – я скоро догорю.

У вашего крыльца не вздрогнет колокольчик,
Не спутает следов мой торопливый шаг.
Вы первый миг конца понять мне не позвольте,
Судьбу напрасных слов не торопясь решать.

Придумайте сюжет о нежности и лете,
Где смятая трава и запах васильков.
Рассыпанным драже закатятся в столетье
Напрасные слова, напрасная любовь.

Припев…………..

         БАБУШКА. Какая хорошая песня! Душевная, а какая мелодия! Молодцы, хорошо спели.

         ИГНАТ. Анна Семеновна, соловья басней не кормят. Подавайте чай. А я пока девчатам расскажу анекдоты про медиков. (Бабушка уходит.)

         НАТАША. Видно других тем  у тебя нет.

ИГНАТ. Почему? Есть и другие. Пришла женщина в полицию. –У меня, - говорит, - пропал муж, его нет уже четвертый день!   -Пишите заявление! – говорят. Та написала. – Да, что ему передать, если мы его найдем? – Передайте в первую очередь, что мама не приедет… (Смеются.)    

СВЕТА. Пап, давай, там, про медиков, что хотел рассказать.

         ИГНАТ. В рентгенкабинете утром: - Так, что у нас? –спросил врач медсестру. -Легкие и кости таза пришли, а желудок позвонил, что немного опоздает.

(Все смеются.) (В это время бабушка расставляет чашки для чая.) 

         БАБУШКА. Это как? (Все засмеялись еще громче.)

        НАТАША. Мама, ну ты не поняла, кто записан на процедуру?

         БАБУШКА. Что записаны это я поняла, но как это легкие и кости таза пришли…

          СВЕТА (подхватывается со стула, обнимает бабушку за плечи). Пошли, я тебе помогу принести остальное к чаю и объясню, кто и куда пришел. (Уходят на кухню.)

         ИГНАТ. Ну и что ты, как врач скажешь о дочери? Есть какой-либо признак наркомании?

         НАТАША. Пока не  единого. Это меня и настораживает.

         ИГНАТ. Ну начинается, Лук – кочан опять начал.

         НАТАША. Но ведь бабушка что-то заметила необычное в ее поведении. Не могла же она просто так наговаривать на Свету.

         ИГНАТ. Меня это тоже  настораживает.

         НАТАША. Отныне я не спущу глаз со Светы.

         ИГНАТ. О, Господи! Какие страшные вещи ты говоришь!

         НАТАША. Приходится, если мы, действительно, упустили свою дочь.

         ИГНАТ. Ну и скажешь тоже – упустили… (Появляются Света и бабушка с чайными угощениями.)

         СВЕТА (весело). Послушайте студенческий анекдот. Пришел студент на экзамен, как всегда почти ничего не знает.
-Как   фамилия? –спрашивает профессор. –Если не сдам, - отвечает бедолага. – То Анна Каренина. (Все засмеялись. Даже бабушка.)

       БАБУШКА. Это значит, он бросится под поезд?

       СВЕТА (обнимает ее). Ах ты моя догадливая.

       БАБУШКА. Да здесь- то я догадалась, не то что, с костями. (Разливает чай, предлагает лакомство. Все угощаются.)

       НАТАША. У нас, в больнице, на прошлой неделе был настоящий анекдот. Роженица родила тройню. Решили обрадовать папашу, пришедшего в конце рабочего дня навестить жену.

       БАБУШКА. И что?

       НАТАША. Пришлось папашу откачивать. Упал в обморок.

       СВЕТА. От радости?

       НАТАША. Ага, от радости. У них уже в наличие трое по лавкам, жена не работает, а папаша – слесарь ЖЭУ. Едва вернули к жизни. Говорит: пойду утоплюсь. Вернулся к жизни лишь после того, как ему сказали, что город выделяет  их семье пятикомнатную квартиру без оплаты коммунальных услуг и единовременное пособие 50 тысяч на пеленки, без учета материнского капитала. Вдобавок ко всему   патронажную медсестру по уходу за новорожденными.

       ИГНАТ. На эту тему есть тоже байка. Правда, с черным юмором. Приходит мужик в больницу навестить больную жену, а ему ошибочно сказали, что она померла. Мужик вроде бы растерялся: -Померла? Потом веселее: - Померла! И уже совсем весело, пританцовывая: -Померла!!! Померла!!! И тут появляется врач: - Извините, мы ошиблись. Ваша жена не померла. Мужик с опломбом: нет уж, доктор, померла, так померла! (Все смеются).

