Либерия. Страна рабов, страна господ

Рабство, которое сегодня осуждается, долгое время было вполне привычным явлением, а о создании утопического государства основополагающим принципом,  которого было бы всеобщее равенство, мечтали многие философы и гуманисты, хотя делались и попытки воплощения  этих идей в жизнь в виде  вольных анклавов для всех угнетенных и закабаленных,  наподобие Шервинского  леса или даже целых  государств, как это было во время восстания зинджей  (черных рабов из Занзибара и Западной Африки) в Аббасидском  халифате во второй половине 9 веке, в ходе которого восставшим  рабам удалось на 10 лет  создать  собственное государство на юге Ирака, основанного , как это не парадоксально, все на том же рабстве из захваченного местного населения. Стоит также упомянуть и  существовавшую с 1630 по 1694 г. в Бразилии  независимую Республику Палмарис(в переводе значит Пальмовая, поскольку  была расположена в пальмовых лесах),    основанную чернокожими рабами, бежавшими с бразильских фазенд и плантаций, население которой достигало 20 тыс. человек(с учетом бразильских индейцев и мулатов), сумевшую  отразить несколько карательных экспедиций ,предпринятых португальскими колониальными властями и  так же применявшую принудительный рабский труд  .   

Наконец, в 1724 г. вышла в свет книга некоего капитана Чарльза Джонсона, о котором сегодня ничего неизвестно, (по некоторым предположениям исследователей  это был псевдоним самого Даниэля Дефо) ,   «Всеобщая история грабежей и смертоубийств, учиненных  самыми знаменитыми пиратами», в которой автор поведал читателям  о существовании  в конце 17-начале 18 века на Мадагаскаре пиратской республики Либерталия, основанной французским моряком и доминиканским священником, признававшей равноправие всех своих подданных, в том числе и чернокожих-   бывших рабов освобожденных пиратами из трюмов захваченных ими кораблей . Впрочем, реальное историческое существование этой республики сегодня  ставится под сомнение многими историками.


Но все же настоящим триумфом в деле организации своего  особого   островка свободы для эксплуатируемых  масс, которыми  часто были чернокожие,    стал 1822 г,. когда первая группа афроамериканских  рабов, выкупленных на волю аболиционистами (то есть противниками рабства)   из Соединённых Штатов, высадилась на побережье Западной Африке в Атлантическом океане , положив тем самым  начало создания государства Либерия - от английского liberty-свобода.
Первыми, кто подал подобный пример,  были англичане. В конце 18 века у берегов Британии  потерпел крушение корабль, перевозивший несколько сотен африканцев в рабство в Северную Америку. Учитывая британские законы, по которым спавшиеся уже не могли считаться рабами, а также крепнувшие аболиционистские настроения ,их освободили и  поселили в Ливерпуле, а затем репатриировали на территорию современной Сьерра-Леоне, где они вместе с еще одной группой африканских  репатриантов, получивших ранее  свободу ,  в  1792 г. основали поселение  Фритаун (англ. «город свободных») - столицу сегодняшней Сьерра- Леоне.
Но если Сьерра - Леона впоследствии стала английской колонией, то судьба соседней Либерии сложилась иначе.
В США  инициаторами  отправки бывших рабов на землю их предков выступило учреждённое  в 1816 г. «Американское колонизационное общество», состоящие в основном из религиозного движения  квакеров, достаточно  сочувственно относившихся к американским чернокожим, а также, как это не удивительно,  некоторые рабовладельцы, боявшиеся что само  наличие рабов-вольноотпущенников подорвет  устои самой рабовладельческой системы в США . Сами же афроамериканцы  стремились покинуть Соединённые Штаты, где даже будучи свободными ,они  обречены были на дискриминацию и  вернуться на свою историческую родину, чтобы обрести подлинное равноправие . И вот, как уже говорилось ,в 1822 г.  бывшие рабы, чьи предки были завезены европейскими работорговцами   из Западной Африки на плантации Северной Америки и Вест  Индии, оказались на своей земле обетованной, в том ее регионе,  который португальцы, имевшие здесь ранее свои торговые фактории, называли  за изообилие перца  Costa da Pimenta (Перечный Берег) населенным  местными   туземными племенами и фактически никому кроме них не принадлежащим. Приплывшие репатрианты, или как они уже теперь  себя окрестили,  америко-либерийцы   назвали свою новую родину- колонией   «свободных цветных людей» с поселением Монровия(будущая  столица Либерии) в честь президента США Дж . Монро   .  Примерно в это время были произнесены  лидером первых переселенцев  Элиджем Джонсоном  слова ,  известные сегодня каждому либерийскому школьнику: «Два долгих года искал я дом , я нашел его здесь , и здесь я останусь».  В 1824 г.  колония  получила название Либерия. В 1828-1837 гг. по соседству  возник целый ряд новых  поселений  из тех же бывших рабов. В  1839 г. была принята единая конституция, и  большинство  поселений  объединились  в единую федерацию - Содружество поселений Либерии, а восемью годами позже ,26 июля была провозглашена независимая(от патронажа «Американского колонизационного общества») республика Либерия, первым  президентом которой стал в 1848 г. выходец из афро-европейской семьи  Робертс Джозеф Дженкинс.
Но  жизнь поселенцев была далека от благополучия, особенно в первые годы. Болезни и стычки с многочисленным  местным населением  часто сопровождали их. К моменту образование республики в 1847 г.  из 4,5 тысяч чернокожих переселенцев из США, Вест-Индии и Бразилии в Либерии осталось 2,5 тысяч афроамериканцев . К ним также можно присоединить, примерно такое же число,  так называемых конгос- освобожденных у берегов Африки рабов .
В1857 г. в состав молодой либерийской республики вошла  не менее молодая республика Мериленд (границы которой составляют сегодняшнее одноименное графство в Либерии) ,- основанная в 30 гг. 19 в. по инициативе  и активном участии «Колонизационного   обществом штата Мериленд», проделавшая практически такой же путь но, провозгласив свою независимость 1854 г.    из за угрозы нападения местных племен ,через три года объединилась со своим либерийским собратом.
Либерийскому государству не суждено было стать подлинным образчиком свободы демократии и процветания.
Взяв за основу государственную    модель США , вплоть до флага и девиза, америко-либерийцы,  составлявшие вплоть до сегодняшнего дня около 2% от общего числа населения страны,  несмотря на статьи конституции, декларирующие равенство всех людей,   заняли в Либерии  господствующие политическое социальное и экономическое  положение над более отсталыми и многочисленными   коренными племенами и народами, лишившихся многих своих земель, нещадно эксплуатировавшихся , доведенных до уровня батраков . В 1929 г. Лига Наций  обвинила Либерию  в применении принудительного рабского труда и даже ставила вопрос об установлении над ней опеки. Таким образом, вчерашние рабы и дети рабов сами превратились в эксплуататоров.

