добро пожаловать в клуб пенсионеров
Каждый возраст человека имеет свои особенности. Тесно связанные с биологической природой человека, запрограммированные биологические циклы нашей жизни подобным же образом связаны и с социальными ролями ( молодость – создание семьи, рождение и воспитание детей, полномерное участие в трудовой жизни общества). Наши знания и представления о психологии разных возрастов отличает разная степень глубины. Например, довольно широко распространены в среде учителей и родителей знания о поведении подростков, и это позволяет выбирать верный путь общения с ними, ожидая, когда минуют гормональные бури и эмоциональное состояние подростка стабилизируется. О детстве каждый знает из своего опыта, из наблюдений за детьми и внуками, с родительской снисходительностью воспринимает и ошибки, и способы познания мира: ребенок еще растет! А вот о старости в обществе таких широко распространенных знаний нет, для большинства это возраст завершения жизни, который хочется отодвинуть подальше. Быть может, многие могут еще назвать ворчливость, брюзжание стариков, негативное отношение к молодым. А между тем в современном обществе уже изменилось как представление о старости, пожилом возрасте, так и её, старости, возможности, протекание, проявления. Да и сам пожилой возраст становится всё более длительным, составляя значительную часть жизни: для современного человека прожить на пенсии 15 – 20, а то и более лет (женщины) – реальность, да и представления о 55 – 60 годах как о возрасте старости канули в лету. И для самих пенсионеров, и для всего общества важно знать разные стороны пожилого возраста: физическую, интеллектуальную, нравственную, психическую и другие. Кстати говоря, представление о детстве как важном и продолжительном периоде формирования характера и развития способностей также возникли не сразу, например, античная культура их не знала. Это «наработка» культуры человеческой. Возможно, сейчас настало время выработать и сделать достоянием широкого круга такие же полные, научные, глубокие представления о пожилом возрасте. Для современного общества это актуальная тема. По оценкам ООН, население мира в возрасте 60 лет и старше насчитывало в 2000 году 600 миллионов человек, что почти втрое превышало численность этой возрастной группы в 1950 году (205 миллионов человек). В 2009 году она превысила 737 миллионов человек, а к 2050 году составит более 2 миллиардов человек, еще раз утроившись за период времени в 50 лет. В 2009 году удельный вес населения 60 лет и старше в среднем по миру составлял 10,8 %. Он был наименьшим в Катаре и ОАЭ(1,9 %), а наибольшим — в Японии (29,7 %). Старение общества — серьезная экономическая проблема. Согласно прогнозам ООН, к 2050 году 22 % населения земли будет пенсионерами, а в развитых странах на каждого работающего гражданина будет приходится по пенсионеру. Старение общества неизбежно ждёт все развитые страны, а чуть позднее — и развивающиеся. Эта проблема требует комплексного подхода — социального, экономического и технологического. Развитие медицины позволяет надеяться, что возраст «активной старости», то есть состояния, когда пожилой человек может вести более-менее полноценную жизнь, будет неуклонно повышаться. Автоматизация производства позволяет работать стареющим людям с ухудшающимся физическим состоянием. В высокоразвитых странах сокращение рождаемости, старение населения. 20% населения развитых стран Европы – пенсионеры, в России с населением в 149 миллионов пенсионеров 42 миллиона, это треть населения страны, формирующая своим мировоззрением, трудом, творчеством ноосферу России. Это категория населения, обладающая мощной потребностью в служении обществу и ответственностью за духовные богатства, которые нужно передать следующим поколениям. Это люди, имеющие определенную общественную позицию, отвергающие идейный индифферентизм, свойственный некоторой части современного молодого поколения. Значительная часть российских пенсионеров продолжает длительное время ( до 70 -75 лет) трудиться. По разным причинам это участие в работе сетевых кампаний, которые дают пенсионеру чувство причастности к коллективу, возможности делать «прибавку» к пенсии, в творческой атмосфере отмечать праздники. Для людей, привыкших в день праздника выходить на демонстрацию или обязательно на работе поздравлять друг друга, домашние застолья недостаточны, не создают настроения праздника. В основном пенсионерам доступен скромный исполнительский труд: офис – менеджеры, сторожа, уборщицы. Многие и от этого не хотят отказываться, чтобы дополнять доход и не замыкаться в стенах квартиры. Я знаю, что в некоторых фирмах все уборщицы, гардеробщицы – люди с высшим образованием. Передавая смену, в одном из банков такие работники, многие из которых были прежде руководителями на производстве, собирались за традиционным чаем, обсуждая вопросы политики, проблемы современного общества. Лишенные всякой бытовой тематики, такие своеобразные клубные встречи по окончании работы были всем им нужны больше, чем та зарплата, которую они в банке получали. Длительное время работают востребованные преподаватели: профессора вузов, преподаватели экономики, права, иностранных языков, узких специальностей, связанных с торговлей, общественным питанием, производством одежды и проч. Пенсионеры продолжают вносить вклад в экономику.
Старость – это заключительный период жизни, это закономерный этап, генетически запрограммированный, у дожившего до старости человека совершился полный жизненный цикл! Евгений Боратынский писал:
…пролетели дни младые.
Как быть? У яркого камина,
В укромной хижине моей,
Накрою стол. Поставлю вина
И соберу моих друзей.
Пускай венок, сплетенный Лелем,
Не обновится никогда:
Года, увенчанные хмелем,
Еще прекрасные года.
Но сами современные пожилые люди в значительной своей части и понимая, что биологическое старение неизбежно, не хотят «доживать», хотят активно прожить и эту часть жизни.
Уже в античной литературе есть примеры, когда люди осознавали, что продолжительная жизнь дает не удлинение активного, полноценного зрелого возраста, а продляет старость, угасание. Быть может, именно поэтому русский народ сложил поговорку «Бог веком наказывает»? В одном произведении Овидия есть героиня, которой влюбленный в нее Феб предложил выполнить любое желание. Дева
… пыли набравши пригоршню,
На бугорок показав, попросила я, глупая, столько
Встретить рождения дней, сколь много в той пыли пылинок.
Я упустила одно: чтоб юной всегда оставаться!
…Однако ж счастливейший возраст
Прочь убежал, и пришла, трясущейся поступью, старость
Хилая, - долго её мне терпеть; уж семь я столетий
Пережила; и ещё, чтоб сравниться с той пылью, трехсот я
Жатв дожидаться должна и сборов трехсот виноградных.
В 55 – 60 лет они видят перед собой задачи, о которых никогда прежде не думали. Размышления о смерти носят у всех периодический характер, после 70 лет – постоянный. Чувствуя изменившееся отношение окружающих к себе (снисходительное «списывание» со счетов), немолодые люди к 75 – 80 годам могут заметить иное отношение окружающих: их близкие гордятся, что в семье есть долгожители, это в какой – то мере эгоистично: хорошая наследственность в их роду и они тоже долго проживут. Поскольку долгожителей не так уж много, то это изменяет и круг общения пожилых: пообщаться стараются разные люди, журналисты, - так что круг общения становится шире.
