Шагал - лопнувший город

Если бы я не был евреем, как я это понимаю,
я не был бы художником или был бы совсем
другим художником.
                М. Шагал

ШАГАЛ  МАРК  ЗАХАРОВИЧ (МОВША ХАЦКЕЛЕВИЧ) (1887, Витебск - 1985, Франция), художник. Из России уехал  в 1922 году.

Да сынок, я вижу, у тебя есть талант. Но послушай меня, деточка. Может, все-таки лучше тебе стать торговым агентом. Мне жаль тебя. С твоими-то плечами. И откуда на нас такая напасть? (мама Шагала)
___________________               
Когда я написал его (дяди) портрет и подарил ему, он взглянул на холст, потом в зеркало, подумал и сказал:
“Нет уж, оставь себе!”
________________________               
Подо мной Париж! Мой второй Витебск!
____________________
Мастерская была заставлена картинами, холстами, которые, собственно говоря, были не холстами, а разорванными на куски наволочками, простынями, ночными рубашками. Два. три часа утра. Где-то резали скот, мычали коровы, а я их писал. Так я проводил целые ночи... Никто не покупал моих картин. Я думал, что это вообще невозможно.
_____________________________
Но при том что русские художники всегда учились у западных мэтров, они, в силу своей натуры, были дурными учениками. Лучший русский реалист не имеет ничего общего с реализмом Курбе.
А наиболее близкий образцам русский импрессионизм выглядит чем-то несуразным рядом с Моне и Писсаро.
________________________
Я бродил по улицам, искал чего-то и молился: «Господи, Ты, что прячешься в облаках или за домом сапожника, сделай так, чтобы проявилась моя душа, бедная душа заикающегося мальчишки. Яви мне мой путь. Я не хочу быть похожим на других, я хочу видеть мир по-своему».
И в ответ город лопался, как скрипичная струна, а люди, покинув обычные места, принимались ходить над землей. Мои знакомые присаживались отдохнуть на кровли.
Краски смешиваются, превращаются в вино, и оно пенится на моих холстах.
                М. Шагал

Угодники - бесноватые  нагие  мужики  с  истлевшими  бедрами - корчились  на  ободранных  стенах,  и  рядом  с  ними  была  написана  российская  богородица:  худая  баба,  с  раздвинутыми  коленями  и  волочащимися  грудями,  похожими  на  две  лишние  зеленые  руки.  Древние  иконы  окружили  беспечное  мое  сердце  холодом  мертвенных  своих  страстей,  и  я  едва  спасся  от  них,  от  гробовых  этих  угодников.
                И. Бабель

Кто  знает,  может  быть,  и  русские  чего-то  не  понимают  в  Шагале.  Даже  наверняка.
                Д. Галковский

Картины, которые у него не получались, Шагал засовывал в мусорные баки, а то выбрасывал прямо из окна... Когда же в 1922 году он вернулся в Париж (через 8 лет), то увидел, что... мадам Сегонде использовала (его картины), чтобы прикрыть крышу, протекавшую во время дождя.
                Ю. Коваленко


Рецензии