S - значит система

«Загнанный в безделье, находясь в самом эпицентре проблем, я вновь оказался на том же месте, откуда и начинал. Я вновь оказался за той же клавиатурой и за тем же монитором, за которым начинал своё робкое знакомство с интернетом лет пятнадцать назад. И ничего не изменилось. Сейчас, я захотел поставить какую-нибудь грустную песню, чтобы это состояние перманентной депрессии не улетучилось, а превратилось в один сплошной депрессивный и бесконечно грустный текст, но потом мне на ум пришла мысль, что я был бы только рад этому. Раз за разом, находясь в таком состоянии, когда мелкие, можно сказать ничтожные проблемы самого малодушного на земле человека загоняют тебя до белого каления, понимаешь, что что-то не так. И, собственно, далее начинается поиск причин: это не то, это не так, то не так "сделал". И все мои "загоны" сводятся к тому, что я когда-то что-то не так сделал. Обычно на это говорят: смотри вперёд, в будущем будешь увереннее и подобный бред. Я знаю, что в будущем будет то же самое, но проблема не в этом. Больше всего мне грустно в этой ситуации от зависимости. Зависимости от той мелочной и глупой системы, которую я сам, за компанию с другими такими же придурками, как я, создаю. Эта "система", это такая своеобразная игра, где победителем будет тот, кто стал успешнее. Или не успешнее. Я не знаю, как выразить свою мысль. Скорее тот, кто потерпел меньше всего неудач. Да, скорее всего так. Поскольку сладость победы в этой системе мимолётна: всего пара часов (по моим меркам), а горечь навалившихся на тебя мелких и мелких неудач может загонять тебя в депрессию, буквально до конца. Да, до конца.
Перечитав то, что написал выше, наверное, могу сказать, почему я стал так "зависим" от этих выдуманных систем. Потому что стою на месте. Потому что я делаю каждый день то же самое. Потому что у меня не меняется ничего, и от этой статики появляется зависимость. Можно, наверное, было бы сравнить эту зависимость с ломкой наркомана, который не получает свою дозу, когда все остальные торчки в притоне купаются в героине, но это всё настолько мелочно, что даже в подмётки не годится к сравнению.
И всё же: что меня гнетёт? То, что у других получается больше чем у меня? То, что от этого они считают меня хуже себя? То, что от этого всего весь мой искусственно созданный мирок делает меня чужим, подобно раненному животному брошенному стаей? Да, скорее всего последнее. Но скорее всего последнее, потому что оно пафоснее звучит и не более. Я не могу объяснить причину своего беспокойства. Так же, как не смог бы объяснить причину радости, когда оказываюсь в этой глупой системе победителем. Чёрт, не знаю, что с этим поделать и, чувствую себя беспомощным. Я раненное, отбившееся от стаи, беспомощное животное, которое мало того - выдумало все свои раны самостоятельно. Господи, что может быть мелочней этого? Если подумать трезво: то всё остальное. Но это только если подумать и не более. Не более».
Именно так писал у себя в дневнике Наум до появления в его жизни замечательного приложения «Sister». Или просто «S», как все его позже стали называть. Тогда, его переживания стали реальностью и обрели настоящий смысл, который был так необходим. Наум добавился в друзья ко всем коллегам по работе, а также бывшим одноклассникам и вообще – друзьям в «S». С тех пор он прочно оказался в системе и стал зависим от рейтинга. Каждый день, он старался закончить свой рабочий день в колл-центре крупного интернет-провайдера как можно раньше, ибо просиживая весь день на одном месте - особых успехов не дождёшься, не так ли? И к тому же, количество потраченных сил и времени на достижение результата учитывалось при подсчёте рейтинга в Sister. Вот так всё было интересно и не очень. А к тому же через пару недель заканчивался квартал, по итого которого самого успешного сотрудника повысят до управляющего менеджера, а кроме того дадут отпуск на юг на целых 14 дней. Наум никогда не был заграницей, поэтому перспектива оказаться на жарком пляже, сделать пару сотен фотографий и загореть до цвета красного кирпича была более чем желанной. Хотя какая разница? Где-то глубоко под корой его мозга, гуляли мысли, что это лишь фантазия и ему никогда не стать первым. Самым главным для него было не сплоховать и не ударить в грязь лицом, но перспектива поехать в жаркую страну была его слабым местом.
