C 22:00 до 02:00 ведутся технические работы, сайт доступен только для чтения, добавление новых материалов и управление страницами временно отключено

Кто научил нас, женщин, говорить?

     Сначала определимся - существует ли такой термин/определение как "женская поэзия"?
     Кто-то считает, что да - существует, кто-то не согласен. Кстати, вот что писала литературовед Лидия Яковлевна Гинзбург:

"А.А. (Ахматова - прим. Л.С) раздражалась, когда ее называли поэтессой, а по поводу рубрики женская поэзия .... говорила: «Понимаю, что должны быть мужские и женские туалеты. Но к литературе это, по-моему, не подходит».

     Да, Ахматова права: разделение на туалеты существует, но ведь когда-то существовало и разделение на "поэзию" и "женскую поэзию". Это сейчас, и несколько ранее, такого разделения уже нет. Есть просто ПОЭЗИЯ. И прекрасно, что много в ней женщин- поэтов и поэтесс (в зависимости от масштаба).

     Но кто же был "проводником" для женщин в поэзию? Кто открыл дверь в неё? Кто научил нас, женщин, говорить - АХМАТОВА? Так, по крайней мере, она сама считала и убедила в этом ДАЖЕ некоторых литературоведов. Но так ли это?

     Думаю, НЕТ! Разве Ахматова - первая женщина, ставшая поэтом, и вошедшая в ПОЭЗИЮ?

     Вспомним имена женщин-поэтесс, писавших до неё. Разве можно вычеркнуть или забыть их имена?

* * *

     Первой представительницей "женской поэзии" была Сапфо, древнегреческая поэтесса (лесбиянка). Но это было давно - две с половиной тысячи лет назад.

     В России же первой Сапфо в начале 19 века стала А. Павлова, вскоре однако забытая. Далее, уже без приставки "Сапфо", появились замечательные поэтессы - Каролина Павлова и Евдокия Ростопчина. Обе появились в литературе на закате пушкинского времени.  Именно как представительницы  сугубо "женской поэзии". Несмотря на их талант, поэты-мужчины и современники относились к ним скептически: мол, не женское это дело - поэзия.

     Тем не менее, многие стихи Ростопчиной - сорок! - позднее были положены на музыку и стали  любимыми и популярными романсами.

     Вот, например, этот, всем известный, прекрасный романс:

Вы вспомните меня когда-нибудь... но поздно!
Когда в своих степях далеко буду я,
Когда надолго мы, навеки будем розно —
Тогда поймете вы и вспомните меня!
Проехав иногда пред домом опустелым,
Где вас всегда встречал радушный мой привет,
Вы грустно спросите: «Так здесь ее уж нет?»—
И мимо торопясь, махнув султаном белым,
     Вы вспомните меня!..

Вы вспомните меня не раз,- когда другая
Кокетством хитрым вас коварно увлечет
И, не любя, в любви вас ложно уверяя,
Тщеславью своему вас в жертву принесет!
Когда уста ее, на клятвы тороваты,
Обеты льстивые вам станут расточать,
Чтоб скоро бросить вас и нагло осмеять...
С ней первый сердца цвет утратив без возврата,
     Вы вспомните меня!..

Когда, избави бог! вы встретите иную,
Усердную рабу всех мелочных сует,
С полсердцем лишь в груди, с полудушой — такую,
Каких их создает себе в угодность свет,
И это существо вас на беду полюбит —
С жемчужною серьгой иль с перстнем наравне,
И вам любви узнать даст горести одне,
И вас, бесстрастная, измучит и погубит,—
     Вы вспомните меня!..

Вы вспомните меня, мечтая одиноко
Под вечер, в сумерки, в таинственной тиши,
И сердце вам шепнет: «как жаль! она далёко,—
Здесь не с кем разделить ни мысли, ни души!..»
Когда гостиных мир вам станет пуст и тесен,
Наскучит вам острить средь модных львиц и львов,
И жаждать станете незаученных слов,
И чувств невычурных, и томных женских песен,—
     Вы вспомните меня!..