СВЕТА. Послушайте еще анекдот на медицинскую тему. Экзамен в мединституте. Студент упорно называет печень «печенкой». Наконец преподаватель не выдерживает: - Вы что, на базаре? Какая «печенка»! Печень! Запомните: пе-е-чень! Еще раз такое услышу – выгоню.
Переходите к следующему вопросу. Студент робко начинает:  -Селезень – это… (Наташа и Игнат едва не покатились со смеху, как и сама Света и только бабушка едва улыбнулась).

БАБУШКА. А что тут смешного, я что-то не поняла?

СВЕТА. Бабушка, студент назвал селезенку – селезнем.

БАБУШКА. А ну вас, ничего не понять у вас (все снова рассмеялись).
ИГНАТ. Ну все довольно, отсмеялись.  Анна Семеновна, спасибо за чай, а мы со Светой пойдем знакомиться с ее машиной.

       СВЕТА (подскакивает). Ой, папка! Правда?! Все, иду одеваться! (Скрывается в прихожей. За ней Игнат. Наташа идет провожать. Бабушка убирает стол. Наташа возвращается помогает матери.)

       НАТАША. Мам, что ты скажешь о Свете, глядя на ее поведение?

       БАБУШКА (садится на стул). Скажу одно: дай Бог, чтобы я ошибалась, но когда она пошла в свою комнату за песней, то вернулась уже под кайфом, как говорит сейчас молодежь.

       НАТАША. А я ничего не заметила. Вроде вышла, какой и была.

       БАБУШКА. Дай Бог, чтобы я ошибалась. 

       НАТАША.  Мам, вы тут справитесь без нас?


       БАБУШКА. Конечно, поезжайте. А что нам справляться? Не дети, не пропадем.

       НАТАША. Мам, у нас с собой будут сотовые телефоны, если что сразу звоните. А мы тоже будем вам позванивать.

       БАБУШКА. Вы до  какого числа планируете отдыхать?

       НАТАША. Где-то числа до 8-9 марта.

      Звонит домашний телефон. Наташа берет трубку.

    -Да… Нет, Света уехала с отцом… Не знаю куда…А кто ее спрашивает?... Хорошо, я передам ей, что звонила Ира…До свидания. (Положила трубку. Бабушка слушает.)

      БАБУШКА. Снова эта Ира! Не нравится она мне. Стоит ей появиться у нас, как со Светой начинается происходить непонятное.

      НАТАША. Чего происходит?

      БАБУШКА. Мне кажется, она снабжает Свету наркотиками. И сегодня утром,  это она позвала ее во двор. Наверняка принесла отраву. Ты не заметила, а я сразу усмотрела изменение в ее поведении, когда она вернулась из своей комнаты с листком песни.

      НАТАША. Ты считаешь, что она укололась?

      БАБУШКА. Уколоться она не успела бы, а вот какую-то гадость лизнула.

      НАТАША (опустилась на стул). Интересное дело. Как ты считаешь, стоит мне напрямую поговорить со Светой?

      БАБУШКА. Нет. Она если уже принимает наркотики и колется, то ни за что не  признается, да и вообще может уйти из дому.

      НАТАША. Господи! Мам, что ты такое говоришь! Уйдет из дома… Час от часу не
легче. Ну и как нам при таком  положении дел отправляться на отдых?

      БАБУШКА. На отдых вы поезжайте. Я сама прослежу здесь за всем. И особенно
за этой Ирой. Если я замечу, что она колет Свету, я ей тут же сверну шею.

      НАТАША (в раздумье). Шею сворачивать, конечно, не стоит, а вот позвонить в полицию самое то. Сама-то она наркотики не производит. Кто-то же ее ими снабжает? Да, дожили, дальше некуда.

      БАБУШКА. Наташа, если Света еще не так далеко зашла с этими наркотиками, может стоит ее показать  специалисту и полечить?

      НАТАША (все так же задумчиво). Показать специалисту… Специалист этот… нарколог мой одногруппник. Вместе учились. И сейчас перезваниваемся. Как я буду выглядеть перед ним в статусе  матери-наркоманки?

      БАБУШКА. А если поехать в другой город и там анонимно проконсультироваться?