Однако идеи продуктивного старения невозможны без знаний о специфике протекания процесса старения, возможностей профессиональной деятельности, степени и характере включенности в общественные отношения, уровня адаптации к своему состоянию, положение своего места в обществе и семье. Основной способ существования личности, а только личность может ставить перед собой новые задачи и невозможно осмыслить своё существование без реализации личности, - это развитие. На заключительном этапе жизни особенно остро стоит задача раскрыть все свои склонности и развить таланты. Этими проблемами занимается акмеология – наука, возникшая на стыке естественных, общественных гуманитарных и технических дисциплин и изучающая закономерности и механизмы развития человека на ступени его зрелости. Обращаясь к опыту людей, достигших вершины в своем индивидуальном развитии, акмеологи заметили, что эти люди проявляли созидательную силу, преобразуя и себя, и окружающую действительность.
Начать нужно с понимания и принятия нового периода своей жизни.
Это дается нелегко.
Для многих именно это – самое трудное.
Переход в новый пенсионный период жизни состоит из нескольких стадий: работа на пенсии, уход, осознание принадлежности безвозвратно, устроение новой жизни на новом и заключительном этапе жизни. Переход в новый пенсионный период жизни состоит из нескольких стадий: работа на пенсии, уход, осознание принадлежности безвозвратно, устроение новой жизни на новом и заключительном этапе жизни.
У многих нет ясного сознания положения и задач своего возраста. Уменьшаются жизненные силы, начинают подкрадываться и развиваться болезни, страх перед болезнью и возможной смертью порождает стресс. Если человек доволен прожитой жизнью, его ждет в старости покой и уравновешенность; если он воспринимает прожитые годы как цепь упущенных возможностей и промахов, его ждет постоянный стресс. Помните горькие итоги в стихотворении А.С.Пушкина «Мои воспоминания»?
Когда для смертного умолкнет шумный день
И на немые стогны града
Полупрозрачная наляжет ночи тень
И сон, дневных трудов награда,
В то время для меня влачатся в тишине
Часы томительного бденья;
В бездействии ночном живей горят во мне
Змеи сердечной угрызенья;
Мечты кипят; в уме, подавленном тоской,
Теснится тяжких дум избыток;
Воспоминание безмолвно предо мной
Свой длинный развивает свиток;
И с отвращением читая жизнь мою,
Я трепещу и проклинаю,
И горько жалуюсь, и горько слезы лью,
Но строк печальных не смываю.
Переход в новый статус, освоение новой общности иногда шутливо осуществляется на юбилеях, когда гости устраивают торжественный прием в клуб пенсионеров. Учиться жить по законам данной общности, принимать ожидания, стараться им соответствовать готовы не все. Это сложный период в жизни человека. Наступает новое представление о времени, появляются новые занятия и знакомства. Труден переход в систему новых социальных ролей, новую систему групповых и межличностных отношений. Трудно принять по отношению к себе новые определения: пожилой, старик. Они заключают в себе много негативного, перед пенсионером встает задача сформировать позитивный образ «я», основанный на самопринятии, самоценности. Нужно провести пересмотр прошлых активных установок, выработать новую спокойную и самодостаточную жизненную позицию. Она станет главной жизненной ценностью, но не придет сама: она результат личной творческой работы. Нужно снова, в который раз за жизнь, стабилизироваться, сформировать знания о себе в данный период жизни, о представлении окружающих о тебе теперешнем. Необходимо не только принять наступление нового периода, но и сформировать по отношению к нему позитивную позицию и наслаждаться его преимуществами, видеть перспективу, сформировать длительный план новой жизни, мыслить категориями успеха, прогнозировать радость. Стремление понять связи между событиями собственной жизни, дать глобальную оценку качества и смысла прожитой жизни. Можно составить список основных событий своей жизни и определить их значимость от 0 до 10. Так же можно поступить и с будущим: до какого возраста хочу дожить, чего достичь, какие удары судьбы ожидаю
У человека есть хронологический возраст (сколько лет), биологический (состояние организма), психологический, он может быть разной степени осознанности ( иные ведут себя как подростки и в 73 года), социальный ( мировоззрение и участие в жизни общества), субъективный возраст, есть возраст духа, нравственного развития. Причем и осознаваться свой возраст может верно или нет и по – разному.
Специалисты мало внимания уделяли психологии старческого возраста: 90% работ посвящены психологии детей от 0 до 17 лет. Всё же есть несколько широко известных типологий, среди них типология Ф.Гизе:1. Старик – негативист (отрицает у себя признаки старости и дряхлости) 2.Старик экстравертированный, признающий наступление старости через внешние влияния: наблюдения над выросшей молодежью, расхождения с нею во взглядах и интересах. Смерть близких и друзей, изменение положения в семье, новшества в области техники и социальной жизни. 3. Интровертированный старик остро переживает процесс старения: тупость к новому, малоподвижность, ослабление эмоций, стремление к покою. Иную классификацию социально – психологических типов старости создал И.С.Кон: 1. Активная, творческая старость. Расстался с профессиональным трудом и продолжает участвовать в общественной жизни.2. Старость с хорошей социальной и психологической приспособленностью: энергия направлена на собственную жизнь: отдых, развлечения, самообразование. 3. «Женский» тип старения: домашняя работа, семейные хлопоты, дача, внуки. 4. «Мужской» тип: старость в заботе о здоровье. К Д.Б.Бромлей определила типы пожилых людей иначе: 1. Конструктивное отношение человека к старости, внутренне уравновешен, хорошее настроение, удовлетворение эмоциональными контактами с окружающими людьми.2.Отношение зависимости от супруга, детей, не имеет претензий, охотно уходит из профессиональной среды. 3. Оборонительное отношение – стремление к самообеспеченности, работу оставляет под давлением окружающих, прямолинейность в поступках. 4. Отношение враждебности – агрессивны. Стремятся переложить вину на других за свои недостатки, неадекватно оценивают действительность, не воспринимают старость, со страхом думают об утрате сил, враждебны к молодым людям, ко всему новому, мир для них – чужой.
Некоторые не принимают старости: чаще посещают спортзал, устраивают шумные вечеринки, делают подтяжки кожи, находят молодых партнеров. По своему складу она не жена, а любовница, а по своему возрасту давно из этого статуса вышла. Кто надеется на эти отдушины, потеряет возможность развития личности. Другая категория пожилых людей не оставляет работу, они слишком заняты, чтоб стареть (политики, бизнесмены), они сражаются с внешними трудностями, но всё хорошо в своё время, говорит народная мудрость, а психологи считают, что ужасно переживать кризис 30 – летнего в 50 лет и так же намного труднее будет «отложенный» переход в новую стадию жизни для таких людей.
Уход с работы - важный момент в жизни людей пенсионного возраста, этот момент для многих является определяющим в формировании нового отношения к новому этапу жизни. Многие из пожилых людей имели высокие оценки своей т рудовой деятельности, и именно такая оценка была для личности многие годы определяющей ( «Я всегда висела на Доске почета», - извещает новых знакомых сгорбленная старушка). Желая сохранить прежний высокий статус в обществе, такие люди не находят для этого опоры, когда трудовая деятельность прекращена, когда изменилось их положение в обществе, утрачена власть, авторитет («У меня в подчинении было 69 человек», - постоянно напоминает другой пенсионер).