Когда появилось приложение «Sister», все как обычно сошли с ума, как это принято в культурном обществе при появлении объекта, в функциях которого человек даже не нуждался, до просмотра рекламы. И все стали успешными. Ну, как все? Все, кто должен был. Каждый день люди ставили перед собой задачи, которые им необходимо было совершить в различных сферах своей жизни: работе, учёбе, творчестве и так далее. Создатели ратифицировали сотни отраслей, в которых можно было бы быть лузером и победителем, а кроме того, позволили пользователям ратифицировать различные виды деятельности самостоятельно. К примеру, работники одной и той же компании «Друг Друга Интернешонал», будучи знакомыми друг с другом, добавляли друг друга в «Sister», для мониторинга успехов друг друга. А так как цель в основном была одна – заработать побольше, приложив к этому меньше усилий, то и первые строчки рейтинга занимали наиболее удачливые в таких промыслах. Прошу прощения, я слишком всё упростил, сведя желание любого человека к одному – заработать побольше. Целью было доказать, а точнее подтвердить своё право оставаться вместе со всеми на одной земле. По крайней мере, Наум был твёрдо убеждён в этом. Ибо он, считая себя одиночкой, боящийся одиночества, испытывал страх и отчаяние, когда его показатели медленно ползли вниз по рейтингу Sister среди его знакомых. В минуты откровения он упрощал весь смысл систем в Sister до фразы: «Меньше сделать, но больше получить». На самом деле у каждого были свои оправдания, зачем ему необходимо находиться на пике рейтинга. Точнее, у каждого были свои оправдания, почему они боялись оказаться внизу. Кроме того, у каждого были свои хитрости. То есть, когда на работе Наум одновременно отвечал на звонки бедолаг у которых пропал интернет и был погружён в новую игру на планшете, в Sister это время считалось за «развлечение». И соответственно, коэффициент усилий и времени, которые были приложены нашим находчивым героем для получения заработной платы, сведены к минимуму. Конечно, все эти хитрые схемы проворачивались втайне от начальства. Ну, вы сами понимаете. Проблемой Наума была невозможность сконцентрироваться на каком-то конкретном рейтинге. Помимо работы, Наум как и все вёл свой блог, занимался бегом по утрам, а точнее собирался каждый раз им заняться, пытался активно фотографировать всё, что видит, а кроме того увлекался киберспортом и просто старался быть хорошим человеком. Как вы понимаете, для каждого его развлечения существовал рейтинг. И наш Наум прикладывал усилия поочерёдно, в зависимости от того, где продвижение в Sister среди знакомых идёт «веселее».
Рассчитывать свой рейтинг относительно всех пользователей Sister, чтобы лишний раз себя не расстраивать Наум даже и не собирался. Зачем? Всё равно он этих людей не знает. А тем более они в других условиях, ведь фишкой была игра на равных. Но игра на равных всё время как-то не задавалась. У его сверстников появлялись машины, деньги, шабашки и так далее и всё в таком духе, причем коэффициент их усилий был на минимуме. Такие люди всегда выбивали нашего героя из колеи. Оно и пусть. Сейчас перед ним замаячила реальная перспектива оказаться на вершине рейтинга своего отдела, а значит неминуемое повышение и неминуемый отпуск. Класс.
Жизнь нашего героя, однажды, круто развернулась на вечеринке, (естественно с халявным алкоголем, ведь даже усилия, потраченные на развлечения, учитывались в «S»). Тогда, к нему подошёл парень лет двадцати пяти на вид, в майке со смайликом и предложил одну интересную штучку. Синюю таблетку, на которой красовалась зелёная буква «B». Под действием алкоголя и весьма громкой монотонной музыки Наум схватил эту таблетку и закинул в рот, запив пивом. Отметив в S свою «удачную находку». И дальше мир перевернулся. Этот наркотик назывался «Brother» и под его действием Наум ощутил себя королём жизни. Королём своего собственного государства. Королём своей собственной системы. Он, буквально, создал свой собственный рейтинг в сознании и провозгласил себя «элитой» сего торжества. Он каким-то особым шестым чувством ощущал своё преимущество относительно всех других на этой вечеринке. Относительно всех в этой стране. Относительно всех на этой планете. До момента, когда действие таблетки начало пропадать, наш герой ощущал себя особенным и непризнанным, но свою «непопулярность» обосновывал частью своего особого статуса. Вот так вот лихо нашего Наума накрыло.
И что же Наум совершил по итогам всего? Ничего интересного. Банально нашёл себе своего дилера и брал эти замечательные таблеточки раз в неделю, для «особого» досуга на выходных. Усиливая эффект алкоголем, Наум каждый раз находил и причины и особые «системы успеха», в которых самостоятельно провозглашал себя лидером. Это было одновременно и приятно и страшно. Наум понимал, что становится зависим уже от двух систем: одной созданной «S», в которой ему ежедневно приходилось доказывать свою значимость другим и «B» в которой ему не нужно было доказывать свою значимость никому, но в которую хотел вернуться каждый вечер. И сложно было понять, от чего зависимость становилась сильнее.