      НАТАША (встает). Ладно. Надо подумать. Мы  еще  не совсем уверены, что она употребляет наркотики, и возможно, зря нагнетаем обстановку. (Помогает матери убирать со стола.)

                Звонит телефон.

      БАБУШКА (берет трубку). Да…Да, Аня…Ты, что ли, Лида? Какими судьбами?… Что-то не могу вспомнить, что я тебе обещала…Действительно, в 65 девичья память….Ой, ты моя хорошая! Ну конечно, помню! Такое, да не помнить!...Это какой день будет?...Точно, 23  будет суббота… Конечно, Лида, обязательно буду… Да нового особенно ничего нет. Вот только дочка с зятем сегодня вечерним поездом отправляются отдыхать в ШМАКОВКУ…Не, всего на две недели… Я знаю, у тебя усадьба лучше всякого санатория… Обязательно…Конечно позвоню. Ну, до встречи.

      НАТАША. Кто звонил?

      БАБУШКА.  Лидия Ивановна. У нее 23 юбилей. 70 лет. Она на пять лет меня старше.

      НАТАША. Она так и живет в Надежденском, одна?

      БАБУШКА. Нет, с нею живет ее младший сын с семьей. Они переехали к ней, когда Федор, муж Лиды, внезапно умер от инфаркта. Уже прошло 9 лет.  А кажется совсем недавно.

      НАТАША. Ты поедешь к ней?

      БАБУШКА. Надо. Она ведь была у меня на мое шестидесятилетие. Я ей обещала, что обязательно приду к ней.

      НАТАША. А как же Света?

      БАБУШКА. Наташа, она, что маленький ребенок, одна пропадет?

      НАТАША. Да я не о том.

      БАБУШКА. Знаешь что, дочь. Если она употребляет наркотики, то я ничего не смогу сделать. Думаю, будет даже полезно  оставить ее одну и внезапно вернуться домой, чтобы убедиться: колет она дурь или нет.

      НАТАША. Тоже верно. Но я так не хочу, чтобы твои подозрения оправдались.

      БАБУШКА. А кому хочется? (Села на стул). Может быть покупка машины  как-то повлияет на нее и она откажется от наркотиков?  Если действительно она ими пользуется.

      НАТАША. Мама, ты сразу нам звони, если что.

      БАБУШКА. Конечно, позвоню.
                Звонок в дверь.
      НАТАША. Видать, наши пришли. (Пошла открывать.) Слышатся голоса Светы и Игната. Заходят в комнату.

       БАБУШКА. Ну что, Света, понравилась машина?

      СВЕТА. Ой, бабушка! Не машина, чудо!

       НАТАША. Ты уже была за рулем?

       СВЕТА. Конечно. До самого дома ехала, а папа на своей машине ехал впереди, а я за ним.

       ИГНАТ. Все хорошо. Отлично рулила. Ведь у нее уже есть опыт на моей машине.
       НАТАША. Вот и хорошо. В субботу бабушка отправляется к подруге на юбилей в Надежденское. А ты, Света, отвезешь ее на своей машине.

       СВЕТА (запрыгала). Ой, как здорово!

       БАБУШКА. Только не приезжай за мной. Может быть я погощу у нее день-другой.

       ИГНАТ. Давайте, девочки собираться. Пора. Время поджимает.

       СВЕТА. Мне отвезти вас на вокзал?

        НАТАША. Ни в коем случае. Я не хочу переживать за тебя, как ты доберешься обратно.

        ИГНАТ. Вызывать такси?

        НАТАША. Для чего? Вещей у нас всего одна небольшая сумка, а автобусная остановка рядом.  (Собираются. Света ушла в свою комнату).
       
        БАБУШКА. Я поеду с вами проводить вас до поезда.
(Игнат вышел в свою комнату).
       
        НАТАША. Да ну, мама, будешь беспокоиться. Не маленькие доедем.
       
        БАБУШКА. А мне все равно надо  в магазин за хлебом. И за одно прогуляюсь.
       
НАТАША. Ну, ладно. (Оглядывается.) Вроде взяли все. (Зовет.) Игнат! Мы готовы! (Появляется Игнат.)

        ИГНАТ. Дочь, мы уходим. Иди попрощаемся. (Появляется Света).

        СВЕТА. Хорошо вам отдохнуть и подлечиться. (Обнимает родителей, целует в щеки.)

        НАТАША. Помогай тут бабушке.

