Казакия. По следам исторических источников

В IX—VIII вв. до н. э. Приазовье населяли кочевые племена киммерийцев, грозных конных воинов, совершавших опустошительные походы в Переднюю Азию.

Вскоре их вытеснили и частично поглотили ираноязычные скифы — один из самых известных народов древности. В VI—III вв. до н. э. скифы господствуют во всем Северном Причерноморье. В скифскую эпоху в Северном Приазовье возникает целый ряд крупных населенных пунктов, сыгравших заметную роль в истории региона: Таганрогское поселение (милетская колония Кремны, конец VII — третья четверть VI вв. до н. э.); Елизаветовское городище (V — конец IV вв. до н. э.) и основанная на ее месте большая греческая колония (конец IV — первая треть III вв. до н. э.) и боспорская колония Танаис, расположенная на берегу современного Мертвого Донца (III в. до н. э. — III века н. э.). Босфорские греки, основавшие многочисленные поселения на юге европейского континента, получали от скифов и других народов, граничащих с ними, невольников, хлеб, звериные кожи, соленую рыбу в обмен на сукно, виноградные вина и прочие товары. "Город Танаис, - пишет Байер, приводя слова Страбона, - был общим купеческим городом азиатских и европейских орд".
Задолго до того, как имя казаков появилось в русских актах, в 948 г. Константин Багрянородный (Порфирогенит), сын Льва VI, 905-59, писал первоначальное название нашей страны, по греческому обычаю – “Касахия”.

В академических комментариях к Константину Порфирогениту (С. Петербург, 1744 г.) Зигфрид Байер (академик и исследователь русских древностей) говорит о Каcахии: “Сие есть всех древнейшее казацкого народа поселения упомянутие”.
Источники нам свидетельствуют о том, что в I-III веках на территории будущего города Азова существовали два земледельческих поселения меотов, упоминаемые Птолемеем под названиями Паниардис и Патарва, и входившие в систему укреплённых городищ, расположенных вокруг принадлежавшего Боспорскому царству города Танаиса.
Кто такие меоты, откуда пришли на Дон? Таинственные меоты жили на Дону с конца прошлой эры и начала нашей эры. Они жили примерно в то же время, что и сарматы.  По версии археологов в начале нашей эры на Дон меотов переселили Боспорские правители из метрополии. Они должны были контролировать вольнолюбивых греков, проживающих в Танаисе, то есть в отрыве от метрополии и жаждущих самостоятельности.
Согласно последним исследованиям, меоты - это представители оседлой северокавказской культуры, родина которых Адыгея, на которой проживало не единственное племя. Поэтому меоты – собирательное название  различных племён, в состав которых входили и племена досхов, синдов и дандариев. А название «меоты» оттого,что так в античные времена называлось Азовское море - Меотское озеро.

В начале нашей эры представители меотов умели торговать оптом. Они закупали большую партию товара у одних и продавали другим. Это были воистину великие торговцы древнего мира. Большие торговые далёкие связи доказывают находки некрополя Кобякова городища: римские фибулы, фаянсовые египетские фигурки и украшения. Теперь уже точно можно сказать, что в торговле им не было равных, даже грекам было чему поучиться. 
Лишь в одном Кобяковом городище жившие меоты, оптовые торговцы,  заполняли рынок Танаиса и весь античный мир крупными поставками рыбы и икры.  Население Кобякова городища составляло около 40 000 человек. А таких меотских городищ на Дону того времени в Поле было не мало. Меоты прожили на Дону до IV века нашей эры.

В начале III века эти поселения погибли под натиском пришельцев.
А уже в конце IV века, после гуннского нашествия, значительно меняется этнический облик южнорусских степей. Если прежде, с начала I тыс. до н. э., здесь господствовали ираноязычные кочевники, теперь им на смену приходят многочисленные тюркские племена.

За четыре столетия Великого переселения народов — с IV по VII вв. — различные народы прошествовали с Востока на Запад через дельту Дона: гунны, болгары, авары, хазары.
В середине Х века, после разгрома хазар князем Святославом в составе Руси появилось Тьмутараканское княжество, располагавшееся на Таманском и Керченском полуостровах.
К исходу X века город Тана (Азов) попал под власть русского князя Владимира, передавшего правление в удел своему сыну Мстиславу. "Мстислав имел свою резиденцию в Тмутаракани ... Там покорил он себе в 1021 году соседственных, до Кавказских гор распространившихся казаков.    

