Дороги войны - дороги жизни

Грею в ладонях
медали за труд в Войне
давно без хозяйки

Есть в моей жизни такие тихие дни, когда открываются дверки в Хранилище с названием "Память" и я слышу, как наяву, неторопливые рассказы моей бабушки о жизни нашей семьи в далёкие военные годы, в годы испытаний для всех вместе и каждого.
Вижу её красивые руки, бережно перебирающие медали и старые черно-белые, такие любимые, фотографии.
Теперь, когда дата ухода моей бабушки в мир иной, пишется двузначным числом, а душа просит общения, я достаю эти  медали, как святыню, из маленькой коробочки и долго-долго разглядываю, молча грею в руках.
Медаль "За оборону Кавказа", "За доблестный труд в годы ВОВ" и "За Ферганский канал" - чем-то  похожая  на орден.
Моя бабушка Анна никогда не держала в руках оружия. Ножницы, игла, лекало и  портняжный мелок  были её инструментами в жизни. А ещё сильный характер и огромное трудолюбие.
Перед войной и во время войны Анна работала в Узбекской филармонии г.Ташкент заведующей костюмёрным цехом и художницей - составителем концертных костюмов народной артистки СССР, лауреата Сталинской премии Тамары Ханум, известной в те годы исполнительницы  песен и танцев народов СССР и Мира.
Найти необходимый рисунок, описание тканей национального костюма для нужного танца, раздобыть именно такие или похожие материалы, из которых его можно правильно сшить так, чтобы на сцене произошло гармоничное, запоминающееся сочетание песни, танца и наряда -  в этом и состояло вдохновенное творчество обеих талантливых тружениц - подруг Тамары и Анны.
А потом, в поездках, нужно было ухитриться сохранить и быстро приготовить к выступлению концертный гардероб, что по тем, военным временам, было довольно непростой задачей: минимум времени, места и отсутствие простого утюга.
- "Бабулечка, разве нельзя было с собой взять такой же, как у нас теперь, электрический утюг? Ведь он не очень тяжёлый и такой горячий...?"
- "Что ты, внученька, а куда же его включать-то? Электричества в палатке полевой ведь нет. Пользовались таким только в гостинице, когда там удавалось переночевать. Но можно было найти чугунный утюг на углях, который разжигали и он грелся. Такой большой, тяжеленный, неповоротливый. Того и гляди - прижжёшь дорогое платье."
- " А вот мой маленький, игрушечный, им можно что-нибудь разгладить, он такой юркий?"
- " Конечно, моя милая! Вот его-то я и брала с собой в чемодан, его мы могли разогреть даже над примусом".
- "Так, значит, этот утюжок был на Войне? Такой путешественник. Я его очень люблю!"
Да, дороги бывали разные: в любую погоду, на любом транспорте, в спокойных местах и прямо на фронтовых рубежах. И труд, почти круглосуточный, по нескольку концертов в день.
С небольшим инструментальным ансамблем в составе фронтовых бригад они дали более 1000 концертов в разных точках нашей страны и за рубежом. Концерты шли и под бомбёжкой, на передовой, и в госпиталях,  на боевых кораблях в Черном море и на Дальнем Востоке, в Иране, в Китае и Монголии, а потом и в некоторых европейских странах.   
А награда - посветлевшие, радостные лица бойцов Красной Армии.  И святое чувство причастности к великому делу приближения Победы.
В каждой воинской части, где им приходилось давать концерт, Анна всматриваясь в лица бойцов, старалась расспросить, узнать - не бывал ли кто из них под Сталинградом в ноябре 1942 года, когда брали в окружение армию генерала Паулюса. В это время там воевал и её сын, пропавший без вести в одном из боёв.
Увы, тщетно. Ни во время войны, ни после так и не удалось найти дополнительную информацию.
Иной раз, когда была материальная возможность, артистов благодарили продуктами, в которых  очень нуждались многие семьи в те времена.
Однажды, после концертов в Дальневосточном округе, командование подарило бочку с сельдью. 
- "Что мы будем с солёной рыбой делать, зачем столько её?!" - удивлялись ребята из ансамбля. 
Но Анна нашла ей применение: пока ехали в поезде  через Сибирь, за неделю,  поменяли сельдь на станциях у сельчан на разные продукты.
- "Ай, какой же ты молодец, Аничка-хон! Спасибо тебе!"
Домой, в Ташкент, приехали с сумками, полными продуктов: яйца, масло, сушёные грибы, картошка. Настоящая радость семьям, видевшим только скудный паёк военных лет.
А свою Сталинскую премию Тамара Ханум передала на строительство танков и самолётов.
В 1944-45г.г. и в послевоенные годы ансамбль часто удостаивали чести выступать в праздничных правительственных концертах в Кремле, наряду с такими известными артистами, как К.И. Шульженко, С.Я.Лемешев, И.С.Козловский и другие.
Трудовая книжка моей бабушки Анны полна благодарностей за труд и в эти годы.
 К сожалению, в ноябре 1951г. нам всей семьёй пришлось уехать из Ташкента. Вынужденный переезд в город Казань - перевод мужа единственной дочери на другое место военной службы. Я, девочка - дошкольница, помню, что бабушка очень переживала, вплоть до болезни сердца - так ей было жаль расставаться с любимой работой, друзьями, уютным жильём в любимом городе Ташкенте, где прошли молодые, яркие, хоть и трудные годы.
А с Тамарой Ханум они ещё довольно долго вели переписку. В 1952 (или в 1953) году они встретились в Казани. Тамара Ханум приехала на гастроли с концертмейстером пианисткой Софьей.
Бабушка взяла меня с собой в гости к ним в гостиницу. Детская память запечатлела большой ковер на полу, пальму у окна и небольшой кабинетный рояль с открытой клавиатурой.
Конечно, детские руки потянулись к инструменту. Так я впервые услышала живой музыкальный звук. Что-то внутри меня всколыхнулось, завибрировало, подняв волну настоящего счастья прямо к глазам.
Тётя Софа погрозила пальцем, а Тамара Ханум обняла меня и со своей лучезарной улыбкой сказала бабушке Анне:
- "Если будет возможность, пусть учится музыке. Смотри, Аннушка, как глазёнки сияют!"
Годы спустя, мне купили аккордеон и я с трепетной радостью училась играть на нём мелодичные красивые этюды, вальсы, мазурки...
Сейчас в Ташкенте есть музей народной артистки СССР Тамары Ханум, в нём целая экспозиция уникальных костюмов, платьев, в которых шли выступления по программе "Песни и танцы народов мира".
Эти новые варианты сделаны, видимо, руками уже других людей, потому, что имя Анны Колюшевой там не значится. И такое бывает в жизни.
У меня же, в старом семейном альбоме, остались замечательные фотографии незабываемых трудовых лет бабушки, фото выступлений Тамары Ханум, фото её дочерей, семьи, подписанные "На добрую память моему другу Анечке".
Да, я ещё и по сей день храню пару толстых, старинных пластинок 40-ых годов с записями песен. И медали моей бабушки, медали военных лет.
Она не держала оружия в руках, лишь портняжный мелок, ножницы, иголку с ниткой. Её ловкие трудовые руки скроили и сшили много уникальных костюмов для выступлений  уникальной артистки военного времени.

Википедия:  О Тамаре Ханум https://ru.wikipedia.org/wiki/,_

21 июня 2015г.


Рецензии