В отношении к завершению работы есть несколько категорий пенсионеров: 1.Одни очень хотят, чтоб заниматься другим делом.2.Равнодушны 3.Очень боятся, что не смогут иметь достаточного, с их точки зрения, количества денег.4. Воспринимают как унижение
Некоторые, согласно такой классификации, субъективно не считая себя старым, противятся объективной необходимости уступить место новым поколениям, внутренне сопротивляются, надеются, что пенсия для него наступит позже, чем для сверстников, его «не отпускают». Разрываясь между работой и воспитанием внуков, такой пенсионер сохраняет в семье прежнее положение, потому что он семью обеспечивает, включая и внуков, он полезен, интересен, а на жалкую пенсию будет не нужен.
Старость - своеобразный итог: акмеологи считают, что на высшем уровне своего развития человек отличается целостностью, автономностью, предельно индивидуализирован. Появляется возможность для дальнейшего раскрытия собственного потенциала. Это итог, очерчивающий общую перспективу развития личности, не этап, имеющий недостатки по сравнению со зрелостью, но прежде всего этап развития, то есть качественных изменений, кульминационный момент аккумуляции опыта и знаний. Конечно, совокупность потерь и утрат гнетет, напоминая о прожитых годах, удары судьбы намного сильнее и часто непоправимы, например, смерть уже взрослых детей. Отпустите старое, и перед вами откроется дверь в безмятежность.
Быть может, самое явное проявление, которое не может отрицать никто из пожилых людей, - это уменьшение энергии. Общий запас энергии становится существенно меньше. Но природа и здесь предусмотрела заместительные функции, и геронтологи отмечают не только старение, но и своеобразную перестройку организма с сохранением особых приспособительных функций на фоне общего их спада. Разумеется, общий запас энергии существенно меньше. Но наряду с разрушительными процессами существуют процессы, направленные на поддержание жизнеспособности (старое дерево скрипит, да стоит, - говорят в народе). После 70 лет на первом плане становится поддержание физического здоровья на приемлемом уровне, определить меру своего здоровья, меру способности к развитию. Но неизбежно придется считаться с теми реакциями на неблагоприятный образ жизни, которые дает вам теперь организм в старости (курение, алкоголь, малоподвижность, неправильное питание).
Источники пополнения уменьшающейся энергии многочисленны, и в первую очередь это правильная пища, дающая не калории, а энергию, не нагружающая организм работой, а дающая силы и бодрость: зеленные овощи, морепродукты, рыба, фрукты и овощи, злаки. Можно ввести в свой круг людей, которые много знают о живом питании, поддержании и сохранении здоровья, собрать информацию из специальной литературы, интернета, найти в интернете форум для людей с подобными интересами.
Ни с чем не сравнима солнечная энергия. Используя каждый солнечный часок, отправляйтесь на прогулку, заметьте, не по БАМу, как шутят пенсионеры (больница, аптека, магазин), а прогулка, желательно с приятным собеседником. Нужно выходить на открытый воздух даже в пасмурную погоду, так как тучи не препятствуют солнечным лучам. Много энергии дает свет. Находите для себя новые занятия на открытом воздухе, выходите в сквер, парк с вязаньем, книгой. Я на даче тку, плету, рисую, леплю, пью кофе – всё на лужайке, и так 7 -8 месяцев в году, а когда работала, на воздухе от силы полчаса – час в день. Даже за ноутбуком сижу на веранде, ветерок развевает белую занавеску, глаза отдыхают, когда любуюсь, глядя вдаль на террасой уходящие к реке деревья, прекрасный упоительный утренний свежий воздух радует и дает энергию для работы над статьей.
Много положительных эмоций дарит искусство: хорошая книга, живопись, театр, музыка, - после чудесного оперного спектакля еще и на следующий день словно летаешь.
Мы все одариваем друг друга энергией, важно только поддерживать позитивные отношения с другими людьми. Не секрет, что забирают энергию плохие друзья, которые говорят только о себе и никогда не слушают. Смиритесь с тем, что вы никогда не получите желаемого от того или иного человека. Это будет похоже на похороны. Если нет других возможностей, отстранитесь внутренне от тех, кто значительно отличается от других несносным характером, совершением грязных поступков, живет злобными сплетнями. Во время встреч с такими людьми преобладает полемическая атмосфера, ответы на выпады, недаром Олкотт говорил: « Спорить умеют многие, мало кто умеет просто беседовать». Для создания и поддержания позитивного отношения к жизни важна вера в себя, не верящие в себя выступают в роли жертвы, и это очень тяжелые в общении люди, они часто держатся с превосходством человека, знающего недосягаемые для других вершины страдания.
Любовь многих окрыляет, создает ощущение возвращения молодости, но неуместно превращать отношения в культ, когда люди замкнуты на себе и друг на друге. В любом возрасте можно обогатить жизнь новыми переживаниями, одни не исчерпывают себя до самой смерти, другие к пенсионному возрасту исчерпали себя.
Для тех, кому трудно позитивно настраиваться, кто уже с утра в плохом настроении, можно использовать ароматерапию: запах апельсина, зеленого чая.
Изменяет собственное унылое отношение и такое же у окружающих внимание к своей внешности, займитесь собой: посещение парикмахера, косметические процедуры. Чаще меняйте свою привычную одежду на новую, модную, носите яркие рубашки, платья, косынки.
В пожилом возрасте, отмечают психологи, у многих появляется интерес к коллекционированию. Досуг создает мотив для деятельности с эстетической направленностью: занятиям живописью, музыкой, написанию мемуаров. Изучай свои неудачи – пиши мемуары, - шутливо советуют оптимисты, если только не рассказывать о своей жизни в стиле злой пародии. Многие впервые обнаруживают склонность к стихосложению, причем качество стихов отвечает их уровню. Среди новых интересов - обращение к природе, иногда впервые появляется любовь к животным.
У пожилых изменяется восприятие времени, многие жалуются на ощущение его нехватки. Фантазии о будущем смешны. Мы уже были на вершине горы и идем по другую её сторону или спускаемся (оптимист и пессимист). Мужчины вспоминают случаи долголетия и утешаются. Но! Вас охватывает настоящее, это переживание полноты сиюминутного создает ощущение вечности у меня. Отличие счастливых переживаний в старости состоит в том, что они не проецируются на будущее и полностью исчерпываются настоящим.
Конечно, изменяется отношение к общению и дружеским связям: обычно появление друга – пенсионера или более молодых людей. Круг ограничен родными и близко живущими друзьями. Рутинное течение жизни ( магазин, приготовление обеда, телевизор) вызывает панику в случае необходимости контактов (приезд родственников, приглашение на юбилей), навык общения невостребован и значительно потерян. Утрата сверстников вызывает трудность в подержании отношений, приобретении новых друзей, поэтому многих ждет старение в одиночку. Некоторые пенсионеры не любят общаться со своими, особенно с теми, кто жалуется на здоровье или рассматривает вас как талончик на обед.
Тесно связана со способностью общаться и другая способность: справляться со сложными жизненными ситуациями. Она значительно снижается: теряется бесконечное количество кошельков, комплектов ключей от квартиры, запутаны дела с управляющей компанией по оплате счетов за телефон, потеряны документы, иногда все сразу (паспорт, пенсионное, ветеранское, так как были все вместе без особой надобности), хлопоты и затраты по восстановлению настолько пугают, что некоторые годами стараются обходиться без паспорта. Нужно делать ремонт, пусть небольшой, и это настолько затрудняет предстоящими неудобствами, что иные годами пользуются неработающей сантехникой, текущими кранами.