А окромя этого, для Наума наступали трудные дни, где он должен был ценой отсутствия усилий сохранить свою первую строчку в рейтинге среди отдела в колл-центре. Он приложил всё своё умение хитрить и обманывать. В конце разговора Наум просил поставить ему наивысшую оценку оказанных услуг, и в большинстве случаев это у него удавалось, хотя правилами компаниями такие действия строго запрещались. После того, как он уличил своих главных конкурентов в просмотре запрещённых сайтов во время рабочего времени и сообщил об этом начальству, нашему герою не за что было беспокоиться. Однако, каждый раз возвращаясь домой после смены и, обдумывая перспективу его отпуска, мысли о том, что всё может сорваться в последний момент и это будет закономерно - не выходили из головы.
И вот наступил тот замечательный день. Последний день квартала, на котором всё должно было решиться. Чтобы убить сразу двух зайцев, Наум решил встать пораньше и пробежать пару километров, чтобы не ощущать себя таким дном, относительно всех других своих знакомых, занимающихся спортом. Закончив свои упражнения и приняв душ, Наум поспешил на остановку, удостоверившись в прибавлении числа у своего рейтинга. Неплохо – неплохо. Остановка. Привычного автобуса, появлявшегося из-за поворота ровно в это время – нет. Проблема. Ждём ещё пять минут. Что-то не так. Что-то случилось. Он ещё раз взглянул на телефон, всё верно, он должен был подъехать в 7:23. Смотрим на красное электронное табло: 8:27. Смотрим на чёрный телефон: 7:27. Смотрим на табло: 8:27. Что-то. Что-то. Что-то пошло не так. Нет, он не мог это сделать сам. Точно. Телефон также не мог. Что произошло? Неужели Наум настолько потерялся во времени? Или кто-то изменил настройки в его телефоне? В любом случае Наум опоздал на работу на час. На час. Этот час стоил ему всего. Абсолютно всего. Зайдя в офис, он лицезрел картину, как начальник отдела поздравляет Вика, этого ублюдка, что постоянно катался на последних местах рабочего рейтинга. Он торжественно вручал ему путёвку. Торжественно. Наум знал, что это он всё подстроил. Это Вик как-то перевёл часы. Но не знал, что с этим делать. Наум вновь был абсолютно беспомощным и решил купить их побольше.
На самом деле Наум давно вынашивал этот план. Как только начал употреблять «Brother» каждые выходные. Как только решил, что если он не станет лучшим киберспортсменом, если его фотографии не будут висеть на всех выставках мира, если он не будет находиться на вершине рейтинга, хотя бы одной своей «системы» – сделает это.
Он набрал полную ванну горячей воды. Он набрал полную ладонь таблеток «B». Он взял в другую руку лезвие бритвы. Подумал поставить на фон старую песню, где какой-то месяц горел, но решил, что юмор здесь не уместен. Проглотив столько таблеток, сколько смог, Наум начал неуклюже искать вену на левой руке. Что-то не очень. Опять не очень. Отлично. Вдоль. Как по учебнику. Brother начал бешено составлять в нём систему, в которой он был бы самым лучшим, самым успешным, самым-самым. Такая передозировка наверняка придумала бы что-то интересное. Наверняка образовала бы что-то хитрое и, что позволило бы ему уйти из жизни счастливым и особенным. Наум смотрел на кровь, которая вытекала в воду в ванне и пыталась окрасить её в природно-красный цвет, когда Brother дошёл до точки. Он нашёл систему. На исходе жизни, наткнувшись на все человеческие и животные инстинкты, какие только загораются, когда ты смотришь на себя истекающего кровью, Наум осознал единственную систему от которой стоит зависеть. Выпрыгнув из ванны и схватив полотенце, он начал затыкать глубокий порез на левой руке. Закрыв рану, он рванул к раковине и вставил себе два пальца в рот, чтобы избавиться от смертельной дозы наркотика. И, смотря на своё измученное отражение в зеркале с окровавленным полотенцем на одной руке, он стал смеяться. И он смеялся не над собой. И не над кем-то. Он уверенно смеялся за всех. Глядя на свою истерзанную плоть и на струи крови, сочащейся из-под полотенца, он ещё раз вспомнил мысль, которую раскрыл ему Brother перед лицом смерти. Ничто, из созданного человеком, нельзя воспринимать серьёзно. Ничто. Серьёзно только то, что создано чем-то другим, помимо воли и фантазии такого жалкого и мелочного существа. На всё остальное будет смех. И однажды осознав эту тайну, Наум не сможет забыть её и впредь. Она будет жить вместе с его плотью и кровью и смеяться над всеми проблемами человека. Она будет сопровождать его, словно собака-поводырь, напоминающая от чего можно зависеть, а от чего нет. Теперь эта тайна останется с ним навсегда. И с уверенной, чуть заметной улыбкой нового человека, он вышел из окровавленной комнаты.


Рецензии