Красные маки

Петьке было 8 лет,  лето  с родителями он проводил в деревне, она была небольшая, в 10 домов , все друг друга знали. Петька всегда гулял один, у местных  детей почти не было, а две соседские девчонки его не интересовали. Рядом с деревней была речка, дорогу к ней он знал отлично и родители отпускали его одного, там всегда находился кто-то из знакомых, и за ним приглядывали.
Собрав полотенце и все необходимое, Петька неторопливо побрёл по вытоптанной просеке, на речку; выйдя к полю, он решительно сменил наскучивший маршрут. Прогуливаясь, он увидел красивые, красные цветы, это были маки; мама будет рада цветам, неожиданным цветам, и он начал их срывать один за другим. Нарвав букет, он решил прилечь, отдохнуть. Рассматривая облака на небе, он встречал разные причудливые формы, насладившись отдыхом, он начал собирать маки с земли , но почувствовал, что ему что-то мешает, отложив букет в сторону, принялся ощупывать почву руками.
Сквозь траву проступало что-то твёрдое - железное. Петька аккуратно и терпеливо начал вырывать дёрн, очистив металл, у него в руках оказалось кольцо, сантиметров 10-15, подёргав его, он ничего не добился, кольцо по прежнему  плотно было в  земле. Он старался запомнить это место, глаза его блестели от радости, и нового смысла жизни.
К речке Петька ходил только своим - важным и новым путем, но все его попытки докопаться до истины были напрасными. Он рыл ямки, тянул всё сильней, но кольцо оставалось в земле, понимая, что сил недостаточно, а лето на исходе, ничего не оставалось, как  нарисовать карту с опознавательными знаками; он даже просчитал шаги от опушки леса до старого дуба, на противоположной стороне.

***

Шли годы. Петьку тянуло в деревню, но родители предпочитали черноморские курорты; затаив обиду, подчинялся им.
Петьке уже исполнилось пятнадцать. Он  вырвался в деревню с друзьями, чтобы  отпраздновать свой день рождения. Зайдя в свою комнату , в глаза ему бросилась детская, замаскированная криптограмма - самому себе, друзьям он не сказал ни слова о забытой тайне.
Не прошло и недели, как детское любопытство одержало верх и Петька шел по своей дороге с координатами места положения. Провозившись около часа, разбирая свои секретные символы, он вышел к макам. Они вывели его к тайне тогда, и приветливо встретили вновь. Через десять минут, он ощутил холод метала, который отчетливо помнили его руки. Расчистив поляну от мешавшей травы, он изо всех сил дёрнул кольцо, преграда была существенной, он решил попробовать с другой стороны; ничего не изменилось, кроимее того, что целина слегка приподнялась.
 Он уже бежал к лесу, отыскав палку нужного диаметра, с надеждой понес её в знакомом направлении. Палка подошла по размеру, продев в кольцо и уперев ее в землю, он отжимал кольцо с огромным усилием, и вместе с ним начала приподниматься земля. Это была дверь в непонятную яму, там было очень темно и видно лишь очертание лестницы, ведущей во мрак. На улице уже стемнело. Петька, решил осмотреть находку позже. Он был шокирован  и не рискнул спуститься без фонаря.
На утро, взяв фонарь деда, воды и еды, он отправился осматривать таинственное место. Тем же способом он открыл дверь, включил фонарь и начал спуск вниз. Под ногами он почувствовал  мягкий пол, похожий на ковер, осветив фонарем, он увидел образовавшийся слой мха, луч скользнул в глубь комнаты, в углу стояли двухъярусные, сколоченные из досок нары, а на них кем-то оставленная телогрейка, рядом стог сена. В центре мелькнул стол, на котором стояла керосиновая лампа, кружки и чайник, были там ещё какие-то полки, маленькая печь, и табурет. В противоположном углу стояла жестяная бочка с керосином . Это была самая настоящая землянка. Петька решил закрыть дверь от случайных глаз, обдумать, что теперь делать с этой тайной. Оглядев все еще раз, по хозяйски, направился к столу и начал разглядывать керосиновую лампу, в ней остался керосин, он зажёг фитиль, комнату наполнил теплый свет.
На столе лежала неприметная, пожелтевшая тетрадь, придвинув ее к себе, раскрыв, в глаза сразу врезались цифры 1943 год. Он осмотрел еще раз комнату, взял в руки ч\б фото лежавшее рядом, на столе, с фотокарточки на  Петьку уставилась девушка. сидящая на стуле и юноша стоящий рядом, державший ее за плечо. Петька вернулся к тетрадке, усевшись поудобнее, принялся читать.
Сегодня 15 июня 1943г.
ВОЙНА.
Я, Анохин  Владимир Петрович, обнаружил вашу землянку, обещаю, пока здесь прибываю, буду заботиться об вашем имуществе. Я несказанно рад домашнему уюту, наша часть стоит возле леса, ночи особенно страшны, Немец непредсказуем. Дай Бог вам здоровья.