Помимо прогрессирующего ослабления здоровья, упадка физических сил, старость характеризуется психологическими изменениями. Вспомним, как величайший знаток человеческих душ Лев Толстой описывает мать Наташи Ростовой не в начале романа «Война и мир», окруженную семьей, любящим мужем, хорошими детьми, а в конце романа: «В ней в высшей степени было заметно то, что заметно в очень маленьких детях и в очень старых людях. В её жизни не видно было никакой внешней цели, а очевидна была только потребность упражнять свои различные склонности и способности. Ей надо было покушать, поспать, подумать, поговорить, поплакать, поработать, посердиться и т.д. только потому, что у ней был желудок, был мозг, были мускулы, нервы и печень… Она говорила только потому, что ей физически надо было поработать легкими и языком. Она плакала как ребенок, потому что ей надо было просморкаться и т.д. То, что для людей в полной силе представляется целью, для неё был, очевидно, предлог.» Удивительное дело – фотографии одного человека в разном возрасте. Смотришь на младенческое фото и видишь те же черты, улыбку, то же неповторимое выражение. Однако множество примеров говорит о том, что в старости меняются не только живость ума и быстрота реакции, может измениться нечто гораздо более глубокое. Но следует помнить, что изменения в личности не носят выраженный негативный характер, это скорее черта характера, чем черта возраста. Герцен в романе «Былое и думы» приводит пример, когда герой его произведения вынужден сделать необходимый визит родственнице, на котором настаивал его отец, и постоянно откладывал это поручение отца, но молодого человека ждал сюрприз: «Я вообще не любил важных людей, особенно женщин, да еще к тому же семидесятилетних. …Самоотверженно ждал я появления хозяйки, приготовляясь к скучным вопросам, к глухоте, к кашлю, к обвинениям нового поколения, а может, и к моральным поучениям. Минут через пять взошла твердым шагом высокая старуха, с строгим лицом, носившим следы большой красоты; в ее осанке, поступи и жестах выражались упрямая воля, резкий характер и резкий ум. Она проницательно осмотрела меня с головы до ног».
У многих стариков наблюдаются положительные изменения, ведь свойствами старости называют умиротворенность, отход от мелочных интересов, адекватную переоценку своих возможностей и даже сглаживание противоречивых черт характера. Появляется тенденция к эксцентричности в поведении, что психологи считают проявлением старения. В эмоциональной сфере проявляется склонность к беспричинной грусти, слезливости, упрямству, растет недовольство окружающими. Снижается самооценка, появляется убеждение в неоспоримой справедливости своей позиции, амбициозность, догматизм, мнительность (тщательное слежение за всеми своими чувствами, что их очень обостряет), усиливается стремление поучать и стыдить молодых. Догматические утверждения, что «во всем виновато начальство», многим облегчают труд осмысления новых экономических условий. Проявления безответственного критиканства кажется многим пожилым извинительным для их возраста, недовольные всем миром, такие люди осуждают всех, кроме себя; всех поучают, терроризируют претензиями. У многих развивается уменьшение чуткости, истощение чувствительности: не хотят даже выслушать попавшего в трудное положение человека, боятся слышать о настоящей беде. Погружение в себя и выдвижение на первое место в структуре потребностей избегания страданий давно замечено у стариков и описано в литературе. Таков известный эпизод в «Пиковой Даме», написанный Пушкиным с хорошим знанием психологии и большим юмором: близкие боятся говорить старой даме о смерти её сверстниц, чтоб не огорчить, но они ошибаются: графиня ничуть не расстроена, больше того, она к такой новости совершенно равнодушна: рассказывая о вчерашнем бале, на котором было очень весело, герой замечает: « Как хороша была Елецкая! - И, мой милый! Что в ней хорошего? Такова ли была ее бабушка, княгиня Дарья Петровна?.. Кстати: я чай она уж очень постарела, княгиня Дарья Петровна? - Как, постарела? -отвечал рассеянно Томский: -она лет семь как умерла. Барышня подняла голову, и сделала знак молодому человеку. Он вспомнил, что от старой графини таили смерть ее ровесниц, и закусил себе губу. Но графиня услышала весть, для нее новую, с большим равнодушием. - Умерла! - сказала она: - а я и не знала! Мы вместе были пожалованы во фрейлины». Об этом же пишет А.И.Герцен в многотомной автобиографической книге «Былое и думы»: «Эгоизм самосозранения страшно черствит старое сердце. (Тетка – Н.С.) не простилась ни с телом мужа, ни с телом дочери, она их не видала после смерти и не была на похоронах. Когда впоследствии умер её любимый брат, она догадалась по нескольким словам племянника о том, что случилось, и просила его не объявлять ей печальной новости, ни подробности кончины. Как же не жить с этими мерами против собственного сердца – и такого сговорчивого сердца - до восьмого, девятого десятка в полном здоровье и с несокрушимым пищеварением».
Равнодушный к чужой боли и бедам, такой пожилой человек живет с ощущением, что он не владеет этим миром, социально к нему не причастен, перспектива его жизни не зависит от него самого, единственная его цель – отдалить конец и приспособиться к жизни, которую не принимает. Недостаток эмоциональных переживаний заменяется тревогой о близких или выдуманными тревожными переживаниями (сериалы!), которые придают остроту действительности. У некоторых даже возникает отношение враждебности к себе: много неудач и трудностей приводят к избеганию воспоминаний. Некоторым в пожилом возрасте свойственна назойливая потребность распространять на окружающих собственные мотивы поведения, это неизбежно, ведь и себя мы так познаем, недаром талантливый психолог Бехтерев В.М. писал: «Изучение психики других не может происходить иначе как путем воображаемого подставления наших собственных субъективных переживаний на место предполагаемых подобных же переживаний у других лиц». Но делать поправку на иной жизненный опыт, иное нравственное развитие должны бы научить прожитые годы. Права возраста для многих становятся своеобразной дубинкой в отношениях: на справедливые резоны окружающих отвечает убойным аргументом: « Я скоро умру, я и двух месяцев не проживу», - и таким образом тиранит близких год за годом. У некоторых начинается неприятное для окружающих снижение поведенческого контроля: продолжая вести активный общественный образ жизни, пенсионер не следит за своей одеждой, неопрятен, часто опаздывает, ставя себя в особое положение и заставляя остальных зависеть от него, а то и вовсе подводит, срывая тщательно подготовленные мероприятия, не принимает участия в подготовке общего застолья, приходя гостем на праздничные чаепития. Постоянная потребность давать себе отчет в поступках является качеством нравственно развитого человека, и с возрастом она не утрачивается, если только она была. Протоиерей Артемий Владимиров, настоятель храма Всех Святых в Красном Селе, сказал: «Святитель Иннокентий Херсонский говорит, что страсти юнеют, то есть набираются сил с возрастом человека. За исключением, может быть, только блудной страсти, которая паразитирует на телесном естестве, и ясно, что немощное тело уже не может быть её орудием. Что касается гордости, самолюбия, тщеславия, уныния, печали, сребролюбия – они усугубляются. Потому так важно с юности вести сражение с грехами, заботиться об очищении сердца, чтобы наше бедное человеческое естество было всецело защищено Божией Благодатью. Тогда и немощи старческие будут умягчены, действием Духа Святого сдержаны. Ибо самая великая милость для пожилого человека - это ясный ум, трезвость суждения, работа мысли, устремленная к Богу.»