        СВЕТА. Непременно.
Все уходят. Света провожает до двери. Звонит домашний телефон.

        СВЕТА. …Ну наконец-то…Где ты лазаешь? Не дозвонишься!...Кто, кто, дед
Пихто!...  Да, да, кто еще! Ну ты достала?...   Давай быстро неси, пока я одна дома…Родители покатили в санаторий на полмесяца, и бабушка с ними… Да не с ними. Она пошла их провожать. Чего застрадала? Я хоть раз с тобой не рассчиталась? …Да есть деньги, есть, ты быстрее неси стекло!(ампула) Жду!  (Обхватила себя руками, быстро бегает по комнате. Смотрит на часы.) Ну где эта черепаха? Сейчас загнусь! Едва сегодня отсидела за столом. Хорошо, что был загашничек. Лизнула, вроде отпустило. А сейчас  скрутило, что сил нет терпеть! (Остановилась ближе к краю сцены.) Господи, что со мною происходит? Я  становлюсь настоящей ханкой (наркоманка).  Раньше мне   хватало четверти дозы почти на два дня, а теперь ежедневно и целой  мало.

                Звонок в дверь.

 СВЕТА (кидается открывать). Ну наконец-то. (Слышно.) Давай, давай быстрее! Сейчас отдам концы! ( Заходит Ира, за ней толкается Света. Она кидается к свертку, положенному на столе Ириной.  Нервно разрывает бумагу.)  Ирка, чего ты тут намотала,  ни черта не найдешь.

  ИРА. Давай я сама. (Достает шприц с наркотиком.) Давай руку. Держи перетягу (жгут). Да не трясись так, я не могу  попасть в вену. Ну что, колоть как обычно?


         СВЕТА (трясясь и сжав зубы). Коли все.

         ИРА. Светка, учти, это доза для тебя большая. И ее действие совсем другое, чем твои обычные.

         СВЕТА (в нетерпении кричит). Давай, вливай, сил больше нет! (Воет.) Уу-ууу! (Ира делает укол. Света расслабляется. Закрывает глаза, выдыхает.) Ух, ну наконец-то нормалек! (Подхватывается. Обхватывает Ирку, старается кружиться с ней). Ах, какой кайф! ((Неожиданно замирает, потом взмахивает руками.) Я лечу! Лечу! (Бегает по комнате.)

          ИРА (убирает со стола бумагу, передразнивает). Лечу, лечу. Торчу, торчу. Да, Светка, тебе придется нелегко, если ты перешла на такую дозу.

          СВЕТА (радостно). Ты это о чем, подруга? (Смеется.)

          ИРА. Все о том же. Чем будешь расплачиваться? Если раньше тебе  одной стекляшки (ампула) хватало на три дня, то теперь полная. А тебе хорошо известно,  сколько она стоит.

          СВЕТА (беззаботно). Не парься! Все будет окей!  Деньги? Какая мелочь!
Да за «герача» (героин) я жизнь положу! (Кружится по комнате.) Я летаю, летаю!

          ИРА. «Наркому» (продавец героина) твоя жизнь ни к чему. Ему нужны деньги.

          СВЕТА (беззаботно). Или золото, ха-ха-ха! Ему понравились мои цацки?

          ИРА. Цацки твои кончились.

         СВЕТА (хвастливо). У меня есть движимое имущество.

          ИРА. Это еще что такое?

          СВЕТА. Папашенька, мой дорогой подарил мне шикарную японку. Так что деньги меня не волнуют.

          ИРА (одевается). Продашь что ли?

          СВЕТА (хвастливо). Если надо - то и продам!

          ИРА. Давай деньги, я ухожу.

          СВЕТА (дурачась). А сколько, вам нужно, мадам?

          ИРА. Хватит придуриваться. Мне надо смываться. Не хочу, чтобы твоя бабенция меня видела.

          СВЕТА. Ладно, ладно. (Шатаясь скрывается в своей комнате. Выносит деньги.) На, кровопивец. (Смеется.) Можешь не считать. Сколько ты сказала, столько здесь и есть.

           Ира уходит. Света оглядывается. Поднимает голову. Отмахивается от чего-то. (У нее начинаются галлюцинации. Что-то летает в виде пауков, жуков. Налетают на нее. Свет бликами мелькает на сцене.)

