Верино Детство

Краткая биография
Вера Игнатьевна Цыбуляк родилась 24 ноября 1902 года в Украине , Винницкая область , Томашпольский район , село Яланец в семье лесничего Игнатия Семеновича Цыбуляка и Домникии Васильевны Цыбуляк (Лунгу) . Закончила гимназию в Молдавии , город Сороки . В 1922 году вышла замуж за учителя Николая Алексеевича Ярмоловича , который был ее старше на двенадцать лет . Николая Алексеевича послали работать учителем в Украину Винницкая область Ямпольский район село Добрянка и Вера Игнатьевна отправилась вслед за мужем и стала работать учителем начальных классов . Николая Алексеевича назначили директором средней школы в городе Ямполь . В 1942-1943 Николай Алексеевич был направлен на учебу в Одесскую духовную семинарию , так как в военное время не хватало священнослужителей .  В браке родилось восемь детей . Впоследствии переехали в Молдавию город Сороки где Николай Алексеевич служил протоиереем 25 лет , а Вера Игнатьевна в это время растила детей . В апреле 1964 года переехали в город Фалешты и купили дом для того , чтобы быть поближе в старшему сыну Виталию . Николай Алексеевич Ярмолович умер 23 июля 1980 года . Вера Игнатьевна имела непростую жизнь , вместе с мужем сумела вырастить всех восьмерых детей в годы Великой Отечественной войны и дать им всем хорошее образование . Ее жизнь оборвалась 3 февраля 1989 года


Эти истории рассказала мне моя бабушка Елена Николаевна Марола (Ярмолович). На этих рассказах выросло не одно поколение . Я являюсь правнучкой Веры Игнатьевны Ярмолович (Цыбуляк) и чувствую потребность поделиться с вами нашим наследием .


Посвящаю внукам и правнукам своим , которые есть и которые будут .
Вера Игнатьевна Ярмолович ( Цыбуляк ) .
Зайка – Сайка / Рассказ – быль / .