Потребность в уединении свойственна старикам, она необходима для самосовершенствования, но без резких проявлений.
Горести и радости пожилого человека во многом определяются семейными отношениями. В молодые годы человек создавал и строил свою семью, а теперь всё изменилось: дети ушли из семьи. В связи с этим образ жизни изменяется, супруги остаются вдвоем, надо снова строить отношения, и может прийти сознание, что они чужие друг другу, ничего общего у них нет, и люди разводятся или просто живут врозь. Вечно недовольные дети иногда стремятся поставить родителей в положение школьников, нуждающихся в руководстве, отрицают их право на самостоятельность в личной жизни: иметь свои привязанности, выбирать их независимо от детей - препятствуют вступлению в новый брак, особенно по материальным соображениям, забирая документы на квартиру, врезая замки на одну из комнат. Конечно, есть и прекрасные примеры совместного старения супругов до глубокой старости сохраняющих привязанность друг к другу, уважение, испытывающих иную, новую, глубокую любовь в пожилом возрасте. Уже в античной литературе есть подобный пример из произведения Овидия «Метаморфозы»: Филемон и Бавкида, чьи имена стали крылатыми, стали обозначением супружеской преданности. Филе;мон и Бавки;да (лат. Philemon, Baucis) — герои античного мифа. Происходили из города Тианы во Фригии. Однажды Зевс и Гермес под видом обычных путников посетили Фригию и напрасно стучались в двери многих домов, ища приюта, — всюду им отказывали. Лишь в маленькой покрытой соломой хижине, где жили старые Филемон и Бавкида, им оказали радушный прием. Чтобы получше накормить гостей, старики решили пожертвовать даже своим единственным гусем; убегая от Бавкиды, птица бросилась к ногам Зевса, который не разрешил ее зарезать. К удивлению хозяев, количество еды на столе стало само по себе увеличиваться. В ответ на их испуг Зевс открыл старикам, кто он и его спутник, и приказал следовать за собой на вершину горы, поднявшись на которую они увидели, что местность вокруг их хижины покрылась водой, скрывшей все дома, а хижина их превратилась в величественный храм. Зевс позволил Филемону и Бавкиде высказать любое желание, пообещав его исполнить — старики пожелали до конца своих дней служить жрецом и жрицей в храме Зевса и умереть одновременно, чтобы ни одному из них не пришлось жить без другого. Громовержец исполнил их желание: после долгой жизни Филемон и Бавкида превратились в деревья, растущие из одного корня. Боги превратили их хижину в храм, а их сделали жрецами, а позднее они сами превратились в дуб и липу.
Малый, однако же дом, тростником и соломою крытый.
Благочестивая в нем Бавкида жила с Филемоном,
Два старика: тут они съединились в юности браком.
В хижине той же вдвоем и состарились. Легкою стала
Бедность смиренная им, и сносили её безмятежно.
Достойно приняв нежданных гостей, добрые старики покинули свое скромное жилище и были вознаграждены этими переодетыми чародеями:
…с помощью палок
Силятся оба ступать, подымаясь по длинному склону.
Были они от вершины горы в расстоянье полета
Пущенной с лука стрелы, назад обернулись и видят:
Всё затопила вода, один выдается их домик.
И, меж тем как дивятся они и скорбят о соседях,
Ветхая хижина их, для двоих тесноватая даже,
Вдруг превращается в храм; на месте подпорок – колонны,
Золотом крыша блестит, земля одевается в мрамор,
Двери резные висят, золоченым становится зданье.
Ласковой речью тогда говорит им потомок Сатурна:
«Праведный, молви, старик, и достойная мужа супруга,
Молви, чего вы желали б? – и так, перемолвясь с Бавкидой,
Общее их пожеланье открыл Филемон Всемогущим:
«Вашими быть мы жрецами хотим, при святилищах ваших
Службу нести, и, поскольку ведем мы в согласии годы,
Час пусть один унесет нас обоих, чтоб мне не увидеть,
Как сожигают жену, и не быть похороненным ею».
Их пожеланья сбылись…
…Тихо успели они обменяться приветом. «Прощай же,
Муж мой!» - «Прощай, о жена!» - так вместе сказали.
Известно, что два прекрасных писателя «серебряного» века русской поэзии - Зинаида Гиппиус и Дмитрий Мережковский прожили вместе 52 года, не расставаясь ни на один день. Когда скончалась Зинаида Николаевна, Дмитрий Сергеевич умер через полтора часа после неё.
Как наличие, так отсутствие внуков ставит проблемы. . Новая роль бабушек и дедушек, как правило, входит в жизнь не в пожилом, в трудоспособном возрасте, хотя у всех по – разному, но на пенсии она и осуществляется, и воспринимается иначе. По отношению к внукам старики уже не несут обязательств, какие несли за своих детей, и не вступают в конфликты ребят с родителями. Современная молодежь, называя разные безответственные отношения «гражданским браком», хотя слово «брак» здесь менее всего бывает уместно, не торопится брать на себя ответственность за воспитание детей, иногда и незаметно для себя «пропуская» возраст их появления. Это приводит к неэтичному поведению пожилых родителей по отношению к взрослым, а иногда уже и очень взрослым сыновьям и дочерям, которые имеют право строить свою жизнь так, как считают нужным, и вовсе не являются учебным полигоном для реализации ваших жизненных планов или осуществления того, что в вашей жизни не удалось. Говоря, что очень «хотелось бы понянчить маленького», пожилые не замечают, что думают о себе, а не счастье детей, что им хочется быть, как все, хочется скрасить свою жизнь бескорыстной детской любовью. На самом деле для проявления любви к детям препятствий нет никаких: нет внуков – люби всех детей. Можно детей родственников, они всегда есть, пусть не всегда близкие, только если не видеть в них жадных наследников, отдай свою любовь обездоленным детям в детдомах или интернатах; детям соседей, ведь народная мудрость говорит, что сосед ближе родни, мы с ними ежедневно в самом близком общении, и молодые рады будут, когда за их детьми есть присмотр. Создай в жеке кружок для детей, веди его бесплатно, общайся с ними. Быть может, не все знают, что в современном обществе появились новые формы общественного участия в воспитании сирот. Например, можно брать таких детей на выходные или праздники, вовсе не планируя их усыновлять в дальнейшем, а просто проявляя заботу и внимание. Подобные примеры были в прошлом: Марина Цветаева со своей сестрой Асей продолжительное время жили в закрытых пансионах в Швейцарии и Франции, так как мать их была на лечении в туберкулезном санатории месяцами, и в автобиографических заметках Марина Ивановна описывает, как в праздничные и воскресные дни за ними посылала коляску старая дама, им совершенно незнакомая, привозила их к себе, девочки играли на траве, на свежем воздухе, их угощали сладостями. И как важно было для них не оставаться в пустом пансионе в праздничные дни!
