Десятый спектакль

      В сезоне 2014-15 гг. я пришла после огромного перерыва в театр имени Пушкина смотреть спектакли. Первый из них был – «Женитьба Фигаро». Обожаю Бомарше, эту его искромётную комедию. И в конце сезона, наверное, последний из спектаклей, которые я посетила в этом году (десять раз была в театре), опять была «Женитьба Фигаро».

      Вот меня спрашивают: зачем ты смотришь спектакли по несколько раз? Можно сказать – эстетствую! Серьёзно, я очень рада, что опять попала на «Женитьбу Фигаро»! Я помню, как мне сразу понравилась постановка – академичностью, весёлостью и музыкальностью. При первом посещении я ещё никого из исполнителей, кроме Арсентьева, не знала, сидела далеко, видела плохо.

      А во второй – понравилось ещё больше! Сейчас актёры все знакомые по другим спектаклям, я купила очки, и место у меня было в ложе бенуара.

      Прежде всего, я рассмотрела, наконец, великолепную декорацию Зиновия Марголина – то ли старинный комод с часами, то ли шкатулка, то ли лестница «в небо»: со статуями, которые оживают, с бесплотными сказочными существами (студенты Школы-студии МХАТ).

      Игра артистов на этот раз принесла больше удовольствия. Начальная сцена С.Лазарева и А.Урсуляк «с кроватью» прошла живо и убедительно – это уже настроило на положительный лад.

      Я переживала за Сергея Лазарева: только бы он сыграл хорошо, поймал апельсин, только бы Фигаро одержал верх над самоуверенным и сладострастным графом. Всё прошло замечательно. Лазарев прекрасно провёл и монолог. Эта сложная сцена получилась очень жизненной и убедительной, не занудной!

      К моему удивлению, Александр Арсентьев играл Альмавиву несколько иначе, чем в первый раз. Мне вспомнилась Фаина Раневская: «Если это нужно для дела, я могу играть значительно хуже!» Нет, Арсентьев не играл «значительно хуже», но в его графе Альмавиве выпячена вульгарность (против рекомендаций автора, Бомарше). Я так поняла, – чтобы психологически оправдать победу Фигаро.

      Я считаю, что Арсентьев как актёрская личность глубже, чем Лазарев, и трудно соблюсти паритет, как было у Ширвиндта с Андреем Мироновым. У тех звёзд театра Сатиры диалог Графа с Фигаро выглядел как партия в пинг-понг! А в театре имени Пушкина всё гораздо поверхностнее, но, может, и доступнее.

      Александра Урсуляк создавала убедительный и точный образ Сюзанны – «серого кардинала» при графине в доме Альмавива. Новыми гранями интриг, хитрости и понимания целей и желаний оппонента играли её парные сцены с Арсентьевым. Я вновь наслаждалась их взаимодействием на сцене. А как трогательно он к Сане на поклонах обернулся и за руку взял!

      Александр Матросов – учитель музыка Базиль, Ирина Бякова – Марселина, Алексей Рахманов – садовник, Олег Пышненко – доктор Бартоло, Анна Бегунова – Фаншетта, Сергей Миллер – констебль, Сергей Кудряшов – Керубино были точны, убедительны, адекватны и, не побоюсь этого затёртого слова, - прекрасны!

      Виктория Исакова в образе Графини постоянно вызывала смех в зале, демонстрируя глупость персонажа. Кстати, Сюзанна отняла у неё бокал почти сразу, так что мотив пьянства Графини не был педалирован.

      В зале сидело много молодёжи, детей на каникулах. Все – все! – места были заняты, и ложи набиты до отказа. Публика живо реагировала на многие комедийные моменты. Да, может быть, порой смех выдавал наивность восприятия, – ну и что? По крайней мере, подростки и молодёжь пришли, познакомились с комедией, с её сюжетом, – теперь будут встречать знакомые выражения и коллизии узнаванием.

      В заключение несколько замечаний. Не очень красиво смотрелся Евгений Плиткин в светлом парике, в одеянии «духа» – и со щетиной на щеках и подбородке! Слава Богу, хоть Арсентьев-то был тщательно выбрит! Когда его довели, он за сердце схватился так натурально! Анна Бегунова не так красиво, как в прошлый раз, раскатила по лестнице свои яблоки – они посыпались с восковым стуком. Александра Урсуляк после зонгов во вчерашнем «Добром человеке» говорила из последних сил – так её жалко было!

      Я пришла в свою ложу после второго звонка, и сотрудница театра спросила меня: «У вас пропуск?» Вот как хорошо она обо мне думает! Показала билет в ответ на её просьбу. Тут народ набежал и в эту ложу, и во «вторую», которая ближе к сцене, но мне всё было видно прекрасно! Надеюсь, и я никому не мешала.

      В конце, на поклонах, я достала свою камеру и стала снимать. Цветы я видела – два огромных букета, один белый и в середине с жёлтым (его подарили Урсуляк), другой – красные розы. Не заметила, досталось ли что-нибудь Арсентьеву. Кажется, нет.

      Девушка, делающая поклонникам актёров замечания, опять торчала у сцены. Хорошо, что я не полезла туда.

      Поклоны прошли быстро, и опустился чёрный непрозрачный занавес, хотя народ ещё аплодировал.

      Я вышла на улицу – была уже половина одиннадцатого. Смотрю, к служебному входу народ потянулся-таки. А я не пошла: постеснялась. Думаю: чего лезть? Может, и зря.


Рецензии