         СВЕТА. Кыш, паразиты! Чего надо! (Разгоняет руками. Беззаботно кружится, взмахивает руками.) Я летаю, летаю! (Она поднимается над сценой и летит.) Я лечу! Я лечу!

          Слышится хлопнувшая дверь. Это вернулась бабушка.

         СВЕТА. Бабушка! Я летала! Ты не веришь?! Я летала! (Анна Семеновна застыла у  двери. Смотрит на Свету, махающую руками.)

         БАБУШКА (осторожно подходит к Свете, обнимает за плечи, ведет к дивану). Пойдем, милая, пойдем. Ляг, отдохни.

        СВЕТА (вырывается). Ты что не веришь, что я летала?

        БАБУШКА. Конечно, верю. Ложись, отдохни. Я тебя укрою. Вот так. Сейчас я принесу тебе чаю с мятой, ты попьешь и поспишь.     (Идет  в сторону  кухни.)

        СВЕТА (подхватывается). Бабушка!

         БАБУШКА (останавливается). Я тебя слушаю.

        СВЕТА. Подойди ко мне.

         БАБУШКА (подошла, опустилась перед Светой на колени). Обняла ее ноги.

         СВЕТА. Бабушка, я наркоманка.

         БАБУШКА. Я знаю.

         СВЕТА. Я плохая, да?

        БАБУШКА. Ты хорошая, но только тяжело заболела.

        СВЕТА (отталкивает бабушку, истерически хохочет). Я?! Заболела?! Вот уж нет! Кто-кто, но только не я! (Поникла.) Бабушка, что мне делать? Помоги мне.

        БАБУШКА. Обязательно помогу, родная. Если ты хочешь выздороветь, то обязательно станешь здоровой.

         СВЕТА. Я все деньги, которые мне давал папа отдавала за наркотики. А когда у меня не было денег, я расплачивалась своим золотом. Видишь (Показывает шею.) Нет моего крестика, что ты мне дарила, нет золотой цепочки. Колец, браслета, часов, в общем ничего нет, Ирка требует много денег. Но я ей свою машину не отдам. (Начинает плакать.) Бабушка, она хочет, чтобы я продала свою машину и покупала у нее герыча, ну героин.

        БАБУШКА. Никто твою машину не продаст. Она твоя.

        СВЕТА. Какая ты у меня хорошая. Я хочу вылечиться. Хочу жить.(Обреченно.) Хотя знаю, что наркомана невозможно вылечить.

        БАБУШКА. Я обещаю тебе, родненькая моя, что ты выздоровеешь. Я знаю хорошую народную целительницу, она живет в Степном. Мы поедем к ней, и она тебя вылечит.

        СВЕТА. Мы поедем на моей машине?

        БАБУШКА. Конечно, моя хорошая, а на чьей же еще.

        СВЕТА (мечтательно). Я вылечусь, стану здоровой. Пусть тогда попробует Ирка подойти ко мне со своей дурью! Бабушка, ты не скажешь моим родным, что я наркоманка?

        БАБУШКА. Конечно, нет.

        СВЕТА. Я их очень люблю. А если они узнают об этом будут очень сильно переживать. У меня очень хороший папочка. Правда же?

         БАБУШКА. Конечно, моя славная.

         СВЕТА. И я очень люблю свою мамочку. Я не хочу, чтобы они из-за меня страдали. Правильно же?

         БАБУШКА. Конечно, правильно. Все что ты говоришь все правильно.

          СВЕТА. Когда мы поедем лечиться?

          БАБУШКА. Завтра с утра и поедем. Ты полежи, а я сделаю тебе чаю. (Она встала с колен, направилась в кухню).

          СВЕТА (вслед). Бабушка!

          БАБУШКА. Что, милая?

          СВЕТА. Если я после лечения сорвусь, то уже жить не буду.

          БАБУШКА. Что ты, родненькая, говоришь. А как же мы без тебя?

          СВЕТА. Не знаю. (Ложится.)
                ВТОРОЕ  ДЕЙСТВИЕ
          Та же комната. На столе, диване, стульях вещи, раскрытая дорожная сумка. Вернулись домой Наталья и Игнат. В комнате Наталья и бабушка.

           НАТАША (достает подарки). Мам, это тебе кофта. (Подает матери

подарок.)
           БАБУШКА. Спасибо. Хороший подарок. Как раз весной одевать.
(Примеряет.)