Появляется потребность и необходимость в передаче наследства. Многие суеверно воспринимают этот шаг: завещают, дескать, перед смертью. Некоторые используют завещание как дубинку в отношениях со взрослыми детьми. Иногда и дети не желают ожидать получения наследства, а требуют раздела семейного имущества, торопятся получить в свои руки часть квартиры, машину или садовый участок. Уровень правового сознания и у пожилых часто отстает от современности, в распределении нажитого имущества у современных пожилых людей много эмоционального, личностного, много от отношений, и очень мало от правового. Мы все ходили в школу в одинаковых коричневых платьях с черными фартуками, в квартирах были только прописаны, имуществом мог быть садовый участок или автомобиль. Но все это равенство в нищете не сделало нас бессеребренниками. Кто не знает историй о родственном разделе, перессорившем всю семью? Зато историй о завещании, которое бы устроило всех наследников, не каждый знает много. Традиции наследования в советское время были разрушены из – за отсутствия частной собственности, и наша жизнь дала всем нам порой удивительные, а порой ужасающие примеры в этом плане. Одни пенсионеры грамотно передают все имущество одному из своих детей, навсегда закладывая между ними рознь и даже вражду, другие производят раздел так, что получить часть свою невозможно ( одна комната в квартире без оформления реального раздела и без возможности разменять качественно ), третьи просто ничего своевременно не делают с недвижимостью, и в дальнейшем это становится проблемой их детей, часто столь же в правовом отношении не готовых к решению таких вопросов и основывающихся на том, кто больше трудился на этом огороде или кто больше ухаживал за уходящими родителями. Традиции отметить в завещании друзей или близких людей, оставив им дорогую вещь, денежный подарок, коллекцию, совершенно утрачены. Примеры бескорыстной передачи фондам, учебным заведениям, библиотекам, учреждениям культуры (музеи, театры) возобновляются, но большинство из нас, советских пенсионеров, считает это прерогативой богатых, ограничивая свое участие общими фразами о жадности богатых и не принимая на себя ответственности за свою позицию устранения и за позицию огульного осуждения.
В настоящее время основным нормативно-правовым актом, регулирующим вопросы составления и исполнения завещания, является Гражданский кодекс. Исходя из смысла статьи 1118 Гражданского кодекса, под завещанием следует понимать документ, согласно которому гражданин (завещатель) распоряжается своим имуществом на случай своей смерти. Распоряжение производится путем передачи данного имущества другим гражданам или юридическим лицам (наследникам). По-другому распорядиться своим имуществом на случай смерти нельзя. Если гражданин не успел перед смертью составить завещание, его имущество перейдет к наследникам в порядке наследования по закону. Этот порядок также определен Кодексом. Завещание должно быть составлено в письменной форме, иначе оно будет считаться недействительным. На завещании должны быть указаны место и дата его удостоверения, за исключением случаев, когда гражданином оформляется закрытое завещание. Завещание должно быть удостоверено нотариусом либо иными лицами, предусмотренными Гражданским кодексом. Отметим, что в нашей стране существует свобода завещания. Это означает, что гражданин (завещатель) имеет право по своему усмотрению:
завещать свое имущество любым лицам,
любым образом определить доли каждого наследника на это имущество,
лишить наследства одного, нескольких или всех наследников по закону, не указывая причин такого лишения.
Если доли наследников в завещании не определены, наследники имеют право на имущество завещателя в равных долях. Завещатель вправе в любое время отменить или изменить свое завещание. Имейте в виду, что составляя завещание, вы не обязаны сообщать кому-либо о своем завещании и его содержании. Единственное, что необходимо иметь в виду завещателю, это предусмотренный статьей 1149 Гражданского кодекса круг обязательных наследников, которые получат свою долю наследства, даже если они не указаны в завещании. К таким наследникам относятся:
несовершеннолетние (т.е. не достигшие 18-летнего возраста) или нетрудоспособные дети завещателя;
нетрудоспособные супруг и родители завещателя;
иные нетрудоспособные иждивенцы завещателя (т.е. лица, которые не имеют самостоятельных доходов и живут за счет средств завещателя). Кстати, в качестве иждивенцев могут выступать любые лица, даже те, кто не состоит в родственных отношениях с завещателем. Эти лица наследуют в обязательном порядке не менее половины доли, которая причиталась бы им по закону (т.е. если бы завещание не было написано).
Уровень нового правосознания требуется и во многих других областях, можно попытаться сформировать на новом уровне правовое сознание.
Успешное старение невозможно без задач развития, в первую очередь, духовного. Необходимо создать, как писал отец Сергей Николаевич Булгаков, «свой идейный дом и дорогие себе духовные блага». От каждого требуется усилие, максимальное напряжение сил, не кратковременные вспышки героизма, а исполнения долга. Простой нигилизм ( отрицание или непринятие абсолютных объективных ценностей) не обогатил еще ни одного человека. Определитесь с религией, заметьте, не уверуйте и не выполняйте без веры и понимания обряды, а выработайте свое сознательное отношение. Это важно «на санях сидя», как писал Владимир Мономах в своем завещании, ставшем произведением древнерусской литературы – «Поучении». Сам Владимир Мономах сообщает, что писал на склоне жизни, в предчувствии недалекой смерти. Похороны на санях – древний славяно – языческий обычай, связанный с представлением о смерти как переселении, переезде в новую зону обитания, что соответствовало логике путешествия в страну предков. Сани считались наиболее удобным, безопасным, не тревожащим человека средством передвижения по дороге в загробный мир. Отсюда и родилась такая емкая метафора, использованная древнерусским писателем для определения возраста подведения итогов. Этот возраст помогает поработать над выработкой взглядов: во что веришь, почему нет и нужно ли тебе это, прежде и теперь, каков твой атеизм. Вряд ли нужно упрямо придерживаться взглядов, которые не были осмыслены, а начитаны в вузе, когда вера в Бога подменялась верой в прогресс, когда религия рисовалась студентам на лекциях исторической тенью, отходящей в прошлое. Свобода от власти идеологии вовсе не означает беспринципной смены взглядов.