Сегодня 22 июня 4:00 1943г.
ВОЙНА.
Один из страшнейших дней нашей истории,  в этот день, два года тому назад началась В.О.В и длится до сих пор, скольких ещё заберёт она людей.  К нам прибыло подкрепление, молодые парни от 17- 23 лет, прошлой ночью немцы открыли огонь,  почти  все полегли, я жив благодаря вам, за что очень признателен. Сегодня привел ночевать 2х сослуживцев, вымотанных и уставших, им нужны силы и здоровый сон. Прошу извинить мою дерзость и бестактность, знайте, мы обязаны вам жизнью, великодушный хозяин.
Ваши :
Анохин Владимир Петрович
Симаков Афанасий Климович
Зейналов Эмиль Ренатович
Ещё много ночей отмечены в этой тетради; исписано подробностями человеческих судеб и отваги бойцов, но, в каждом из посланий прошлого, присутствует благодарность за возможность спокойного, здорового сна.


Именно этой записью обрывается повествование...
Сегодня 12 августа 1943г.
ВОЙНА.
Последняя ночь. Завтра наш полк выдвигается оборонять город N, нашим войскам требуется подкрепление. Прощу вас только об одном, если вас не затруднит, пожалуйста, напишите нашим семьям после войны, что мы здесь были и провели военное лето. Останемся ли мы в живых, я не знаю. Спасибо Вам за уют и керосин, низкий поклон за всё.
Ниже подписавшиеся...
Адреса:
Зйналов Азамат Ренатович. Город Стерлитамак, ул.Ленина, д.57 к.7 ;
Симаков Афанасии Климович. Город  Брянск, ул. К.Маркса, д.5, к.38 ;
Анохин Владимир Петрович. Город  Москва, ул. Тверская, д.80, к.115.
Премного благодарны вам за понимание, не забывайте нас.

Петька сидел неподвижно, рассматривая фотокарточку. Долго обдумывая, что делать, ведь прошло много лет, очевидно было лишь то, что после войны единственный человек оказавшийся здесь, глубоко под землей, был он. Ему становилось страшно от мыслей о тетрадке, в которой важнейшее послание семьям солдат. Закрыв вход в землянку, Петька с тетрадью и поспешил домой.


***

Вернувшись в город, он воспользовался компьютером. Через интернет, скачав базы данных 3х указанных городов из тетради, он сопоставлял адреса и фамилии людей проживающих там сегодня.
По первому и второму адресу фамилии не совпадали, но в  базе был указан телефонный номер. Петя решил убедиться наверняка, возможно,  адресата знают людей из фронтовой тетради, но на том конце провода были удивлены звонку и думали, что их разыгрывают.
По  третьему адресу проживал, вернее сказать, зарегистрирован в Москве, по улице Тверская, д.80, к 115. Анохин Владимир Петрович, но помнит ли он лето 1943 г , жаль, телефонный номер отсутствовал по указанному адресу.
Петька перебирал в голове всевозможных родственников; Москвичкой оказалась мамина сестра,  осталось только найти повод  оправдывающий поездку для родителей.  Летние каникулы сыграли свою роль, а музеи и  театры Москвы были убедительным аргументом.