Историк (Байер, кстати, немец по происхождению, из Кёнигсберга) чрезвычайно уважительно относился к казакам и, описывая Азов под их властью, замечал: "...известны были они уже в 948 году, и жили в нынешней Кабарде близ Кавказских гор, где они от Великого князя Мстислава в Российское подданство приведены были. Он отправил их в 1023 году вместе с козарами против своего брата, великого Князя Ярослава". И далее: «Польские писатели объявляют о них разные неосновательные басни, но сие показывает токмо подлую их ненависть против сего храброго народа ... Донские казаки владели весьма плодовитою землею, хранили изрядный порядок для удержания татарских нападений и принадлежали до Российского государства".
Междоусобная борьба, имевшая место в тот период на Руси, привела к тому что, около 1067 года Азов был покорен половцами и получил свое нынешнее название. 
В конце XII века в Причерноморье и Приазовье возникают итальянские торговые фактории, основанные Генуей, Венецией и Пизой. Одна из первых факторий – Порто Пизано (около современного Таганрога) была основана Пизой в первой половине XIII века.

В числе первых была основана и фактория Тана, расположенная, как признавали сами ее основатели, “на краю света” и “в пасти врагов наших”.

Средневековая Тана лежала на левом берегу одного из многочисленных рукавов Дона, в его дельте, окруженная степью и ее обитателями. Условия жизни в Тане были не безопасными. Обитатели поселения испытывали угрозу со стороны кочевников и промышлявших разбоями в степи так называемых «казаков».
Возникновение в 1270 году на месте Азова древнего города, являвшегося административно-политическим и ремесленным центром связано с историей Золотой Орды — великого средневекового государства. К 1320 году Азак достиг максимальных размеров — его площадь составляла несколько квадратных километров, а проживало в нем 20 — 30 тысяч человек. По величине Азак того времени сравним только с Новгородом, а больше его были только два города — столичные города Золотой Орды Сарай и Сарай-ал-Джедид. Азак (Тана) в XIV—XV веках был крупным торговым центром, где сходились пути из Китая, Индии, Ирана, Закавказья, Золотой Орды. Город Азак стал торговым терминалом, а порт Тана — важным транзитным портом на крупнейшем торговом пути из Италии, Испании, Франции в Персию, Китай, Индию. Порт Тана был нанесен на карты, причем в европейских документах он именовался Таной, а в восточных документах — только Азаком. Через Тану проходил путь Русского государства в Византию и Средиземноморье. После распада Золотой Орды в 20 — 60-е годы XV века Азак (Тана) входил в состав Большой Орды.
В XV веке (В 1471 году) Азов завоеван турками у татар. Турки стали называть завоеванный город Адзак, а писали его название часто искаженно - и Озов, и Казак, и Казава. Турецкая крепость особо была ненавистна донским казакам, кои долгое время пользовались морским путем, совершая свои походы "за зипунами".
Во все времена своей истории, при всех поворотах ее торговой судьбы Тана (Азак, Азов) оставалась крупнейшим рынком рабов.
Лишь воля русского государя Петра Алексеевича к расширению и умножению русских границ, позволила допустить мысль о возвращении Азова.
В конечном итоге  в 1736 году турецкая крепость Азов была покорена Россией. Закончилась эпоха феодального хаоса племён разбойных в Дикой Степи. Как бы не жестоки были меры Петра Великого по отношению казачьей вольницы, но стали с честью они служить своему ОТЕЧЕСТВУ, плоть от плоти которого они были и есть. 


Рецензии
Проблема с касаками - косогами - черкесами-адыгами в том, что у казаков было так называемое народоправие, когда все вопросы решались в Кругу, а у касогов было сословное феодальное общество, делившееся на князей, узденей и крестьян. Здесь просто созвучие этнонимов. Точно так же можно казахов приравнять к казакам.

Геннадий Коваленко 1   18.04.2019 06:57     Заявить о нарушении
Геннадий, у нас с тобой давнишние разногласия по вопросу государственности казаков. И, если ты помнишь, я казачьего "государства" не усмотрел ни в каком веке. Ты же в "Войске Донском" узрел ГОСУДАРСТВО. При таком раскладе, останемся "при своих", как говорится.