Удлинение жизни может происходить за счет внутреннего саморазвития, в том числе интеллектуального. Недаром Н. Боуэви писал: «Немногие умы гибнут от износа, по большей части они ржавеют от неупотребления». Есть область, где единодушия среди психологов больше, это сфера, где применимы более точные методы исследования – область восприятия и интеллектуальных способностей. Главное свойство старости здесь - замедление. С возрастом снижается скорость передачи нервного импульса, а значит, и скорость восприятия и обработки информации. Поэтому старики менее охотно осваивают новое и медленнее принимают решения. Распространено мнение, что признак старости - ухудшение памяти. Главным образом потому, что это один из симптомов некоторых старческих недугов – болезни Альцгеймера и других видов старческого слабоумия. Однако это не общеобязательно. Некоторые исследования говорят о том, что более чем у 90% людей в возрасте 65 лет и старше ухудшение памяти незначительно. Жалобы тут часто не соответствуют реальным возможностям запоминания. Лучше всего сохраняется логическая память – запоминание логического и систематизированного материала. В тестах на узнавание, как свидетельствуют психологи, различия между молодыми и пожилыми людьми часто вообще пропадают. И если кратковременная память может ослабеть, то процессы воспоминания, наоборот, как бы высвобождаются. Существует феномен особой, эмоционально окрашенной обращенности пожилых людей к прошлому. Активизируйте и вы свои интеллектуальные возможности. Во многих городах создаются университеты для пожилых, и общеизвестно, что без некоторого минимума образования нельзя участвовать в умственной жизни страны, и я с удовольствием бы прослушала целые курсы сведений о современной науке, например, квантовая физика в доступном изложении, новые открытия в астрономии, история философии 20 века, история культуры Африки. Много серьезной работы даст осмысление истории России, изучении деятельности людей государственного ума, горячо любивших свою страну и в совершенно искаженном виде представленных нам, например, Петр Аркадьевич Столыпин, о котором мы знали ставшие крылатыми «столыпинский галстук» да «столыпинский вагон» (кстати, хорошо оборудованный для переселения на новые плодородные земли целыми семьями со скотом). Много знать нужно для нового отношения к проблемам экологии. На уроках биологии нам давали в своё время четкое представление о полезных и вредных животных, с гордостью говорили об осушении больших площадей болот вокруг крупных рек. Дело, конечно, не в конкретных фактах, верных или нет, а в формировании приемов осмысления мира, который делился на черное и белое, нужное и ненужное, полезное и вредное. В книгах Николая Бердяева я прочитала о том, что средние века не только не были «мрачным» периодом в истории, но и в духовном отношении дали человечеству больше, чем Возрождение, потому что накопили необходимую для развития внутреннюю энергию, а не растрачивали её, как в период Ренессанса. Можно соглашаться с таким взглядом или спорить с ним, но как минимум он не содержит шаблона, клише, которые всегда понятнее, потому что доступнее. Получать готовые знания и вырабатывать свои взгляды – это большая разница. Развивать мировоззрение вовсе не значит, как писал поэт, «задрав штаны, бежать за комсомолом», быстро «перекрашиваться» пожилые обычно не хотят и видят в этом легковесность, но использовать критичность, появившуюся благодаря жизненному опыту, понимая всё, что дало новое время, до которого дожил, уметь не тратить силы на бесполезные доказательства того, что «раньше лучше было», а уметь усваивать, двигаться, делаться умнее. Вот и, возвращаясь к экологии, замечу, что мусор в России не перерабатывается и не утилизируется потому, что у всех нас нет общего глубокого понимания проблемы, а есть простое бытовое желание обвинять соседа, который засоряет лестничную площадку. Если бы мы уже доросли все вместе до осознания проблемы и путей её решения, проблема бы обязательно начала решаться, так как сначала всё происходит у нас в голове и сердце, а потом в материальном мире. А пока мне не раз приходилось слышать, как дачники с гордостью сообщают, что привозят весь пластиковый мусор в город ( в том числе и те, у кого нет автомобиля и кто везёт его в автобусе, и так нагруженный, как верблюд). И то, что в городе этот мусор заберет машина, увезёт в неогороженное поле и просто вывалит там, заражая подземные воды, реки, едким дымом отравляя воздух для жителей ( и детей!) близлежащих деревень, это уже далекая от нас цепочка проблемы, мы свое дело сделали. Нынешним пенсионерам довелось быть современниками великих событий, это трудно. Одновременно жизнь предоставила редкостную в истории возможность сравнить «прежде» и «теперь», обладая личным опытом жизни в разных экономических и политических условиях.
Обладая высоким уровнем духовного развития, пожилой человек и в общественном плане продолжает вносить огромный вклад. Они не перешли с возрастом на почетные места для зрителей в общественном театре. Далеко ходить за примерами не нужно, люди с активной жизненной позицией живут рядом с нами, продолжая и в пожилом возрасте делать много полезного для общества. Светлана Ивановна Фоминых пять лет вела семейный клуб. Имея большой опыт работы в дошкольном образовании и воспитании, она много дала тем людям, которые нуждались в поддержке, добром совете, помощи в разрешении семейных проблем. Участники ее клуба и сейчас с теплотой вспоминают клубные встречи и праздники.
Мать погибшего в Афганистане солдата Рылова Людмила Николаевна создала музей воинов – афганцев «Сыны Отечества», который стал базой для огромной военно – патриотической работы с молодежью. О ней пишет в своем стихотворении лауреат Второго городского поэтического конкурса «Я ижевчанин» Софья Евгеньевна Чернядева:
Есть в нашем городе музей военной славы,
Он не случайно появился в клубе «Патриот»,
И создала его погибшего афганца мама:
То был в судьбе её необходимый поворот.
Здесь вещи сына между прочих обитают,
Висит его гитара на стене,
И голубой берет глаза так оттеняет!
Мальчишкой лег он на чужой земле.
И эту боль не выразить словами,
Уж столько лет прошло, а сердце всё болит,
И как порой бывает тяжко маме,
Когда сыночка вспомнит – сразу загрустит.
И написала не одно стихотворенье,
Чтоб память о погибших пронести.
В литературном обществе «Прикосновенье»
Уверенность ей удалось приобрести.
Ну, а потом взялась и за гитару,
Ведь петь она умела с юных лет.
И с песней вместе чуть затихла рана,
И стало чуть теплее на душе.
Я рада, что я с ней знакома,
Какой это чудесный человек!
И безупречная хозяйка дома.
Дай бог ей жить на свете много лет.
В течение 10 лет вела созданный ею же Клуб любителей песни и романса Валентина Александровна Морева. Валентину Александровну многие в городе знали по Клубу книголюбов. Человек энергичный, любящий людей, человек с выраженной общественной жилкой, она не из тех, у кого не найдется после работы на садовом участке сил для посещения концерта, спектакля, танцевального вечера. Выражаясь словами известной песни, «старость меня дома не застанет». Все знают о том, как хочется иногда петь вместе, хором, как объединяет такое пение. А если оно ещё возможно под баян, тогда только по – настоящему зазвучит народная или народом любимая песня. Многие годы бескорыстно, не считаясь со временем и здоровьем, украшает своим присутствием умного, образованного, знающего литературу и любящего музыку человека Решитько Георгий Андреевич. Без его баяна клуб любителей песни вряд ли бы был организован и смог просуществовать столько лет. Пение под гитару в руках талантливого музыканта Геннадия Николаевича Голованова доставляет большую радость участникам клуба. За годы существования в клубе вспомнили и спели давно забытые песни своей молодости на самые разные темы, посвященные временам года, праздникам, любимым авторам песен. С радостью готовясь к клубным встречам и праздникам, любители песни подбирают и даже специально шьют театральные костюмы, приносят сладости для праздничных фуршетов, подарки друзьям из клуба.
В течение многих лет ведет занятия клуба ветеранов МВД «Улыбка» Галина Афанасьевна Кузьмина. Работа в клубе большая и серьезная: организаторская, пропагандистская, развлекательная. Только умением жить для других и большой любовью к людям можно объяснить огромные затраты времени и сил для того, чтобы обзвонить ветеранов и сообщить о следующей клубной встрече, при этом нередко случается так, что пожилого одинокого человека нужно поддержать, настроить, убедить в необходимости общения. Есть в клубе «Улыбка» традиция путешествий по родному краю, традиция совместных веселых праздников на Новый год и 8 Марта, музыкальных и литературных вечеров. Мне скажут, что клуб неплохо поддерживают материально, но все, надеюсь, понимают, что только немалые хлопоты заканчиваются подписанием чеков.