          НАТАША. Мне понравилась сразу она. Там, в санатории, большой торговый центр. Можно кое-что выбрать. Это шарф Свете, как раз для ее шубы. 

          БАБУШКА. Красивый (Рассматривает.)

          НАТАША. А это две рубашки Игнату, на лето. (Садится на стул, покупки держит в руках.) Мама, как дела у Светы? Ты по телефону говорила, что все хорошо.

         БАБУШКА. Говорила. Не знаю, что тебе  сказать сейчас. НАТАША (сильно волнуясь). Плохо? Да?

БАБУШКА.  В общем как я говорила, что наша Света колется дурью, так оно и вышла.
         
НАТАША. Господи! Она, что при тебе кололась?
         БАБУШКА. Слава Богу нет. Но она мне призналась, что давно уже подсела на наркотики. На героин.

         НАТАША (схватилась за голову). Боже! За что?! Что  же теперь будет?

         БАБУШКА. Теперь, не знаю. Когда она мне призналась в этом, я настроила ее на лечение. Идти в наркологическую клинику она категорически отказалась. Сказала, если пойдет, тут же узнают родители.

         НАТАША. Боже мой!!!

         БАБУШКА. Но она осознает свое состояние и согласилась  лечиться, но только не в своем городе.

         НАТАША. Надо было  сразу позвонить нам, мы бы приехали и отвезли ее либо в другой город, либо за границу. Главное, что согласилась лечиться.

  БАБУШКА. Я ей об этом говорила. Но она и слушать не захотела. Боялась, не хотела, чтобы вы знали.

          НАТАША. И что потом? Как она сейчас? За ней в Университет поехал Игнат. Она в нормальном состоянии?

          БАБУШКА. В нормальном. Сейчас в нормальном. Я узнала, что в поселке Степном есть бабка, что лечит от наркомании травами и молитвами.

          НАТАША. Мама! О чем ты говоришь! Какие травы! Какие молитвы!

          БАБУШКА (зло). Знаешь что, не выкрикивай! Ты врач, должна была заметить, что со Светой не то. А вы с Игнатом смотрите на мир сквозь розовые очки. Учится дочка отлично, не ночует по-чужим, ведет себя смирно, ну и все в порядке. Родительское внимание подменили деньгами, золотыми  побрякушками, которые она, кстати,  отдала за наркотики, покупкой нарядов. А теперь и машина.

          НАТАША. Ты считаешь,  если бы мы держали ее на голодном пайке, то она не стала наркоманкой?!

          БАБУШКА. Да! Не стала бы! Вы использовали гибельный метод
взаимоотношения  дети-родители, который заканчивается плачевно.

          НАТАША. Мам, ну прости меня, я погорячилась. Это от безысходности. Так вы были у этой гадалки?

          БАБУШКА. Не у гадалки, а травницы. И не надо иронизировать.

          НАТАША. Ну, прости. Так вы были у нее?

          БАБУШКА. Конечно, были. Десять раз ездили к ней на Светиной машине. Все это время она не употребляет наркотики. Я зорко слежу, чтобы с ней никто не встречался из подозрительных. И особенно Ирка. Света рассказала, что это она подсадила ее на наркотики.

           НАТАША. Ты поговорила с этой Ирой?

           БАБУШКА. Не только поговорила, но и пригрозила. Если хоть раз Света уколется, даже не от ее наркотиков, я иду в полицию и заявляю на нее. Думаю, она оставила Свету в покое.

          НАТАША. Может быть, Бог даст Светочку отвернет от дряни?

          БАБУШКА. Дай-то Бог. Но я не живу, я, как натянутая струна. Днем бегу к Университету, чтобы тайно наблюдать за ней до самого дома. Ночью сплю одним глазом: а не уйдет ли куда. Когда она мне призналась, что колит героин, а я ей предложила пройти лечение у травницы, она сразу согласилась, но сказала: если сорвется после этого, то жить не будет.

          НАТАША (схватилась за голову). Матерь Божия! За что такое наказание всем нам?!

          БАБУШКА. Травница сказала, что через месяц еще приехать к ней для закрепления лечения.

          НАТАША (подхватилась). Поедем! Обязательно поедем!
                Звонок в дверь.
          БАБУШКА. Наши приехали. (Идут вместе с Наташей встречать Игната и Свету. Наташа обнимает дочь. Целует в щеку.) Света, там тебе мама подарки привезла.