Меня "щекочет" вопрос - был-ли вообще этнический народ "КАЗАКИИ"?
Чем больше я копаюсь в самых разнообразных источниках, тем более склонен к выводу, о котором я написал тебе вчера, а именно - Казаки на просторах Дона - те же ушкуйники с Волги не имевшие никакой государственности. Следовательно, ушкуйники - не народ, а разбойничье братство. Разномастные ушкуйники,не поделившие сферы влияния меж собой на Волге, появились на Дону
ушкуйничать(жить разбоем)и никому не подчиняться. То есть казаки Дона - это, выражаясь современными понятиями, - ОТМОРОЗКИ ВОЛЖСКИХ УШКУЙНИКОВ.

Что ты можешь сказать по этому вопросу?

Михаил Ханджей   18.04.2019 09:37   Заявить о нарушении
Алексей, твоё "встряло" в мою переписку с Геннадием Коваленко мне дюже понравилось. Про казаков и дурдом - это КЛАСС! Только ни я, ни Геннадий к пациентам дурдома никакого отношения не имеем. А совет тебе мой таков - если ты имеешь что сказать предметно, заходи на мою страницу, читай и пиши так называемые "рецензии" какие тебе в голову взбредут. Особенно ценны будут, если про дурдом и твоего врача-психиатра.

Михаил Ханджей   18.04.2019 09:47   Заявить о нарушении
Михаилу. Некоторые народы умудряются создавать несколько государств. Ушкуйники по определению разбойники Новгорода или Вятки Судя по всему в начальный период они были одним из компонентов донских казаков. Не хочется здесь пересказывать свою статью "Происхождение донского казачества. Взгляд из провинции". Там как раз я подробно рассматриваю этот вопрос с упоминанием тех же косогов и многое другое. Прочти, может с чем и согласишься.

Геннадий Коваленко 1   18.04.2019 10:41   Заявить о нарушении
Алексей, благодарю за ваше "извините". Извиняю Вас с улыбкой, так как я страсть как люблю юмор. Я и воспринял "про казаков и врача-психиатра из дурдома"с улыкой до ушей растянутой. У меня есть рассказ сотрудника скорой помощи психбольницы. Если заинтересуетесь, прочтите в разделе "Юмористическая проза" рассказ "Сон сотрудника дурдома". Буду польщён любым вашим отзывом на мой рассказ.

Михаил Ханджей   18.04.2019 11:43   Заявить о нарушении
Алексй, я не собираюсь читать, тем более писать, лекции относительно понятий "народ" и "братство". Откройте словари и вам станет ясно, что с пингвинами, несмотря на то, что и у Вас и у них кровь красная, вы разные и никак народом быть не можете. Понятие "народ" гораздо шире чем понятие "гены" и "братство".

Михаил Ханджей   18.04.2019 14:26   Заявить о нарушении
Геннадию Коваленко 1 - Прочёл я твой "...Взгляд провинциала" и с уверенностью говорю - это добротный взгляд. В принципе он мало чем отличается от всех мною прочитанных ранее гипотез. Ты это собрал "до кучи", за что тебе честь и фала.
Если ты, Геннадий, прочтёшь у меня "Дикое Поле" части I и II, то узнаешь более конкретнее мою точку зрения относительно казаков и казачества, как такового.

Михаил Ханджей   18.04.2019 14:58   Заявить о нарушении
Чернечику. Забавно рассуждаете. Какая там кровь. Вы если и переселитесь пусть не к пингвинам, а к папуасам, папуасом не станете, так как вы выросли в другой этнокультурной среде. А вот ваши дети и тем более внуки станут папуасами. Великий русский лингвист В. Даль, по папе то ли швед, то ли ещё кто, а по маме француз, сам считал себя русским, так как вырос среди них.

Геннадий Коваленко 1   18.04.2019 17:06   Заявить о нарушении
Чернечику. Ну да?!!! Евреи говорите только по крови признают своих! Ну насмешили!!! Вы вообще слышали кто такие чёрные израильские евреи фалаши? Самые первые упоминания о фалашах относятся к IX в. и принадлежат еврейскому путешественнику Эльдаду а-Дани. Он считал фалашей одним из десяти колен Израилевых, коленом Дана, которое ушло в Куш, как в древности называли Эфиопию, и основало независимое царство. В 1972 году израильский Верховный раввинат признал предания и традиции фалашей иудейскими. Верховный раввин вынес решение, что негры фалаши «несомненно происходят от колена Данова» – то есть, жителей библейского Хавилеха, сегодняшнего юга Аравийского полуострова. Аргументы – фалаши верят в Тору, основную священную книгу иудеев; делают обрезание, чтят субботу и следуют еврейским заповедям гигиены и кошерной пищи. И посему на эфиопов-фалашей распространился израильский закон о репатриации, автоматом дающий гражданство любому еврею, приезжающему в Израиль на постоянное жительство. Вот вам и кровь.