***

Родители легко согласились.  Петька уже шагал по Москве, мысли его перебирали всевозможные варианты, вежливого вторжения в личную жизнь человека, чьи руки, много лет назад, в  страшные годы, находили силы на бумаге фиксировать судьбы и события тех, кто героически защищал нашу Родину.
Добравшись до Тверской 80, у  нужного подъезда,  Петьку начало лихорадить, то и дело кидая в дрожь.  Он не заметил , как  номер квартиры с тетради оказался перед носом.  Как объяснить, кто он и зачем приехал. Вероятно, поступок вызовет непонимание, но юный парень  счел послание в тетради своим долгом перед человеком, от которого быть может, зависел исход  сражений, или, он  мог подарить жизнь тем людям, чьи потомки окажут огромное влияние на мир.    
Звонок в дверь был настолько звонкий, что, кажется, его было  слышно на улице. Дверь распахнулась, на пороге стояла девочка, примерно одного с Петькой  возраста, такого он не ожидал, взяв себя в руки, он вежливо спросил Владимира Петровича. Девочка подозрительно его осмотрела и спросила:
- А Вы собственно кто?
- Я Петя Свиридов, приехал к Владимиру Петровичу Анохину.
- Откуда вы его знаете?
-Дело в том, что в 1943 году , он просил кое-что сделать, я выполняю его просьбу, мне нужно вернуть ему одну вещь.
- Заходите.
Внучка приглашает незнакомого гостя в квартиру и вёдет прямо к комнате.
- Дедушка давно ни с кем не разговаривает, да и помнит ли  что-нибудь? Он постоянно смотрит в одну точку, сидит в кресле, почти не двигается.
Петька зашел в комнату, осмотрелся, в кресле-коляске, рядом с окном, сидит одинокий, пожилой старик смотрящий в даль. Петька подошел, представился  и назвал деда по имени-отчеству, но лицо его осталось спокойным. Присев рядом на стул, он открыл  пожелтевшую тетрадь, и начал читать в слух то, что было написано 70 лет тому назад. Читая неторопливо, каждую строчку, он ждал реакции автора, но тишина этой комнаты была громче стрелок часов, висевших на стене; вскоре Петька освоился, и с гордостью, то увеличивая паузы, то не оставляя их между предложениями - вовсе, - усиливал и без того трогательные места. Дочитав то, что ему было знакомо уже наизусть, он положил тетрадь на подоконник, а рядом вертикально пристроил фото, тихо попрощался и вышел, так не получив отклика.
Дедушка продолжал сидеть неподвижно, глаза его блестели от слёз, он отчётливо вглядывался в лицо юного бойца и девушки, которую любил. Жизнь пролетала перед глазами; как же быстро проходит время, уничтожая следы прошлого, безвозвратно стирая его в пыль, только то, что осталось на бумаге - имело смысл, и кажется, будет жить вечно.
На улице сияло солнце, но Петьке было все равно, в его сердце остался отпечаток грусти и надежда, что его дело было сделано не напрасно. В этот день он увидел человека, который для него стал примером храбрости. Благодаря свершенному поступку, юноша стал взрослей, прочувствовав мужество и силу человеческого духа.
В голове у Петьки мелькало множество мыслей, он пытался представить, каким был дед до и после войны; был ли он мальчишкой, который гонял во дворе мяч или же  подростком, сводящим  местных девчонок с ума, и тут же перед глазами возник образ восемнадцати летнего защитника родины, который придя с войны, отважным солдатом , был почетно встречен родней и  стремившийся, как и все, к мирной, счастливой, семейной жизни.
Как же много таких мальчишек не вернулись с войны, все они хотели жить. Они  боролись за собственную жизнь, каждый день. Эти мысли Петька бережно сохранит в себе на долгие годы.


Рецензии