Мне было пять лет . Жили мы в доме лесничего вблизи леса . Лес был небольшой , старый : в нем росли могучие дубы , вязы , липы , дикие груши , черешни и кустарники лесных орешков . В лесу пахло хвоей , смолой и , нагретой солнцем , корой старых дубов . Приятно было ступать по мягкой шелковистой травке , слушать беспрерывную болтовню сорок и лакомиться сладкой ежевикой .
Со своим старшим братом мы исходили лес вдоль и поперек .
Я знала каждый его уголок : где растет дикая малина , ежевика , где вкуснее земляника , какие черешни крупнее . Где и на каком дереве птички строили свои гнезда и в каких кустарниках .
 Но больше всего мне нравилась большая поляна , на которой было пять муравьиных куч .Там , на этой поляне , я проводила каждый божий день .
Особенно  мне нравилась  самая большая муравьиная куча  , возле которой  я просиживала целые  часы , смотрела на муравушек и не могла наглядеться.
Всегда я приносила им разные лакомства , но чаще всего это был сахар . Муравушки уже знали и не кусали меня , но когда я подходила к ним муравьиный часовой становился на задние лапки и своими усиками ощупывал мои ноги , и снова возвращался на свое место . Я высыпала им сахар и , присев на корточки , наблюдала , как они старательно и слаженно уносили добычу в свой домик .
Любо было посмотреть , как муравьи дружно работали  , не мешая  друг дружке . А как смешно становилось смотреть на них , когда они в начале работы были живыми и шустрыми , а под конец , наглотавшись сахару , брюшки их становились большими и прозрачными , а движения вялыми . Я смотрела на них и смеялась от души . Возле их кучи всегда был образцовый порядок : дорожки шли в разные стороны и блестели на солнце словно серебряные ленточки , все соринки , комочки земли и лишняя трава были отнесены в одно определенное место . 
Проходили дни ; я так увлекалась муравьями , что часто забывала идти домой , кушать . И за это мама часто ругала меня .
Была у меня младшая сестренка Надя двух лет , но я не могла с нею играть , потому что она была большая непоседа .
Однажды , когда я собралась идти в лес , мама сказала , взять Надю с собой . Мне не хотелось брать сестренку с собой , но мама была непреклонна и мне пришлось идти в лес вместе с Надей .
Сначала она была возле меня , но вскоре ей надоело сидеть на одном месте и сестра перешла к другим муравьиным кучам .
Я не пошла за ней , а продолжала сидеть возле самой большой кучи и наблюдать , как муравьи оттаскивают мертвую муху . Мне так интересно было наблюдать за этим , что я забыла про сестру . Вскоре мои наблюдения были прерваны истошным криком Нади . 
Я побежала к ней и увидела , что одна муравьиная куча разрыта , а сестренка прыгает и ревет . Когда я посмотрела на нее , то сама испугалась : она была вся покрыта муравьями , которые ее кусали . Оказалось , что она руками разрыла кучу и муравьи накинулись на нее , и стали кусать  .
 Я взяла ее за руку , отвела в сторону и стряхнула всех муравьев . Спустя немного времени сестренка перестала реветь , но ноги ее и вся кожа стала красной и покрылась волдырями , как если бы она ужалилась крапивой . Это была весьма не приятная прогулка для Нади и после этого случая она больше никогда не хотела идти со мной .
Однажды , когда я пришла к своим муравьям , насыпала им сахару и стала наблюдать за их работой , я услышала шум . Посмотрев на небо , я заметила черное пятно . Вначале я не могла понять , что это такое , но вскоре пятно приблизилось и я увидела , что это  стая галок . Я подумала , что они дерутся между собой , но оказалось , что они всей большой стаей напали на коршуна и клевали его так сильно , что с него на землю падали крупные перья .
Птицы приблизились к лесу , и были уже над орешником , когда галки усилили свои нападки и коршун не выдержав рванул вверх и улетел , скрывшись из поля моего зрения , но галки продолжили преследовать его . Коршун не мог быстро отбиваться от всех нападавших на него птиц , в когтях у него была добыча . В тот момент , когда хищник вырвался от своих врагов с верху упал какой – то комочек и полетел в орешник . Вскочив я побежала туда и увидела маленького зайчонка .
Я взяла его на руки , он оказался живым , но страшно перепуганным , потрепанным и раненным когтями коршуна в нескольких местах . Радости моей не было конца : у меня в руках был живой зайчик . Я побежала домой вместе с зайкой , замазала его ранки йодом и покормила его . В комнате , под столом , я устроила зайчику домик . Натыкала зеленых веток в пол , который был весь в щелях , а в уголке постелила сухой травы и листьев , и положила его туда . Назвала я зайку – Сайкой .
Теперь , когда я имела живого зайку , я дни напролет проводила только возле него . Ранки зайчика зажили , он стал подрастать и уже не дичился меня . Всегда я меняла ему подстилку и кормила лакомыми кусочками , и мой Сайка рос не по дням , а по часам , и вскоре стал красивым , большим зайцем .
Прошла весна , лето , настала зима и меня засадили за букварь . Каждый день я должна была заниматься , по несколько часов читать и писать  . Мне это занятие очень нравилось и выполняла я его добросовестно . Отец купил мне ручку , которая имела специальные углубления для пальцев , и тетради , в которых были каллиграфически напечатаны  буквы и слова бесцветной краской , а я должна была обводить их чернилами .
Когда я занималась зайка мой скучал , потому что он должен был сидеть тихо, чтобы не мешать мне . Раньше бывало , когда я была свободна мы играли с ним целыми днями . Всегда , когда он хотел побегать , выходил на середину комнаты , топал лапой , хлопал ушами и начинал бегать со мной на перегонки , и так мы уставали , что падали на пол и лежали пока не отдышимся . Зайке – Сайке такая беготня очень нравилась и каждый день он ждал , чтобы мы снова порезвились .
 Сестричке своей я не разрешала брать Сайку , чтобы не мучить его , но и сам он защищался от нее как мог : прятался в угол и не шел к ней на руки . Сайке не нравилось , что я сажусь заниматься и не играю с ним . Он прыгал на столик , на котором я писала , лапами сбрасывал все на пол и начинал бегать . Тогда я тоже бегала с ним по комнате , пока запыхавшись , зайка не ложился отдыхать , а я садилась выполнять задания .
Проходили длинные зимние дни , я души не чаяла в своем зайке , он был очень веселым , резвым и забавным . Я очень любила его ; когда я садилась кушать , он всегда садился возле меня в углу стола  и я отдавала ему вареную морковку и капусту , он поедал ее с удовольствием , а потом спрыгивал на пол и долго мыл свою мордочку и ушки .
Делал это он так старательно , что даже старшие засматривались на него и не могли удержать смеха , а я была очень довольна тем , что Сайка завоевал всеобщую любовь .
Бывали такие времена , когда я не могла поиграть с Сайкой , а он все приставал ко мне : то лапой топнет , то ушами хлопнет , а то начинал меня лапками царапать и , чтобы избавиться от него мне приходилось трогать его хвостик , который был у него самый чувствительный , и тогда зайка тут же убегал от меня обидевшись , прятался в свой уголок и лежал там до тех пор , пока я не начинала звать его самыми нежными словами . Так в занятиях и играх с Сайкой прошла зима .
Настала весна . Лес облачился в свой переливчатый изумрудный убор . По полянам весна рассыпала разноцветное конфетти из всевозможных вкусно пахнущих цветочков . Вернулись певчие пташки и теперь лес оглашало их беспрерывное радостное щебетанье . Зайцы играли в салки на полянке , белки бегали по верхушкам вечнозеленых сосен и в воздухе витал самый неповторимый и любимый запах новой жизни , нового начала - запах весны . И мне вздумалось пойти в лес , чтобы погулять , навестить моих муравушек и занести им гостинцев , а главное принести Сайке зеленых веточек и сочной травки .
Наказав Сайке сидеть тихо и не безобразничать , я побежала в лес . Побыв там немного времени , навестив муравьев , набрав веточек с первыми клейкими листочками , я побежала обратно домой , думая угостить моего Сайку и порадовать его . Всю дорогу мне все представлялась его довольная мордочка с хитрыми черными бусинами глаз , длинными шевелящимися усами и ушками , дергающимися от малейшего шороха или прикосновения .
Прибежав домой , я вдруг увидела , что мой милый , хороший зайка неподвижно лежал в лапах нашего злого цепного пса . Увидев моего любимого Сайку растерзанным , сердце мое замерло , я вскрикнула без памяти и как подкошенная повалилась на землю . Мама услышав мой крик , прибежала ко мне и бесчувственную унесла в дом . Потом она рассказала мне , что долго пришлось фельдшеру провозиться со мной , чтобы привести меня в чувство .
Не помню , сколько времени я пролежала больная , потом , когда стала поправляться , мама рассказала мне , что когда я ушла в лес , она вынула двойную оконную раму и открыла окно , чтобы проветрить комнаты после долгой зимы забыв при этом , что Сайка мог выпрыгнуть в окно , что он и сделал . Выпрыгнув в окно зайка радостно стал щипать молодую травку на погребе , а в то время наш пес сорвался с цепи , схватил зайку за горло и задушил его .


Вот таким трагическим образом погиб мой любимый , мой славный Сайка . Сейчас мне 73 года , но и теперь еще помню , как я растила , как берегла моего зайку , спасши его от гибели .
Бабушка Вера Ярмолович 1975 год .


Рецензии