Плещенко Григорий Петрович

Родился  2  (15)  ноября  1907  года  в  городе  Витебск  Витебской  области  (Беларусь).  Беларус.  В  1926  году  окончил  7   классов  школы.  Работал  литейщиком.
В  РККА  с  11  ноября  1928  года.
Окончил  школу  младших  авиационных  специалистов  в  1929  году. 
Служил  авиамотористом  в  строевых  частях  ВВС  Белорусского  военного  округа  до  1932  года. 
Окончил  Луганскую  Военную  авиационную  школу  летчиков  в  1933  году,  курсы  командиров  звеньев  при  Качинской   Военной  авиационной  школе  летчиков  в  1934  году.
В  звании  старшего  лейтенанта  командовал  отрядом  в  12-й  истребительной  авиационной  эскадрилье  111-й  истребительной  авиационной  бригады  Ленинградского  военного  округа.

     «…Это  было  в  начале  мая  1937  года.  Я  в  то  время  служил  в  истребительном  авиационном  соединении  Ленинградского  военного  округа.  Уже  почти  год  в  далекой  Испании  шла  война  с  фашизмом,  и  многие  летчики  из  нашей  и  соседних  частей  сражались  в  испанском  небе.  Я  тоже  обратился  к  командованию  с  просьбой  разрешить  мне  отправиться  добровольцем  в  Испанию.
     И  вот  однажды  меня  срочно  вызвали  в  штаб,  где  уже  собрались  мои  друзья-летчики  из  соседних  частей.  Всем  нам  -  одиннадцати  летчикам-ленинградцам  разрешили  поехать  в  Испанию.  Меня  назначили  старшим  группы,  и  на  следующий  день  мы  были  уже  в  Москве,  а  через  несколько  дней  -  на  борту  теплохода  «Кооперация»,  следовавшего  из  Ленинграда  в  Гавр.  В  Гавре  наши  дороги  временно  разошлись:  до  Испании  мы  добирались  разными  путями,  группами  по  три-четыре  человека.  Наша  группа  направилась  в  Лион.  Там  мы  сели  в  рейсовый  самолет,  следующий  по  маршруту  Лион-Барселона-Мадрид. 
     После  непродолжительного  отдыха  в  Барселоне  мы  отправились  на  автомашинах  на  юг,  вдоль  побережья  Средиземного  моря  (с  короткими  остановками  в  Тортосе,  Валенсии,  Аликанте  и  Мурсии)  на  аэродром  Лос-Алькасарес,  находившийся  в  15-20  километрах  севернее  Картахены.  Это  был  наш  сборный  пункт  и  место  формирования  эскадрилий  республиканской  авиации.
     Самолеты  уже  ожидали  нас.  Это  были  хорошо  знакомые  нам  «ишачки»  И-16  и  И-15.  На  родине  мы  налетали  на  них  не  одну  сотню  часов.  Обслуживали  их  механики-испанцы,  с  которыми  мы  очень  скоро  научились  объясняться  и  подружились.
     Нам  дали  два  дня  на  прием  материальной  части  и  облет  самолетов  в  воздухе,  а  также  на  изучение  предстоящего  театра  военных  действий,  то  есть  линии  фронта  и  маршрута  полета  до  передового  аэродрома.
     К  исходу  первого  дня  мы  произвели  посадку  на  очень  ограниченную  площадку,  с  трех  сторон  обнесенную  двухметровым  каменным  забором.  Это  был  аэродром  Мансанарес,  находившийся  в  35-40  километрах  северо-восточнее  Мадрида.  Вскоре  мы  перебазировались  на  аэродром  Барахас,  в  8  километрах  юго-восточнее  Мадрида.  С  этого  аэродрома  мы  и  совершали  в  течение  продолжительного  времени  свои  боевые  вылеты…»
     (Из  книги  «Ленинградцы  в  Испании»)      

Участвовал  в  национально-освободительной  войне  в  Испании  с  31  мая  1937  года  по  28  января  1938  года  в  качестве  командира  2-й  эскадрильи  истребителей  И-16.
В  1937  году  был  легко  ранен.
Всего  в  Испании  совершил  более  150  боевых  вылетов,  в  составе  пары  сбил  2  самолета.
После  возвращения  из  Испании  продолжал  служить  в  Военно-воздушных  силах.
В  1938  году  ему  было  присвоено  воинское  звание  «майор».
С  марта  1938  года  командовал  38-м  истребительным  авиационным  полком  в  Ленинградском  военном  округе.
В  1939  году  окончил  Липецкие  высшие  академические  курсы  усовершенствования.
Участвовал  в  боях  над  Халхин-Голом  с  мая  по  сентябрь  1939  года  в  качестве  помощника  командира  22-го  истребительного  авиационного  полка. 
Всего  над  Халхин-Голом  произвел  несколько  десятков  боевых  вылетов,  участвовал  в  7  воздушных  боях,  лично  сбил  1  японский  истребитель.
Служил  в  Забайкальском  военном  округе,  с  сентября  1939  года  был  командиром  22-го истребительного  авиационного  полка,  с  декабря  1939  года – командиром  51-го  (55-го)  истребительного  авиационного  полка.  С  28  августа  1941  года  по  февраль  1942  года  командовал  87-й  смешанной  авиационной  дивизией,  с  3  августа  1942  года  -  245-й  истребительной  авиационной  дивизией,  затем  стал  заместителем  командующего  ВВС  36-й  Армии. 
1  мая  1943  года  ему  было  присвоено  воинское  звание  «полковник».
Участвовал  в  советско-японской  войне  в  августе – сентябре  1945  года,  был  в  должности  командира   245-й  истребительной  авиационной  дивизии.
Летал  на  истребителях  И-16,  Як-7,  Ла-5.
После  окончания  войны  еще  несколько  лет  служил  в  авиации.  Продолжал  командовать  245-й  истребительной  авиационной  дивизией  до  1  апреля  1946  года.
9  сентября  1950  года  в  звании  полковника  уволился  в  запас.
Проживал  в  городе  Колпино  (ныне – в черте  города Санкт-Петербург,  Россия).
Умер  13  декабря  1979  года.

Список  известных  воздушных  побед  Г.  П.  Плещенко:
00.00.1937     1/2     Ме-109           Испания                в  составе  пары
00.00.1937     1/2     Ме-109           Испания                в  составе  пары
00.00.1939     1        Ки-27              Халхин-Гол                лично

Награждён  орденом  Ленина  (02.03.1938),  тремя  орденами  Красного  Знамени  (22.10.1937,*  17.11.1939,  20.06.1949),  орденом  Кутузова  2-й  степени  (31.08.1945),   двумя  орденами  Красной  Звезды  (02.08.1944,  03.11.1944),  медалями  «ХХ  лет  Рабоче-Крестьянской  Красной  Армии»  (1938),  «За  победу  над  Германией  в  Великой  Отечественной  войне  1941–1945  гг.»,  «За  победу  над  Японией»  и  другими,  монгольским  орденом  Боевого  Красного  Знамени  (1946).

Примечание:
*       Орден  имел  порядковый  №  1347. 


Рецензии