Джордано Бруно

«Я умираю мучеником добровольно и
знаю, что моя душа с последним вздохом
вознесётся в Рай!» (Джордано Бруно).


Средневековье. Камера сырая.
Отверстие на каменной стене.
Через решетки к небесам взывая
Лежит ученый тихо на спине.

Зима. Февраль семнадцатое, холод.
И год трагичный – тысяча шестьсот.
«К сожжению!» - ударил в зале молот
На лбу судьи холодный виден пот.

Открылась дверь и вот вошел священник
«Наука Ваша – ересь: отрекайтесь!»
Джордано: «Ваша милость, я Ваш пленник
Но одолеть науку не пытайтесь».

«Вращается Земля вокруг Светила
Из года в год. Моя ли в том вина?!
Наука бы сполна вас просветила
Глазам мешает вашим пелена».

«Убив меня Вы правду не убьете
Бессмертную, как Бог (хвала Ему!)
Напрасно кровь невинную прольете
И навредите сану своему».

Священник: «Ухожу я, но не поздно
Раскаяться тебе. Спаси себя!»
Джордано: «Хоть рычание и грозно
Но льва однажды проглотит земля»

«Сейчас Вы правы надо мной, Священник!
Наука, знанья – звук пустой для Вас!
В глазах «святош» сейчас я вор, мошенник
Но знайте, недалек расплаты час»

«Пройдет немало лет, но мир узнает
Что знания – нужны, как и вода
И Рим неправоту свою признает
Пусть через месяц, может - и года».

Костер горит. Вокруг – толпа зевак.
Сбежалась вместе на рассвете дня.
И даже стая уличных собак.
Пришла послушать крики у огня.

И мокрою веревкой он завязан
Чтобы входила в кожу при жаре.
«Последние слова сказать обязан!»
Твердил Священник рано на заре .

«Наука – ложь и ересь, не от Бога!
Пробил последний час, ученый, твой!»
Ему Джордано: «Так ли однобоко
Порядок можно нарушать земной?»

В толпе внезапно слышно: «Что за грех
Привел его сюда: убийца он!?
Скажите, Падре, чем он хуже тех
Кто топчут Милосердье и Закон?!»

«И за слова простые – за ученье
Вы предадите плоть его огню?!
Прошу простить меня за откровенье:
Но Вы не правы. Потому, молю!»

«Остановить жестокий произвол
То – человек, а не дрова и лес
Хотите пепла, праха или зол
Чтобы добавить Вашей чести вес!?»

Толпа кричит: «В огонь его, гори!
Вина его доказана! Вперед!
А хочешь жить – покайся и моли»…
Джордано им: «Наступит ваш черед».

«Сегодня я – а завтра вы сгорите
В кострах убийц за слово иль закон
Я – лишь начало, вы – конец, смотрите!
Уже сейчас я слышу крик и стон».

«Я верю в Рай, в Творца и Человечность!
И Бога познаю иным путем!
Костер горящий – мне дорога в вечность!
Найду покой и мир хотя бы в нем».

И вот огнем охвачен Бруно. «Гений,
Прощай, великий сын земной науки!
Найди покой в долине вечных теней
Где нет огней, священников и муки».

Нет, не кричал! Улыбка до конца
Стояла на лице его, в глазах
Огонь забрал Джордано-храбреца
Оставив только золу, дым и прах.

Его ученья свет горит поныне
Из камня ожил в центре Рима он
Вернувшись после долгих лет разлуки
К Святым навеки был он причислен.


Рецензии