Андрей Фомин и метод Караваджи

В ноутбуке у ярославского хирурга Андрея Фомина есть занимательные кадры. Он в строгом парадном костюме с галстуком полулежит в кресле посреди гостиничного холла с обнажённой по колено ногой. Нога, кстати, размеров внушительных. Потом затвердевший каркас повязки, снятой с фоминской ноги, все дни работы Международного симпозиума «Диабетическая стопа» в Санкт-Петербурге простоит на самом видном месте перед залом заседаний мировых светил,а все эти светила будут обращать внимание на внушительную конечность, станут бесконечно дискутировать возле неё на всех языках, восхищённо прищёлкивая пальцами. А на видео над ногой Владимира Фомина артистично трудится немецкий профессор в самом модном сегодня костюме и изящных белых перчатках.

     Когда на симпозиуме зашла речь о новейшем изобретении итальянского хирурга Караваджи, Андрей Аполлонович Фомин, заведующий отделением больницы № 7, предложил свою конечность для наглядной демонстрации ноу-хау. 

     Проводить «операцию» взялся делегат из Германии. Ни того, ни другого ничуть не смутили необычная «операционная», необычная обстановка. Слух о так называемой повязке «тотал-контрол-каст» уже прошёл по всем континентам, потому что она обещала огромный прогресс в лечении одного из тяжелейших заболеваний на планете – сахарного диабета и его самого опасного последствия – синдрома «диабетической стопы». Именно поэтому врачи 30 стран мира посвятили свой съезд этой теме.

     Сейчас на земле 225 миллионов человек болеют диабетом, к 2025 году по прогнозу их будет 380 миллионов. «СД» недаром считают «чумой XXI века», он включён во всемирный регистр самых серьёзных болезней. Каждые три секунды на планете двое людей заболевают диабетом, каждые 55 минут у кого-то ампутируют конечность по причине сахарного диабета. В США четверть населения – диабетики, там ежегодно на лечение тратится 10 миллиардов долларов.

     С огромной тревогой на симпозиуме приводились такие цифры: при первичном осмотре уже у 30 процентов пациентов регистрируется поражение нижних конечностей, что приводит к тяжёлым операциям и инвалидности.

     Россия также в числе пяти стран мира, где диабет стремительно распространяется. Диабетиков у нас больше, чем в США, говорят врачи – питание, экология, образ жизни, алкоголь способствуют этому. В Ярославской области, например, ежегодно 250 случаев ампутации по причине диабета. У нас нет системы длительного наблюдения пациентов с «синдромом». И тут на помощь хирургам пришёл метод Караваджи – повязка на полиуретановой основе, пропитанная лекарством, лёгкая и безвредная для тканей. С ней можно ходить, на неё надевают тапочки или кроссовки. За полтора месяца язвы заживают, отпадает нужда в ампутации.

     И доктор Фомин вовсе не для пиара предложил свою ногу в качестве наглядного пособия. Ещё в сентябре минувшего года об интересном опыте хирургов больницы № 7 в лечении «стопы» главный врач Елена Дементьева отметила феноменальную тягу Фомина к профессиональным новинкам, к учёбе в любых формах. И сейчас в разговоре о Международном симпозиуме он рассказал, что едва прозвучала информация о повязке Караваджи, решил немедленно на себе попробовать её особенности. Вместе с другим ярославцем из «семёрки» Владимиром Неусыпиным они и приехали в Петербург, чтобы из первых уст узнать новые сведения о диагностике «стопы», о способах лечения, о борьбе с инфекцией, о планах на будущее.

     Доктор Фомин не только вбирал в себя информацию, но и выступил на одной из секций, рассказал о ярославском опыте. В его больнице выделено десять коек для «диабетической стопы», за три года проведено около сотни сложнейших операций, направленных на сохранение конечности больного. Сформировался высокопрофессиональный коллектив медиков, владеющих всеми гранями своей профессии: от общей терапии, эндокринологии, травматологии до пластической хирургии. Об опыте «семёрки» сейчас знают в Италии, Франции, Дании, Швеции, Арабских Эмиратах...

     А ярославцы испытывают на себе все трудности российской медицины. Ранняя диагностика – главная составляющая успешной борьбы с осложнениями «СД». На симпозиуме звучали цифры – кабинеты диабетической стопы, подобные передвижной флюорографии, должны быть на каждые двадцать тысяч населения. В нашей области их нужно тридцать, а у нас пока два – в областной и железнодорожной больницах.

     В стране, по самым приблизительным подсчётам, два миллиона диабетиков, у четверти – синдром «стопы», 12 тысяч из них ежегодно переносят ампутацию.

     Кабинеты диабетической стопы с минимумом затрат на них – первичное звено борьбы с «СД». Почему их так мало? Российские делегаты назвали причины, характерные для всех континентов: нет времени у врачей на осмотры, нет средств.

     Повязка, с которой мы начали разговор, стоит неожиданно дёшево – полторы тысячи рублей. А вот на ортопедической обуви экономия не получается – хорошая стоит до пяти тысяч рублей, плохая больше навредит, чем поможет. В области нужна больница сахарного диабета всех профилей. И возможное место прописки одной из них – в микрорайоне улицы Здоровья в седьмой больнице, считает Андрей Фомин. Уже сейчас её известность перешагнула Заволжье. Сюда направляют своих диабетиков другие учреждения: «Там это получается лучше, чем где-либо».

     Здесь с живым интересом выслушали сообщение своих делегатов о Всемирном конгрессе. В первом квартале будущего года Фомин и Неусыпин выступят на собрании общества эндокринологов области. Сама «семёрка» пока намерена держать места для «синдрома стопы».

     Но на всё нужны деньги. Предстоит ещё одна попытка привлечь внимание Фонда медицинского страхования к финансированию возможного нового адреса на карте ярославской медицины, найти инвесторов для оснащения больницы современным оборудованием, для участия во всемирном наступлении на диабет.

     Фото Анны Соловьёвой

     Северный край,  15 января 2009


Рецензии