Апрель 1838, Петербург


     И (как жаль!) совсем не повезло поэтессе  К. Павловой - муж промотал её наследство, и она с сыном скиталась в конце жизни, жила в крайней бедности. А её стихи, хотя и менее совершенны в смысли техники и музыкальности (имхо), но темы глубже и разнообразнее, часто это философская лирика.

     А в конце этого же века  появилась НАША прекрасная поэтесса - Мирра Лохвицкая. Уже за первый же свой сборник она получает Пушкинскую премию и общепризнанное имя "русской Сапфо". Поэтому неверно считать, что первая наша Сапфо - это Ахматова.

     Нет, не Ахматова, а Мирра Лохвицкая. Если её так называли, то как можно это забыть, и зачем?

     В конце 19 века и на рубеже веков  - (19-го и 20-го) Женщины прочно завоёвывают своё место в поэзии, пусть она и называется пока "женской": М. Лохвицкая и те, кто идут за нею, пишут в основном о любви, страсти, эротике.

     Поэтесса Мирра Лохвицкая несправедливо сегодня забыта, хотя и является  предшественницей А. Ахматовой и М. Цветаевой. Именно она, как и ёё предшественницы - Павлова и Ростопчина, - проложила путь "женской поэзии". Именно она отвоевала ей место своей Пушкинской премией и всеобщим признанием. Поэтому нельзя сказать, что именно  А. Ахматова "научила женщин говорить", как она сама считала, а также некоторые её друзья и современники. Истина должна быть восстановлена.

     Весьма обидно, что не наши литературоведы, а зарубежные слависты первыми стали восстанавливать заслуженное место М. Лохвицкой, принадлежащее ей по прау в русской поэзии.
В «Словаре русских женщин писателей» американская исследовательница К. Гроуберг писала, что роль Лохвицкой в «женской поэзии» «все еще ждет взвешенной и справедливой оценки»и что её «влияние на современников и позднейших поэтов только начинает осознаваться».


     После них большой вклад в возвращение нашей поэтессы в классическую русскую поэзию - после долгого забвения - внесла наш литературовед,  д.ф.н - Т.Л. Александрова. После глубоких и обширных исследований много написала о ней, создала сайт поэтессы, где масса материала о жизни и творчестве Мирры Лохвицкой, о современниках поэтессы и их взаимоотношениях.


     Кстати, многие стихи М. Лохвицкой по художественному мастерству и ценности нисколько не уступают стихам А. Ахматовой. Горько, что, как и Н. Гумилёв, она прожила слишком короткую жизнь - всего 35 лет, - и не успела порадовать нас многими своими шедеврами. А в том, что их могло быть много, - трудно усомниться.

     В следующем своём ессе я для сравнения размещу стихи М. Лохвицкой и А. Ахматовой - по одной тематике, для сравнения.


Рецензии
Так захотелось поближе познакомиться и с Каролиной Павловой и с Евдокией Растопчиной.
С творчеством Мирры Лохвицкой я знакома, но время многое стирает, что-то забывается...
Какой ценный анализ, веские напоманания.
Для тех, кто любит и понимает поэзию, так важно знать истоки.
Спасибо большое, Лариса!!!

Иринья Чебоксарова   11.07.2015 18:02     Заявить о нарушении
Дорогая Ирочка, спасибо за тёплые слова!
К сожалению, я была так ограничена в тот момент временем, что не смогла написать более обширно о любимой мною Мирре Лохвицкой. Собрала-то я попутно, много о ней и её читая, материала много, но не выложила полностью. Это великая драма ЧИСТОЙ ДУШИ. Анна Каренина ушла к любимому, а Мирра не смогла по своему характеру и психотипу позволить себе даже самого невинного - в смысле плотской любви, от этих надрывов, страданий и погибла. Трагическая история((((

С искренней радостью, что и Вас это интересует, как и меня!
До встречи, Ирочка!
Лариса

Лариса Савельева 2   12.07.2015 13:33   Заявить о нарушении