История о десяти центах - 3. Сон-сценарий

Рассказ Скруджа Макдака. История о 10 центах…

«Как вы все знаете, родился я в Шотландии», начал Скрудж. «Родители мои - простые фермеры, жили в обычном доме, далеко не похожим на тот, что вы видите за спиной. Жили они в  деревне, в одной из провинций, в Шотландии. Работы было много, а благополучие всё как-то не шло. Была семья, была занятость, родился у них я, их единственный сын, а жизнь давалась с трудом…
Пожив так какое-то время, мои родители пришли к выводу, что пора искать это самое благополучие. Ведь, как известно: «Под лежачий камень – вода не течёт». И собрались в путь…
Много мест поменяли они, пока не почувствовали, что везде, в принципе, одно и то же. И, остановившись в одном небольшом портовом городе Шотландии, купили домик. Мне тогда было уже 8 лет…
Может, от всего увиденного и пережитого, может, от того, что это, у нас, Макдаков, в крови, но так или иначе, очень рано стал я находчивым и самостоятельным. Постоянные работы по дому, добрые и дельные советы отца с матерью, огромное желание учиться - всё это сыграло немаловажную роль в моём развитии, ещё тогда - в детстве…
Помню, когда заканчивал 4-класс школы, родители подарили мне волынку. Мне так понравился этот инструмент, что я приделал к ней самостоятельно ещё три  трубки, хо-хо! Звук был, что надо! Правда…, мои родители так не считали, и всячески пытались избегать  меня, когда я  играю!.. Но я находил в этом спокойствие и утешение. В те годы волынка была, чуть ли не единственным моим другом…
Помню последний класс школы. Я считал, что уже достаточно вырос, приобрёл необходимые знания, научился читать, считать и писать, логически мыслить и хотел заработать очень много денег. Ведь знание о том, что нам очень нужны деньги, я приобрёл ещё задолго до школы!..
Я с отличием окончил учёбу, получил аттестат о среднем образовании, и решил, что смогу сразу же стать директором банка! Только подумать!.. Кхе-кхе… После школы, друзья мои, открываются многие двери, но только нужно суметь туда войти...

«Здравствуйте! Меня зовут Скрудж Макдак. Я хотел бы быть директором этого банка. Я был казначеем в 8-ом классе, так что опыт имеется. Я хочу большую зарплату, ежегодный отпуск, отдельный кабинет и секретаря!»…

Вылетая на улицу из третьего учреждения, я заранее просчитал, где упаду, и предварительно постелил подушку. Хо-хо… Так, обойдя в городе все престижные работы и, нигде не закрепившись, я посмотрел, что же осталось. А осталась лишь парикмахерская ворчливого и недружелюбного мистера Джетта Маккили. И я направился прямиком туда…
«Здравствуйте! Меня зовут Скрудж Макдак. Я хотел бы у вас работать. Я хочу большую зарплату и ежегодный отпуск!».
«Мне работник не нужен, убирайся!» не совсем вежливо ответил парикмахер. «Хм… Хотя, постой-ка… Ты можешь остаться и подметать пол за клиентами. И можешь чистить им ботинки, пока они ждут своей очереди».
«Отлично!» обрадовался я. «А сколько вы будете мне платить?».
«Я ничего не буду тебе платить!» буркнул мистер Маккили. «Ты будешь получать чаевые от клиентов. Ну, как, согласен?».
«Договорились».
Итак, я стал работать в парикмахерской мистера Маккили. Раз иного выхода не было, стоило начать с малого…
И кто же мог представить, что в первый рабочий день придёт моё богатство! Моё золотце! Мой талисман! Моя удача!..».
В этот миг все вопросительно посмотрели на Скруджа.
«А?.. Кхе-кхе, прошу прощения. Итак, был мой самый первый рабочий день, который выпал как раз на национальный праздник – День шотландского килта. При других обстоятельствах работать, может, и не пришлось бы. Но, все хотели выглядеть на праздник красивыми, нарядными и аккуратно постриженными, так что…
Пока мистер Маккили усердно корпел над одной весьма корпулентной дамой, мне поручили почистить ботинки, ожидающим в очереди. Я взял тряпку, щётки и, не спеша, подошёл к сидящим на семи креслах субъектах. Ближе всех ко мне и, стало быть, и первый на очередь, сидел один здоровенный мужик, по виду шахтёр. Я взглянул на его башмаки… О, НЕТ!!! Точно шахтёр! Видать, недавно с работы припёрся. Сам помыться не забыл, а ботинки почистить и не подумал! Вы бы их видели! Чёрной подошвы не было видно вовсе, повсюду размазана глина, цемент, грязь и прочее, что даже перечислять не хочется. Брр!!!.. Я присел на корточки и понял: это надолго… Не знаю, сколько времени у меня ушло, сколько сил я потратил..., знаю лишь, что никогда так не трудился, до изнеможения. Перед глазами всё поплыло. Я, буквально, и рук своих не видел. Только слышен был скрип и шебуршание щёток… Наконец, я закончил. В ярко начищенных чёрных ботинках, я увидел уставшее и вспотевшее лицо – своё отражение. Ещё секунду я переводил дух, и, чтоб взбодриться, распростёр руки в стороны. Шахтёр увидел их, и положил в левую ладонь круглую монету достоинством в 10 центов. Мои первые 10 центов»…
«И тогда ты стал миллионером, да, дядя Скрудж?» спросил Дилли.
«Что ты, мальчик мой! Конечно же, нет! Я положил монетку в карман и принялся чистить других посетителей».
«Но, тогда…», начал было Вилли.
«Терпения, ребятки, терпения… Тогда я неплохие чаевые заработал. Я пришёл домой и положил все деньги в копилку. Свою первую монетку я поставил отдельно в небольшую баночку. Я решил никогда её не тратить. Ни за что на свете!!! Мол, пусть она напоминает мне о моём начинании. Ведь я ещё тогда решил, что хочу стать очень богатым. Выбраться из бедноты, в которой жил я и мои родители...