Геннадий Коваленко 1   18.04.2019 17:14   Заявить о нарушении
Алексей! Согласитесь, что ЛЮДИ как вид животного мира, не народ.

Аргумент: За века гомосапиенсы "досклещивались" и доскрещивались, что никто не знает какого роду он и племени! И Вы, раб божий, не знаете кто вы! И чьи гены в вашем грешном органоне. Может быть, Вы от папуаса с озера Тити-Кака! А он, в свою очередь, спаривался с пингвином с эскимоских берегов! Или с макакой японской! Вот этого Вы точно не знаете, а остальное не понимаете. И носитесь с евреями и немцам, как дурень с писанной торбой. И те и другие
знают, что зародились от сперматазоид! И не более того! Но это любой мальчик и девочка современные знают с детских яслей. И не только еврейские и
немецкие. А Вам, раб божий, стыдно не знать такое.

Рекомендую - слиняйте со страницы Геннадия, а ко мне не приходите.

Михаил Ханджей   18.04.2019 20:17   Заявить о нарушении
Чернечику. Вы что дурку включили? Вам вообще в голову приходило, что евреи семиты, в принципе не могли в негров превратиться. Знаете, наука такая есть - генетика. Просто негры фалаши, давным давно приняли иудаизм, как многие наши якуты православие. А решение раввина чисто политическое.

Геннадий Коваленко 1   19.04.2019 12:56   Заявить о нарушении
Михаил, ну и как тебе этот истерик недоделанный?

Геннадий Коваленко 1   19.04.2019 16:33   Заявить о нарушении
Геннадий, этот истерик думает что он пингвин-геркулес, и что он и его мерзопакостная работа не будут наказаны. Он ошибается. От своей "праци" скоро у него приключится "вавка в сраци" как говорят казаки-азовцы. Его, сучонка, из-под земли достанут.

Геннадий, ты ещё этому припадочному пытаешься что-то объяснить с позиций науки, а не пора ли тебе, казаку-митякинцу, обрубить ему язык для начала?

P.S. Да, я стёр его истеричную речуху в мой адрес, так как было решено то, о чём я написал выше. И впредь, если он вновь заистерит, буду стирать, так как я его в упор не вижу.


Михаил Ханджей   19.04.2019 18:06   Заявить о нарушении
Михаилу. По началу он выглядел относительно вменяемым. Я вообще стараюсь по возможности первый не наезжать.

Геннадий Коваленко 1   19.04.2019 20:04   Заявить о нарушении
А я эту паскудину сразу учуял. Первым не наезжал, но и не сказать ему, что он приметивнее пингвина, о котором так распинался, не мог. Ты, Геннадий, извини меня за резкость, но я никаких "наездов" не прощаю. Тебя, видимо, он не достал, коль ты снёс его понос. Он, урод, меня и тебя "прославил" в рецензиях Вадима Прохоркина. Разве можно такое смиренно проглатывать?

Михаил Ханджей   20.04.2019 00:03   Заявить о нарушении
Михаил - собака лает ветер носит. Тут таких собак. Вчера одна шизанутая израильско подданная гавкать начала - убрал к чертям собачьим.

Геннадий Коваленко 1   20.04.2019 06:38   Заявить о нарушении
Геннадий, как говорится - я на Диком Поле Проза.ру "не первый день замужем", и с какой только "живностью" не встречался. Бывало, переживал, два раза страницу свою закрывл, а потом...в рубку пошёл. И дали дёру от меня всякого рода шушера, как от Бориса Думенко (помнишь, при виде его с клинком в руках, по степи разносилось "Робя! Боря! Атас!"). Я, конечно, не Думенко, но порубать могу. Молча никого не удаляю. Пытаюсь уразумить, но когда вижу безумный оскал со стороны противника, будь-то хоть генерал казачьих войск, удаляю безжалостно.
Да и ты, насколько я помню из прошлых лет, не беззубый казачина. За что я тебя уважаю не менее чем за труды во славу памяти о славном племени казачьем.
С добрыми тебе, земляк, пожеланиями.

Михаил Ханджей   20.04.2019 07:38   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.