От счастья я не исцеляю... памяти Анны Ахматовой

Мне думается, неверно попрекать (тем более - осуждать) человека пишущего, человека Слова в неизбежных издержках своего же дара - упоении словом, играх словом, в том числе, с эпатажем смыслов и высказываний. Это больше вопрос меры, как у пьющих. В конце концов, я знаю только Одного, Кто владел Словом в совершенстве.

Ахматова, наверное, идеальная мишень, чтобы выдергивать ее строки из контекста и выносить ей "лично-нравственные" приговоры. Как с фразой про стихи, женщин и бесстыдство.

Между тем, насколько я понял ее (пускай даже поверхностно зная биографию и прочитав не так уж много стихов) - она имела в виду вовсе не тот категоризм, что слышится в ее словах. А иное.

Жизнь в этом перевернутом мире часто ставит пред двумя из зол. Бездумное смирение, или искренняя война. Пессимистичная заземлённость, любящая маскироваться под мудрость, или рисковый, захватывающий полет, но без малейших гарантий. Тоскливая покорность, или сердечное бесстыдство.

Тогда (повторюсь, из двух зол!) - даже не лучше, а честнее - выбрать войну, полет и бесстыдство. Тут я с Ахматовой соглашусь: только тогда жизнь становится жизнью. Англичане, впрочем, говорят, что из двух зол не выбирают ни одного. Иными словами - истина не в крайностях (с любым полюсом).

С этим тоже невозможно спорить, но... когда мы находимся в идеальном мире.


***


Я не слишком большой поклонник Анны Ахматовой, но отнюдь не за навязчиво приписываемое ей "бесстыдство". Мне всегда как-то чувствовалось, что ее стихи - пронзительные, искренние, живые - все же чересчур женские, от обид и переживаний до ожиданий и надежд.

А хотелось бы (если мерить по "гамбургскому счету") чтобы произведение поднималось над проблематикой восприятия полов и особенностей мужских и женских психотипов. В некотором смысле, обладало универсализмом, приближающим нас к ангелам.

Впрочем, я сейчас придираюсь и говорю об Идеале. О котором она сама всю жизнь мечтала, но так и не нашла. Ни в мужчинах, ни в стихах. Что тоже (наверное - неизбежно) делает чувствительного человека колючим и язвительным...



***


Я не любви твоей прошу.
Она теперь в надежном месте.
Поверь, что я твоей невесте
Ревнивых писем не пишу.
Но мудрые прими советы:
Дай ей читать мои стихи,
Дай ей хранить мои портреты,—
Ведь так любезны женихи!
А этим дурочкам нужней
Сознанье полное победы,
Чем дружбы светлые беседы
И память первых нежных дней...
Когда же счастия гроши
Ты проживешь с подругой милой
И для пресыщенной души
Все станет сразу так постыло —
В мою торжественную ночь
Не приходи. Тебя не знаю.
И чем могла б тебе помочь?
От счастья я не исцеляю.

- Анна Ахматова


Рецензии