«Сынок, если хочешь сильно разбогатеть, то ты должен работать головой, а не руками», сказал мне тогда отец. «В этой парикмахерской тебя богатства не ждут».
И он был прав! Правда, понимал это и я сам… Но, какое-то время решил поработать у мистера Маккили. И побольше обращать внимание на то, что говорят в округе…
Навострив уши, я с любопытством стал слушать его беседы с клиентами. А среди них нашлось немало, кто готов был от души поболтать. И вот, я заметил, что люди всё чаще и чаще стали упоминать слово Америка. Я прислушался…

«О! Америка! Это рай! Это сказочная страна! Такая богатая! Такая денежная!».
«Не преувеличивайте, мистер Бриджес», холодно ответил Маккили. «Вы судите о ней лишь из сводок газет. А, поди, сам чёрт не знает, что по-настоящему там происходит. Враки всё это».
«Вы так думаете, достопочтимый мистер Маккили?» удивлённо ответил клиент. «А как же золотая лихорадка на Клондайке? Золото? Нефть? Биржевая и политическая структура? Говорят, даже увеселительные дома строят, даже города! Подумать только! А вы…».
«Да полноте. Лучше избавьте меня от этих сплетен. Нас, шотландцев, а точнее европейцев (если брать, в целом), чужие заокеанские земли не должны волновать. У нас своей экономики, да политики хватает».
«Помилуйте! Как можно так говорить! Это же…».

Я не стал дальше слушать. Работу свою давно закончил, равно как и мистер Маккили. Клиентов больше не было. А пресловутого мистера Бриждеса только пусти на порог, насилу потом выставишь. Да и что ему стричь-то? Ходит каждую неделю, и воображает из себя, что он цаца…
Но, в тот вечер, я пришёл домой и задумался… А может, правда, про Америку-то? Ну, не всё, конечно, но всё-таки?.. С такими мыслями я обратился к родителям.
«Сынок», сказал мне отец, «даже, если и правда, то где достать денег на билет? Это очень дорогое удовольствие. Да и путешествие неблизкое. Полно всяких опасностей. И неизвестно, что тебя там ждёт. Там свои люди, свои порядки… Мы не хотели тебе рассказывать, но твой дядя, мой родной брат Сэм Макдак, всё грезил морем, да и устроился на одно судно, юнгой. Вот примерно в твоём возрасте. Сейчас в Америке живёт. Говорит, что капитан на собственном торговом судне. Только я, зная его характер, не сказал бы, что…».
«Мой дядя Сэм в Америке?!!» взволнованно перебил я отца.
«Да».
«И у него есть своё собственное торговое судно?!!».
«Так он пишет».
«Отец! Напиши ему письмо! Прошу тебя! Я поеду к нему, в Америку!!!» выпалил я.
«Что ты! Что ты! Сынок! Это лишь мечты. На твои гроши тебе не купить билет и за два-три года. Оставь эту затею, сынок».
«Но ведь, папа, ты мне всегда говорил, что Макдаки никогда не сдаются! И более того, у меня есть идея!!!»…

Отец только вопросительно посмотрел на меня. А у меня и в самом деле был план. Мой мудрый папа всегда говорил мне: «Работай головой, а не руками». Пришло время воплощать в жизнь его слова… Из имеющейся на чердаке рухляди, я соорудил что-то, вроде, велостанка. Потом я отнёс его в парикмахерскую, показал мистеру Маккили и пояснил, что этот аппарат поможет чистить ботинки вдвое, а то и втрое большим людям. За то, что в парикмахерскую будут приходить только на чистку обуви, я буду отдавать треть заработанных денег. На что мистер Маккили сказал:
«Можешь оставить эти мелкие гроши себе. Ты лучше объясни, как эта штука будет работать».
«Очень просто», весело ответил я. «По принципу обыкновенного велосипеда».
«Хм», промычал он, «неплохо. Ну, а как щётки закрепишь?».
«Да это ещё проще. Беру несколько реек, прикрепляю к ним щётки и готово!».
«Хм… Ну, а с помощью чего вертеть думаешь, а?».
В этот миг, мистер Маккили не казался мне таким суровым, как всегда. Я пришёлся ему по душе! Мы с ним поладили! Он, может, этого и не признал, но стал добрее ко мне.
«С помощью подтяжек».
«Чтооо?!!».
«Да. С помощью обычных подтяжек».
«Хм…», хитро прищурился он. «Тащи ящик с инструментами. Сейчас сделаем»…
Я не мог даже слово сказать от радости. Волнение смешалось с нетерпением… И вот, к утру следующего дня, всё было готово. Я, прямо, сиял. А мистер Маккили даже дощечку к дверному косяку прибил:

«Парикмахерская Маккили. С сегодняшнего дня открыта также чистка обуви».

«Мистер Маккили, а вы не такой уж и злой, каким кажетесь», лукаво заметил я.
«Помалкивай, да за работу», сухо сказал он. «Видишь, открылись уже». Но, в уголке его рта, мелькнула еле заметная улыбка…
Работа закипела! Чаевые полились рекой!.. Но, всё же, до билета было ещё далеко… Однако, будучи очень упорным человеком, который стремительно идёт к заветной цели, я смог вытерпеть несколько месяцев непрерывного кропотливого труда и, где-то, через месяца три-четыре, сумел-таки накопить денег и купить себе билет на корабль до Америки. А ведь многим нужны для этого годы!..


Рецензии