Но если есть человек, более других имеющий право быть названным новым, ещё не вошедшим в словари словом «пенсионервожатый», то это, безусловно, Наталья Дмитриевна Островская. Она ведет огромную работу в городском Совете ветеранов по организации досуга и развлечений старшего поколения. Никогда не ограничивает Наталья Дмитриевна свою деятельность рамками мероприятий, внесенных в план, нехваткой времени. Ни от чего она не отказывается, никогда не говорит о выполненных обязанностях, нездоровье или усталости. Наталья Островская пишет стихи, публикуется в республиканской прессе и коллективных сборниках лито «Прикосновение», находит время посетить и Клуб любителей песни и романса, и литературно – музыкальную гостиную в ДК «Восточный», и собрания Славянской академии. Она любому из молодых фору даст! Целыми днями Островская то на концерте в ЦСО, то в филармонии, то на спектакле в театре, то на танцах для тех, кому за… Замечательная идея танцевальных вечеров «У Арсенала» под живую музыку! Бросив неоконченными огородные хлопоты, торопятся пенсионерки к рейсовому автобусу, чтобы, надев дома романтическую шляпку, спешить на танцевальный вечер. Сколько положительных эмоций, новых знакомств, сколько возможностей проявить свои творческие способности! Действительно, кроме танцев, Наталья Дмитриевна организует праздники, новые, необычные, интересные. Например, в сухое жаркое лето - Праздник дождя, и все участники с огромной радостью брызгают водой друг в друга и в прохожих. Проводились и конкурсы шляпок, и конкурс на лучшее исполнение танца, на лучший костюм для праздника. Открытия танцев под музыку оркестра «Арсенал – бенд» ждут, как самого любимого праздника ждут. Завершение танцевального сезона вызывает легкую грусть и ожидание следующего лета. Как много людей говорили Наталье Дмитриевне спасибо за этот проект! Организация театральных клубов в Ижевском театре кукол, Оперном театре, Национальном театре, Русском драматическом театре и затем объединение их в единый городской театральный клуб, где проводятся встречи с актерами и режиссерами, - тоже заслуга Натальи Дмитриевны. Создание волонтерской команды из пенсионеров ( и не только!) оказалось единственным опытом в России. Помогая филармонии информировать город о концертах и фестивалях, волонтеры сдружились, собираются на чаепития в кафе филармонии, где сами выступают в роли артистов на импровизированных концертах.
У многих пожилых людей нет желания участвовать в общественной жизни: политика у них не в чести, является символом лукавства, лицемерия, обмана. Но деятельное участие в жизни страны может иметь разное выражение: экологические проблемы, патриотическое воспитание молодежи, пропаганда здорового образа жизни.
И в пожилом возрасте остаются задачи нравственного развития, в том числе серьезная задача – духовно дорасти до досуга, который не только благо, но для многих сущее испытание. Быть может, это будет возможно, если не признавать определяющую силу материальных забот? Быть может, попытаться отказаться навсегда от мысли, закрывающей наглухо возможности личностного развития: мысли о том, что все неурядицы и проблемы жизни проистекают из злобы отдельных людей. Единственное, что моежт украсить жизнь пожилого человека, - это положительные ценности.
Нелегка для нас, современных пенсионеров, и задача формирования отношения к новым группам людей в нашем обществе: бомжам, просящим милостыню нищим. Прошедшие трудовую жизнь, в которой непрерывный трудовой стаж воспринимался как высокая моральная оценка, мы не одобряем тунеядства этих людей, которые только берут от общества, всем пользуются, как и полезные граждане, принося только проблемы, педикулёз, разносят заболевания, гадят в подъездах, пьют на детских площадках. Быть может, именно отсутствие социальной оценки даёт такой парадоксальный разброс в отношении к бомжам, когда одни им выносят в подъезд горячий чай, а другие ( и часто подростки и даже дети!) их беспощадно бьют и даже убивают. Называя их несчастными, соединяя терпимость к паразитизму с осуждением, мы показываем свою незрелость. Подобное и в отношении и к милостыне. С запальчивостью доказывал мне один человек, как он сам видел, что нищий, набрав денег, купил бутылку дорогого шампанского и коробку конфет. Забавно это желание контролировать трату поданных денег, наверное, никогда в прежние времена такого не было. А если у его любимой бабушки сегодня день рождения, что ж, ему обязательно на черный хлеб ваши деньги потратить и еще чеки предъявить? Забыты обычаи, когда перед посещением церкви деньги разменивали и подавали копеечки (хотя знаток старой Москвы репортер Гиляровский и тогда писал, что нищенство было доходным ). Сейчас из окна автомобиля бросают нищим стодолларовые бумажки после сделки или стрелки, а в прежние времена ставили пудовые свечи в церкви. Конечно, каждый сам решит, хочет ли он дать денег или еды тем, кто в синяках и с запахом алкоголя сидит у ворот храма. Когда традиции религиозного воспитания были твердыми, тогда и сложилась народная мудрость, слышанная мной от бабушки, заключающая в нескольких словах решение проблемы: «Доведи, Господи, подать, а не просить…»
Психологи считают, что в главных чертах люди одного возраста похожи. Русский философ отец Сергей Николаевич Булгаков писал: «Каждый возраст имеет свои преимущества, и их особенно много имеет молодость с таящимися в ней силами. Кто радеет о будущем, тот больше всего озабочен молодым поколением. Но находиться от него в духовной зависимости, заискивать перед ним, прислушиваться к его мнению, брать его за критерий - это свидетельствует о духовной слабости общества». Мне бы хотелось, чтобы мои сверстники, люди пожилого возраста, хорошо осознавали, какой это подарок судьбы – годы на пенсии, ведь далеко не каждый до них доживает, чтобы полноценно использовали это время, отбросив бремя материальных забот и не считая себя обязанным оправдывать свое существование ( провожая и встречая внуков из школы или доплачивая бесконечные дорогостоящие покупки детей или внуков). Наполнив свою жизнь духовно, продолжая развиваться как личность, пожилой человек может подать такой пример детям и внукам, который и должны являть собой зрелые, осмыслившие свою жизнь люди. Уже с античных времен у нравственно развитых людей пожилые люди вызывали чувство глубокого уважения:
Некогда высший почет стариковским присущ был сединам
И уваженье внушал старцев морщинистый лоб.
Марсово дело вели и отважно на войнах сражались
Юноши, стойко своих оберегая богов.
Старость, по силам слабей и оружьем владеть неспособна,
Часто давала совет мудрый отчизны сынам.
В курию доступ откурыт был только одним престарелым:
Право сенатором стать возраст спокойный давал.
Только старейшина правил суды, и был узаконен
Возраст, с которого был доступ открыт к должностям.
Старший шел меж двоих молодых, и они не роптали,
А при одном молодом шел он поближе к стене.
Разве кто – нибудь смел говорить непристойно при старших?
Нет: всегда старики строго пристойность блюли.
Свидетельство о публикации №215062400914