         СВЕТА (рассматривает покупки). Спасибо. Хороший шарф. Я сейчас. (Уходит в свою комнату.)

         ИГНАТ. Ну все, девочки, живот к спине прирос. Давайте накрывать на стол. Анна Семеновна, я помогу вам на кухне. (Уходят.)

         НАТАША (убирает разбросанные вещи). Как мне вести себя с дочкой? Что ей говорить? (Появляется Света, подходит к матери.)

         СВЕТА. Тебе сказала бабушка?

         НАТАША (притворно). О чем, Светик?

         СВЕТА. Значит знаешь. Ну что же тем лучше. Да, я наркоманка. Я сижу на героине и тебе, как врачу прекрасно известно, что  героиновая зависимость не лечится. Знаю об этом и я.  Тебе  бабушка, наверное, сказала, что меня вылечила деревенская старушка? Старушка лечила, а  я притворялась, что мне лучше, и продолжала колоться.

         НАТАША. Что ты говоришь такое! Зачем, доча,  наговариваешь на себя?            

         СВЕТА. Я уже не человек, мамочка.  И  никого не люблю: ни тебя, ни папу, ни доверчивую бабушку. У меня одна любовь. Наркотики. Перед тобой стоит живой труп. Смотри! (Она обнажила исколотые руки.) Я люблю лишь одного герыча. (Усмехнулась.) Так на языке наркоманов называют жестокого убийцу – героин. (Иронично.) Вот такие печальные дела у вашей непутевой дочери. Ладно, поживем – увидим. (Уходит к себе в комнату.)

НАТАША (подходит к рампе, сжимает голову руками, и заходится в немом крике). (Рекомендация: актрисе следует посмотреть картину «Крик»).   
 Резко распахивается дверь Светиной комнаты. Появляется она в предсмертном состоянии. У нее «передоз». Она уколола себя сознательно.

        СВЕТА (протягивает к матери руки). Мамочка… прости…(Начинает падать. Наталья подхватывает дочь.)

         НАТАША (дико кричит). Игг-г-наатт!
                Из кухни выбегают бабушка и Игнат. Они видят страшную сцену. Отец подхватывает на руки дочь. Опускается с ней на колени. Прижимает ее к груди.

        СВЕТА. Папочка, я сказала не правду, я люблю тебя…Очень…

        ИГНАТ. Солнышко мое, тише, тише, все будет хорошо. (Кричит.) Срочно «Скорую»!

      Наташа, едва Игнат подхватил  дочь,  принялась вызывать «Скорую». Игнат, убаюкивает дочь в объятиях.

          ИГНАТ (прижимает ее к себе). Все будет хорошо, все хорошо, моя родненькая.

         СВЕТА (едва говорит). Папочка…я не умру? Прости… меня…Я люблю… тебя…
маму…бабушку. (Встрепенулась.) Папочка!...я не…хочу…умирать…

        ИГНАТ.  Что ты, доченька! Что ты моя хорошая, ты не умрешь! Моя родненькая! Моя доченька!

         СВЕТА (встрепенулась). Мама...., бабушка...., я.... вас люб....прост...
(Обвисает в руках отца.)

                Слышна сирена «Скорой».

         ИГНАТ (прижимает мертвую дочь, безысходно кричит, не выпуская ее из объятий). Неееет!!! Нееееет!!! Нееееееет!!!   

НАТАША в безмолвном крике, окаменевшая от ужаса и горя, сжимая голову руками, стоит у края рампы. 

БАБУШКА медленно сползает по стенке на пол.

 Нарастает звук сирены  «Скорой помощи».

                Занавес.
       
               
 


Рецензии
КонЕчно же моИ все пробЕлы от трёх вещЕй:
детдОма (4 года) и в интернАтике (10 лет..)
(всё в Славянске в ДонбАссе)
и*,- в семИ годкАх рабОты на ЧАЭС..*
СемЕйности с дЕтства в мАлую двОйку..*
Так что,- ПрошУ всё Человечество,-
ценИте ДЕТСТВО своИх детЕй,
вспоминАя своё дЕтство*

Тимур Бунтарь   18.04.2017 00:00     Заявить о нарушении
Тимур, извините, но я ничего не поняла из вашего ответа. При чем здесь Ваши пробелы, когда я указала Вам на неверное оформление вашей пьесы.

И как пример предложила посмотреть пьесу "Крик.

Антонина Глушко   18.04.2017 05:44   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.