Экономически Либерия также стала несостоятельной, несмотря на отсутствие колониального прошлого,  капиталистический способ производства, принесенный репатриантами из соединённых штатов в архаичную  Африку и наличие  собственного торгового флота.  К концу 60 гг. 19 в. страна оказалась в тяжелом  экономическом положении, что вынудило ее прибегать к внешним займам, способствовавшим экономической зависимости и проникновению иностранного капитала. К этому стоит прибавить также отторгнутые в конце 19 начале 20 в. в пользу Франции и Великобритании значительные   либерийские территории (сегодня это территории  Сьерра- Леоне и Кот д Ивуара).
Наконец,  в конце 20- начале 21 века на  фоне экономического упадка и отсталости, сопровождавшимися такими анахронизмами, как ритуальные  человеческие жертвоприношения и каннибализм (даже министр обороны Либерия Грей Эллисон  1989 г. был обвинен в причастности к жертвоприношению), в Либерии разразились две кровопролитные гражданские войны,  жертвами которых стали 200 тыс. человек и  более 1 млн стало беженцами .
Но не смотря на все это, Либерия вошла в историю,  как  одна из самых прогрессивных стран Африки  (этот своего рода бренд она сохраняет и сегодня : в  2006 г. впервые в истории Африки  президентом страны  стала женщина - Джонсон-Серлиф, Элен),  единственная на Африканском континенте сумевшая, хотя бы формально, сохранить независимость ,  овеянная  ореолом романтической страны прибежище для всех  угнетенных  чернокожих, возвращающихся  в свой отчий дом (стоит отметить,  что попытки переселить афроамериканцев в Либерию  предпринимались  и в 20 в. Так в 1920-1924 гг. велись активные переговоры между либерийским  правительством и Маркусом Гарви,- известным  борцом за права чернокожих в США первой половины 20 в. ,   о переселении десятков тысяч афроамериканцев, которые так и остались нереализованными )   девиз которой звучит-«Любовь к свободе привела нас сюда» и воспетая стихотворением Н.С. Гумилева:
В восемнадцатом веке сюда
Лишь за деревом черным ,рабами
Из Америки плыли суда
Под распущенными парусами.

И сюда же на каменный скат
Пароходов толпа быстроходных
В девятнадцатом веке назад
Привезла не рабов ,а свободных. 
   


Рецензии