Плещенко Григорий Петрович
В РККА с 11 ноября 1928 года.
Окончил школу младших авиационных специалистов в 1929 году.
Служил авиамотористом в строевых частях ВВС Белорусского военного округа до 1932 года.
Окончил Луганскую Военную авиационную школу летчиков в 1933 году, курсы командиров звеньев при Качинской Военной авиационной школе летчиков в 1934 году.
В звании старшего лейтенанта командовал отрядом в 12-й истребительной авиационной эскадрилье 111-й истребительной авиационной бригады Ленинградского военного округа.
«…Это было в начале мая 1937 года. Я в то время служил в истребительном авиационном соединении Ленинградского военного округа. Уже почти год в далекой Испании шла война с фашизмом, и многие летчики из нашей и соседних частей сражались в испанском небе. Я тоже обратился к командованию с просьбой разрешить мне отправиться добровольцем в Испанию.
И вот однажды меня срочно вызвали в штаб, где уже собрались мои друзья-летчики из соседних частей. Всем нам - одиннадцати летчикам-ленинградцам разрешили поехать в Испанию. Меня назначили старшим группы, и на следующий день мы были уже в Москве, а через несколько дней - на борту теплохода «Кооперация», следовавшего из Ленинграда в Гавр. В Гавре наши дороги временно разошлись: до Испании мы добирались разными путями, группами по три-четыре человека. Наша группа направилась в Лион. Там мы сели в рейсовый самолет, следующий по маршруту Лион-Барселона-Мадрид.
После непродолжительного отдыха в Барселоне мы отправились на автомашинах на юг, вдоль побережья Средиземного моря (с короткими остановками в Тортосе, Валенсии, Аликанте и Мурсии) на аэродром Лос-Алькасарес, находившийся в 15-20 километрах севернее Картахены. Это был наш сборный пункт и место формирования эскадрилий республиканской авиации.
Самолеты уже ожидали нас. Это были хорошо знакомые нам «ишачки» И-16 и И-15. На родине мы налетали на них не одну сотню часов. Обслуживали их механики-испанцы, с которыми мы очень скоро научились объясняться и подружились.
Нам дали два дня на прием материальной части и облет самолетов в воздухе, а также на изучение предстоящего театра военных действий, то есть линии фронта и маршрута полета до передового аэродрома.
К исходу первого дня мы произвели посадку на очень ограниченную площадку, с трех сторон обнесенную двухметровым каменным забором. Это был аэродром Мансанарес, находившийся в 35-40 километрах северо-восточнее Мадрида. Вскоре мы перебазировались на аэродром Барахас, в 8 километрах юго-восточнее Мадрида. С этого аэродрома мы и совершали в течение продолжительного времени свои боевые вылеты…»
(Из книги «Ленинградцы в Испании»)
Участвовал в национально-освободительной войне в Испании с 31 мая 1937 года по 28 января 1938 года в качестве командира 2-й эскадрильи истребителей И-16.
В 1937 году был легко ранен.
Всего в Испании совершил более 150 боевых вылетов, в составе пары сбил 2 самолета.
После возвращения из Испании продолжал служить в Военно-воздушных силах.
В 1938 году ему было присвоено воинское звание «майор».
С марта 1938 года командовал 38-м истребительным авиационным полком в Ленинградском военном округе.
В 1939 году окончил Липецкие высшие академические курсы усовершенствования.
Участвовал в боях над Халхин-Голом с мая по сентябрь 1939 года в качестве помощника командира 22-го истребительного авиационного полка.
Всего над Халхин-Голом произвел несколько десятков боевых вылетов, участвовал в 7 воздушных боях, лично сбил 1 японский истребитель.
Служил в Забайкальском военном округе, с сентября 1939 года был командиром 22-го истребительного авиационного полка, с декабря 1939 года – командиром 51-го (55-го) истребительного авиационного полка. С 28 августа 1941 года по февраль 1942 года командовал 87-й смешанной авиационной дивизией, с 3 августа 1942 года - 245-й истребительной авиационной дивизией, затем стал заместителем командующего ВВС 36-й Армии.
1 мая 1943 года ему было присвоено воинское звание «полковник».
Участвовал в советско-японской войне в августе – сентябре 1945 года, был в должности командира 245-й истребительной авиационной дивизии.
Летал на истребителях И-16, Як-7, Ла-5.
После окончания войны еще несколько лет служил в авиации. Продолжал командовать 245-й истребительной авиационной дивизией до 1 апреля 1946 года.
9 сентября 1950 года в звании полковника уволился в запас.
Проживал в городе Колпино (ныне – в черте города Санкт-Петербург, Россия).
Умер 13 декабря 1979 года.
Список известных воздушных побед Г. П. Плещенко:
00.00.1937 1/2 Ме-109 Испания в составе пары
00.00.1937 1/2 Ме-109 Испания в составе пары
00.00.1939 1 Ки-27 Халхин-Гол лично
Награждён орденом Ленина (02.03.1938), тремя орденами Красного Знамени (22.10.1937,* 17.11.1939, 20.06.1949), орденом Кутузова 2-й степени (31.08.1945), двумя орденами Красной Звезды (02.08.1944, 03.11.1944), медалями «ХХ лет Рабоче-Крестьянской Красной Армии» (1938), «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.», «За победу над Японией» и другими, монгольским орденом Боевого Красного Знамени (1946).
Примечание:
* Орден имел порядковый № 1347.
Свидетельство о публикации №215062200452